Нарушение требований пожарной безопасности



Дело № 5-9/2011г.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

с. Визинга Сысольского района РКоми

ДД.ММ.ГГГГ

Судья Сысольского районного суда Республики Коми Гайнетдинова Л.А.,

рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении индивидуального предпринимателя Р.,

УСТАНОВИЛ:

Согласно протоколу № об административном правонарушении индивидуальный предприниматель Р. допустил нарушение требований Правил пожарной безопасности в РФ, за что предусмотрена административная ответственность в соответствии с частью 1 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении – главный государственный инспектор Сысольского района по пожарному надзору У., пояснил, что на основании распоряжения начальника ОНД Сысольского района от ДД.ММ.ГГГГ № он проводил внеплановую проверку с целью надзора за соблюдением индивидуальным предпринимателем Р. обязательных требований пожарной безопасности. По итогам проверки был составлен акт проверки и протокол об административном правонарушении. Дополнил, что здание деревянной конструкции двухэтажное, Р. занимает два помещения на 1 этаже. В помещениях занимаемых ИП Р. и в этом здании грубо нарушаются требования пожарной безопасности. Просит решить вопрос о привлечении ИП Р. к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности.

При рассмотрении дела индивидуальный предприниматель Р. пояснил, что согласен с частью выявленных нарушений пожарной безопасности, с нарушениями в части: допуска эксплуатации электрических сетей с нарушениями нормативных документов по электроэнергетике, не оснащения помещения системой оповещения людей, не оборудованием автоматической установкой обнаружения пожара, считает, что эти требования должны быть предъявлены всем организациям, находящимся в этом здании, и устранение этих нарушений не зависит от него. По договору аренды он в ДД.ММ.ГГГГ году разместился в этом здании, решетки на окнах уже были установлены администрацией. Услугами по ремонту бытовой техники занимается он один, в этом же помещении производит ремонт, численность наполняемости помещения гражданами в день до 10 человек.

Заслушав пояснения ИП Р., представителя ОНД У., исследовав материалы дела, прихожу к следующему.

Частью 1 статьи 20.4. Кодекса об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, за нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 КоАП РФ.

На основании распоряжения начальника ОНД Сысольского района от ДД.ММ.ГГГГ № главным государственным инспектором Сысольского района У. проведены мероприятия по надзору за соблюдением обязательных требований пожарной безопасности в отношении индивидуального предпринимателя Р. в виде внеплановой выездной проверки.

По результатам проверки объекта – пункта по ремонту бытовой техники, расположенного по адресу: <адрес>, составлен акт № от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельствующий о выявленных нарушениях требований пожарной безопасности в РФ: Правила пожарной безопасности в Российской Федерации 01-03, утвержденные приказом МЧС России от 18.06.2003 г. № 313 (ППБ 01-03 в РФ); НПБ 104-03 «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях», НПБ «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций»; ПТЭЭП «Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей», (Приказ Минэнерго РФ от 13.01.2003 г. № 6 «Об утверждении правил технической эксплуатации электроустановок потребителей»); НПБ 110-03 «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией»,утверждены приказом МЧС России от 18 июня 2003 г. № 315), а именно:

- не прошел обучение ответственный за проведение занятий по программам пожарно – технического минимума (нарушен п. 36 НПБ «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций»);

- в помещениях отсутствуют первичные средства пожаротушения (нарушен п. 90 ППБ-01-03);

- на окнах в помещениях установлены глухие металлические решетки (нарушен п. 40 ППБ-01-03);

- допущена эксплуатация электрических сетей с нарушениями требований нормативных документов по электроэнергетике, а именно: не осуществлен контроль за их техническим состоянием (не выполнены замеры сопротивления изоляции токоведущих частей силового и осветительного оборудования и заземляющих устройств с составлением протоколов) (нарушен п.2.12.17 ПТЭЭП);

- помещения не оснащены системой оповещения людей о пожаре (нарушен п. 2 таб. 2 НПБ 104-03);

- помещения не оборудованы автоматической установкой обнаружения пожара (нарушен п. 38 таб. 3 НПБ 110-03);

- отсутствует распорядительный документ о назначении лиц, которые по занимаемой должности или по характеру выполняемых работ в силу действующих нормативных правовых актов и иных актов должны выполнять соответствующие правила пожарной безопасности, либо обеспечивать их соблюдение на определенных участках работ (нарушен п. 8 ППБ-01-03);

- отсутствует журнал проведения вводного, первичного на рабочем месте, повторного, внепланового, целевого инструктажей по мерам пожарной безопасности (нарушен п. 7 ППБ-01-03).

Установленные в ходе проверки нарушения требований пожарной безопасности нашли отражение в протоколе об административном правонарушении №, составленном ДД.ММ.ГГГГ главным государственным инспектором Сысольского района по пожарному надзору У.

Вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, между общественными объединениями, должностными лицами и лицами без гражданства (гражданами) определяются Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».

Согласно ч. 1 ст. 38 указанного Закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.

Требования пожарной безопасности установлены в Правилах пожарной безопасности Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 года.

В силу п. 10 указанных Правил собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.

Установлено, что Р. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 1 по РК за основным государственным регистрационным номером записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя №.

Исходя из договора аренды на муниципальное имущество № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Администрацией муниципального района «Сысольский», выступающей Арендодателем, и индивидуальным предпринимателем Р., выступающим Арендатором, Р. арендует помещение площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес>. В соответствии с п. 2.3.1. указанного договора, Р. как арендатор, обязан содержать имущество в соответствии с правилами и нормами технической эксплуатации, соблюдать правила пожарной безопасности в соответствии с п. 38 «Правил пожарной безопасности в РФ» ППБ 01-03».

Таким образом, индивидуальный предприниматель Р. является лицом ответственным за соблюдение правил пожарной безопасности, а значит субъектом административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ. Ссылку ИП Р. на то, что он подписал договор аренды, не читая его, суд не может принять во внимание, поскольку данное утверждение не является основанием для освобождения индивидуального предпринимателя от административной ответственности, кроме того, поставив подпись в договоре ИП Р. подтвердил заключение данного договора и согласен с его условиями.

Вместе с тем, суд полагает необходимым исключить из протокола выявленное нарушение в виде наличия глухих металлических решеток на окнах в помещениях, предоставленных в аренду ИП Р., поскольку по договору аренды в пользовании Р. находится только часть помещений здания, соответственно он не может нести ответственность по выявленным нарушениям норм пожарной безопасности в отношении имеющихся глухих металлических решеток, установленных в окнах занимаемых им помещений, которые относятся к общим конструктивным элементам здания, ремонт которых согласно п. 2.3.3. договора аренды относится к обязанности Балансодержателя - администрации муниципального района «Сысольский».

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о необходимости исключения из протокола об административном правонарушении – нарушение «об установлении глухих металлических решеток на окнах помещения».

Вина Р. в нарушении иных требований пожарной безопасности, указанных в протоколе об административном правонарушении, подтверждается материалами дела, пояснениями участников процесса.

При таких обстоятельствах, исследованные при рассмотрении дела доказательства в их совокупности позволяют сделать вывод о том, что в действиях индивидуального предпринимателя имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 20. 4 ч. 1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, то есть нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, выразившиеся в нарушении ППБ РФ.

Протокол об административном правонарушении в отношении индивидуального предпринимателя составлен правомочным должностным лицом, нарушения правил пожарной безопасности, указанные в протоколе (за исключение установки глухих металлических решеток на окнах помещения), нашли свое подтверждение в судебном заседании.

Ранее ИП Р. к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ не привлекался.

Обстоятельств, отягчающих и смягчающих административную ответственность Р., не установлено.

Определяя вид административного наказания, суд учитывает характер совершенного правонарушения, количество выявленных нарушений правил пожарной безопасности, и исходит из того, что выявленные нарушения правил пожарной безопасности носят существенный характер, представляют непосредственную угрозу жизни и здоровью людей, и приводят к недопустимому риску, поскольку пункт по ремонту бытовой техники расположен в деревянном здании, предусматривает постоянное посещение его людьми, пользующихся услугами данного пункта, работа пункта по ремонту бытовой техники связана с эксплуатацией электрических сетей, и нарушение в части допуска эксплуатации электрических сетей с нарушениями требований нормативных документов по электротехнике - повышает уровень угрозы возникновения пожара, а отсутствие пожарной сигнализации, системы оповещения людей о пожаре и первичных средств пожаротушения может не позволить своевременно обнаружить пожар и принять меры к своевременной эвакуации людей, привести к тяжким, необратимым последствиям. Поэтому суд полагает необходимым назначить наказание индивидуальному предпринимателю в виде административного приостановления деятельности, поскольку считает, что менее строгий вид наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.

Руководствуясь ст.ст.24.5, 29.9, 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

ПОСТАНОВИЛ:

Признать индивидуального предпринимателя Р. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.20.4 ч.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить наказание, в виде административного приостановления деятельности путем запрета деятельности по эксплуатации занимаемого, им помещения площадью <данные изъяты> кв.м. в здании, расположенного по адресу: <адрес>; и запрета осуществления по указанному адресу услуг по ремонту бытовой техники, на срок 14 (четырнадцать) суток.

Постановление может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми в течение 10 суток со дня вручения или получения копии настоящего постановления.

Судья Л.А. Гайнетдинова