Дело № 5-34/2011 ПОСТАНОВЛЕНИЕ по делу об административном правонарушении с. Визинга Сысольского района РКоми «01» июня 2011 г. Судья Сысольского районного суда Республики Коми Гайнетдинова Л.А., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренное частью 1 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении Государственного учреждения Республики Коми «Сысольское лесничество» (ГУ «Сысольское лесничество»), юридический адрес лица: <адрес>, УСТАНОВИЛ: Юридическое лицо – ГУ «Сысольское лесничество» допустило нарушение требований пожарной безопасности в РФ, за что предусмотрена административных ответственность в соответствии с частью 1 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Начальник отделения надзорной деятельности Сысольского района У. пояснил, что на основании распоряжения начальника ОНД Сысольского района инспектором М. была проведена выездная внеплановая проверка в отношении ГУ «Сысольское лесничество» выполнения требований пожарной безопасности, поскольку в 2010 году им было выдано предписание по устранению нарушений требований пожарной безопасности. Проведенной проверкой было установлено, что многие пункты предписания не были выполнены. В связи с выявленными нарушениями инспектором был составлен административный материал в отношении юридического лица. Представитель ГУ «Сысольское лесничество» (по доверенности) Р. суду пояснил, что они не согласны с пунктами 9 и 10 указанных нарушений в акте, т.к. нарушения были выявлены в помещении, которое они с конца 2009 года не арендуют, данное помещение находится на балансе их учреждения, однако это помещение никто не использует. 28 апреля 2011 года инспектор М. принес их руководителю акт данной проверки, однако Б. был не согласен с п.п.9-10 нарушений, в связи с чем, отказался подписать акт проверки. Далее инспектором М., Б. вызывался на 5 мая 2011 года, но т.к. Б. находился в отпуске, то не явился в ОНД. К ним в учреждение какой-либо копии протокола не поступало, при составлении протокола они не присутствовали, права и обязанности им не разъясняли, кроме того, проверка проводилась в течение нескольких дней, протокол был составлен по истечению предусмотренных КоАП РФ сроков. Просит признать протокол об административном правонарушении недействительным, т.к. они с ним не ознакомлены. Так же указывает, что руководителем предприятия 3 мая 2011 года была направлена жалоба в прокуратуру Сысольского района о проверки законности проведения данной проверки. Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, между общественными объединениями, должностными лицами и гражданами определяются Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности". Согласно ч. 1 ст. 38 указанного Закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом. Требования пожарной безопасности установлены в Правилах пожарной безопасности Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 г. В силу п. 10 указанных Правил собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору. Частью 1 статьи 20.4. Кодекса об административных правонарушений предусмотрена административная ответственность юридических лиц за нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 КоАП РФ. Из материалов дела следует, что на основании распоряжения начальника ОНД Сысольского района от ДД.ММ.ГГГГ № о проведении мероприятия по надзору, инспектором ОНД Сысольского района М. была проведена выездная внеплановая проверка ГУ «Сысольское лесничество» по адресу осуществления деятельности <адрес>, продолжительностью 20 дней. В результате проверки были выявлены нарушения ГУ «Сысольское лесничество» требований пожарной безопасности в РФ ППБ 01-03 (Правила пожарной безопасности в РФ ППБ 01-03); НПБ 88-2001 «Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования», НПБ 110-03 «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией», НПБ 104-03 «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях», которые отражены в протоколе об административном правонарушении. По результатам проверки составлен акт проверки № от 28.04.2011 г. и протокол об административном правонарушении № от 05.05.2011 г. Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ директором ГУ «Сысольское лесничество» назначен Б.. В настоящее время он работает в указанной должности. Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического лица или юридического лица, за которое Кодексом установлена административная ответственность. В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основании и в порядке, установленном законом. Положения статьи 1.6 КоАП РФ в обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагают не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности. В целях защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц законом регулируется определенный порядок привлечения к административной ответственности, соблюдение которого обязательно. Статьей 28.2 КоАП РФ, регламентирующей порядок составления протокола об административном правонарушении, установлены гарантии защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В частности, в протоколе указывается объяснение физического лица по поводу вменяемого правонарушения; при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, разъясняются права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе; физическому лицу предоставляется возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении; протокол об административном правонарушении подписывается физическим лицом, а в случае отказа от подписания протокола в нем делается соответствующая запись; физическому лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении. Частью 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ предусмотрено, что копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола. Согласно части 3 статьи 25.4 КоАП РФ дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения. Законными представителями юридического лица в соответствии с настоящим Кодексом являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение (часть 2 статьи 25.4 КоАП РФ). В соответствии со ст. 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с Кодексом. Названные правовые нормы призваны обеспечить процессуальные гарантии лица, привлекаемого к административной ответственности. Лишая лицо возможности воспользоваться процессуальными правами при рассмотрении дела об административном правонарушении, административный орган нарушает предусмотренные КоАП РФ требования о всестороннем, полном и объективном выяснении всех обстоятельств дела (статья 24.1 КоАП РФ). Из изложенного следует, что административный орган обязан предоставить привлекаемому к административной ответственности лицу возможность реализовать гарантии защиты, предусмотренные названной нормой. Судом установлено, что законный представитель ГУ «Сысольское лесничество» директор Б. надлежащим образом извещался о месте, времени и дате составления протокола об административном правонарушении, однако в указанное время не явился в ОНД Сысольского района, поскольку находился в отпуске. В соответствии с п. 4.1 ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ. Однако, в нарушение указанной нормы, копия протокола инспектором не была направлена в установленный трехдневный срок лицу, привлекаемому к ответственности. Также в протоколе отсутствует подпись законного представителя юридического лица или запись о том, что законный представитель отказался от подписи. Кроме того, проверка юридического лица была проведена 28 апреля 2011 года, однако в нарушение статьи 28.5. КоАП РФ протокол об административном правонарушении был составлен лишь 05 мая 2011 года, при этом в деле отсутствует определение о возбуждении административного расследования, т.е. протокол об административном правонарушении был составлен в нарушение процессуальных сроков составления протокола. Указанные выше нарушения носят существенный характер, поскольку не обеспечивают лицу, привлекаемому к административной ответственности (ГУ «Сысольский лесхоз», возможности реализовать гарантии защиты, предусмотренные статьей 28.2 КоАП РФ. Протокол, составленный с нарушением требований КоАП РФ, нельзя признать допустимым доказательством по делу об административном правонарушении. Следовательно, ОНД Сысольского района была существенно нарушена процедура привлечения ГУ «Сысольский лесхоз» к административной ответственности. В соответствии со ст. 24.5 ч.1 п.1 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае отсутствия события административного правонарушения. Руководствуясь частью 1 ст. 20.4., ст.29.10. КоАП РФ, ПОСТАНОВИЛ: Производство по делу об административном правонарушении в отношении Государственного учреждения Республики Коми «Сысольское лесничество» о признании его виновным по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, прекратить в связи с отсутствием события административного правонарушения. Постановление может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми в течение 10 суток со дня вручения или получения копии настоящего постановления. Судья Гайнетдинова Л.А. Копия верна. Судья-