Нарушение действующих санитарных правил и гигиенических нормативов



Дело № 5-32/2011

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

с. Визинга Сысольского района РКоми

«13» мая 2011 г.

Судья Сысольского районного суда Республики Коми Гайнетдинова Л.А.,

рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении муниципального учреждения здравоохранения «Сысольская центральная районная больница» (МУЗ «Сысольская ЦРБ»), юридический адрес лица: <адрес>,

УСТАНОВИЛ:

Юридическое лицо – МУЗ «Сысольская ЦРБ» допустило нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, требований технических регламентов, в виде осуществления деятельности в области использования (при эксплуатации) источников ионизирующего излучения (генерирующих).

Из материалов дела следует, что на основании распоряжения заместителя руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РК № от ДД.ММ.ГГГГ, была проведена плановая выездная проверка в отношении юридического лица МУЗ «Сысольская ЦРБ». В результате проверки была выявлена эксплуатация рентгенодиагностического аппарата (стоматологической рентгеновской IMAGE X System) в дентальном рентгенодиагностическом кабинете с нарушением санитарно – эпидемиологических требований, что является правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ст. 6.3 КоАП РФ, составлены акт проверки и протокол об административном правонарушении, в качестве меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении к юридическому лицу был применен временный запрет деятельности с 08 час. 00 мин. ДД.ММ.ГГГГ

Должностное лицо (по доверенности) Х. пояснила, что была проведена плановая проверка юридического лица, в ходе которой были выявлено осуществление деятельности по эксплуатации рентгенодиагностического аппарата с нарушением санитарно – эпидемиологических требований. Данные нарушения отражены в протоколе об административном правонарушении. Полагает необходимым, с учетом тяжелого финансового положения юридического лица и угрозы для здоровья людей, применить к учреждению вид наказания в виде административного приостановления деятельности до 22-х суток.

Представитель МУЗ «Сысольская ЦРБ» главный врач Н. пояснил суду, что они согласны с выявленными нарушениями санитарно – эпидемиологических требований при эксплуатации рентгенодиагностического аппарата, предоставив суду письменные пояснения и подтверждающие документы. Дополнил, что в настоящее время предпринимаются меры по устранению выявленных нарушений, в частности завершено оформление технического паспорта на дентальный рентгенодиагностический кабинет, с целью получения санитарно-эпидемиологического заключения на право эксплуатации установки стоматологической рентгеновской на данный момент формируется пакет документов.

Суд, рассмотрев представленные материалы, заслушав представителя юридического лица Н., должностное лицо Х., приходит к следующему.

В соответствии со статьей 6.3 КоАП РФ нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, требований технических регламентов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, влечет административную ответственность.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что при проведении плановой выездной проверки в отношении МУЗ «Сысольская ЦРБ» были выявлены нарушения санитарного законодательства Российской Федерации при осуществлении деятельности в области использования (при эксплуатации) источников ионизирующего излучения (генерирующих), а именно:

1. Отсутствует санитарно – эпидемиологическое заключение на право эксплуатации установки стоматологической рентгеновской IMAGE X System в дентальном рентгенодиагностическом кабинете в цокольной части 3-х этажного кирпичного здания поликлиники МУЗ «Сысольская ЦРБ» по адресу: <адрес>, эксплуатация данного рентгеновского аппарата подтверждается регистрацией рентгенологических исследований в журнале ежедневных рентгенологических исследований, что является нарушением требований п. 6 п/п «а, б, в, г» Положения о лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения, утвержденного постановлением Правительства РФ № 107 от 25.02.2004 г., п.п. 3.6, 3.31 абз.2, 9.9 СанПин 2.6.1.1192-03 «Гигиенические требования к устройству и эксплуатации рентгеновских кабинетов, аппаратов и проведению рентгенологических исследований», введенных в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 8 от 18.02.2003 г., п. 3.4.2 СП 2.6.1.2612-10 «основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ-99/2010), введенных в действие постановлением Главного государственного санитарного врача РФ № 40 от 26.04.2010 г.;

2. Отсутствует технический паспорт на дентальный рентгенодиагностический кабинет в цокольной части 3-х этажного кирпичного здания поликлиники МУЗ «Сысольская ЦРБ» по адресу: <адрес>, что является нарушением требований п. 6 п/п «а, б, в, г» Положения о лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения, утвержденного постановлением Правительства РФ № 107 от 25.02.2004 г.; п.п. 3.6.3.31 абз. 2.9.9 СанПин 2.6.1192-03 «Гигиенические требования к устройству и эксплуатации рентгеновских кабинетов, аппаратов и проведению рентгеновских исследований», введенных в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18.02.2003 г. № 8;

3. Несвоевременно и не в полном объеме проводится контроль за параметрами нерадиационных факторов в кабинетах, оборудованных, тогда как Программой производственного контроля контроль за освещенностью, микроклиматом, шумом, содержанием окислов азота, озоном в воздухе рабочей зоны, напряженностью электромагнитного поля, электростатическим потенциалом экрана на ВДП предусмотрен 1 раз в год, контроль за кратностью воздухообмена предусмотрен 1 раз в 2 года.

Не представлены протоколы замеров содержания окислов азота, озона в воздухе рабочей зоны, подтверждающие их соответствие гигиеническим требованиям.

Последние исследования микроклимата, освещенности, шума, напряженности электромагнитного поля проведены в 2007 году.

Не представлены заключения о кратности воздухообмена в рентгенодиагностических кабинетах, подтверждающие ее соответствие гигиеническим требованиям, определенные аккредитованными в данной области измерений и лицензированными организациями.

Что является нарушением требований п. 6 п/п «а, б, в, г» Положения о лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения, утвержденного постановлением правительства Российской Федерации от 25.02.2004 г. № 107, п.п. 2.4 абз. 7, 8.2, 8.4, 8.4.7, 10.1, 10.21 СанПин 2.6.1.1192-03 «Гигиенические требования к устройству и эксплуатации рентгеновских кабинетов, аппаратов и проведению рентгенологических исследований», введенных в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18.02.2003 г. № 8; СанПин 2.1.3.2630-10 «Санитарно – эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», введенных в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2010 г. № 58; п.п. 1.5, 2.1, 2.7 СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно- противоэпидемических (профилактических) мероприятий (в ред. изменений и дополнений № 1), утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 10.07.2001 г.

По результатам проверки составлен Акт проверки № от ДД.ММ.ГГГГ и протокол об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, выдано предписание об устранении нарушений лицензионных требований и условий № от ДД.ММ.ГГГГ

В связи с выявленными нарушениями санитарного законодательства Российской Федерации при осуществлении деятельности в области использования (при эксплуатации) источников ионизирующего излучения (генерирующих), ответственность за которое предусмотрена ст. 6.3 КоАП РФ, в отношении юридического лица применена мера обеспечения в виде временного запрета деятельности с 08 час. 00 мин. ДД.ММ.ГГГГ, о чем в деле имеется протокол № от ДД.ММ.ГГГГ

Порядок лицензирования деятельности в области использования источников ионизирующего излучения, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на территории Российской Федерации, регулируется Положением о лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25.02.2004 г. № 107 (далее – Положение).

В соответствии с пунктом 4 Положения, под деятельностью в области использования источников ионизирующего излучения понимается в том числе эксплуатация источников ионизирующего излучения. Такая деятельность осуществляется только на основании специального разрешения (лицензии).

Пунктом 6 Положения установлены лицензионные требования и условия при осуществлении лицензируемой деятельности, которыми являются:

а) соблюдение лицензиатом требований законодательства Российской Федерации, санитарно-эпидемиологических требований и требований в области радиационной безопасности и безопасного использования атомной энергии;

б) наличие у лицензиата зданий, сооружений и помещений, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании и отвечающих санитарно-эпидемиологическим требованиям и требованиям в области радиационной безопасности и безопасного использования атомной энергии;

в) соответствие проектных, конструкторских и технологических решений, оборудования, условий эксплуатации, хранения и утилизации радиационных источников санитарно-эпидемиологическим требованиям и требованиям в области радиационной безопасности и безопасного использования атомной энергии;

г) соответствие систем учета, производственного контроля, а также физической и радиационной защиты радиационных источников, учета и контроля индивидуальных доз облучения персонала и населения санитарно-эпидемиологическим требованиям и требованиям в области радиационной безопасности и безопасного использования атомной энергии.

В соответствии со ст. 1 ФЗ от 30.03.1999 г. № 529-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", под государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (далее - санитарные правила) понимаются нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.

Федеральный закон устанавливает, что санитарные правила разрабатываются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять санитарно-эпидемиологический надзор, и иными органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в связи с установленной необходимостью санитарно-эпидемиологического нормирования факторов среды обитания и условий жизнедеятельности человека. Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, является Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Действующие на территории РФ федеральные санитарные правила утверждены Главным государственным санитарным врачом РФ.

В соответствии с п. 3.6 "СанПиН 2.6.1.1192-03. 2.6.1. «Ионизирующее излучение, радиационная безопасность. Гигиенические требования к устройству и эксплуатации рентгеновских кабинетов, аппаратов и проведению рентгенологических исследований. Санитарные правила и нормативы", утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 14.02.2003, при изменении условий эксплуатации рентгеновского кабинета (аппарата), введении в эксплуатацию других рентгеновских аппаратов, администрация лечебно-профилактического учреждения обеспечивает получение нового санитарно-эпидемиологического заключения. Эксплуатация рентгеновского кабинета (аппарата) без санитарно-эпидемиологического заключения не допускается. В соответствии с п. 3.31 названного СанПин, в учреждении, имеющем рентгеновский кабинет или рентгеновский аппарат, должна иметься документация, в том числе санитарно-эпидемиологическое заключение на вид деятельности: эксплуатация, хранение, испытания и др. рентгеновского аппарата (аппаратов) в рентгеновском кабинете (кабинетах); технический паспорт на рентгеновский кабинет.

В соответствии с п. 10.21 названного СанПин, для оформления технического паспорта, санитарно-эпидемиологического заключения значения параметров нерадиационных факторов в рентгеновском кабинете (электробезопасность, кратность воздухообмена, освещенность и др.) определяются аккредитованными в данной области измерений и лицензированными организациями по мере необходимости, но не реже одного раза в два года.

Из материалов дела установлено, что МУЗ «Сысольская ЦРБ» выдана лицензия на деятельность в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) № от 16.06.2008 г. со сроком действия до 16.06.2013 г.

МУЗ «Сысольская ЦРБ» в установленном законом порядке зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером № и ей присвоен ИНН №.

В соответствии с п.1.1 Устава МУЗ «Сысольская ЦРБ» является некоммерческой организацией, финансируемой полностью или частично за счет средств бюджета на основании сметы. Целью создания Учреждения является осуществление профилактической, лечебно-диагностической, лечебной, медицинской реабилитационной помощи населению. Для достижения указанных целей Учреждение осуществляет основные виды деятельности в соответствии с выданной в установленном порядке лицензией, в том числе пунктом 8 Устава закреплено осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих).

Согласно распоряжения №р от ДД.ММ.ГГГГ на должность главного врача МУЗ «Сысольская ЦРБ» назначен Н..

Таким образом, суд приходит к выводу, что юридическое лицо МУЗ «Сысольская ЦРБ» является субъектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.3 КоАП РФ.

В соответствии со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Факт нарушения МУЗ «Сысольская ЦРБ» санитарного законодательства Российской Федерации при осуществлении деятельности в области использования (при эксплуатации) источников ионизирующего излучения (генерирующих) подтверждается материалами дела: протоколом об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, протоколом о временном запрете деятельности № от ДД.ММ.ГГГГ, распоряжением о проведении плановой выездной проверки юридического лица № от ДД.ММ.ГГГГ, актом проверки органом государственного контроля юридического лица № от ДД.ММ.ГГГГ, оцененными в совокупности с иными материалами дела. Факт совершения административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ не оспаривается и самим представителем МУЗ «Сысольская ЦРБ» Н. Нарушения, указанные в протоколе, нашли свое подтверждение в ходе судебного рассмотрения дела.

В соответствии с пунктом 2 ст. 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Суд, изучив материалы дела, пришел к выводу, что у юридического лица имелась возможность для соблюдения санитарного законодательства при использовании (эксплуатации) источников ионизирующего излучения, однако данным лицом не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

При таких обстоятельствах, суд находит доказанной вину МУЗ «Сысольская ЦРБ» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ в нарушении законодательства в области обеспечения санитарно – эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов.

При назначении административного наказания, суд в порядке ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ учитывает характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, а также отягчающие и смягчающие ответственность обстоятельства.

Судом принимается во внимание, что юридическим лицом совершено правонарушение в сфере охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Обстоятельствами смягчающими административную ответственность суд признает принятие в настоящее время юридическим лицом МУЗ «Сысольская ЦРБ» всех зависящих от него мер по соблюдению санитарного законодательства, что нашло своё подтверждение в представленном суду пакете документов. Отягчающих административную ответственность МУЗ «Сысольская ЦРБ» суд не установил.

За совершение юридическим лицом административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ, санкцией данной статьи предусмотрено наказание в виде административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В соответствии с ч. 1 ст.3.12 КоАП РФ, административное приостановление деятельности заключается в том числе, во временном прекращении осуществления отдельных видов деятельности (работ) и применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.

При изложенных обстоятельствах, учитывая характер совершенного правонарушения, существо выявленных нарушений санитарного законодательства, представляющее непосредственную угрозу жизни и здоровью неограниченному количеству граждан, учитывая, что нарушения санитарного законодательства связаны с нарушениями эксплуатации источников ионизирующего излучения, которые являются радиационными источниками, представляющими повышенную опасность жизни и здоровью населения, а также учитывая, что применение юридическому лицу наказания в виде штрафа не сможет обеспечить достижение цели административного наказания и в целях предупреждения вредных последствий, суд полагает необходимым назначить наказание юридическому лицу в виде административного приостановления деятельности.

В соответствии с ч. 5 ст. 29.6 КоАП РФ, в срок административного приостановления деятельности засчитывается срок временного запрета деятельности.

Руководствуясь ст.ст.24.5, 29.9, 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

ПОСТАНОВИЛ:

Признать Муниципальное учреждение здравоохранения «Сысольская центральная районная больница» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить наказание в виде административного приостановления деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих), а именно: путем запрета эксплуатации установки стоматологической рентгеновской IMAGE X System в дентальном рентгенодиагностическом кабинете Муниципального учреждения здравоохранения «Сысольская центральная районная больница», расположенного в цокольной части 3-х этажного здания поликлиники по адресу: <адрес>, на срок до 22 (двадцати двух) суток, засчитав срок временного запрета деятельности с 08 часов 00 минут ДД.ММ.ГГГГ в срок административного приостановления деятельности.

Постановление может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми в течение 10 суток со дня вручения или получения копии настоящего постановления.

Судья - Л.А. Гайнетдинова