признано бездействие АМР `Сысольский и возложена обязанность



Дело № 2-903/2010

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Визинга

30 ноября 2010 года

Сысольский районный суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Ерчина Ю.Н.,

при секретаре Баранниковой Н.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Сысольского района о признании незаконным бездействия администрации муниципального района «Сысольский» по организации пассажирских перевозок и возложении обязанности исполнения пунктов 18 и19 постановления от 30.05.2008 года № 5/195,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Сысольского района РК обратился заявлением в районный суд в интересах неопределенного круга лиц, с требованиями о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования муниципального района «Сысольский» и возложении обязанности исполнять пункты 18 и 19 постановления администрации МР «Сысольский» от 30.05.2008 года № 5/195.

В судебном заседании ст. помощник прокурора Сысольского района Коновалова Л.А. заявленные требования прокурора поддержала в полном объеме. Суду пояснила, что прокурором подано заявление в отношении администрации муниципального района «Сысольский (администрации МР «Сысольский») по исполнению постановления от 30.05.2008 года № 5/195, которым утверждено Положение «Об организации пассажирских перевозок между сельскими поселениями в границах муниципального образования муниципального района «Сысольский». Положением определено, что формируется муниципальный заказ и осуществляется его размещение на конкурсной основе на право заключения контракта по перевозке пассажиров и багажа по межпоселенческим регулярным автобусным маршрутам. Проведенной проверкой установлено, что администрацией МР «Сысольский» не исполняются полномочия в части проведения конкурса на право заключения договора по перевозке пассажиров и багажа по межпоселенческим автобусным маршрутам. В настоящее время, администрацией МР «Сысольский», выступающей в роли заказчика, с исполнителем в лице ООО <данные изъяты> заключен договор на финансирование сумм выпадающих доходов по пассажирским перевозкам на социально-значимых маршрутах, которым определена ответственность исполнителя лишь в части снижения объема перевозок. Бездействие администрации МР «Сысольский» нарушает права неопределенного круга лиц на обеспечение потребности в транспортных услугах и транспортное обслуживание в границах муниципального образования, отвечающих требованиям безопасности дорожного движения, на комфортность и регулярность перевозок, предусмотренных федеральным, региональным и муниципальным законодательством. Уточнила требования прокурора, просила признать незаконным бездействие администрации муниципального района «Сысольский» по организации пассажирских перевозок между сельскими поселениями в границах муниципального района на конкурсной основе и обязать исполнять п.п.18-19 постановления администрации МР «Сысольский» от 30.05.2008 года № 5/195 «Об организации пассажирских перевозок между сельскими поселениями в границах муниципального образования муниципального района «Сысольский».

Представитель администрации муниципального района «Сысольский» Беляев А.Н. (по доверенности от 04.01.2010 года) не согласился с заявленными требованиями прокурора, поддержал представленные суду возражения. Полагает, что прокурором не представлено доказательств нарушения прав неопределенного круга лиц. В Сысольском районе деятельность единственного перевозчика <данные изъяты>, имеющего лицензию и осуществляющего пассажироперевозки между населенными пунктами, как в районе, так и за его пределами удовлетворяет потребности населения. Право осуществления пассажироперевозок у <данные изъяты> возникло при первичном лицензировании пассажироперевозок и не может быть отменено. Пассажирские перевозки между населенными пунктами в пределах территории Сысольского района согласно ст.4 Федерального закона от 08.11.2007 года № 259-ФЗ «Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» подпадают под пригородное сообщение. Правительству Республики Коми переданы полномочия по организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом в пригородном и межмуниципальном сообщении, которое и правомочно осуществлять исполнительно-распорядительные действия, в том числе и в проведении конкурсов на право заключения контрактов на пассажироперевозки. Считает, что прокурором не подтверждено наличие обязанности администрации района при реализации указанных полномочий использовать именно проведение конкурсов. Подтвердил, что утвержденное постановлением от 30.05.2008 года № 5/195 администрацией муниципального района «Сысольский» Положение «Об организации пассажирских перевозок между сельскими поселениями в границах муниципального образования муниципального района «Сысольский» в настоящее время является действующим по существу.

Заслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района относится к вопросам местного значения муниципального района в силу п.6 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

Постановлением Правительства РК от 16.04.2007 года № 63 «Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом РК» органам местного самоуправления при организации транспортного обслуживания населения /пункт 2/ рекомендовано руководствоваться «Положением об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом в пригородном и межмуниципальном сообщении на территории Республики Коми», установленным пунктом 1 настоящего постановления.

В п.п. 5,6 и 7 указанного Положения предусмотрено, что организация перевозок пассажиров и багажа по межмуниципальным регулярным автобусным маршрутам осуществляется путем проведения конкурсов на право осуществления перевозок пассажиров и багажа по межмуниципальным регулярным автобусным маршрутам. Конкурс проводится в целях обеспечения добросовестной конкуренции, отбора конкурентоспособных перевозчиков, обеспечивающих безопасные и лучшие условия перевозки пассажиров и багажа. Предметом конкурса является право на заключение договора на осуществление перевозок пассажиров и багажа по межмуниципальным регулярным автобусным маршрутам.

Пунктом 6 части 1 статьи 11 Устава муниципального образования муниципального района «Сысольский» предусмотрено, что к вопросам местного значения муниципального района «Сысольский» относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района.

На основании федерального, регионального законодательства и уставных документов администрацией муниципального района «Сысольский» принято постановление от 30.05.2008 года № 5/195, которым утверждено Положение «Об организации пассажирских перевозок между сельскими поселениями в границах муниципального образования муниципального района «Сысольский».

Указанное положение применяется при открытии новых, приостановлении обслуживания (осуществлении движения) или закрытии регулярных автобусных маршрутов между сельскими поселениями в границах муниципального образования муниципального района «Сысольский».

Пунктом 8 указанного выше Положения предусмотрено, что муниципальный заказ муниципального образования муниципального района «Сысольский», ежегодно формируется администрацией муниципального района «Сысольский» по количеству автобусов, их моделям, необходимым для удовлетворения социально обусловленной транспортной подвижности и потребности населения в передвижении, обеспечивающий доступность транспортных услуг для всех слоев населения по всем межпоселенческим регулярным автобусным маршрутам, составляющим межпоселенческую транспортную сеть.

Размещение муниципального заказа муниципального образования муниципального района «Сысольский» на перевозку пассажиров и багажа по межпоселенческим автобусным маршрутам, выбор перевозчика на право осуществления перевозки пассажиров и багажа согласно п.17 положения осуществляется на конкурсной основе.

В соответствии с п.18 положения конкурсы на право заключения договора по перевозке пассажиров и багажа по межпоселенческим регулярным автобусным маршрутам проводятся администрацией муниципального района «Сысольский» ежегодно или по мере необходимости до конца текущего года.

Пунктом 19 положения предусмотрено, что заключение договоров с победителями конкурса на право осуществления перевозок пассажиров и багажа по межпоселенческим регулярным автобусным маршрутам в границах муниципального района осуществляет администрация муниципального района «Сысольский».

Таким образом, администрацией муниципального района «Сысольский» в целях организации транспортного обслуживания населения в качестве формы взаимодействия с автотранспортными перевозчиками выбрана договорная форма отношений путем проведения торгов в форме конкурса, что соответствует требованиям федерального и регионального законодательства в сфере пассажирских перевозок.

Согласно договору от 01.04.2010 года, заключенному между администрацией муниципального района «Сысольский» и ООО <данные изъяты> по предмету организации и производства пассажирских перевозок населения Сысольского района и приложения к договору с указанием социально значимых маршрутов автотранспорта следует, что право осуществления перевозок пассажиров по межпоселенческим регулярным автобусным маршрутам в границах муниципального района предоставлено не на конкурсной основе и только на финансирование сумм выпадающих доходов по пассажирским перевозкам на социально-значимых маршрутах.

Установлено судом, что торги в виде конкурса на право заключения договора по перевозке пассажиров и багажа по межпоселенческим регулярным автобусным маршрутам администрацией МР «Сысольский» не проводятся. Таким образом, не выполняются пункты 18 и 19 Положения «Об организации пассажирских перевозок между сельскими поселениями в границах муниципального образования муниципального района «Сысольский».

Исходя из содержания ст. 20 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (принят ГД ФС РФ 08.07.2005) под конкурсом понимаются торги, победителем которых признается лицо, которое предложило лучшие условия исполнения государственного или муниципального контракта и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер.

Правомерность обращения прокурора с заявленными требованиями в интересах неопределенного круга лиц, у суда не вызывает сомнения, поскольку такими лицами могут являться как юридические лица или индивидуальные предприниматели – участники конкурса, так и граждане являющиеся пассажирами межпоселенческих регулярных автобусных маршрутов.

Таким образом, исходя из установленных обстоятельств, суд приходит к выводу об удовлетворении в рамках заявленных требований прокурора в полном объеме.

Руководствуясь статьями 194 – 199, 258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Сысольского района удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования муниципального района «Сысольский» по организации пассажирских перевозок между сельскими поселениями в границах муниципального района на конкурсной основе.

Обязать администрацию муниципального образования муниципального района «Сысольский» исполнять пункты 18 и 19 постановления администрации МО МР «Сысольский» от 30.05.2008 года № 5/195 «Об организации пассажирских перевозок между сельскими поселениями в границах муниципального образования муниципального района «Сысольский».

На решение сторонами и другими лицами, участвующими в деле, может быть подана кассационная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через районный суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий – подпись.

Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 02.12.2010 года.

Копия верна: судья - Ю.Н. Ерчин