Дело № 2-577/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
10.11.2011 г. с. Койгородок
Сысольский районный суд
в составе председательствующего судьи Бондаренко В.П.
при секретаре Кузнецовой Т.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Тарачева В.А. к ГУ УПФР в Койгородском районе РК о перерасчете базовой части трудовой пенсии по старости за работу в районах Крайнего Севера.
У С Т А Н О В И Л :
В Сысольский районный суд поступило исковое заявление от Тарачева В.А. к ГУ УПФР в Койгородском районе РК о перерасчете базовой части трудовой пенсии по старости за работу в районах Крайнего Севера.
12 августа 2011 г. Тарачев В.А. являясь пенсионером по старости, обратился в ГУ
УПФР в Койгородском районе РК с заявлением о перерасчете базовой части трудовой пенсии по старости за работу в РКС, согласно Закона № 312 - ФЗ от 01.12.2007 г. ГУ УПФР в Койгородском районе РК не включили ему в стаж работы период работы ОВД с 09.08.1995 г. по 12.07.2001 г. В удовлетворении данного требования было ему отказано. Истец с данным отказом не согласен, просит обязать ГУ УПФР в Койгородском районе РК пересчитать ему базовую часть трудовой пенсии согласно действующего законодательства.
В судебном заседании истец настаивает на своем требовании, при этом уточнил свои требования, просит суд обязать ГУ УПФР в Койгородском районе включить ему в северный стаж время работы в местностях приравненных к районам Крайнего Севера, а именно периода работы в ОВД, так как в этот период жил и работал на территории, которая относиться к местностям приравненным к районам Крайнего Севера.
Ответчик- начальник ГУ УПФР в Койгородском районе Майбурова Е.Ю. с исковыми требованиями не согласна, предлагает суду в удовлетворении требований отказать. Объяснения дала в соответствии с возражениями на исковое заявление. Согласна включить стаж работы в местностях приравненных к районам Крайнего Севера время работы истца в качестве стажера в ОВД Койгородского района, так как в это время, за Тарачева В.А. производились отчисления в Пенсионный фонд РФ и он не являлся, на тот момент, служащим ОВД.
Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, считает, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению.
Федеральный закон от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", введенный в действие с 1 января 2002 года, основан на принципах обязательного пенсионного страхования: согласно его статье 3 право на трудовую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
При определении права на трудовую пенсию учитывается страховой стаж, под которым Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" понимает суммарную продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж. Периоды, включаемые в страховой стаж для установления трудовой пенсии, подразделяются на две группы. В одну входят периоды трудовой и (или) иной деятельности лиц, застрахованных в рамках системы обязательного пенсионного страхования, связанные с уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, а в другую - нестраховые периоды.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 11 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (если ему предшествовали или за ним следовали периоды работы), засчитывается в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 10 данного Федерального закона, несмотря на то, что страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации за граждан, проходящих указанную службу, не уплачивались и источник финансирования расходов на страховую часть трудовой пенсии отсутствовал. Порядок определения стажа урегулирован Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовой пенсии, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 года N 555 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 8 августа 2003 года N 475).
Тем самым для военнослужащих и приравненных к ним по пенсионному обеспечению лиц предусмотрена возможность перехода из системы государственного пенсионного обеспечения в систему обязательного пенсионного страхования, ориентированную на определенный круг субъектов, включающую определенные правила уплаты страховых взносов, условия назначения страхового обеспечения и порядок исчисления его размеров, т.е. получения трудовой пенсии, предоставляемой в рамках обязательного пенсионного страхования. При этом федеральный законодатель, определяя порядок сохранения пенсионных прав военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов в случае оставления ими службы до приобретения права на пенсию за выслугу лет (пенсии по государственному пенсионному обеспечению) и устанавливая правило о включении периодов прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы в страховой стаж, не предусмотрел зачет периодов службы в специальный стаж, в том числе в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Правовое положение (специальный правовой статус) военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел определяются соответствующими законами, а их пенсионное обеспечение (за исключением военнослужащих по призыву) осуществляется на основании Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", определяющего - исходя из специфики такой службы и особого правового статуса военнослужащих - условия назначения им пенсий, порядок их исчисления и размеры, отличающиеся от аналогичных параметров трудовых пенсий: для них, в частности, предусмотрена такая мера государственной социальной защиты, как пенсия за выслугу лет, которая назначается при наличии соответствующей выслуги независимо от возраста военнослужащих, а финансирование пенсий осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Право на пенсию военнослужащими и сотрудниками правоохранительных органов реализуется, таким образом, в рамках государственного пенсионного обеспечения, в котором для данной категории граждан предусмотрено в целях компенсации риска воздействия неблагоприятных факторов природно-климатических условий районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на организм человека исчисление при назначении пенсии за выслугу лет периода службы в указанных районах и местностях на льготных условиях.
Согласно ст. 1 ФЗ от 24.07.2009г. № 213 -ФЗ « О внесений изменений Федеральный Закон « О трудовых пенсиях в Российской Федерации» лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, размер базовой части трудовой пенсии по старости устанавливается в сумме 3 843рубля в месяц. Лицам, проработавшим не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, размер базовой части трудовой пенсии по старости устанавливается в сумме 3 330,60 рублей в месяц. Лицам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, при определении количества календарных лет работы в районах Крайнего Севера в целях установления размера базовой части трудовой пенсии по старости каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Обязательным условием является наличие у мужчин 25 лет страхового стажа 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Согласно п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 г. № 25 « О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» указано, что в соответствии с п. 1 ст. 28.1 Закона о трудовых пенсиях при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с работой в упомянутых районах и местностях к указанной работе приравнивается только работа, дающая право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подп. 1 - 10 п. 1 ст. 27 и подп. 7 - 9 п. 1 ст. 28 данного Закона, в порядке, определяемом Правительством РФ. Периоды же прохождения военной службы, а также иной приравненной к ней службы не подлежат зачету в стаж работы в указанных районах и местностях, поскольку действующим законодательством не предусмотрена такая возможность.
Согласно исследованных в судебном заседании материалов дела установлено, что страховой стаж ( календарно) у истца составляет 26 лет 8 месяцев 20 дней. Стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера составляет 18 лет 5 месяцев 22 дня. Истцу не включены в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера периоды службы в армии по призыву с 09.11.1985 г. по 17.11.1987 г., служба в ОВД с 09.08.1995 г. по 12.07.2001 г.
В то же время, как было установлено в судебном заседании, согласно представленных и исследованных судом документов, суд считает, что время работы истца в качестве стажёра ОВД Койгородского района, должно быть включено в северный стаж истца, так как последний, на тот момент, не являлся служащим и за него отчислялись в пенсионный фонд страховые отчисления.
Учитывая изложенное, требование в части включения периодов работы в качестве стажера в ОВД Койгородского района должно быть удовлетворено, в остальной части исковые требования удовлетворению не подлежат.
Суд, руководствуясь ст. 194, 199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л :
Исковое заявление Тарачева В.А. удовлетворить частично
Обязать ГУ УПФР в Койгородском районе РК включить Тарачеву В.А. в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, время работы в качестве стажера в ОВД Койгородского района.
В остальной части требований отказать.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней, с момента принятия решения, в Верховный суд РК, через Сысольский районный суд ( с. Койгородок ул. Мира 1а).
Судья Бондаренко В.П.
Мотивированная часть решения изготовлена 14.11.2011 г.