Дело № 2–425/2011г. РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 20 июля 2011года с. Койгородок Сысольский районный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи В.П. Бондаренко, с участием помощника прокурора Тарачева А.В., при секретаре Кузнецовой Т.Н. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора Койгородского района в интересах неопределенного круга лиц – несовершеннолетних к МОУ «Основная общеобразовательная школа пст. Вежью» о признании бездействия незаконным и об обязании устранить нарушения, УСТАНОВИЛ: Прокурор Койгородского района обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц – несовершеннолетних к МОУ «Основная общеобразовательная школа пст. Вежью» о признании бездействия незаконным и об обязании устранить нарушения. Прокуратурой Койгородского района проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере образования и безопасного дорожного движения в деятельности МОУ «ООШ пст. Вежью», в ходе которой установлено следующее: на балансе МОУ «ООШ пст. Вежью» имеется автобус <данные изъяты>, переоборудованный в рамках нацпроекта «Образование» в соответствии с требованиями ГОСТ Р 51160-98 «Автобусы для перевозки детей. Технические требования». Автобус осуществляет перевозку учащихся школы по маршруту п. Нючпас - п. Вежью. Как показала проверка, в нарушение требований закона при организации перевозок детей по маршруту п. Нючпас - п. Вежью в 2010-2011 учебном году комиссионное обследование состояния автомобильных дорог, пунктов посадки и высадки детей с привлечением органов Государственной автомобильной инспекции и дорожных организаций МОУ «ООШ пст. Вежью» не проводилось. Кроме того, на указанном маршруте отсутствуют специальные остановочные знаки с указанием времени прохождения автобуса, осуществляющего перевозку детей. Просят суд признать бездействие администрации МОУ «ООШ пст. Вежью» незаконным ввиду непринятия мер по организации комиссионного обследования состояния автомобильных дорог по маршруту следования школьного автобуса и установки специальных остановочных знаков и обязать в срок до 01.09.2011г. МОУ «ООШ пст. Вежью» организовать комиссионное обследование состояния автомобильных дорог по маршруту движения школьного автобуса (п. Нючпас - п. Вежью), пунктов посадки и высадки детей с привлечением органов Государственной автомобильной инспекции и дорожных организаций, установить на маршруте специальные остановочные знаки с указанием времени прохождения автобуса, осуществляющего перевозку детей. В судебном заседании помощник прокурора Тарачев А.В. заявленные требования в начале поддержал. Объяснения дал в соответствии исковым заявлением. В прениях, после предоставлении ответчиком акта комиссионного обследования дорги, уточнил заявленные требования, отказался частично от требований, а именно признания бездействия администрации МОУ « ООШ пст. Вежью» незаконным и обязания организации комиссионного обследования автомобильных дорог по маршруту движения автобуса. Настивает на обязании МОУ « ООШ пст. Вежью» установить на маршруте следования автобуса специальных остановочных знаков с указанием времени прохождения автобуса, осуществляющего перевозку детей. В судебном заседании представитель ответчика – директор МОУ «ООШ пст. Вежью» Рыбина А.Г. с исковыми требованиями прокурора согласна частично, при этом пояснила, что комиссионное обследование дороги сделано, суду представила акт коммиссионного обследования состояния дороги. Не согласна с установкой знаков, так как считает, что дорога относится к федеральной трассе. Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению частично. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц. Категория лиц, чьи интересы затрагивает настоящее исковое заявление, непостоянна и персонально изменчива, в связи с этим заявление направлено в интересах неопределенного круга лиц несовершеннолетних. В соответствии с ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья. Часть 1 статьи 51 Федерального закона от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» закрепляет, что образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Одним из основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения является приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности, что закреплено в Федеральном законе от 10.12.1995 № 196 - ФЗ «О безопасности дорожного движения». Согласно ст. 24 указанного Федерального закона граждане имеют право на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации. Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 08.01.1997 № 2 утверждено «Положение об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами» (далее - Положение). Согласно п.п. 4.15, 4.17, 4.18 Положения, с целью оценки соответствия технического состояния и уровня содержания автомобильных дорог, их инженерного оборудования требованиям безопасности движения комиссией, утвержденной соответствующими органами исполнительной власти, производится обследование автобусных маршрутов перед их открытием и в процессе эксплуатации - не реже двух раз в год (к осеннее - зимнему и весеннее - летнему периоду) в порядке, определенном действующими законодательными и иными нормативными правовыми документами. Результаты обследования оформляются актом, в котором дается заключение комиссии о возможности эксплуатации действующих автобусных маршрутов. Акты обследования передаются в соответствующие органы исполнительной власти, утвердившие состав комиссии по обследованию автобусных маршрутов, для решения вопроса об открытии или продолжении эксплуатации маршрута, принятия мер по совершенствованию организации перевозок и повышению их безопасности, организации контроля за устранением недостатков в состоянии, оборудовании и содержании автомобильных дорог. Копии актов направляются в дорожные, коммунальные и другие организации, в ведении которых находятся дороги, для проведения неотложных мероприятий по устранению выявленных недостатков. Копии актов передаются также владельцам автобусов, осуществляющим перевозки на обследуемых маршрутах. В соответствии с пунктом 5.23 Положения при организации регулярных автобусных перевозок детей в сельской местности владельца автобусов обязаны производить комиссионное обследование состояния автомобильных дорог, пунктов посадки и высадки детей с привлечением органов Государственной автомобильной инспекции и дорожных организаций; устанавливать на маршрутах специальные остановочные знаки с указанием времени прохождения автобусов, осуществляющих перевозку детей. С учетом изложенного требования прокурора Койгородского района в интересах неопределенного круга лиц – несовершеннолетних к МОУ «ООШ пст. Вежью» о признании бездействия незаконным и об обязании устранить нарушения, являются законными и обоснованными. Таким образом, отсутствие комиссионного обследования состояния автомобильных дорог по маршруту следования школьного автобуса и отсутствие специальных остановочных знаков нарушает права учащихся МОУ «ООШ пст. Вежью» и в целях предупреждения причинения вреда жизни и здоровью учащихся должно быть проведено комиссионного обследование состояния автомобильных дорог по маршруту следования школьного автобуса и установлены специальные остановочные знаки. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд, РЕШИЛ: Исковое заявление Прокурора Койгородского района удовлетворить. Обязать МОУ «Основная общеобразовательная школа пст. Вежью» в срок до 01.09.2011г. установить на маршруте следования автобуса специальные остановочные знаки с указанием времени прохождения автобуса, осуществляющего перевозку детей. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Сысольский районный суд Республики Коми (с. Койгородок, ул. Мира, дом 1а) в течение 10 дней со дня его вынесения. Судья - В.П. Бондаренко