копия
Р Е Ш Е Н И Е
г. Сызрань 28.10.2011 г.
Судья Сызранского городского суда Самарской области: Новичкова И.А.,
с участием :
представителей ДОУ детсад № 69 – заведующей Арсеньевой Н.П., Фаллер И.Н. по доверенности,
представителя ОГПН г.о. Сызрань, Октябрьск, м.р. Сызранский, Шигонский – Пузина О.В.,
рассмотрев жалобу заведующей ДОУ детсад № 69 на постановление №№00 начальника отдела Государственного пожарного надзора г.о. Сызрань, Октябрьск и м.р. Сызранский, Шигонский от **.**.**** г. о назначении административного наказания по ст. 20.4 ч.ч. 2,3,4 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛА:
Начальником отдела Государственного пожарного надзора г.о. Сызрань, Октябрьск и м.р. Сызранский, Шигонский по пожарному надзору М***, в отношении юридического лица – ДОУ детсад № 69, расположенного в Самарской области г.Сызрань, ул. ул. ХХХ,№00, **.**.**** г. было вынесено постановление №№00 о привлечении к административной ответственности юридического лица за правонарушение, предусмотренное ст. 20.4 ч.ч. 2,3,4 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 400 000 (четыреста тысяч) рублей.
Как следует из вышеназванного постановления, **.**.**** г., при проведении выездной плановой проверки, в здании Дошкольного образовательного учреждения детский сад №69, расположенного по ул. ул. ХХХ,№00 г. Сызрани, указанное юридическое лицо нарушило нормы и правила пожарной безопасности, а именно:
- пожарные металлические лестницы не выполнены согласно норм;
- не выполнена прямая телефонная связь с ближайшим подразделением пожарной охраны;
- отделка стен в служебных помещениях и групповых (средняя группа: вторая группа; ясельная №2, старшая подготовительная: кабинет заведующего) выполнена горючими материалами (оклеены бумажными обоями);
- допустило эксплуатацию здания, с установленными на оконных проемах (складского помещения, ясельной №1 группы, в коридоре около выхода №3) металлическими решетками;
- по периметру крыши здания не выполнено металлическое ограждение;
-части зданий и помещений различных классов функциональной пожарной опасности (детский сад и поликлиника) не разделено между собой противопожарной преградой;
- в пожароопасные помещения (складское помещение около выхода №2: помещение в старшей подготовительной группе), не установлены сертифицированные противопожарные двери;
-металлические балки, несущие лестничные марши (косауры), не доведены до требуемого предела огнестойкости;
- не проведена проверка качества состояния огнезащитной обработки деревянных конструкций чердачного помещения;
- допущено нарушение огнезащитного покрытия (краски) на металлических конструкциях лестничных маршей (косауров);
за что предусмотрена административная ответственность по ч.2 ст. 20.4 КоАП РФ (нарушение требований пожарной безопасности, в условиях особого противопожарного режима, введенного постановлением Правительства Самарской области от 27.05.2011г. №258);
- под лестничной клеткой, установленный распределительный щит не выгорожен перегородкой из несгораемого материала;
- на светильники, установленные в техническом подполье, не надеты плафоны, колпаки, рассеиватели, предусмотренные конструкцией светильников;
-допустило эксплуатацию светильников в техническом подполье, подвешенных на электрических проводах;
за что предусмотрена административная ответственность по ч.3 ст. 20.4 КоАП РФ;
- ширина эвакуационных выходов наружу из здания не выполнена 1,2 м.;
- на путях эвакуации перед эвакуационными выходами применило пороги (выход из старшей подготовительной группы; выход из ясельной группы 2 этажа: основной выход);
-для отделки путей эвакуации (коридоров, лестничных клеток, выходов) применены горючие материалы (стены и ступени лестничных клеток окрашены масляной краской: перед эвакуационными выходами №1,2,3 установлены деревянные тамбуры, окрашенные масляной краской);
-двери, отделяющие коридоры от лестничных клеток на 2 этаже не дооборудованы уплотнениями в притворах;
-высота основного эвакуационного выхода из здания не выполнена 1.9м.;
- дверь эвакуационного выхода №3 из здания закрыта на механический замок;
- допущена эксплуатация здания с неисправной (нерабочей) автоматической пожарной сигнализацией (шлейф№6);
- допущено загромождение эвакуационного пути (выхода) из старшей подготовительной группы шкафом для одежды;
- под лестничной клеткой допущено хранение и складирование горючих материалов;
за что предусмотрена административная ответственность по ч.4 ст. 20.4 КоАП РФ;
В жалобе представитель юридического лица – заведующая ДОУ № 69 Арсеньева Н.П. просит отменить постановление начальника ОГПН г.о. Сызрани, Октябрьска, м.р. Сызранский, Шигонский от **.**.**** г. года о назначении административного наказания, как незаконное, а производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения в действиях юридического лица.
В судебном заседании представители юридического лица – Арсеньева Н.П. и Фаллер И.Н. пояснили, что согласно ст.2.1. КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие).. .юридического лица, за которое установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения норм и правил, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Юридическое лицо детский сад №69 является невиновным лицом в совершении инкриминируемого правонарушения, так как с его стороны были предприняты все необходимые меры для соблюдения правил пожарной безопасности. В силу ст.38 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушения требований пожарной безопасности, в том числе, несут: собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности. Между Администрацией городского округа Сызрань, собственником имущества и детским садом №69 заключен Договор о закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления за ДОУ №69, согласно которому детский сад обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, содержать и оборудовать муниципальное имущество в соответствии с противопожарными требованиями. В свою очередь, на Администрацию городского округа Сызрань, как одного из учредителей ДОУ, возложено выполнение противопожарных мероприятий, осуществление текущего и капитального ремонта. Указанные полномочия учредителя также определены в Уставе ДОУ детский сад №69. Выявленные при проверке нарушения не могут быть устранены силами детского сада, т. к. для их устранения необходимы значительные средства и работы по их выполнению носят капитальный характер. Режимный характер носят пункты, касаемые эксплуатации светильников в подвале помещения, однако данные светильники находятся в подвале, часть которого относится к детской поликлинике и детский сад эту часть подвала не использует. О данном обстоятельстве инспектор ОНД был извещен, согласился с нашими доводами, однако при вынесении Постановления указал данное обстоятельство как нарушение. Так же в Постановление включен пункт о несоответствии распределительного щита противопожарным нормам, однако в 2010г. ООО «СтройТехСервис» указанный шкаф ВРУ был доведен до степени защиты 1Р 31, о чем имеется соответствующий акт сдачи-приемки выполненных работ. Что касается пункта «-загромождение эвакуационного пути шкафом для одежды», то с указанным пунктом также не согласны, т. к. шкафчик для одежды стоял не за дверью, а у стены вдоль двери и не препятствовал ее открыванию (двери распашные, двустворчатые), в настоящее время шкаф отодвинут еще и от стены. С пунктом «- под лестничной клеткой допустило хранение и складирование горючих материалов», также не согласны, т. к. это не горючие материалы, а спортивный инвентарь для занятий детей физкультурой, который был поставлен воспитателем непосредственно по окончании занятий на время, необходимое для того, чтобы завести детей в группу. По размещении детей в группе инвентарь был убран. Так как все нарушения носят капитальный характер и устранить их силами ДОУ №69 невозможно, были направлены письма и в Администрацию городского округа Сызрань и в Западное управление Министерства образования, однако денежные средства так и не были выделены. В связи с тем, что устранить выявленные нарушения детский сад своевременно не может по независящим от него причинам, считают юридическое лицо ДОУ детский сад №69 невиновным, а вынесенное постановление незаконным.
Представитель ОГПН г.о. Сызрань и Октябрьск, муниципальных районов Сызранский, Шигонский – Пузин О.В. считает постановление начальника ОГПН законным и обоснованным и просит оставить его без изменения.
Заслушав представителей ДОУ №69, представителя ОГПН г.о. Сызрани, изучив представленные материалы полагаю, что постановление начальника отдела Государственного пожарного надзора г.о. Сызрань, Октябрьск и м.р. Сызранский, Шигонский по пожарному надзору М***, в отношении юридического лица – ДОУ детсад №69 вынесено обоснованно.
Как установлено проверкой, выявленные нарушения правил пожарной безопасности в Дошкольном образовательном учреждении детский сад №69, расположенном по ул. ул. ХХХ№00 г. Сызрани, явились основанием привлечения данного юридического лица к административной ответственности.
Правилами пожарной безопасности, утвержденными Приказом МЧС России от 18.06.2003 № 313, установлены требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами.
В силу п. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным, если будет доказано, что им не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, обязанность по соблюдению которых установлена нормативными актами.
Согласно Договора о передаче объектов собственности в оперативное управление, указанное ДОУ детсад №69 обязано обеспечить сохранность переданного в управление имущества и, в случае его утраты, гибели, восстановить за счет прибыли. Все вышеперечисленные нарушения возникли только в процессе эксплуатации здания, следовательно, имеет место административное правонарушение. Юридическое лицо несет ответственность за сохранность переданного ему в оперативное управление имущества. Так как в силу ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности», ответственность за нарушения требований пожарной безопасности несут собственники имущества, то есть лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители предприятий, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности. Согласно ст. 51 Закона РФ «Об образовании» от 10.07.1992г. №3266-1, образовательное учреждение несет в установленном законодательством РФ порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса. Вся переписка между юридическим лицом – ДОУ детсад №69 и Администрацией, руководством Западного Управления министерства образования и науки Самарской области по выделению денег на устранение нарушений пожарной безопасности капитального характера, не позволяют сделать вывод, что со стороны указанного юридического лица были сделаны все зависящие от него действия. Юридическое лицо обязано обеспечить безопасные условия труда и пребывания в здании детского сада для сотрудников и воспитанников и в целях защиты их прав могло, например, обратиться в прокуратуру с заявлением в интересах учреждения и несовершеннолетних на бездействие со стороны Администрации, но этого сделано не было. Следовательно, нельзя сделать вывод о том, что в соответствии с ч.2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическим лицом были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм. Вина юридического лица – ДОУ детсад №69 подтверждена: протоколами об административном правонарушении №№00 от **.**.**** г., №№00 от **.**.**** г., №№00 от **.**.**** г., фототаблицами к протоколам. Таким образом, в деятельности юридического лица ДОУ детсад №69 допущены нарушения Правил пожарной безопасности.
Учитывая вышеизложенное, ДОУ детсад №69 правомерно привлечено к административной ответственности.
Вместе с тем, постановление начальника ОНП №№00 от **.**.**** г. подлежит изменению по следующим основаниям.
Юридическому лицу ДОУ детсад №69 вменялись нарушения требований пожарной безопасности, совершенные в условиях особого противопожарного режима, который был введен на территории Самарской области по постановлению Правительства Самарской области от 27.05.2011 года № 258, с 31 мая по 30 сентября 2011 года. По смыслу названного постановления и части 2 ст.20.4 КоАП РФ, особый противопожарный режим не предусматривает введение новых требований и не отменяет действующие требования пожарной безопасности, а усиливает ответственность в весенне-летний пожароопасный период, в связи с повышенной опасностью возникновения пожаров.
ДОУ детсад №69 привлечено к ответственности не за невыполнение мероприятий, введенных на период особого противопожарного режима, а за нарушение требований пожарной безопасности, которые в этот период были выявлены. Доказательств того, что допущенные нарушения совершены именно в условиях особого противопожарного режима, а не до его введения, административным органом не представлено и не содержит мотивированного вывода в этой части.
Исходя из положений ст. 20.4 КоАП РФ.
Несмотря на уменьшение объема обвинения и частичную переквалификацию действий вышеназванного юридического лица, наказание следует оставить без изменения, так как оно назначено в минимальном размере, предусмотренной санкцией ч.4 ст. 20.4 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 ч.1 п.1 КоАП РФ, судья,
РЕШИЛА:
Постановление №№00 от **.**.**** г., вынесенное начальником отдела Государственного пожарного надзора г.о. Сызрань, Октябрьск и м.р. Сызранский, Шигонский, о привлечении юридического лица – ДОУ детсад №69 г. Сызрани к административной ответственности по ст. 20.4 КоАП РФ оставить без изменения и, на основании ч.ч.2 и 3 ст.4.4. КоАП РФ, определить наказание в виде административного штрафа в размере 400 000 (четырехсот тысяч) рублей.
Жалобу ДОУ детсад №69 оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение 10 суток со дня его вынесения.
Судья: подпись