Дело № 2 –298/ 2011 г. РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 31 мая 2011 года с. Койгородок Сысольский районный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи М.И. Подоровой, с участием прокурора Г.Л. Сюрвасева, при секретаре В.В.Юркиной, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Койгородского района к Администрации сельского поселения «Кузьель» об обязании устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности, установил: Отделением надзорной деятельности Койгородского района Главного управления МЧС России по Республике Коми проведена проверка соблюдения законодательства о пожарной безопасности администрацией сельского поселения «Кузьель» в части готовности населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров, к пожароопасному периоду 2011 года. В ходе проверки установлено, что в нарушение п. 15 ст.69, п.1 ст.75 Федерального закона №123-ФЗ от 22.07.2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» противопожарное расстояние от границы застройки поселения до лесного массива менее нормативного, менее 15 метров. В нарушение п. 23,27, 89,90, 94, 112,114 Правил пожарной безопасности (ППБ-0103), не организована своевременная очистка территории населенного пункта в пределах противопожарных расстояний между зданиями и сооружениями минерализованной полосы от сухой травы, горючих отходов, мусора, опавших листьев, территория населенного пункта не имеет наружного освещения в темное время суток, населенный пункт не обеспечен достаточным количеством источников наружного противопожарного водоснабжения, не обеспечивается требуемый по нормам расход воды на нужды пожаротушения с площадками для установки пожарной техники, к пожарному водоему №1,2,3,4 по направлению к ним не установлены соответствующие указатели с ( объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий), пожарный водоем №1 находится в неисправном состоянии, населенный пункт не обеспечен звуковой системой оповещения населения на случай пожара, у жилых строений отсутствует емкость с водой или огнетушитель, отсутствует минерализованная полоса шириной не менее 3 метров в местах прилегания жилых домов и других строений к лесному массиву по периметру населенного пункта. В нарушение ст.19 Федерального закона №69-ФЗ от 21.12.1994 года « О пожарной безопасности» территория общего пользования не оснащена первичными средствами пожаротушения и противопожарным инвентарем. Прокурор Койгородского района обратился 29.04.2011 года в Койгородский районный суд с исковыми требованиями в защиту неопределенного круга лиц, в котором просит обязать администрацию СП «Кузьель» устранить выявленные нарушения требований пожарной безопасности. Федеральным законом № 38-ФЗ от 29.03.2010 года Койгородский районный суд Республики Коми упразднен, на территории Сысольского и Койгородского районов Республики Коми в границах, существующих на день вступления в силу настоящего Федерального закона, с 01 мая 2011 года распространяется юрисдикция Сысольского районного суда Республики Коми. В уточненных исковых требованиях прокурор просит обязать Администрацию СП «Кузьель»: - обустроить противопожарное расстояние по периметру от границы застройки поселения до лесного массива до нормативного расстояния, т.е. не менее 15 метров, а также минерализованную полосу выполнить в местах прилегания жилых домов к лесному массиву по <адрес>. - у водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним установить 8 указателей с четко нанесенными цифрами, указывающими расстояние до водоисточников ( по направлению движения к пожарным водоемам №1,2,3,4 ), - построить 1 источник наружного противопожарного водоснабжения <адрес> площадкой для установки пожарной техники, - организовать очистку территории населенного пункта в пределах противопожарных расстояний между зданиями и сооружениями, минерализованной полосы от сухой травы, горючих отходов, мусора, опавших листьев, - отремонтировать пожарный водоем №1 <адрес> - обеспечить населенный пункт звуковой системой оповещения населения на случай пожара, - обеспечить наружное освещение населенного пункта в темное время суток, - оснастить территорию общего пользования первичными средствами пожаротушения и противопожарным инвентарем. В судебном заседании прокурор и представитель ОНД Койгородского района ГУ МЧС России по РК Трушкин В.А. уточненные требования поддержали. Представитель ответчика, администрации СП «Кузьель» Широкова И.Н. возражений по заявлению не представила, пояснив, что часть нарушений уже устранена, однако контрольной проверки еще не было. Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит заявление прокурора подлежащим удовлетворению. Из преамбулы Федерального закона РФ № 69-ФЗ от 21 декабря 1994 года ( в редакции от 29.12.2010 года) «О пожарной безопасности» (далее Закона) следует, что обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства. Под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров, под требованиями пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством РФ, нормативными документами или уполномоченным государственным органом (ст.1 Закона). Законодательство РФ о пожарной безопасности основывается на Конституции РФ и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы ( в частности, Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности") и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности (ст.2 Закона). Нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности - это установление уполномоченными государственными органами в нормативных документах обязательных для исполнения требований пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности ( ст.20 Закона). В частности, к нормативным документам в области пожарной безопасности относятся утвержденные Приказом МЧС РФ №313 от 18.06.2003 года «Правила пожарной безопасности в Российской федерации (ППБ -01-03)», зарегистрированные в Министерстве юстиции РФ 27.06.2003 года за № 4838. Правила устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами РФ, иностранными гражданами и лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды. В силу п. 112 Правил для населенных пунктов, расположенных в лесных массивах, органами местного самоуправления должны быть разработаны и выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения, устройство защитных противопожарных полос. При этом согласно ст.30 Правил защитная минерализованная полоса должна быть по периметру населенного пункта шириной не менее 3 метров. В нарушение данного пункта Правил указанная защитная противопожарная полоса по периметру п. Кузъель отсутствует. Территории населенных пунктов и организаций, в пределах противопожарных расстояний между зданиями, сооружениями и открытыми складами, а также участки, прилегающие к жилым домам, дачным и иным постройкам, должны своевременно очищаться от горючих отходов, мусора, тары, опавших листьев, сухой травы и т.п. ( п.21 ППБ). В нарушение данной нормы территория поселка не очищена от горючих отходов и мусора. Согласно п.90 Правил у водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника. Указанные знаки к водоисточникам в п. Кузьель не установлены. Согласно п.15 ст.69 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" противопожарные расстояния от границ застройки городских поселений до лесных массивов должны быть не менее 50 метров, а от границ застройки городских и сельских поселений с одно-, двухэтажной индивидуальной застройкой до лесных массивов - не менее 15 метров. В нарушение данной нормы противопожарное расстояние от границы застройки населенного пункта Кузьель до лесного массива менее нормативного, менее 15 метров <адрес> . На территории сельских населенных пунктов должны устанавливаться средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара и иметься запасы воды для целей пожаротушения, а также должен быть определен порядок вызова пожарной охраны ( п.114 ППБ). Населенный пункт Кузьель звуковой системой оповещения людей на случай пожара не обеспечен, по <адрес> источники водоснабжения на нужды пожаротушения отсутствуют, пожарный водоем №1 находится в неисправном состоянии. Согласно п.27 ППБ территории населенных пунктов должны иметь наружное освещение в темное время суток для быстрого нахождения пожарных гидрантов, наружных пожарных лестниц и мест размещения пожарного инвентаря, а также подъездов к пирсам пожарных водоемов, к входам в здания и сооружения. В нарушение данной нормы наружного освещения в п. Кузьель не имеется. В силу ст. 19 Федерального закона N 69-ФЗ (ред. от 29.12.2010) "О пожарной безопасности" к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности. Таким образом, организация обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах сельского поселения «Кузьель» является обязанностью органа местного самоуправления поселения. Территория поселения «Кузьель» не обеспечена первичными средствами пожаротушения и противопожарным инвентарем. Мероприятия, выполнение которых требует прокурор, являются по своему характеру первичными мерами пожарной безопасности, выполнение которых является обязанностью органа местного самоуправления, каковым является администрации СП « Кузьель». В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Несоблюдение Правил пожарной безопасности администрацией сельского поселения «Кузьель» свидетельствует о наличии угрозы жизни, здоровью и имуществу граждан, проживающих на административной территории поселка Кузьель, поэтому обращение с заявлением прокурора является обоснованным. В силу п.19 ч.1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ администрация СП« Койдин » от уплаты государственной пошлины освобождена. Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, РЕШИЛ: Уточненное заявление прокурора Койгородского района удовлетворить. Обязать Администрацию сельского поселения «Кузьель» устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности, а именно: - обустроить противопожарное расстояние по периметру от границы застройки поселения до лесного массива до нормативного расстояния, т.е. не менее 15 метров, а также минерализованную полосу выполнить в местах прилегания жилых домов к лесному массиву по <адрес> - у водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним установить 8 указателей с четко нанесенными цифрами, указывающими расстояние до водоисточников ( по направлению движения к пожарным водоемам №1,2,3,4 ), - построить 1 источник наружного противопожарного водоснабжения по <адрес> с площадкой для установки пожарной техники, -организовать очистку территории населенного пункта в пределах противопожарных расстояний между зданиями и сооружениями, минерализованной полосы от сухой травы, горючих отходов, мусора, опавших листьев, - отремонтировать пожарный водоем №1 у <адрес> - обеспечить населенный пункт звуковой системой оповещения населения на случай пожара, - обеспечить наружное освещение населенного пункта в темное время суток, - оснастить территорию общего пользования первичными средствами пожаротушения и противопожарным инвентарем. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Сысольский районный суд РК ( с. Койгородок ул.Мира д.1а) в течение 10 дней со дня его вынесения. Судья - М.И.Подорова