Дело № 2 -598/2010 г.
Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской ФедерацииСысольский районный суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Слободянюк Т.А.
при секретаре Д. ,
рассмотрев в открытом судебном заседании
в селе Визинга Сысольского района Республики Коми
23 июля 2010 года дело по жалобе администрации сельского поселения «В. » на предписание Главного государственного инспектора безопасности дорожного движения по Республике Коми,
У С Т А Н О В И Л:
Администрация сельского поселения «В. » обратилась в Сысольский районный суд с жалобой на предписание Номер обезличен от Дата обезличена года, вынесенное Главным государственным инспектором безопасности дорожного движения по Республике Коми. В заявлении просит признать предписание незаконным и отменить.
В судебном заседании представитель заявителя руководитель администрации Т. требования жалобы поддержал. Дополнительно пояснил, что срок исполнения предписания является не исполнимым, поскольку администрация сельского поселения как бюджетное учреждение не имеет возможности, в том числе и финансовой, в течение суток установить 32 дорожных знака.
Представители Управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД по Республике Коми К. , Е. возражают против заявленных требований по доводам, изложенным в письменном отзыве.
Заслушав стороны, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Из изученной в судебном заседании докладной записки и.о. начальника оГИБДД по Сысольскому району от Дата обезличена на имя начальника отделения ДИиОД УГИБДД МВД по РК следует, что на участках улиц местного значения, расположенных в ..., отсутствуют знаки приоритета.
Согласно предписанию на устранение нарушений требований по безопасности дорожного движения от Дата обезличена, выданного Главным государственным инспектором безопасности дорожного движения по РК на имя администрации сельского поселения «В. », следует, что администрации надлежит провести определенные мероприятия в целях устранения нарушений ГОСТ Р 50597-93, ГОСТ Р 52289-2004, а именно: в течение суток на основании п. 4.1.5 ГОСТ Р 50597-93 установить дорожные знаки приоритета в общем количестве 32 штуки, из них: дорожный знак 2.1 «Главная дорога» в количестве 20 штук, дорожный знак 2.4 «Уступите дорогу» в количестве 12 штук.
Указанные в докладной записке, а затем в предписании, автомобильные дороги не относятся к автодорогам федерального либо регионального значения, что подтверждается справкой ОВД по Сысольскому району РК.
В силу требований ст. ст. 5, 6 Федерального закона от 08.11.2007г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к муниципальной собственности относятся автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Вышеназванными статьями предусмотрено, что перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения может утверждаться органом местного самоуправления поселения, однако исходя из содержания статей закона, при его составлении органы местного самоуправления должны включить в него все автодороги, не отнесенные к федеральным, региональным, межмуниципальным или частным.
Следовательно, органы местного самоуправления поселения несут ответственность за состояние таких дорог, независимо от включения их в перечень автодорог местного значения.
В Федеральном законе от 10.12.1995г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" к ведению органов местного самоуправления отнесены принятие и исполнение местных программ, направленных на сокращение количества дорожно-транспортных происшествий и снижение ущерба от этих происшествий, установление временных ограничений или прекращение движения транспортных средств на дорогах с целью обеспечения безопасности дорожного движения, проведение мероприятий по организации дорожного движения в целях повышения его безопасности и пропускной способности.
В силу ст.ст. 14, 15, 16 Федерального закона от 06.10.2003г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", относящих к вопросам местного значения не только дорожную деятельность в отношении автодорог местного значения, но и "осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ", с учетом п. 12 ст. 13 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", указанные полномочия органов местного самоуправления также следует признать их полномочиями по решению вопросов местного значения.
Таким образом, однозначно следует, что обеспечение автодорог местного значения дорожными знаками, светофорами и другими устройствами для регулирования дорожного движения, в том числе установка и содержание этих устройств на автодорогах, относится к компетенции органов местного самоуправления.
Следовательно, в отношении автодорог местного значения органы местного самоуправления обязаны содержать не только дороги, но и технологически связанные с ними объекты, то есть объекты, имеющие отношение к использованию дорог по их прямому назначению - для движения транспортных средств.
Согласно п. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993г. N 1090, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать эти объекты в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организаций дорожного движения устанавливает ГОСТ Р 50597-93. Все требования государственного стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранения жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
В соответствии с п. 4.1.1 ГОСТа Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов должны быть оборудованы дорожными знаками, изготовленными по ГОСТ 10807 и размещенными по ГОСТ 23457 в соответствии с утвержденной в установленном порядке дислокацией.
Согласно п. 5.3.2 ГОСТа Р 52289-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств" знак 2.1 "Главная дорога" устанавливают в начале участка дороги с преимущественным правом проезда нерегулируемых перекрестков.
В населенных пунктах знак устанавливают перед каждым перекрестком на главной дороге. Перед нерегулируемыми перекрестками, на которых главная дорога проходит в прямом направлении, а пересекающая дорога имеет не более четырех полос, допускается устанавливать знак размером 350 х 350 мм.
Пунктом 5.3.6 ГОСТа Р 52289-2004 установлено, что знак 2.4 "Уступите дорогу" применяют для указания того, что водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по пересекаемой дороге, а при наличии таблички 8.13 - транспортным средствам, движущимся по главной дороге.
Знак устанавливают непосредственно перед выездом на дорогу в начале кривой сопряжения, по которой знаками 2.1 или 2.3.1 - 2.3.7 предоставлено преимущественное право проезда данного перекрестка, а также перед выездами на автомагистраль. Перед перекрестками со сложной планировкой и перед перекрестками, на которых главная дорога изменяет направление, знак устанавливают с табличкой 8.13. Знак устанавливают перед выездами с грунтовых дорог на дорогу с твердым покрытием, а также в местах выезда на дорогу с прилегающих территорий, если признаки примыкающих дорог могут неоднозначно распознаваться водителями транспортных средств, выезжающих на главную дорогу в светлое и темное время суток.
В силу требований п. 10.2.7.2 Наставления по службе дорожной инспекции и организации движения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД РФ от 08.06.1999г. N 410 "О совершенствовании нормативно-правового регулирования деятельности службы дорожной инспекции и организации движения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации" по результатам контрольных проверок должностным лицам, нарушившим правила ремонта и содержания дорог, дорожных сооружений и железнодорожных переездов, готовится предписание за подписью главного государственного инспектора безопасности дорожного движения с указанием сроков устранения выявленных недостатков, соответствующих ГОСТу Р 50597-93.
Судом не принят во внимание довод администрации сельского поселения «В. » о нарушении ее права присутствовать при проведении состояния проверки дорог, так как в соответствии со ст. 10.2 вышеназванного Наставления контроль за эксплуатационным состоянием автомобильных дорог осуществляется посредством проведения различных проверок, в том числе повседневного надзора.
При этом п.п. 10.2.8.1 - 10.2.8.4 Наставления установлено, что повседневный надзор за условиями движения осуществляется в целях оперативного принятия мер к устранению возникших в процессе эксплуатации дорог недостатков, производится инспекторами дорожно-патрульной службы и государственными инспекторами дорожного надзора. В ходе повседневного надзора контролируется эксплуатационное состояние дорог.
Следовательно, данные нормы не предусматривают обязательного присутствия представителя органа местной исполнительной власти при обнаружении недостатков в содержании дорог при проведении повседневного надзора.
Отсутствие схемы (дислокации) дорожных знаков не является основанием для признания предписания незаконным, поскольку заказчиком проекта организации дорожного движения, разрабатываемого на основании п.2 ст. 21 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" для муниципальных автомобильных дорог являются органы исполнительной власти, уполномоченные управлять этими дорогами.
Установленные выше обстоятельства дают суду основание полагать, что оспариваемое предписание было вынесено лицо, имеющим полномочия на принятие данного решения при соблюдении порядка его принятия и соответствия содержания оспариваемого решения требованиям закона.
Вместе с тем, заслуживают внимания доводы представителя администрации сельского поселения об изменении предписания в части срока его исполнения - одни сутки, в течение которых заявитель обязан установить 32 дорожных знака.
Суд, учитывая требования разумности и справедливости, а так же исходя из реальной возможности органа местного самоуправления как бюджетной организации, предпринять меры для устранения недостатков в содержании технических средств организации дорожного движения, по доводам, изложенным заявителем, полагает установить срок исполнения предписания - 3 (Три) месяца, при этом срок следует исчислять со дня вынесения настоящего решения суда. Руководствуясь ст. ст. 194 - 199, 258 ГПК РФ, судР Е Ш И Л:
Жалобу администрации сельского поселения «В. » на предписание Главного государственного инспектора безопасности дорожного движения по Республике Коми частично удовлетворить.
Изменить предписание Номер обезличен от Дата обезличена, вынесенное Главным государственным инспектором безопасности дорожного движения по Республике Коми, в части установления срока исполнения предписания, а именно: установить срок - 3 (Три) месяца, срок исполнения предписания следует исчислять со дня вынесения настоящего решения суда.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме с подачей жалобы через Сысольский районный суд.
Решение изготовлено в окончательной форме Дата обезличена года.
Судья