об обязании устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности



Дело № 2 –294/ 2011 г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

31 мая 2011 года с. Койгородок

Сысольский районный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи М.И. Подоровой,

с участием прокурора Г.Л. Сюрвасева,

при секретаре В.В.Юркиной,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Койгородского района к Администрации сельского поселения «Кажым» об обязании устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности,

установил:

Отделением надзорной деятельности Койгородского района Главного управления МЧС России по Республике Коми проведена проверка соблюдения законодательства о пожарной безопасности администрацией сельского поселения «Кажым» в части готовности населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров, к пожароопасному периоду 2011 года.

В ходе проверки установлено, что в нарушение п. 15 ст.69, п. 13 ст.67 Федерального закона №123-ФЗ от 22.07.2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» противопожарное расстояние от границы застройки поселения до лесного массива менее нормативного, менее 15 метров ( <адрес>- 100 метров, <адрес>- 250 метров, <адрес>- 200 метров, <адрес> – 300 метров); тупиковые проезды населенного пункта Кажим не имеют разворотных площадок для пожарной техники размерами 12 х 12 метров.

В нарушение п. 89,90, 94, 112 Правил пожарной безопасности (ППБ-0103), не разработаны и не выполнены мероприятия, исключающие возможность перехода огня при лесном пожаре. Отсутствует минерализованная полоса, лиственные насаждения, у водоемов (водоисточников), а также по направлению к ним не установлены соответствующие указатели с четко нанесенными цифрами, указывающими расстояние до водоисточника, населенный пункт не обеспечен достаточным количеством источников наружного противопожарного водоснабжения, не обеспечивается требуемый по нормам расход воды на нужды пожаротушения с площадками для установки пожарной техники, имеющие источники наружного противопожарного водоснабжения находятся в неисправном техническом состоянии- по <адрес> ПВ №3 неисправен, не держит воду, на реке Кажим плохой подъезд, нет пирса, по <адрес> ПВ №4 замерзший, не утеплен, а также необходим ремонт моста, ПВ №2 <адрес> замерзший, не утеплен, воды половина, ПВ310 по <адрес> - воды половина, не выполнена прорубь в пруду, не выполнен подъезд.

Прокурор Койгородского района обратился 29.04.2011 года в Койгородский районный суд с исковыми требованиями в защиту неопределенного круга лиц, в котором просит обязать администрацию СП «Кажым» устранить выявленные нарушения требований пожарной безопасности.

Федеральным законом № 38-ФЗ от 29.03.2010 года Койгородский районный суд Республики Коми упразднен, на территории Сысольского и Койгородского районов Республики Коми в границах, существующих на день вступления в силу настоящего Федерального закона, с 01 мая 2011 года распространяется юрисдикция Сысольского районного суда Республики Коми.

В уточненных исковых требованиях прокурор просит обязать Администрацию СП «Кажым»:

- обустроить противопожарное расстояние по периметру от границы застройки поселения до лесного массива до нормативного расстояния, т.е. не менее 15 метров, <адрес> ( 100 метров), <адрес> ( 250 метров), <адрес> ( 200 метров), <адрес> ( 100 метров), <адрес> ( 300 метров),

- разработать и выполнить мероприятия, исключающие возможность перехода огня при лесном пожаре - обустроить минерализованную полосу,

- у водоемов ( водоисточников), а также по направлению движения к ним установить соответствующие указатели в количестве 14 штук с четко нанесенными цифрами, указывающими расстояние до имеющихся водоисточников,

- построить 2 водоема объемом не менее 50 куб. воды <адрес> с площадками для установки пожарной техники,

- привести в исправное техническое состояние имеющиеся пожарные в водоемы, а именно: отремонтировать пожарные водоемы №2- <адрес>, №3 <адрес>, №4 <адрес>, №10 <адрес>, <адрес>,

- обустроить тупиковые проезды населенного пункта Кажым разворотными площадками для пожарной техники размерами 12 на 12 метров по <адрес>.

В судебном заседании прокурор и представитель ОНД Койгородского района ГУ МЧС России по РК Трушкин В.А. уточненные требования поддержали. Представитель ответчика, администрации СП «Кажым» по доверенности Шакурова М.Ю. пояснила, что отсутствие финансов в бюджете поселения не позволяет устранить все выявленные нарушения правил пожарной безопасности. В настоящее время работы по устранению нарушений начаты, закуплена краска для оборудования указателей к водоемам, объявлен конкурс на проведение работ по обустройству противопожарного расстояния от границ поселения до лесного массива, имеется также материал для ремонта подъезда к пожарному водоему на реке Кажым. На строительство дополнительных пожарных водоемов средств у поселения нет. Неоднократно подавались заявки в адрес АМР « Койгородский» на выделение средств на противопожарные мероприятия, однако финансовой помощи пока нем было.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит заявление прокурора подлежащим удовлетворению.

Из преамбулы Федерального закона РФ № 69-ФЗ от 21 декабря 1994 года ( в редакции от 29.12.2010 года) «О пожарной безопасности» (далее Закона) следует, что обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.

Под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров, под требованиями пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством РФ, нормативными документами или уполномоченным государственным органом (ст.1 Закона).

Законодательство РФ о пожарной безопасности основывается на Конституции РФ и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы ( в частности, Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности") и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности (ст.2 Закона).

Нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности - это установление уполномоченными государственными органами в нормативных документах обязательных для исполнения требований пожарной безопасности.

К нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности ( ст.20 Закона).

В частности, к нормативным документам в области пожарной безопасности относятся утвержденные Приказом МЧС РФ №313 от 18.06.2003 года «Правила пожарной безопасности в Российской федерации (ППБ -01-03)», зарегистрированные в Министерстве юстиции РФ 27.06.2003 года за № 4838.

Правила устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами РФ, иностранными гражданами и лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

В силу п. 112 Правил для населенных пунктов, расположенных в лесных массивах, органами местного самоуправления должны быть разработаны и выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения, устройство защитных противопожарных полос. При этом согласно ст.30 Правил защитная минерализованная полоса должна быть по периметру населенного пункта шириной не менее 3 метров.

В нарушение данного пункта Правил указанная защитная противопожарная полоса от границы поселения до лесного массива отсутствует.

Согласно п.90 Правил у водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника.

Указанные знаки к водоисточникам в п. Кажым не установлены.

Согласно п.15 ст.69 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" противопожарные расстояния от границ застройки городских поселений до лесных массивов должны быть не менее 50 метров, а от границ застройки городских и сельских поселений с одно-, двухэтажной индивидуальной застройкой до лесных массивов - не менее 15 метров.

В нарушение данной нормы противопожарное расстояние от границы застройки населенного пункта Кузьель до лесного массива менее нормативного, менее 15 метров <адрес>.

На территории сельских населенных пунктов должны иметься запасы воды для целей пожаротушения ( п.114 ППБ).

По <адрес> источников водоснабжения на нужды пожаротушения недостаточно, пожарные водоемы №2- <адрес>, №3 <адрес>, №4 <адрес>, №10 <адрес>, <адрес> находятся в неисправном состоянии.

Согласно п.13 ст.67 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности тупиковые проезды должны заканчиваться площадками для разворота пожарной техники размерами не менее 15 на 15 метров.

Разворотных площадок для пожарной техники размерами 15 на 15 метров по <адрес> нет.

В силу ст. 19 Федерального закона N 69-ФЗ (ред. от 29.12.2010) "О пожарной безопасности" к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся:

создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;

создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях;

оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем;

организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре;

принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы;

включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;

оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;

установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

Таким образом, организация обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах сельского поселения «Кажым» является обязанностью органа местного самоуправления поселения.

Мероприятия, выполнение которых требует прокурор, являются по своему характеру первичными мерами пожарной безопасности, выполнение которых является обязанностью органа местного самоуправления, каковым является администрации СП « Кажым ».

В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Несоблюдение Правил пожарной безопасности администрацией сельского поселения «Кажым» свидетельствует о наличии угрозы жизни, здоровью и имуществу граждан, проживающих на административной территории поселка Кажым, поэтому обращение с заявлением прокурора является обоснованным.

В силу п.19 ч.1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ администрация СП« Кажым » от уплаты государственной пошлины освобождена.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Уточненное заявление прокурора Койгородского района удовлетворить.

Обязать Администрацию сельского поселения «Кажым» устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности, а именно:

- обустроить противопожарное расстояние по периметру от границы застройки поселения до лесного массива до нормативного расстояния, т.е. не менее 15 метров, <адрес> ( 100 метров), <адрес> ( 250 метров), <адрес> ( 200 метров), <адрес> ( 100 метров), <адрес> ( 300 метров),

- разработать и выполнить мероприятия, исключающие возможность перехода огня при лесном пожаре - обустроить минерализованную полосу,

- у водоемов ( водоисточников), а также по направлению движения к ним установить соответствующие указатели в количестве 14 штук с четко нанесенными цифрами, указывающими расстояние до имеющихся водоисточников,

- построить 2 водоема объемом не менее 50 куб. воды <адрес> с площадками для установки пожарной техники,

- привести в исправное техническое состояние имеющиеся пожарные в водоемы, а именно: отремонтировать пожарные водоемы №2- <адрес>, №3 <адрес>, №4 <адрес>, №10 <адрес>, <адрес>,

- обустроить тупиковые проезды населенного пункта Кажым разворотными площадками для пожарной техники размерами 15 на 15 метров <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Сысольский районный суд РК ( с. Койгородок ул.Мира д.1а) в течение 10 дней со дня его вынесения.

Судья - М.И.Подорова