Дело № 2-473/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 29 августа 2011г. с. Койгородок Сысольский районный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи М.И.Подоровой, при секретаре Т.Н.Кузнецовой, представителя истца по доверенности Т.В.Тороповой, представителя ответчика – главы СП « Койгородок» И.Г.Трифонова, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Республике Коми в Койгородском районе к администрации сельского поселения «Койгородок» о прекращении нарушения санитарного законодательства РФ и об обязании исполнить предписание начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по РК в Койгородском районе, УСТАНОВИЛ: Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Республики Коми в Койгородском районе обратился в суд с заявлением, в котором просит обязать администрацию сельского поселения «Койгородок» прекратить нарушения санитарного законодательства РФ и исполнить предписание органа Роспотребнадзора, указав в заявлении, что в ходе проводимой в период со 02 по 25 августа 2010 года плановой выездной проверки в отношении администрации СП «Койгородок» были выявлены нарушения требований санитарного законодательства РФ, в том числе: - не проведено обновление нумерации колодцев; - не проведен ремонт оголовка, не выполнено проведение отмостки колодца № по <адрес>; - не закрыт крышкой оголовок колодца № по <адрес>; - не проведен ремонт сруба колодца № по <адрес>; - не проведен ремонт бетонной отмостки колодца № по <адрес>; - не проведен капитальный ремонт с заменой сгнивших срубов колодцев <адрес> - не проведен ремонт оголовка колодца № по <адрес>. По итогам проверки в адрес администрации СП «Койгородок» было выдано предписание № 49 от 25.08.2010г. об устранении нарушений санитарного законодательства со сроком исполнения до 01.06.2011г. На основании распоряжения начальника ТО Управления Роспотребнадзора по РК в Койгородском районе от 05 июля 2011 года № 848 с 8 по 11 июля 2011 года в отношении администрации СП «Койгородок» проведена внеплановая выездная проверка по проверке выполнения требований предписания, в ходе которой было установлено, что п. 5 предписания не выполнен в полном объёме, а также не представлена информация по его выполнению в орган Роспотребнадзора. За невыполнение требований п. 5 предписания № 49 от 25 августа 2010 года администрация СП «Койгородок» привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, однако до настоящего времени требования по предписанию не исполнены, в связи с чем создаётся угроза нарушения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. ТО Управления Роспотребнадзора по Республике Коми в Койгородском районе просит суд признать незаконными действия администрации СП «Койгородок» в части нарушения санитарного законодательства РФ и обязать её прекратить нарушения санитарного законодательства РФ, в срок до 01 ноября 2011 года исполнить п. 5 предписания № 49 от 25 августа 2010 года. В судебном заседании представитель истца по доверенности Торопова Т.В. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Представитель ответчика, глава СП «Койгородок» Трифонов И.Г. возражений по сути заявленных требований не представил. Пояснил, что невыполнение требований по предписанию связано с отсутствием в бюджете сельского поселения средств на эти цели. Полагает, что ремонт общественных колодцев в настоящее время провести нецелесообразно, так как в разработанных проектах поселения водоснабжение предусматривается централизованное. Суд, заслушав представителей сторон, изучив материалы дела, находит исковые требования подлежащими удовлетворению. Согласно подп.4 п.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ ( в ред. от 25.07.2011) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом относится к вопросам местного значения поселения. В соответствии со ст.1 Федерального закона 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"(в ред. от 18.07.2011 г.) государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее - санитарные правила) - нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний. Статья 2 Закона предусматривает, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил, как составной части осуществляемой ими деятельности; государственного санитарно-эпидемиологического надзора; мер по привлечению к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Согласно ст. 11 Закона индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг и т.д. Санитарно-эпидемиологические требования к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению установлены в статье 19 Закона. Питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарным правилам. Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.11.2002 N 40 введены в действие « Санитарные правил "Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников. СанПиН 2.1.4.1175-02"(вместе с "СанПиН 2.1.4.1175-02. 2.1.4. Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 12.11.2002)(Зарегистрировано в Минюсте РФ 20.12.2002 N 4059) Согласно п. 2.6 СП водозаборные сооружения нецентрализованного водоснабжения не должны устраиваться на участках, затапливаемых паводковыми водами, в заболоченных местах, а также местах, подвергаемых оползным и другим видам деформации, а также ближе 30 метров от магистралей с интенсивным движением транспорта. Пунктом 3.3 установлены требования к устройству шахтных колодцев Оголовок колодца должен иметь крышку или железобетонное перекрытие с люком, также закрываемое крышкой. Сверху оголовок прикрывают навесом или помещают в будку( п. 3.3.3) По периметру оголовка колодца должен быть сделан "замок" из хорошо промятой и тщательно уплотненной глины или жирного суглинка глубиной 2 метра и шириной 1 метр, а также отмостка из камня, кирпича, бетона или асфальта радиусом не менее 2 метров с уклоном 0,1 метра от колодца в сторону кювета (лотка). Вокруг колодца должно быть ограждение, а около колодца устраивается скамья для ведер ( п. 3.3.4). Ствол (шахта) служит для прохода водоподъемных приспособлений (ведер, бадей, черпаков и т.п.), а также в ряде случаев и для размещения водоподъемных механизмов. Стенки шахты должны быть плотными, хорошо изолирующими колодец от проникновения поверхностного стока, а также верховодки (п. 3.3.5) При устройстве срубов должны использоваться определенные породы древесины в виде бревен или брусьев: для венцов надводной части сруба - ель или сосна, для водоприемной части сруба - лиственница, ольха, вяз, дуб. Лесоматериал должен быть хорошего качества, очищенный от коры, прямой, здоровый, без глубоких трещин и червоточин, не зараженный грибком, заготовленный за 5 - 6 месяцев ( п.3.3.7). Подъем воды из шахтных колодцев осуществляется с помощью различных приспособлений и механизмов. Наиболее приемлемым с гигиенической точки зрения является использование насосов различных конструкций (ручных и электрических). При невозможности оборудования колодца насосом допускается устройство ворота с одной или двумя ручками, ворота с колесом для одной или двух бадей, "журавля" с общественной, прочно прикрепленной бадьей и др. Размер бадьи должен примерно соответствовать объему ведра, чтобы переливание воды из нее в ведра не представляло затруднений (п. 3.3.11). Наиболее рациональным способом водозабора из колодцев (каптажей) является подъем воды с помощью насоса, в крайнем случае с помощью общественного ведра (бадьи). Не разрешается подъем воды из колодца (каптажа) ведрами, приносимыми населением, а также вычерпывание воды из общественной бадьи приносимыми из дома ковшами ( п. 5.3). Чистка колодца (каптажа) должна производиться пользователями по первому требованию центра государственного санитарно - эпидемиологического надзора, но не реже одного раза в год с одновременным текущим ремонтом оборудования и крепления (п. 5.5). По своему составу и свойствам (органолептическим, химическим, микробиологическим) вода нецентрализованного водоснабжения должна соответствовать соответствующим нормативам ( п. 4.1). Судом установлено, что водоснабжение населения с. Койгородок обеспечивается частично через нецентрализованные источники водоснабжения. На территории СП « Койгородок» функционируют 21 общественных колодцев. В нарушение вышеназванных норм нумерация колодцев не проведена, не проведен ремонт оголовка, не выполнено проведение отмостки колодца № по <адрес>; не закрыт крышкой оголовок колодца № по <адрес>; не проведен ремонт сруба колодца № по <адрес>; - не проведен ремонт бетонной отмостки колодца № по <адрес>; не проведен капитальный ремонт с заменой сгнивших срубов колодцев <адрес> не проведен ремонт оголовка колодца № по <адрес>. Органом Роспотребнадзора выносилось предписание об устранении данных нарушений санитарного законодательства, однако администрацией СП « Койгородок» нарушения добровольно не устранены, в связи с чем созданы предпосылки для возникновения угрозы снабжения населения, проживающего в селе Койгородок некачественной питьевой водой и вследствие этого возможно возникновение заболеваний опасных для жизни и здоровья людей, что является недопустимым в соответствии с требованиями ст.19 ФЗ РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Учитывая изложенное, суд, руководствуясь ст. 194- 199 ГПК РФ, РЕШИЛ: Исковые требования Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Республике Коми в Койгородском районе удовлетворить. Обязать администрацию сельского поселения «Койгородок» устранить нарушения санитарного законодательства РФ в срок до 01 ноября 2011 года, а именно: - обеспечить обновление нумерации колодцев; - провести ремонт оголовка, проведение отмостки колодца № по <адрес>; - закрыть крышкой оголовок колодца № по <адрес>; - провести ремонт сруба колодца № по <адрес>; - провести ремонт бетонной отмостки колодца № по <адрес>; - провести капитальный ремонт с заменой сгнивших срубов колодцев <адрес>. - провести ремонт оголовка колодца № по <адрес>. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Сысольский районный суд Республики Коми (ул. Мира, дом 1а, с. Койгородок), в течение 10 дней, со дня вынесения решения. Судья - М.И.Подорова