РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16.09.2010 Сысертский районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Мурашова А.С., с участием прокурора Кашкаровой М.В., представителей ответчика ОАО "Ключевский завод ферросплавов» Варовиной Н.П. и Ничкова С.Ю., представителя ответчика ЗАО «Уралсевергаз» Дрожащих М.Г., представителя ответчика МУП ЖКХ г. Арамиль» Варигина С.Н., представителей ответчика Администрации Арамильского городского округа Гарифуллина Р.В., Вавиловой Е.А., представителя ответчика ООО УК «Лидер» Костроминой К.О., представителей ответчика ООО УК «Солнечный дом» Трофимовой Т.А., Супруновой О.А., представителя ответчика ТСЖ «Радуга» Даутовой Л.А., представителя третьего лица ЗАО «Газекс» Валова И.Ю., при секретаре Рыжове М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1086/2010 по иску Сысертского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному унитарному предприятию «Жилищно-коммунального хозяйства г. Арамиль», Закрытому акционерному обществу «Уралсевергаз – независимая газовая компания», Администрации Арамильского городского округа, Обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Лидер», Обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Солнечный дом», Товариществу собственников жилья «Радуга» о признании незаконными действий по прекращению горячего водоснабжения жилого фонда г. Арамиль,
УСТАНОВИЛ:
Сысертский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц - граждан, проживающих в городе Арамиль к Муниципальному унитарному предприятию «Жилищно-коммунального хозяйства г. Арамиль», Закрытому акционерному обществу «Уралсевергаз», Администрации Арамильского городского округа, Обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Лидер», Обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Солнечный дом», Товариществу собственников жилья «Радуга» о признании незаконными действий по прекращению горячего водоснабжения жилого фонда, указав, что на территории Арамильского городского округа коммунальные услуги в виде подачи горячего водоснабжения предоставляет МУП «ЖКХ г. Арамиль», использующее для этого газ, поставляемый ЗАО «Уралсевергаз» на основании договора на поставку и транспортировку газа № 4-0258/10 от 30.10.2009. В связи с имеющейся задолженностью МУП ЖКХ г. Арамиль ЗАО «Уралсевергаз» с 01.06.2010 расторгло договор поставки газа. Согласно уведомления № 10-446 от 19.04.2010 г. прекращена подача газа на газопотребляющее оборудование котельных №№ 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 МУП «ЖКХ г.Арамиль», в связи с чем прекращено горячее водоснабжение жилого фонда г. Арамиль.
ЗАО «Уралсевергаз» является единственным поставщиком газа на данный городской округ. В результате действий ЗАО «Уралсевергаз» без горячего водоснабжения остался целый город. Газоснабжение является необходимым элементом технологического процесса подачи горячей воды в город, прекращение его подачи исключает возможность обеспечения горячей водой граждан.
МУП ЖКХ г. Арамиль во исполнение договоров через присоединенную сеть предоставляет коммунальные услуги по горячему водоснабжению жителям Арамильского городского округа, является энергоснабжающей организацией по предоставлению тепловой энергией организациям, в том числе ООО «УК «Лидер», ООО «УК «Солнечный дом», ТСЖ «Радуга», которые предоставляют коммунальные услуги населению.
Организации потребители не имеют других источников газа, жилищно-коммунальные предприятия управляющие компании являются лишь посредниками между газоснабжающей организацией и гражданами.
Прекращение подачи газа МУП «ЖКХ г. Арамиль» привело к нарушению прав потребителей, своевременно оплачивающих коммунальные услуги, на получение коммунальных услуг надлежащего качества, поставило здоровье граждан под угрозу, в том числе граждан, которые являются социально-незащищенными лицами и добросовестно оплачивают услуги по горячему водоснабжению. Действия ответчиков являются грубейшим нарушением законодательства, прав и свобод граждан и могут повлечь возникновение чрезвычайной ситуации на территории городского округа.
Кроме того, со стороны Администрации Арамильского городского округа не приняты меры по организации горячего водоснабжения в городском округе.
В связи с чем, Сысертский межрайонный прокурор просил:
Признать незаконными действия МУП ЖКХ город Арамиль, ООО «Управляющая компания «Лидер», ООО «Управляющая компания «Солнечный дом», ТСЖ «Радуга», выражающиеся в непредоставлении коммунальных услуг по горячему водоснабжению населению Арамильского городского округа, а ЗАО «Уралсевергаз» по прекращению газоснабжения на газопотребляющее оборудование – котельные №№ 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, находящиеся в ведении МУП «ЖКХ г. Арамиль».
Обязать ЗАО «Уралсевергаз» восстановить газоснабжение согласно лимитов месячного потребления в соответствии с договором на поставку газа № 4-0258/10 от 30 октября 2009 года.
Обязать МУП «ЖКХ г. Арамиль», ООО «Управляющая компания «Лидер», ООО «Управляющая компания «Солнечный дом», ТСЖ «Радуга» возобновить предоставление коммунальной услуги по горячему водоснабжению населению Арамильского городского округа с момента вынесения решения суда.
Признать бездействие Аадминистрации Арамильского городского округа в части неорганизации горячего водоснабжения населения Арамильского городского округа незаконными.
В судебном заседании помощник Сысертского межрайонного прокурора Кашкарова М.В. поддержала заявленные исковые требования частично, просила исключить из числа ответчиков ЗАО «Уралсевергаз»; Признать незаконными действия МУП ЖКХ город Арамиль, ООО «Управляющая компания «Лидер», ООО «Управляющая компания «Солнечный дом», ТСЖ «Радуга», выражающиеся в непредоставлении коммунальных услуг по горячему водоснабжению населению Арамильского городского округа; Обязать МУП «ЖКХ г. Арамиль», ООО «Управляющая компания «Лидер», ООО «Управляющая компания «Солнечный дом», ТСЖ «Радуга» возобновить предоставление коммунальной услуги по горячему водоснабжению населению Арамильского городского округа с момента вынесения решения суда; Признать бездействие администрации Арамильского городского округа в части неорганизации горячего водоснабжения населения Арамильского городского округа незаконными.
Представитель ответчика МУП ЖКХ г. Арамиль Варигин С.Н., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признал, указав, что горячее водоснабжение жилого фонда г. Арамиль прекращено в связи с прекращением подачи газа на газопотребляющее оборудование котельных №№ 1,2,3,4,5,6,7,8 МУП «ЖКХ г. Арамиль» в связи с поступлением уведомления ЗАО «Уралсевергаз» № 10-446 от 19.04.2010 об одностороннем отказе от исполнения договора на поставку и транспортировку газа № 4-0258/10 от 30.10.2009 и расторжения договора с 01.06.2006.
Задолженность МУП «ЖКХ г. Арамиль» перед ЗАО «Уралсевергаз» на 14.09.2010 составляет 14 972143 рубля, сложилась по причине не оплаты коммунальных услуг потребителями (Управляющие компании, ТСЖ): Долг всех ТСЖ Арамильского городского округа на 14.09.2010 года составляет 5157260 рублей 33 копейки; Долг ООО «УК ЖКХ «Лидер» на 14.09.2010 года составляет 11880217 рублей 78 копеек; Долг ООО «УК «Солнечный дом» на 14.09.2010 г. составляет 636 973 рубля 74 копейки. Общий долг УК и ТСЖ на 14.09.2010 года перед МУП «ЖКХ г. Арамиль» за оказанные услуги составляет 17674451 рубль 85 копеек.
Других источников получения прибыли МУП «ЖКХ г. Арамиль» не имеет. Требование обязать МУП «ЖКХ г.Арамиль» возобновить предоставление коммунальной услуги по горячему водоснабжению населению Арамильского городского округа без погашения задолженности за оказанные услуги или без предоставления других источников финансирования оказания коммунальных услуг не состоятельно и не выполнимо.
Представитель ответчика ЗАО «Уралсевергаз» Дрожащих М.Г., действующая на основании доверенности, в судебном заседании иск прокурора не признала, пояснила, что требования прокурора, изложенные в иске, не основаны на законе. 30.10.2009 года между ЗАО «Уралсевергаз» (поставщик), ЗАО «Газэкс» (ГРО) и МУП «ЖКХ г. Арамиль» (покупатель) был заключен договор на поставку газа № 4-0258/10, в соответствии с которым поставщик обязался поставить, ГРО протранспортировать, а покупатель принять и оплатить газ в согласованных объемах. Свои обязательства по договору ЗАО «Уралсевергаз» исполняло надлежащим образом, что подтверждается актами приема-передачи газа. В то же время, МУП «ЖКХ г. Арамиль» систематически нарушало свои обязательства по оплате потребленного газа. Оплата газа производилась с нарушением установленных договорами сроков. Задолженность МУП «ЖКХ г. Арамиль» перед ЗАО «Уралсевергаз» на дату прекращения подачи газа составляла более 20 млн. рублей.
Действующим гражданским законодательством (статьи 328, 523, 486, 546 Гражданского Кодекса РФ; статья 25 Федерального Закона «О газоснабжении в Российской Федерации» № 69-ФЗ от 31.03.1999г., пункт 34 Правил поставки газа, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 162 от 05.02.1998 г., Порядок прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям-потребителям при неоплате использованных топливно-энергетических ресурсов, утвержденным Постановлением Правительства № 1 от 05.01.1998 г.) установлены правовые основания для прекращения поставки газа в случае его неоплаты.
Исходя из изложенного, прекращение поставки природного газа является обоснованным в случае наличия факта неоплаты поставленного газа. Буквальное толкование вышеприведенных положений законодательства позволяет сделать вывод об отсутствии каких-либо иных фактов для признания действий по прекращению поставки газа незаконными. ЗАО «Уралсевергаз» соблюдены условия установленной законодательством процедуры. Так, в адрес МУП «ЖКХ Арамиль», Минэнерго, Правительство области, Главы округа, ЗАО «Газэкс» направлены предупреждающие телеграммы от 22.04.2010, 12.05.2010 и 20.05.2010. Работники МУП «ЖКХ г. Арамиль» самостоятельно осуществили действия по отключению газопотребляющего оборудования согласно акту № 119 от 24 мая 2010 года.
Требование прокурора о восстановлении газоснабжения в соответствии с договором незаконно. В связи с существенным нарушением МУП «ЖКХ г. Арамиль» условий договора № 4-0258/10 (неоднократным нарушением сроков оплаты поставленного газа) ЗАО «Уралсевергаз» на основании ст.ст. 450, 523 ГК РФ, п. 9.3. договора в одностороннем порядке с 01.06.2010 отказалось от исполнения указанного договора, вручив покупателю соответствующее уведомление 19.04.2010 года. Таким образом, договор на поставку и транспортировку газа № 4-0258/10 по основаниям и в порядке, установленном законодательством, расторгнут с 01.06.2010 года. Одновременно ЗАО «Уралсевергаз» проинформировало МУП «ЖКХ г. Арамиль», что поставка газа в его адрес после 01.06.2010 возможна только при условии полного погашения задолженности и заключения нового договора, предусматривающего предоставление гарантий своевременной оплаты поставляемого газа.
Представители ответчика Администрации Арамильского городского округа Гарифуллин Р.В. и Вавилова Е.А., действующие на основании доверенностей, в судебном заседании исковые требования не признали, указав, что с целью обеспечения погашения задолженности за жилищно-коммунальные услуги населением, организациями перед поставщиками топливно-энергетических ресурсов, для обеспечения населения Арамильского городского округа горячим водоснабжение, для своевременного начала отопительного сезона на территории Арамильского годского округа администрацией Арамильского городского округа были приняты следующие нормативные документы: Постановление главы Арамильского городского округа от 19.05.2010 № 513 «Об итогах отопительного сезона 2009-2010 годов и подготовке жилищного фонда, объектов социального и культурного назначения, коммунального и электроэнергетического комплекса Арамильского городского округа к работе в осенне-зимний период 2010-2011 года»; Постановление главы Арамильского городского округа от 09.06.2010 г. № 623 «О проведении работы по оплате жилищно-жоммунальных услуг на территории Арамильского городского округа» Приложение №2).
Администрацией Арамильского городского округа организована активная работа по погашению задолженности бюджетными организациями за ТЭР и работниками бюджетной сферы за жилищно-коммунальные услуги. По состоянию на 31.08. 2010 г. задолженность бюджетных организаций за ЖКУ - отсутствует.
Вопросы погашения задолженности за коммунальные услуги предприятиями города и работниками данных предприятий неоднократно выносятся Администрацией Арамильского городского округа на Совет директоров с участием Общественного Совета. В газете «Арамильские вести» периодически публикуется информация о задолженности за ТЭР поставщиками услуг, за жилищно-коммунальные услуги населением и обращения о погашении задолженности. В результате проводимой работы дебиторская задолженность снизилась на 37,5 %.
Администрацией Арамильского городского округа еженедельно проводятся совещания на которых обсуждаются вопросы погашения задолженности за ЖКУ и ТЭР. 13.08.2010 г. в администрации Арамильского городского округа было проведено очередное совещание с председателями ТСЖ и с участием межрайонного прокурора Петрова А.Ю. На совещании рассматривались вопросы по подготовке жилых домов к отопительному сезону, находящихся под управлением ТСЖ и по погашению задолженности за ЖКУ. На совещании было достигнуто соглашение о перечислении денежных средств в МУП «ЖКХ г.Арамиль» в размере около 570 тыс.руб. с целю максимально погасить задолженность за ЖКУ и своевременно начать отопительный сезон.
Администрацией Арамильского городского округа исх. № 3130 от 02.08.2010 г. направлено обращение Председателю Правительства Свердловской области Гредину А.Л. с просьбой оказать содействие в приостановлении оплаты налогов во все уровни бюджетов, штрафов и пени до 31 декабря 2010 г. МУП «ЖКХ г.Арамиль» в целях своевременной подготовки к отопительному сезону 2010-2011 г.г. и оплаты задолженности за ТЭР.
В целях упорядочения приема и учета коммунальных платежей, в соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса постановлением Главы Арамильского городского округа от 12.10.2009 г. № 915 на территории Арамильского городского округа создано Муниципальное унитарное предприятие «Расчетно-кассовый центр жилищно-коммунальное хозяйство города Арамиль.
15 января 2009 г. между Администрацией Арамильского городского округа и ООО «Управляющая компания «Лидер» был заключен договор на управление муниципальным жилищным фондом, расположенным на территории Арамильского городского округа.
Администрацией Арамильского городского округа исх. № 3489 от 24.08.2010 г. (на письмо ЗАО «Уралсевергаз» от 06.08 2010 г. № 04-225) направлено обращение Заместителю генерального директора ЗАО «Уралсевергаз» Лавренко Д.Н. с предложением рассмотреть вопрос залога муниципального генерирующего имущества в качестве предоставления обеспечения оплаты газа МУП «ЖКХ г.Арамиль». Администрацией Арамильского городского округа направлено обращение от 31.08.2010 г. № 3610 председателю Думы Арамильского городского округа Копысовой Ф.И. о рассмотрении вопроса о предоставлении муниципальной гарантии МУП «ЖКХ г.Арамиль» в сумме 9,0 млн.руб. для предоставления в качестве обеспечения погашения долга муниципальную гарантию или залог ликвидного имущества ОАО «Уралсевергаз», в связи с задолженностью МУП «ЖКХ г. Арамиль» за потребленный, в отопительный сезон, газ в сумме 19,0 млн. рублей.
Также Администрацией Арамильского городского округа и всеми бюджетными учреждениями образования, здравоохранения выполнены авансовые платежи в размере 2146,899 тыс. руб., что подтверждается платежными поручениями) по тепловой энергии МУП «ЖКХ г.Арамиль» с целью погашения задолженности за газ перед ЗАО «Уралсевергазом».
Представитель ответчика ООО УК «Лидер» Костромина К.О., действующая на основании доверенности, в судебном заседании пояснила, что между ООО «УК ЖКХ «Лидер» и МУП «ЖКХ г. Арамиль» существуют договорные отношения теплоснабжения и горячего водоснабжения домов, находящихся под управлением ООО «УК ЖКХ «Лидер». Обязательства по вышеуказанному договору ООО «УК ЖКХ «Лидер» исполняет в полном объеме. Согласно договора ООО «УК ЖКХ «Лидер» и МУП «ЖКХ г. Арамиль» на теплоснабжение и горячее водоснабжение № 21/09 от 01.03.2009, ООО «УК ЖКХ «Лидер» оплачивает денежные средства за поставленную тепловую энергию после поступления расчетов за тепловую энергию и горячее водоснабжение от населения. Для прозрачности поступлений денежных средств от населения и перечислений ООО «УК ЖКХ «Лидер» этих денежных средств Поставщикам услуг, ООО «УК ЖКХ «Лидер» заключило агентский договор на оказание услуг по начислению, сбору и учету платежей населения за жилье и коммунальные услуги № 8/9-У. Согласно данного договора, а именно п. 2.1.5. все денежные средства, поступившие от населения перечисляются на расчетные счета Поставщиков, в том числе и МУП «ЖКХ г. Арамиль», что подтверждается отчетами о движение денежных средств за период с декабря 2009 года по август 2010 года.
Согласно акта сверки с МУП «ЖКХ г. Арамиль», ООО «УК ЖКХ «Лидер» перечислило по договору теплоснабжения и горячего водоснабжения за период с 01.01.2010 г. по 31.07.2010 г. денежные средства в размере 18 756 065 (восемнадцать миллионов семьсот пятьдесят шесть тысяч шестьдесят пять) рублей 21 копейка, а начислено МУП «ЖКХ г. Арамиль» за тот же период 17 113 538 (семнадцать миллионов сто тринадцать тысяч пятьсот тридцать восемь) рублей 37 копеек. Таким образом, ООО «УК ЖКХ «Лидер» предпринимает все попытки расплатиться за поставленные энергоресурсы.
В судебном заседании представители ответчика ООО УК «Солнечный дом» Трофимова Т.А. и Супрунова О.А., действующие на основании доверенностей, указали, что ООО УК «Солнечный дом» своими действиями не нарушает интересы неопределенного круга лиц. В соответствии с договором № 01/09 от 28.09.2009 года, заключенным между ООО «Управляющая компания «Солнечный дом» и МУП «ЖКХ г.Арамиль», последнее обязалось осуществлять теплоснабжение и горячее водоснабжения жилого дома по адресу: г.Арамиль, ул. 1Мая д. 71А. 24 мая 2010 года в адрес ООО «Управляющая компания «Солнечный дом» поступило письмо (исх. № 246) из МУП «ЖКХ г.Арамиль» об отключении горячего водоснабжения вышеуказанного жилого дома в связи с прекращением подачи газа ЗАО «Уралсевергаз».
ООО «Управляющая компания «Солнечный дом» не имеет собственных, либо альтернативных источников водоснабжения, а также не имеет каких-либо устройств, позволяющих осуществлять подогрев воды в период отключения жилого дома от горячего водоснабжения МУП «ЖКХ г.Арамиль». Влиять на ситуацию (своими действиями) о возможности возобновления горячего водоснабжения жилого фонда г.Арамиль при данных обстоятельствах ООО «Управляющая компания «Солнечный дом» не имело возможности. Какая-либо вина в действиях ООО «Управляющая компания «Солнечный дом», связанных с прекращением горячего водоснабжения жилого дома по адресу: г.Арамиль, ул. 1 Мая 71А в частности, и жилого фонда г.Арамиль в целом отсутствует, следовательно ООО «Управляющая компания «Солнечный дом» является ненадлежащим ответчиком.
Сысертская межрайонная прокуратура не представила доказательства того, какие именно действия ООО «Управляющая компания «Солнечный дом» привели к прекращению горячего водоснабжения. Кроме этого, в случае исключения (по ходатайству Сысертской межрайонной прокуратуры) ЗАО «Уралсевергаз» из числа ответчиков, и в случае удовлетворения исковых требований, решение суда (в нарушение ст.206, 210 ГПК РФ) будет фактически неисполнимым до момента разрешения имущественного спора между МУП «ЖКХ г.Арамиль» и ЗАО «Уралсевергаз».
Представитель ответчика ТСЖ «Радуга» Даутова Л.А. в судебном заседании также пояснила, что не имеют возможности самостоятельно возобновить горячее водоснабжение. Задолженности перед МУПЖКХ Арамиль они не имеют.
Представитель третьего лица ЗАО «Газекс» Валов И.Ю., действующий на основании доверенности, в судебном заседании пояснил, что действия ЗАО «Уралсевергаз» по отключению поставки газа произведены на основании договора, в рамках действующего законодательства в связи с чем, оснований для удовлетворения иска не имеется.
Выслушав объяснения сторон и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 55 Конституции Российской Федерации установлено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с п. 3 ст. 541 Гражданского кодекса Российской Федерации, гражданин, использующий энергию для бытового потребления, вправе использовать ее в необходимом ему количестве.
Согласно ст. 548 Гражданского кодекса Российской Федерации, к отношениям, связанным со снабжением горячей водой, применяются правила о договоре энергоснабжения, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательств.
Как установлено статьей 546 Гражданского кодекса Российской Федерации, перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергоносителя допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан. О перерыве в подаче, прекращении или ограничении подачи энергии энергоснабжающая организация должна предупредить абонента. Перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом и без соответствующего его предупреждения допускаются только в случаях необходимости принять неотложные меры по предотвращению или ликвидации аварии в системе энергоснабжающей организации при условии немедленного уведомления абонента об этом.
Указанные в ст. 546 Гражданского кодекса Российской Федерации нормы распространяются на отношения, возникающие при снабжении населения горячей водой.
Исходя из смысла статьи 546 Гражданского кодекса Российской Федерации, перерывы в подаче горячей воды без согласования с абонентом по другим основаниям следует рассматривать как ненадлежащее исполнение обязательств по договору.
В соответствии со ст. 4 Закона «О защите прав потребителей» и п. 9 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307, продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (работу, оказать услугу), соответствующий (ую) качеству обязательным требованиям нормативов и стандартов. При предоставлении коммунальных услуг должны быть обеспечены: бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю. Так, горячее водоснабжение - круглосуточное обеспечение потребителя горячей водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение.
Исполнитель несет установленную законодательством Российской Федерации ответственность за нарушение качества и порядка предоставления коммунальных услуг. К обстоятельствам, исключающим ответственность за ухудшения качества коммунальных услуг, не относятся, в частности, нарушение обязательств со стороны контрагентов исполнителя или действия исполнителя, включая отсутствие у исполнителя необходимых денежных средств.
Отключение горячего водоснабжения потребителям, не имеющим задолженности по ее оплате, является действием, нарушающим их права потребителей.
Согласно п.п. 4.12, 4.12.3 ГОСТ Р 51617 - 2000 «Жилищно - коммунальные услуги. Общие технические условия», утвержденного постановлением Госстандарта РФ от 23 июня 2000 года № 158-ст., потребительские свойства и режим оказания услуг по предоставлению горячей воды должны обеспечивать непрерывность потребления и быть постоянными, за исключением времени перерывов: для проведения ремонтных и профилактических работ, в связи со стихийными бедствиями и чрезвычайными ситуациями.
«Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307 (пп.4, 6, 9, 49,51, 86, п.4 раздела 2 приложения 1) - установлено, что коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными правовыми актами РФ и указанными Правилами. Из указанных Правил следует, что коммунальные услуги предоставляются потребителю на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии законодательством РФ.
Состав предоставляемых коммунальных услуг определяется степенью благоустройства жилого дома, под которой понимается наличие в жилом доме внутридомовых инженерных систем, позволяющих предоставлять потребителю коммунальные услуги, включающие горячее водоснабжение - круглосуточное обеспечение потребителя горячей водой надлежащего качества в течение года, подаваемой в необходимых объемах по коммунальным сетям в жилое помещение. Правилами установлены так же критерии свойств и характеристик горячей воды подаваемой потребителям.
Допустимая продолжительность перерыва подачи горячей воды: 8 часов суммарно в течении месяца, 4 часа единовременно, а при аварии на тупиковой магистрали 24 часа, для проведения 1 раз в год профилактических работ в соответствии с п. 10 указанных Правил (при предоставлении коммунальных услуг перерывы для проведения ремонтных и профилактических работ, а так же работ по подключению новых потребителей допускаются после предварительного уведомления (в письменной форме) потребителя в установленном Правилами порядке. Продолжительность указанных перерывов устанавливается в соответствии с Правилами и иными требованиями законодательства РФ. Допускаются перерывы в связи со стихийными бедствиями и ЧС).
Согласно пункту 85 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 307, приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг (либо подачи коммунальных ресурсов) потребителям, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, не допускается.
Как следует из материалов дела, 30.10.2009 года между ЗАО «Уралсевергаз» (поставщик), ЗАО «Газэкс» (ГРО) и МУП «ЖКХ г. Арамиль» (покупатель) был заключен договор на поставку газа № 4-0258/10, в соответствии с которым поставщик обязался поставить, ГРО протранспортировать, а покупатель принять и оплатить газ в согласованных объемах.
Муниципальное унитарное предприятие «Жилищно-коммунальное хозяйство города Арамиль» созданное на основании постановления Главы Муниципального образования город Арамиль № 1076 от 16.04.2006.
В соответствии с Уставом МУП ЖКХ г. Арамиль целями создания предприятия (п. 6.1) являются выполнение работ, производство продукции, оказание услуг для выполнения муниципальных социально-экономических заказаов на услуги по техническому обслуживанию, санитарному содержанию и ремонту жилищного фонда, по обеспечению потребителей МО «Город Арамиль» услугами по водоснабжению, водоотведению, горячему водоснабжению, теплоснабжению, электроснабжению, вывозу ТБО и ЖБО, удовлетворение иных общественных потребностей в товарах, работах услугах и получения прибыли.
МУП ЖКХ г. Арамиль во исполнение договоров через присоединенную сеть предоставляет коммунальные услуги по горячему водоснабжению, являясь энергоснабжающей организацией по предоставлению тепловой энергией организациям, в том числе ООО «УК «Лидер», ООО «УК «Солнечный дом», ТСЖ «Радуга», которые предоставляют услуги гражданам потребителям города Арамиль.
В соответствии с договором № 01/09 от 28.09.2009 года, заключенным между ООО «Управляющая компания «Солнечный дом» и МУП «ЖКХ г.Арамиль», последнее обязалось осуществлять теплоснабжение и горячее водоснабжения жилого дома по адресу: г.Арамиль, ул. 1Мая д. 71А.
Согласно договору на теплоснабжение и горячее водоснабжение № 21/09 от 01.03.2009, ООО «УК ЖКХ «Лидер» оплачивает денежные средства за поставленную МУП «ЖКХ г. Арамиль» тепловую энергию после поступления расчетов за тепловую энергию и горячее водоснабжение от населения.
В связи с неоднократным нарушением сроков оплаты поставленного газа по договору 4-0258/10 ЗАО «Уралсевергаз» на основании ст.ст. 450, 523 ГК РФ, п. 9.3. договора в одностороннем порядке с 01.06.2010 отказалось от исполнения указанного договора, вручив МУП ЖКХ г. Арамиль уведомление от 19.04.2010. Также в адрес МУП «ЖКХ Арамиль» ЗАО «Газэкс» были направлены предупреждающие телеграммы от 22.04.2010, 12.05.2010 и 20.05.2010.
Как следует из акта № 119 от 24.05.2010 МУП «ЖКХ г. Арамиль» отключено газопотребляющее оборудование.
Таким образом, судом установлено и материалами дела подтверждено, что в период с 24.05.2010 по настоящее время прекращено горячее водоснабжение жилого фонда в г. Арамиль, что является нарушением п. 5.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 № 170, п. 4.12, 4.12.2, 4.12.3, 4.16.1 Государственных стандартов Российской Федерации "Жилищно-коммунальные услуги" Р 516172000.
Факт прекращения горячего водоснабжения, в том числе квартир, жители которых не имели задолженности по оплате за услуги, представителями ответчиков в судебном заседании не оспаривался.
Следовательно, потребители, своевременно оплачивающие услуги по предоставлению горячего водоснабжения, более трех месяцев были лишены возможности пользоваться данными услугами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила N 307).
Пунктом 3 Правил N 307 установлено, что потребителем коммунальных услуг является гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности; а исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
Согласно пункту 4 Правил N 307 коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящими Правилами, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 5 Правил N 307 обязательства по предоставлению коммунальных услуг надлежащего качества возникают у исполнителя перед всеми потребителями.
На основании пункта 6 Правил N 307 состав предоставляемых потребителю коммунальных услуг определяется степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, под которой понимается наличие в многоквартирном доме или жилом доме внутридомовых инженерных систем, позволяющих предоставлять потребителю коммунальные услуги, в том числе горячее водоснабжение - круглосуточное обеспечение потребителя горячей водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение.
Пунктом 7 Правил N 307 предусмотрено, что при отсутствии у собственников помещений в многоквартирном доме (в случае непосредственного управления таким домом) или собственников жилых домов договора, заключенного с исполнителем, указанные собственники заключают договор о приобретении холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также о водоотведении непосредственно с соответствующей ресурсоснабжающей организацией. В этом случае ресурсоснабжающая организация несет ответственность за режим и качество подачи холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также водоотведения на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры. При этом обслуживание внутридомовых инженерных систем осуществляется лицами, привлекаемыми по договору собственниками помещений в многоквартирном доме либо собственниками жилых домов, или указанными собственниками самостоятельно, если договором с ресурсоснабжающей организацией не предусмотрено иное.
В соответствии с пунктом 9 Правил N 307 при предоставлении коммунальных услуг должна быть обеспечена бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю.
Согласно пункту 49 Правил N 307 исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах.
Пунктом 75 Правил N 307 установлено, что исполнитель несет установленную законодательством Российской Федерации ответственность за нарушение качества и порядка предоставления коммунальных услуг.
Согласно пункту 85 Правил N 307 приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг (либо подачи коммунальных ресурсов) потребителям, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, не допускается.
Из изложенного следует, что МУП «ЖКХ Арамиль» является исполнителем коммунальных услуг, а граждане - потребителями, следовательно, МУП «ЖКХ Арамиль» обязано предоставлять гражданам, проживающим в жилом фонде, коммунальные услуги в необходимых объемах.
При этом законодатель не ставит обязанность ресурсоснабжающей организации по предоставлению коммунальных услуг потребителям в зависимость от наличия или отсутствия договора с управляющей организацией.
Из материалов дела следует, что прекращение подачи горячей воды было произведено МУП «ЖКХ Арамиль» в связи с наличием задолженности управляющих организаций - ООО «УК «Лидер», ООО «УК «Солнечный дом», ТСЖ «Радуга».
Согласно ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации, по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу ст. 546 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает юридическое лицо, энергоснабжающая организация вправе отказаться от исполнения договора в одностороннем порядке по основаниям, предусмотренным статьей 523 настоящего Кодекса, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами. Прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 N 1 утвержден Порядок прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов, который определяет последовательность действий энергоснабжающей или газоснабжающей организации по прекращению или ограничению подачи топливно-энергетических ресурсов при неоднократном нарушении организацией-потребителем сроков оплаты поданных ей (использованных ею) топливно-энергетических ресурсов.
В соответствии с пунктом 3 Порядка N 1 при неоплате организацией-потребителем поданных ей (использованных ею) топливно-энергетических ресурсов за один период платежа, установленный договором, энергоснабжающая или газоснабжающая организация предупреждает организацию-потребителя, что в случае неуплаты задолженности до истечения второго периода платежа может быть ограничена подача (потребление) соответствующих топливно-энергетических ресурсов. При задержке платежей сверх установленного в предупреждении срока энергоснабжающая или газоснабжающая организация вправе ввести ограничение подачи (потребления) топливно-энергетических ресурсов до уровня аварийной брони, если иное не предусмотрено договором. При введении указанного ограничения энергоснабжающая или газоснабжающая организация извещает об этом организацию-потребителя за сутки до введения ограничения.
Согласно пункту 4 Порядка N 1 если по истечении пяти дней со дня введения ограничения подачи (потребления) топливно-энергетических ресурсов организацией-потребителем не будет погашена образовавшаяся задолженность, то энергоснабжающая или газоснабжающая организация вправе прекратить полностью подачу топливно-энергетических ресурсов до полного погашения задолженности, если иное не предусмотрено договором или дополнительным соглашением сторон, за исключением случаев, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В указанный срок организация-потребитель обязана погасить имеющуюся задолженность или принять меры к безаварийному прекращению технологического процесса, обеспечению безопасности людей и сохранности оборудования в связи с прекращением подачи топливно-энергетических ресурсов. Энергоснабжающая или газоснабжающая организация обязана не менее чем за одни сутки сообщить организации-потребителю день и час прекращения подачи топливно-энергетических ресурсов и проинформировать об этом органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации и Министерство топлива и энергетики Российской Федерации.
Пунктом 6 Порядка N 1 установлено, что в случаях, когда к сетям, принадлежащим организации-потребителю, подключены абоненты, которые своевременно оплачивают использованные топливно-энергетические ресурсы, организация-потребитель обязана по соглашению с энергоснабжающей или газоснабжающей организацией обеспечить подачу этим абонентам топливно-энергетических ресурсов в необходимых для них объемах.
Как следует из материалов дела, МУП «ЖКХ Арамиль» отключило подачу горячей воды в жилом фонде города Арамиль, в том числе, гражданам, которые своевременно оплачивают использованные топливно-энергетические ресурсы.
Подтверждений об ограничении подачи топливно-энергетических ресурсов, предшествующих прекращению их подачи, не представлено.
Таким образом, МУП «ЖКХ Арамиль» в нарушение пунктов 9 и 85 Правил N 307 и пунктов 3, 4 и 6 Порядка N 1 не обеспечена бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю.
Вместе с тем, учитывая, что организации потребители - ООО «УК «Лидер», ООО «УК «Солнечный дом», ТСЖ «Радуга» - не имеют других источников газа, жилищно-коммунальные предприятия управляющие компании являются лишь посредниками между газоснабжающей организацией и гражданами, суд приходит к выводу о том, что оснований для признания их действий неправомерными не имеется.
Судом также установлено, что в рассматриваемом случае газ является необходимым элементом технологического процесса подачи горячей воды в жилые дома и прекращение его подачи исключает возможность обеспечения горячей водой абонентов, своевременно и добросовестно вносящих оплату, в связи с чем, суд приходит к выводу об обязании ЗАО «Уралсевергаз» возобновить поставку газа МУП «ЖКХ Арамиль» по договору поставки газа.
Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрены способы защиты гражданских прав. В частности, защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Таким образом, в рассматриваемом случае, удовлетворение требований прокурора об обязании ответчика возобновить поставку газа, представляет собой восстановление нарушенное право неограниченного круга лиц – жителей города Арамиль, своевременно оплачивающих коммунальные услуги. Прекращение поставки газа и отключение ответчиками систем горячего водоснабжения указанным гражданам является неправомерным, в связи с чем, суд находит исковые требования о признании неправомерными действий ответчиков по прекращению поставки газа и отключению горячего водоснабжения подлежащими удовлетворению.
Доводы представителя ответчика ЗАО «Уралсевергаз», о том, что оно не имеет никаких обязательств перед гражданами и, следовательно, их права не нарушало, судом не принимаются во внимание, поскольку они не основаны на законе. Потребители тепловой энергии г. Арамиль не имеют других источников горячего водоснабжения, само муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства г. Арамиль не вырабатывают тепловую энергию, являясь лишь посредниками между энергоснабжающей организацией и гражданами. Отключая тепловую энергию, ЗАО «Уралсевергаз» оставило без горячей воды жителей всего Арамильского городского округа, в том числе граждан, которые относятся к социально незащищенной категории лиц. При этом указанные граждане добросовестно оплачивали и оплачивают услуги по горячему водоснабжению.
Несмотря на то, что ЗАО «Уралсевергаз» имеет реальную возможность решить вопрос о взыскании сумм задолженности с МУП ЖКХ г. Арамиль в судебном порядке, оно применило такой способ самозащиты своих прав, который привел к нарушению прав граждан-потребителей, своевременно и добросовестно вносящих необходимые платежи. Поэтому действия ЗАО «Уралсевергаз» следует расценивать как злоупотребление правом и доминирующим положением, что не допускается законом.
Согласно ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах. Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.
Кроме того, пунктом 6 Порядка, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.01.1998 N 1"О порядке прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов" предусмотрено, что в случаях, когда к сетям, принадлежащим организации-потребителю, подключены абоненты, которые своевременно оплачивают использованные топливно-энергетические ресурсы, организация-потребитель обязана по соглашению с энергоснабжающей или газоснабжающей организацией обеспечить подачу этим абонентам топливно-энергетических ресурсов в необходимых для них объемах.
Однако в данном случае такая подача обеспечена не была. Договор энергоснабжения с добросовестными плательщиками-гражданами расторгнут в одностороннем порядке в нарушении ст. 546 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Порядком N 1 установлен специальный порядок прекращения или ограничения подачи тепловой энергии и газа отдельным категориям потребителей при нарушении ими обязательства по оплате.
Данный порядок является льготным и распространяется на организации-потребители, прекращение или ограничение подачи которым топливно-энергетических ресурсов может привести к опасности для жизни людей и тяжелым экологическим последствиям, а также медицинских учреждений, организаций связи, объектов жилищно-коммунального хозяйства, объектов вентиляции, водоотлива и основных подъемных устройств угольных, и горнорудных организаций и метрополитена.
Основания для прекращения подачи тепловой энергии абоненту установлены законодательством, Порядком N 1 и не могут быть расширены или изменены по усмотрению сторон.
В рассматриваемом случае МУП ЖКХ г. Арамиль не использовало полученную тепловую энергию для собственных нужд или в коммерческих целях, а являлось исполнителем коммунальных услуг и приобретало тепловую энергию для целей отопления и горячего водоснабжения находящегося у него в управлении жилого фонда.
Учитывая отсутствие доказательств, подтверждающих наличие у всех без исключения граждан, проживающих в жилом фонде, в котором было отключено теплоснабжение, задолженности по оплате за тепловую энергию, а также свидетельствующих об обеспечении подачи тепловой энергии в горячей воде абонентам, своевременно оплачивающим использованные топливно-энергетические ресурсы, суд приходит к выводу о незаконном прекращении поставки газа ЗАО «Уралсевергаз».
В результате незаконных действий ЗАО «Уралсевергаз» без горячей водопроводной воды остались жители квартир, детские сады, больницы г. Арамиль, прекращение подачи тепловой энергии не только исключает возможность обеспечения горячей водой граждан, своевременно и добросовестно вносящих необходимые платежи, но также создает угрозу возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний.
Как следует из содержания Определения Верховного Суда РФ от 23.03.2005 по делу N 10-Впр04-15, обязанность по соблюдению бесперебойного энергоснабжения конечных потребителей лежит именно на ресурсоснабжающей организации, а не на исполнителе коммунальных услуг.
Министерство регионального развития РФ в письме от 29.11.2007 N 21492-СК/07 также исходит из неправомерности приостановления (прекращения) энергоснабжения исполнителя коммунальных услуг при условии добросовестного исполнения конечными потребителями своих обязательств по оплате оказанных им коммунальных услуг. При этом позиция Министерства обосновывается (со ссылкой на вышеприведенную позицию Верховного Суда РФ) необходимостью трансляции на правоотношения между ресурсоснабжающими организациями и исполнителями коммунальных услуг норм Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, предусматривающих запрет на приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг (либо подачи коммунальных ресурсов) потребителям, полностью выполняющим обязательства по их оплате (п. п. 8, 85 Правил).
В данном случае подача газа, которая в переработанном виде подавалась в виде горячей воды абонентам, своевременно оплачивающим использованные топливно-энергетические ресурсы (доказательства обратного в материалах дела не представлено), не была обеспечена.
Стороны в судебном заседании подтвердили, что заслонки на трубах отсутствуют и поэтому невозможно произвести отключение только тех абонентов, которые не производят оплату. Так же стороны подтвердили, что иным путем отапливать и подавать горячую воду кроме как через котельные технически не возможно.
Поскольку газ является необходимым элементом технологического процесса подачи горячей воды в жилые дома, прекращение его подачи исключает возможность обеспечения горячей водой абонентов, своевременно и добросовестно вносящих оплату, суд находит требование прокурора обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Довод ЗАО «Уралсевергаз» о неподсудности настоящего спора Сысертскому районному суду не принимается во внимание, поскольку не основан на законе.
Разграничение подведомственности между судами общей юрисдикции и арбитражными судами осуществляется в зависимости от субъектного состава и характера спора.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из экологических правоотношений.
Как следует из ч. 1 ст. 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражным судам подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
Поскольку иск Сысертского межрайонного прокурора связан с нарушением прав неопределенного круга граждан потребителей коммунальных услуг не носит экономического характера, а возможность защиты интересов неопределенного круга лиц предусмотрена только гражданским процессуальным законодательством, то заявленный спор подведомствен суду общей юрисдикции.
Что касается ходатайства Сысертского межрайонного прокурора об исключении ЗАО «Уралсевергаз» из числа ответчиков, суд не находит оснований для его удовлетворения, поскольку в силу положений части 2 статьи 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в случае отказа прокурора от заявления, поданного в защиту законных интересов другого лица, рассмотрение дела по существу продолжается, если это лицо или его законный представитель не заявит об отказе от иска.
Указанное заявление от указанных граждан, на основании обращения которых прокурор обратился в суд с иском, суду не представлено.
Допрошенные в качестве свидетелей граждане ФИО1 и ФИО2, подписавшие жалобу, напротив подтвердили чт иск поддерживают в полном объеме, задолженности не имеют, однако с мая до настоящего времени отопление в их домах отключено.
Принимая во внимание, что в случае исключения ЗАО «Уралсевергаз» из числа соответчиков, решение может быть неисполнимым, а длительное неисполнение, затягивание реального исполнения решения суда снижает эффективность судебного решения, что будет противоречить общим принципам правосудия, не будет достигнута конечная цель судопроизводства, суд находит вышеуказанное ходатайство неподлежащим удовлетворению, поскольку влечет нарушение прав и законных интересов неограниченного круга лиц.
В исковом заявление прокурор заявил ходатайство об обращении решения к немедленному исполнению, обосновав его тем, что в октябре 2010 года начинается отопительный сезон, что отсутствие подачи тепла в жилые дома может нанести не только имуществу, но и здоровью жильцов.
В силу статьи 204 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, обращает решение суда к немедленному исполнению или принимает меры по обеспечению его исполнения, на это указывается в резолютивной части решения суда.
С учетом начала отопительного сезона, а так же того что отсутствие подачи тепла в жилые дома в отопительный период создает угрозу для здоровья жильцов, может явиться причиной порчи имущества, суд находит основания для удовлетворения ходатайства прокурора о немедленном исполнении решения суда ответчиками.
В соответствии с п. 4, 35 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом; расчет субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и организация предоставления субсидий гражданам, имеющим право на их получение в соответствии с жилищным законодательством.
Как следует из материалов дела, функции по обеспечению населения коммунальными услугами по горячему водоснабжению и теплоснабжению, как функции органов местного самоуправления в соответствии с указанным Федеральным законом, переданы МУП ЖКХ г. Арамиль которое было создано на основании постановления Главы Муниципального образования город Арамиль № 1076 от 16.04.2006 г.
В соответствии с Уставом МУП ЖКХ г. Арамиль, который имеется в материалах дела, целями создания предприятия (п. 6.1) являются выполнение работ, производство продукции, оказание услуг для выполнения муниципальных социально-экономических заказов на услуги по техническому обслуживанию, санитарному содержанию и ремонту жилищного фонда, по обеспечению потребителей МО «Город Арамиль» услугами по водоснабжению, водоотведению, горячему водоснабжению, теплоснабжению, электроснабжению, вывозу ТБО и ЖБО, удовлетворение иных общественных потребностей в товарах, работах услугах и получения прибыли.
Таким образом, МУП ЖКХ г. Арамиль самостоятельно отвечает по обязательствам, связанным с осуществлением своей деятельности, в том числе по вышеуказанному договору № 4-0258/10 от 30.10.2009 является трехсторонним, и заключен без участия Администрации Арамильского городского округа.
Следовательно, со стороны главы Сысертского городского округа были приняты все необходимые меры по обеспечению жилого фонда города Арамиль. Для достижения указанных целей Муниципальному унитарному предприятию жилищно-коммунального хозяйства «города Арамиль» последнему передано в хозяйственное ведение необходимое имущество, а жилищный фонд передан на обслуживание, после чего между МУП ЖКХ «города Арамиль», ЗАО «Уралсевергаз» и ЗАО «Газекс» могли быть своевременно заключены необходимые договора по оказанию коммунальных услуг потребителям, и, соответственно принять меры к своевременной подаче теплоснабжения.
Применительно к ФЗ "О защите прав потребителей" от 07.02.1992 № 2300-1, под потребителем следует понимать граждан, имеющих намерение заказать или приобрести либо заказывающих, приобретающих или использующих товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
В соответствии с абз. 3 п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, предоставляющее коммунальные услуги, производящее или приобретающее коммунальные ресурсы и отвечающее за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Обязанностью исполнителя является предоставление потребителю коммунальных услуг в необходимых для него объемах, надлежащего качества, безопасных для его жизни, здоровья и не причиняющих вреда его имуществу, а также заключение с ресурсоснабжающими организациями договоров или самостоятельное произведение коммунальных ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг населению.
Таким образом, по смыслу названного Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 МУП ЖКХ «города Арамиль», ЗАО «Уралсевергаз» являются исполнителями, предоставляющими коммунальные услуги. Соответственно исполнитель несет ответственность, предусмотренную пунктами 75, 76 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам.
В силу ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Однако, прокурором не представлено каких-либо доказательств, подтверждающих нарушение Администрацией Арамильского городского округа положений Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" в данных правоотношениях и свидетельствующих о нарушении прав потребителей и интересов неопределенного круга лиц в защиту интересов, которых он обращается.
В соответствии со ст. 6 Устава Арамильского городского округа, п. 4 ст. 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" от 16.10.2003 N 131-ФЗ, к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа теплоснабжения населения. Для решения вопросов местного значения Администрация Арамильского городского округа обладает полномочиями, к числу которых относится создание специализированных муниципальных предприятий жилищно-коммунального хозяйства. Так для обеспечения коммунальными услугами населения было создано МУП ЖКХ "города Арамиль", с которым заключен договор на исполнение муниципального заказа по обеспечению получателей (потребителей) муниципального образования услугами теплоснабжения на отопление и горячее водоснабжение, исполнители приняли на себя обязанности по оказанию услуг теплоснабжения на отопление и горячее водоснабжение и выполнению работ для получателей (потребителей), обеспечивающие требуемые объемы услуг в соответствии с согласованными параметрами качества и надежности согласно действующим правилам.
Таким образом, Администрация Арамильского городского округа является контролирующим органом, обладающим организационными функциями, не предоставляет коммунальные услуги по теплоснабжению, такие функции указанными договорами возложены на указанные предприятия ЖКХ, то есть администрация не отвечает признакам исполнителя, осуществляющего предоставление коммунальных услуг населению, и, следовательно, Администрация Арамильского городского округа в данном конкретном случае не является надлежащим ответчиком.
В связи с чем, суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения иска о признании незаконным бездействия Администрации Арамильского городского округа по организации теплоснабжения жителям города Арамиль, не имеется. Доводы о том, что права потребителей - жителей Арамильского городского округа, - нарушены по вине Администрации, суд не принимает во внимание, поскольку они не основаны на законе, и не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 55, 197, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконными действия МУП ЖКХ город Арамиль в непредоставлении коммунальных услуг по горячему водоснабжению населению Арамильского городского округа, а ЗАО «Уралсевергаз» по прекращению газоснабжения МУП «ЖКХ г. Арамиль».
Обязать ЗАО «Уралсевергаз» восстановить газоснабжение МУП «ЖКХ г. Арамиль» в соответствии с договором на поставку газа № 4-0258/10 от 30 октября 2009 года.
Обязать МУП «ЖКХ г. Арамиль», ООО «Управляющая компания «Лидер», ООО «Управляющая компания «Солнечный дом», ТСЖ «Радуга» возобновить предоставление коммунальной услуги по горячему водоснабжению населению Арамильского городского округа с момента вынесения решения суда.
В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в десятидневный срок с подачей жалобы через суд, вынесший решение.
Судья: Мурашов А.С.
Решение изготовлено 21.09.2010 года.