Дело № 2-123/2012
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 февраля 2012г. с. Визинга
Сысольский районный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Бондаренко В.П.,
с участием старшего помощника прокурора Коноваловой Л.А.
при секретаре Кузнецовой Т.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Сысольского района, в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Жилфонд» о признании бездействия незаконным и об обязании установить площадку для складирования твердых бытовых отходов в соответствии с санитарными правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Сысольского района обратился в суд с исковыми требованиями в защиту неопределенного круга лиц к ООО «Жилфонд» о признании бездействия незаконным и об обязании установить площадку для складирования твердых бытовых отходов в соответствии с санитарными правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда.
В заявлении указано, что в прокуратуру Сысольского района 21.12.2011г. поступило обращение от ФИО1, проживающего по <адрес>, о принятии мер реагирования к управляющей организации ООО «Жилфонд», ненадлежащим образом исполняющей обязанности по обслуживанию указанного жилого дома.
По доводам обращения проведена общенадзорная проверка, по результатам которой установлено, что в нарушение требований федерального законодательства напротив подъезда <адрес> установлена площадка для контейнеров для сбора твердых бытовых отходов на расстоянии 8,7 м от наружной поверхности конструкции жилого дома (акт обследования от 20.01.2012). При этом, строительство данной площадки в районе сложившейся застройки с районным архитектором, районной санэпидстанцией, не согласовывалось, а собственники указанного дома неоднократно обращались в управляющую организацию в лице ООО «Жилфонд» с просьбой принять меры по переносу площадки для мусорных контейнеров от фасада дома в сторону на санитарно-безопасное расстояние.
Просят признать бездействие ООО «Жилфонд» незаконным и обязать в месячный срок с момента вступления в законную силу решения суда обеспечить перенос площадки для установки контейнеров для сбора твердых бытовых отходов, расположенной напротив подъезда <адрес>, по согласованию с главным архитектором администрации муниципального района «Сысольский», заместителем главного Государственного санитарного врача Республики Коми по Койгородскому, Сысольскому Прилузскому району.
В судебном заседании старший помощник прокурора Коновалова Л.А. свои требования поддержала по основаниям, указанным в исковом заявлении.
В судебном заседании представитель ответчика директор ООО «Жилфонд» Рочева В.В. согласна с заявленными исковыми требованиями, просит установить более длительный срок для решения данного вопроса, так как, по её мнению, нет другого места, куда можно было бы перенести контейнеры. Везде, по её мнению, будет допущено нарушение санитарных норм.
Суд, заслушав участников процесса, изучив материалы дела, приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных прокурором требований.
Статья 42 Конституции Российской Федерации и ст. 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон № 52-ФЗ) закрепляют право граждан на благоприятную окружающую среду и благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Согласно п. 1 ст. 22 Федерального закона № 52-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Услуги и работы, связанные с управлением муниципальным жилищным фондом осуществляются в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006г. № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» (Правила), Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», постановлением Государственного Комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003г. № 170 «Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда» (далее ПиНТЭ).
Так, в соответствии с подп. «ж» п. 2 Правил в состав общего имущества включаются объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
В силу п. 10 Правил общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц, безопасность для жизни и здоровья граждан.
Согласно п. 11 Правил содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя, в том числе: уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества; сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов; содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
Аналогичные требования содержаться в ПиНТЭ, п. 3.7.1 которых регламентировано, что организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать: установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.
При этом, мусоросборники необходимо размещать на расстоянии от окон до дверей жилых зданий не менее 20 м, но не более 100 м от входных подъездов (п. 3.7.6 ПиНТЭ).
Пунктом 2.2.3 «Санитарные правила содержания территории населенных мест. СанПиН 42-128-4690-88», утвержденных Минздравом СССР 5 августа 1988 года также предусмотрено, что площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5. Размещение мест временного хранения отходов, особенно на жилой территории, необходимо согласовать с районным архитектором и районными санэпидстанциями. В исключительных случаях, в районах сложившейся застройки, где нет возможности соблюдения установленных разрывов от дворовых туалетов, мест временного хранения отходов, эти расстояния устанавливаются комиссионно (с участием районного архитектора, жилищно-эксплуатационной организации, квартального комитета, санитарного врача).
Статьями 45, 48 Конституции РФ гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина в РФ, в том числе права на получение квалифицированной юридической помощи.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с ч. 4 ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших.
Согласно ч. 3 ст. 35 ФЗ «О прокуратуре РФ» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
В судебном заседании установлено, что по обращению в прокуратуру Сысольского района 21.12.2011г. ФИО1, проживающего по <адрес>, о принятии мер реагирования к управляющей организации ООО «Жилфонд», ненадлежащим образом исполняющей обязанности по обслуживанию указанного жилого дома, проведена общенадзорная проверка, по результатам которой установлено следующее.
В соответствии с протоколом собрания собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по <адрес>, ООО «Жилфонд» избрана управляющей организацией данного дома.
Уставом ООО «Жилфонд» (п.п. 2.2, 2.5) определено, что в предмет деятельности общества входит осуществление различных видов хозяйственной деятельности, не запрещенных законодательством, на основании заключенных договоров.
Жилищные услуги ООО «Жилфонд» оказывает на платной основе и, следовательно, в соответствии с законом РФ «О защите прав потребителей» признается исполнителем, а жители дома <адрес>, пользующееся услугами общества, признаются потребителями. Частями 1 и 2 статьи 4 данного закона, на продавца (исполнителя) возложены обязанность по оказанию качественных услуг.
Проверкой установлено, что в нарушение требований федерального законодательства напротив подъезда <адрес> установлена площадка для контейнеров для сбора твердых бытовых отходов на расстоянии 8,7 м от наружной поверхности конструкции жилого дома (акт обследования от 20.01.2012). При этом, строительство данной площадки в районе сложившейся застройки с районным архитектором, районной санэпидстанцией, не согласовывалось, а собственники указанного дома неоднократно обращались в управляющую организацию в лице ООО «Жилфонд» с просьбой принять меры по переносу площадки для мусорных контейнеров от фасада дома в сторону на санитарно-безопасное состояние.
Бездействие управляющей организацией в лице ООО «Жилфонд» нарушает гарантированные Конституцией Российской Федерации права и законные интересы как жильцов <адрес>, так и жильцов близлежайших домов на благоприятную окружающую среду и благоприятную среду обитания, создает угрозу их жизни и здоровью.
Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ следует, что издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Согласно подп. 3 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера подлежит взысканию госпошлина с организаций в размере 4000 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194- 199 Г1IК РФ,суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Сысольского района удовлетворить.
Признать бездействие ООО «Жилфонд» незаконным и обязать в месячный срок, с момента вступления в законную силу решения суда, то есть до 01.05.2012 г., обеспечить перенос площадки для установки контейнеров для сбора твердых бытовых отходов, расположенной напротив подъезда <адрес>, по согласованию с главным архитектором администрации муниципального района «Сысольский», заместителем главного Государственного санитарного врача Республики Коми по Койгородскому, Сысольскому Прилузскому району.
Взыскать с ООО «Жилфонд», госпошлину в пользу государства в размере 4000 (четыре тысячи) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми в течение месяца, через Сысольский районный суд (с. Койгородок, ул. Мира, дом 1а) со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья Бондаренко В.П.
Решение изготовлено в окончательной форме 02.03.2012г.