Дело № 2–421/2011г. РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 13 июля 2011года с. Койгородок Сысольский районный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи В.П. Бондаренко, с участием заместителя прокурора С.В. Торопова, при секретаре В.В. Юркиной, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора Койгородского района в интересах неопределенного круга лиц – несовершеннолетних к МОУ «Основная общеобразовательная школа пст. Нижний Турунъю» о признании бездействия незаконным и об обязании устранить нарушения, УСТАНОВИЛ: Прокурор Койгородского района обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц – несовершеннолетних к МОУ «Основная общеобразовательная школа пст. Нижний Турунъю» о признании бездействия незаконным и об обязании устранить нарушения. Прокуратурой Койгородского района проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере образования и безопасного дорожного движения в деятельности МОУ «ООШ пст. Нижний Турунъю», в ходе которой установлено следующее: на балансе МОУ «ООШ пст. Нижний Турунъю» имеется автобус <данные изъяты>, поступивший в район в рамках национального проекта «Образование». Автобус осуществляет перевозку учащихся школы по маршруту п. Нижний Турунъю - п. Верхний Турунъю. Как показала проверка, в нарушение указанных требований закона при организации перевозок детей по маршруту п. Нижний Турунъю - п. Верхний Турунъю в 2010-2011 учебном году комиссионное обследование состояния автомобильных дорог, пунктов посадки и высадки детей с привлечением органов Государственной автомобильной инспекции и дорожных организаций МОУ «ООШ пст. Нижний Турунъю» не проводилось. Кроме того, на указанном маршруте отсутствуют специальные остановочные знаки с указанием времени прохождения автобуса, осуществляющего перевозку детей. Просят суд признать бездействие администрации МОУ «ООШ пст. Нижний Турунъю» незаконным ввиду непринятия мер по организации комиссионного обследования состояния автомобильных дорог по маршруту следования школьного автобуса и установки специальных остановочных знаков и обязать в срок до 01.09.2011г. МОУ «ООШ пст. Нижний Турунъю» организовать комиссионное обследование состояния автомобильных дорог по маршруту движения школьного автобуса (п. Нижний Турунъю - п. Верхний Турунъю), пунктов посадки и высадки детей с привлечением органов Государственной автомобильной инспекции и дорожных организаций, установить на маршруте специальные остановочные знаки с указанием времени прохождения автобуса, осуществляющего перевозку детей. В судебном заседании заместитель прокурора С.В. Торопов заявленные требования поддержал. В судебном заседании представитель ответчика – директор МОУ «ООШ пст. Нижний Турунъю» Зуйкова Г.С. требования прокурора признала и пояснила, что последнее комиссионное обследование состояния автомобильных дорог производилось в 2009 году. Согласна с указанным сроком иссполения. Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц. Категория лиц, чьи интересы затрагивает настоящее исковое заявление, непостоянна и персонально изменчива, в связи с этим заявление направлено в интересах неопределенного круга лиц несовершеннолетних. В соответствии с ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья. Часть 1 статьи 51 Федерального закона от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» закрепляет, что образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Одним из основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения является приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности, что закреплено в Федеральном законе от 10.12.1995 № 196 - ФЗ «О безопасности дорожного движения». Согласно ст. 24 указанного Федерального закона граждане имеют право на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации. Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 08.01.1997 № 2 утверждено «Положение об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами» (далее - Положение). Согласно п.п. 4.15, 4.17, 4.18 Положения, с целью оценки соответствия технического состояния и уровня содержания автомобильных дорог, их инженерного оборудования требованиям безопасности движения комиссией, утвержденной соответствующими органами исполнительной власти, производится обследование автобусных маршрутов перед их открытием и в процессе эксплуатации - не реже двух раз в год (к осеннее - зимнему и весеннее - летнему периоду) в порядке, определенном действующими законодательными и иными нормативными правовыми документами. Результаты обследования оформляются актом, в котором дается заключение комиссии о возможности эксплуатации действующих автобусных маршрутов. Акты обследования передаются в соответствующие органы исполнительной власти, утвердившие состав комиссии по обследованию автобусных маршрутов, для решения вопроса об открытии или продолжении эксплуатации маршрута, принятия мер по совершенствованию организации перевозок и повышению их безопасности, организации контроля за устранением недостатков в состоянии, оборудовании и содержании автомобильных дорог. Копии актов направляются в дорожные, коммунальные и другие организации, в ведении которых находятся дороги, для проведения неотложных мероприятий по устранению выявленных недостатков. Копии актов передаются также владельцам автобусов, осуществляющим перевозки на обследуемых маршрутах. В соответствии с пунктом 5.23 Положения при организации регулярных автобусных перевозок детей в сельской местности владельца автобусов обязаны производить комиссионное обследование состояния автомобильных дорог, пунктов посадки и высадки детей с привлечением органов Государственной автомобильной инспекции и дорожных организаций; устанавливать на маршрутах специальные остановочные знаки с указанием времени прохождения автобусов, осуществляющих перевозку детей. С учетом изложенного требования прокурора Койгородского района в интересах неопределенного круга лиц – несовершеннолетних к МОУ «ООШ пст. Нижний Турунъю» о признании бездействия незаконным и об обязании устранить нарушения, являются законными и обоснованными. Таким образом, отсутствие комиссионного обследования состояния автомобильных дорог по маршруту следования школьного автобуса и отсутствие специальных остановочных знаков нарушает права учащихся МОУ «ООШ пст. Нижний Турунъю» и в целях предупреждения причинения вреда жизни и здоровью учащихся должно быть проведено комиссионного обследования состояния автомобильных дорог по маршруту следования школьного автобуса и установлены специальные остановочные знаки. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд, РЕШИЛ: Исковое заявление Прокурора Койгородского района удовлетворить. Признать бездействие администрации МОУ «Основная общеобразовательная школа пст. Нижний Турунъю» незаконным ввиду непринятия мер по организации комиссионного обследования состояния автомобильных дорог по маршруту следования школьного автобуса и установки специальных остановочных знаков. Обязать МОУ «Основная общеобразовательная школа пст. Нижний Турунъю» в срок до 01.09.2011г. организовать комиссионное обследование состояния автомобильных дорог по маршруту движения школьного автобуса (п. Нижний Турунъю - п. Верхний Турунъю), пунктов посадки и высадки детей с привлечением органов Государственной автомобильной инспекции и дорожных организаций, установить на маршруте специальные остановочные знаки с указанием времени прохождения автобуса, осуществляющего перевозку детей. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Сысольский районный суд Республики Коми (с. Койгородок, ул. Мира, дом 1а) в течение 10 дней со дня его вынесения. Судья - В.П. Бондаренко