признание решения думы противоречащим закону



Решение

Именем Российской Федерации

гор. Сызрань 20 апреля 2012 года Сызранский городской суд Самарской области в составе председательствующего судьи Сорокиной О.А.

с участием прокурора Талиповой Н.Г.

при секретаре Ноздряковой Ю.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1190/12 по заявлению прокурора города Сызрани в интересах неопределенного круга лиц о признании противоречащим закону подпункты 3.4 и 3.5 Решения Думы городского округа Сызрань от 26.01.2012г. №4 « О порядке назначения и получения ежемесячных денежных выплат, льгот, материальной помощи и компенсации, предусмотренных Положением « О почетном гражданине города Сызрань»,

У с т а н о в и л :

Прокурор обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании противоречащим закону нормативно-правого акта Решения Думы городского округа Сызрань подпункты 3.4 и 3.5 Решения Думы городского округа Сызрань от 26.01.2012г. №4 « О порядке назначения и получения ежемесячных денежных выплат, льгот, материальной помощи и компенсации, предусмотренных Положением « О почетном гражданине города Сызрань», ссылаясь на то, что 26.01.2012 Думой г.о. Сызрань принято Решение № 4 «О Положении «О порядке назначения и получения ежемесячных денежных выплат, льгот, материальной помощи и компенсации, предусмотренных Положением «О Почетном гражданине города Сызрани».

При изучении данного Решения установлено, что подпункты 3.4 и 3.5 пункта 3 не соответствуют действующему законодательству, в связи с чем подлежат отмене по следующим основаниям.

В соответствии с вводной частью Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" при переходе к системе социальной защиты граждан, основанной на положениях настоящего Федерального закона, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования должны:

при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств;

реализовывать принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства путем сохранения стабильности правового регулирования;

предоставлять гражданам возможность в течение разумного переходного периода каптироваться к вносимым в законодательство изменениям, в частности, посредством установления временного регулирования общественных отношений;

не допускать при осуществлении гражданами социальных прав и свобод нарушения трав и свобод других лиц.

Нормы настоящего Федерального закона должны реализовываться в соответствии с положениями, закрепленными в данной преамбуле, и не могут использоваться для умаления прав и законных интересов человека и гражданина.

Таким образом, названным федеральным законом предусмотрена замена льгот в натуральной форме на денежные компенсации. Однако Решение Думы г.о. Сызрань № 4 : 26.01.2012 года не содержит нормы, указывающей на предоставление ежемесячной денежной выплаты на оплату жилищно - коммунальных услуг на лицевые счета почетным гражданам, что нарушает их права и закон, а также ставит в неравные условия граждан г.о. Сызрань и почетных граждан.

Предоставление Почетным гражданам города Сызрани адресной денежной компенсации на оплату жилищно-коммунальных услуг на лицевые счета также необходимо и во исполнение жилищного законодательства.

Согласно ч.ч. 4.9.10 ст. 155 Жилищного кодекса РФ наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации, за исключением случая, предусмотренного частью 7.1 настоящей статьи.

Собственники жилых домов оплачивают услуги и работы по их содержанию к ремонту, а также вносят плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

Собственники помещений в многоквартирном доме оплачивают услуги в работы по содержанию и ремонту этих помещений в соответствии с договорами заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

Таким образом, жилищным кодексом РФ предусмотрено, что оплату услуг ЖЮ. осуществляют непосредственно наниматели или собственники жилых помещений ил> жилых домов на основании договоров, заключенных с организациями, осуществляющим; предоставление указанных услуг.

Законодательством не предусмотрено заключение соглашений с организациям?, оказывающими услуги ЖКХ льготной категории граждан, о перечислении денежных средств уполномоченным органом.

Постановлениями Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 и от 13.08.2006 № 4<* предусмотрено право граждан на снижение оплаты за не предоставление коммунальных услуг либо предоставления их ненадлежащего качества.

Согласно п.п. 7 и 15 Постановления Правительства от 13.08.2006 № - собственники помещений вправе обратиться с заявлением об изменении размера платы ж ответственному лицу, а наниматели жилых помещений, занимаемых по договору : социального найма или договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда (далее - наниматель), - к наймодателю. При управлении многоквартирным домом управляющей организацией наниматели вправе обратиться с заявлением об изменении размера платы к соответствующей управляют ж организации.

Факт выявления ненадлежащего качества услуг и работ и (или) превыше:-- л! установленной продолжительности перерывов в оказании услуг или выполнении работ отражается в акте нарушения качества или превышения установлении продолжительности перерыва в оказании услуг или выполнении работ. Указанный является основанием для уменьшения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения.

Пунктом 71 Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 также установлено, что акт о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества является основанием для перерасчета | размера платы за коммунальные услуги, а также для уплаты исполнителем неустойки за нарушение своих обязательств в размере, установленном федеральными законами и договором.

Таким образом, жилищным законодательством определены субъекты, полномочные оплачивать жилищно-коммунальные услуги, а также порядок снижения оплаты за непредоставление услуг ЖКХ либо предоставления их ненадлежащего качества. Вышеперечисленными нормами жилищного законодательства не предусмотрены полномочия органов местного самоуправления по оплате из бюджета услуг посредствам заключения соглашений между уполномоченным органом и организациями оказывающими услуги ЖКХ гражданам, пользующихся мерами социальной поддержки.

В соответствии с ч. 1 ст. 160 Жилищного кодекса РФ отдельным категориям гр в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов, то есть законодатель предусмотрел предоставление из бюджета компенсаций, а не оплату услуг за граждан.

Полномочия Управления социальной защиты населения Администрации г.о. Сызрань регламентированы Положением, утвержденным Постановлением Администрации г.о. Сызрань от 30.11.2011 года № 3384. Заключение соглашений между УСЗН и организациями, предоставляющими коммунальные услуги Почетным гражданам, не входит в перечень полномочий УСЗН.

Управление социальной защиты населения Администрации г.о. Сызрань, определенный как уполномоченный орган, не имеет возможности и законных оснований проводить проверки предоставления услуг ЖКХ Почетным гражданам надлежащего качества, а равно не имеет возможности снижения объемов бюджетного финансирования организациям, оказывающим такие услуги, в случае не предоставления данных услуг либо предоставления их ненадлежащего качества, в связи с чем имеет место бесконтрольное перечисление бюджетных средств, что недопустимо.

Таким образом, пп. 3.4 и 3.5 п. 3 Решения Думы г.о. Сызрань № 4 от 26.01.2012 года противоречат указанным выше нормам закона и содержат коррупциогенный фактор - наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права. - установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям.

Частью 4 ст.7 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» установлено, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 15 Конституции Российской Федерации Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

Органы местного самоуправления обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В соответствии с ч. 1 ст.21 Федерального закона «О прокуратуре РФ» предметом прокурорского надзора за исполнением законов являются: соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации органами местного самоуправления; соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами.

Принятое Решение Думы городского округа Сызрань № 4 от 26.01.2012г. рассчитано на неоднократное применение и в части предоставления преференций почетным гражданам г.о. Сызрань по оплате услуг ЖКХ ставит в неравные условия почетных граждан и граждан г.о. Сызрань, пользующихся льготами по оплате услуг ЖКХ. в том числе участников Великой Отечественной Войны, и оплачивающих данные услуги самостоятельно в соответствии с Жилищным кодексом РФ.

На противоречащий закону нормативный правовой акт (в части пп. 3.4 и 3.5 п. 3 Решения Думы от 26.01.2012 № 4) 22.02.2012 года прокурором города Сызрани принесен протест, который рассмотрен на заседании Думы г.о. Сызрань 29.02.2012 года и отклонен.

Данным заявлением прокурор реализует свое право на защиту прав и свобод неопределенного круга лиц. предусмотренное ч. 1 ст.21, п.З ст.22 Федерального закона «О прокуратуре РФ» и ст.ст.131 и 251 ГПК РФ. чье право может быть нарушено в процессе применения данного нормативного правового акта.

Решение Думы г.о. Сызрань от 26.01.2012 года № 4 опубликовано в газете «Вестник местного самоуправления» № 1 от 27.01.2012 года.

X

Прокурор г. Сызрани в лице Талиповой Н.Г. в судебном заседании исковые требования поддержала, сославшись на доводы, изложенные выше и в заявлении.

Представители Думы городского округа Сызрань по доверенности Сазонов С.В. и Данильцев П.В. в судебном заседании возражали против заявления прокурора, сослались на доводы, изложенные в письменном возражении. В письменном возражении Дума г.о. Сызрань указала, что оспариваемые подпункты 3.4 и 3.5 Решения Думы городского округа Сызрань от 26.01.2012г. №4 « О порядке назначения и получения ежемесячных денежных выплат, льгот, материальной помощи и компенсации, предусмотренных Положением « О почетном гражданине города Сызрань» не содержат признаков противоречия закону и закрепляют механизм предоставления льготы.

Представитель Администрации г.о. Сызрань по доверенности Артюшин Н.В. в судебном заседании возражал против заявления прокурора, ссылаясь на доводы представителей Думы г.о. Сызрань.

Представители УСЗН г. Сызрани в лице Сумбаевой Н.В. и Давыдовой О.А. разрешение заявления оставили на усмотрение суда, суду показали, что УСЗН от имени Муниципального образования г.о. Сызрань заключает договора с обслуживающей организацией о возмещении расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилищно- коммунальных услуг Почетным гражданам г. Сызрани, в соответствии с Положением о Почетном гражданине г. Сызрани, утвержденном Постановлением Сызранской городской     Думы от 31.03.2004г. № 18.

Представитель Контрольно- счетной палаты г.о. Сызрань в лице Салихова А.Х. разрешение заявления оставил на усмотрение суда, ссылаясь на то, что в соответствии с Положением « О порядке подготовки проектов Решений Думы г.о. Сызрань» проекты решений Думы об утверждении ( изменении, дополнении) городского бюджета и отчета о его исполнении, …а так же проекты иных правовых актов, затрагивающих вопросы поступления и расходования средств бюджета, рассматриваются при наличии заключения КСП г.о. Сызрани. В соответствии с заключением КСП г.о. Сызрани от 17.10.2011г. на проект Решения Думы « О Положении « О порядке назначения и получения ежемесячных денежных выплат, льгот, материальной помощи и компенсации, предусмотренных Положением « О почетном гражданине города Сызрани» коррупциогенные факторы не установлены.

Представители Совета Почетных граждан г. Сызрани в лице Юрасова П.М. и Непопаловой Р.В. в судебном заседании против заявления возражали, ссылаясь на то, что в случае признания противоречащими закону оспариваемых подпунктов 3.4 и 3.5 Решения Думы почетными гражданами будут совершаться трудновыполнимые и обременительные действия : оплата ЖКУ по квитанции в кассе управляющей компании, предоставление данной квитанции уполномоченному органу местного самоуправления с целью перечисления денежных средств и соответственно получение данных средств с лицевого счета банковского учреждения. Данные обстоятельства, учитывая разный возраст состава Почетных граждан, а так же наличие среди них инвалидов, будет являться своеобразным ущемлением прав данной категории граждан на эффективные меры социальной поддержки и социального обслуживания.

Проверив дело, заслушав объяснения прокурора, представителей Думы г.о. Сызрань, Администрации г.о. Сызрань, УСЗН Администрации г. Сызрани, СКП г. Сызрани, представителей Совета Почетных граждан г. Сызрани, исследовав письменные материалы, суд не находит оснований для удовлетворения заявления прокурора по следующим основаниям.

Судом установлено, что Думой городского округа Сызрань 26.01.2012г. было принято решение № 4 « О Положении « О порядке назначения и получения ежемесячных денежных выплат, льгот, материальной помощи и компенсации, предусмотренных Положением « О почетном гражданине города Сызрани». Решение Думы г.о. Сызрань от 26.01.2012 года № 4 было опубликовано в газете «Вестник местного самоуправления» № 1 от 27.01.2012 года.

Подпункт 3.4 вышеназванного положения предусматривает, что почетный гражданин обращается в организации, предоставляющие жилищно- коммунальные услуги, с личным заявлением о предоставлении квитанций об оказанных услугах в УСЗН и копии квитанций Почетному гражданину. На основании соглашения, заключенного с УСЗН, организации, предоставляющие жилищно- коммунальные услуги Почетным гражданам, ежемесячно направляют квитанции об оказанных услугах в УСЗН. Форма такого соглашения разрабатывается и утверждается УСЗН.

Подпункт 3.5 вышеназванного положения предусматривает, что льгота на оплату жилого помещения и коммунальных услуг Почетным гражданам предоставляется с месяца обращения заявителя, путем перечисления средств на лицевой счет организаций, предоставляющих соответствующие жилищно- коммунальные услуги Почетным гражданам.

В соответствии с вводной частью Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" при переходе к системе социальной защиты граждан, основанной на положениях настоящего Федерального закона, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования должны:

при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств;

реализовывать принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства путем сохранения стабильности правового регулирования;

предоставлять гражданам возможность в течение разумного переходного периода адаптироваться к вносимым в законодательство изменениям, в частности, посредством установления временного регулирования общественных отношений;

не допускать при осуществлении гражданами социальных прав и свобод нарушения прав и свобод других лиц.

Нормы настоящего Федерального закона должны реализовываться в соответствии с положениями, закрепленными в данной преамбуле, и не могут использоваться для умаления прав и законных интересов человека и гражданина.

В соответствии с ч. 1 ст. 160 Жилищного кодекса РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.

В связи с чем, органы местного самоуправления вправе определять своим нормативно правовым актом порядок и условия предоставления данных компенсаций.

Положение « О почетном гражданине города Сызрани» было утверждено Постановлением Сызранской городской Думы от 31.03.2004г. №18.

В силу ст. 8 Федерального закона от 29.12.2004г.№ 189-ФЗ « О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» до внесения соответствующих изменений в федеральные законы и иные нормативно правовые акты сохраняется действующий на момент введения в действие Жилищного кодекса РФ порядок предоставления указанных льгот.

В связи с чем, льгота Почетным гражданам по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, закрепленная в Положении « О порядке назначения и получения ежемесячных денежных выплат, льгот, материальной помощи и компенсации, предусмотренных Положением « О Почетном гражданине города Сызрани», утвержденном Решением Думы от 26.01.2012г. № 4, не противоречит действующему законодательству и закрепляет механизм предоставления такой льготы.

Таким образом, ссылку прокурора в заявлении о том, что оспариваемые подпункты 3.4 и 3.5 Решения противоречат вышеуказанным нормам законодательства, суд считает несостоятельной.

Так же суд читает не состоятельной ссылку заявителя о противоречии оспариваемых подпунктов 3.4 и 3.5 Решения ч.ч.4,9,10 ст. 155 ЖК РФ. В силу п. 40 Раздела « Порядка расчета и внесения платы за коммунальные услуги» Постановления Правительства РФ от 23.05.2006г. № 307 « О порядке предоставления коммунальных услуг гражданами»: если иное не установлено договором, потребители вправе по своему выбору – поручать другим лицам внесение платы за коммунальные услуги вместо них любыми способами, не противоречащими требованиям законодательства РФ и договору».

Оспариваемое Решение Дума городского округа Сызрань в части механизма реализации льгот утвердила по аналогии с Законом Самарской области от 16.07.2004г. № 122-ГД « О государственной поддержке граждан, имеющих детей», согласно которого ежемесячное пособие на питание ребенка при наличии соответствующего заявления родителей ( получателя пособий) направляется Министерством здравоохранения и социального развития Самарской области на расчетный счет юридического лица или индивидуального предпринимателя, предоставившего ребенку услуги питания в соответствующем образовательном учреждении.

Таким образом, суд считает, что оспариваемое Решение Думы городского округа Сызрань было принято в соответствии с действующим законодательством в пределах своих полномочий по предоставлению льгот и гарантий отдельным категориям граждан, предусмотренных Уставом г.о. Сызрань, данным порядком определен механизм, позволяющий наиболее эффективно, без дополнительных обязанностей либо действий оказывать меры поддержки Почетным гражданам, уже заложенные в Положение о Почетном гражданине г. Сызрани.

При таких обстоятельствах, суд считает заявление прокурора города Сызрани в интересах неопределенного круга лиц о признании противоречащими закону подпункты 3.4 и 3.5 Решения Думы городского округа Сызрань от 26.01.2012г. №4 « О порядке назначения и получения ежемесячных денежных выплат, льгот, материальной помощи и компенсации, предусмотренных Положением « О почетном гражданине города Сызрань» следует оставить без удовлетворения.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199, 251 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Заявление прокурора города Сызрани в интересах неопределенного круга лиц о признании противоречащим закону подпункты 3.4 и 3.5 Решения Думы городского округа Сызрань от 26.01.2012г. №4 « О порядке назначения и получения ежемесячных денежных выплат, льгот, материальной помощи и компенсации, предусмотренных Положением « О почетном гражданине города Сызрань»- оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Сызранский городской суд в течении месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья: Сорокина О.А.