Сысертский межрайонный прокурор к Администрации Сысертского городского округа о возложении обязанности по ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13.10.2010 Судья Сысертского районного суда Свердловской области Тимофеев Е. В., с участием прокурора Кадочниковой Е. Н., при секретаре Котельниковой М. П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Сысертского межрайонного прокурора в защиту интересов Российской Федерации в лице Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Свердловской области (Росприроднадзор), неопределенного круга лиц к Администрации Сысертского городского округа о возложении обязанности по ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов,

УСТАНОВИЛ:

Сысертский межрайонный прокурор обратился в суд с исковым заявлением в защиту интересов Российской Федерации в лице Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Свердловской области (Росприроднадзор), неопределенного круга лиц к Администрации Сысертского городского округа о возложении обязанности по ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов. В обоснование иска указал, что в ходе проверки, проведенной Сысертской межрайонной прокуратурой с привлечением специалистов Государственного учреждения
Свердловской области «Сысертское лесничество», по факту несанкционированного размещения отходов на участке лесного фонда, в районе автодороги, ведущей в п. Двуреченск, п. Бобровский через д. Токарево, в квартале № 1 выдел 7 Центрального участкового лесничества ОПХ «Исток», в
эксплуатационных лесах, вдоль указанной дороги организовано несанкционированное размещение бытовых отходов. Площадь свалки составляет 1500 кв.м. Кроме того, отходы (бумагу, полиэтилен) разносит ветром, в том числе на противоположную сторону дороги. Разрешение на складирование отходов на указанном участке органами исполнительной власти, органами местного самоуправления не выдавалось. В соответствии со ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среде» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых, должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов (п. 1 ст.51 Лесного кодекса Российской Федерации). Согласно п. 1 ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Статьей 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативно правовыми актами Российской Федерации. Порядок, условия и способы сбора, использования, обезвреживания, транспортировки, хранения и захоронения отходов производства и потребления устанавливаются органами местного самоуправления при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных порядка, условий и способов санитарным правилам. Однако подобного санитарного заключения о возможности размещения отходов вдоль дороги на землях лесного фонда контролирующими органами не выдавалось. В соответствии с п. 24 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 3 ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» к вопросам местного значения городского округа относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Согласно ч. 2 ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. В 2009 году Сысертский межрайонный прокурор обращался в суд с аналогичным заявлением. Решением суда от 09.06.2009 требования прокурора были удовлетворены, несанкционированная свалка твердых бытовых отходов была ликвидирована, но через некоторое время складирование отходов населением возобновилось. Ответчиком самостоятельных мер к ликвидации вновь образованной свалки не принимается. Таким образом, администрация Сысертского городского округа ненадлежащим образом относится к исполнению своих обязанностей. Игнорирование норм экологического и санитарного законодательства администрацией Сысертского городского округа, выразившееся в нарушении требований Федеральных законов «Об охране окружающей среды», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» создают угрозу загрязнения окружающей среды, причинения вреда здоровью, свидетельствуют о нарушении прав Российской Федерации в лице Управления Росприроднадзора по Свердловской области, которое осуществляет на территории области полномочия по контролю и надзору за охраной окружающей среды. Кроме того, несанкционированная свалка свидетельствует о нарушении конституционных прав граждан на благополучную окружающую среду. Сысертский межрайонный прокурор просит обязать Администрацию Сысертского городского округа ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых отходов, расположенную в квартале № 1 выдел 7 Центрального участкового лесничества ОПХ «Исток», привести участок лесного фонда, на котором размещена свалка твердых бытовых отходов, в первоначальное состояние, путем его рекультивации, очистить от бытового мусора территорию, прилегающую к свалке.

Прокурор Кадочникова Е. Н. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, и, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении, просила обязать Администрацию Сысертского городского округа ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых отходов, расположенную в квартале № 1 выдел 7 Центрального участкового лесничества ОПХ «Исток», привести участок лесного фонда, на котором размещена свалка твердых бытовых отходов, в первоначальное состояние, путем его рекультивации, очистить от бытового мусора территорию, прилегающую к свалке.

Представитель ответчика – Администрации Сысертского городского округа ФИО4, в судебном заседании исковые требования признал в полном объеме, о чем имеется его подпись в протоколе судебного заседания.

Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Свердловской области (Росприроднадзор) в судебное заседание не явился. Причина неявки неизвестна. О времени и месте слушания дела были извещены должным образом.

В судебное заседание не явился представитель третьего лица – Государственного учреждения Свердловской области «Сысертское лесничество». Причина неявки не известна. О времени и месте слушания дела были извещены должным образом.

Представитель третьего лица – Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, в судебное заседание не явился. Направили в суд ходатайство с просьбой рассмотреть дело в отсутствие их представителя. Решение оставляют на усмотрение суда.

С учетом мнения прокурора, представителя ответчика, и на основании ч. 3 ст. 167 Гражданского кодекса Российской Федерации суд определили рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит требования истца подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно положениям статьи третьей Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов, а именно: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека.

Отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации (ст. 51).

В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ (ред. от 08.11.2008) «Об отходах производства и потребления», территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В статье 8 Закона указано, что к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов

Согласно заявлению от 18.08.2010 директора Государственного учреждения Свердловской области «Сысертское лесничество» ФИО5, адресованному Сысертскому межрайонному прокурору, 16.08.2010 в квартале № 1 выдел № 7, ГУСО «Сысертского лесничества», Центрального участкового лесничества, ОПХ «Исток» обнаружена незаконная свалка. В результате захламления лесов коммунально-бытовыми отходами был причинен ущерб лесному фонду. Просит провести расследование и привлечь нарушителей лесного законодательства, предусмотренное ст. 260 Уголовного кодекса Российской Федерации, к установленной законом ответственности.

Факт обнаружения лесонарушения – незаконной свалки коммунально-бытовых отходов в Центральном участковом лесничестве, участок ОПХ «Исток», квартал № 1 выдел № 7, подтверждается также протоколом о лесонарушении № 21 от 18.08.2010.

Судом установлено, и не оспаривалось ответчиком, что в настоящее время возобновилось складирование отходов в Центральном участковом лесничестве, ОПХ «Исток», квартал № 1 выдел № 7, на площади 1500 кв. м, а Администрацией Сысертского городского округа не организована ликвидация указанной несанкционированной свалки, что создает угрозу загрязнения окружающей среды, причинения вреда здоровью, а также нарушает конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду.

Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрен такой способ защиты права, как принуждение к исполнению обязанности в натуре.

Судом установлено, что организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Невыполнение Администрацией Сысертского городского округа своих обязанностей по ликвидации свалки бытовых отходов нарушает федеральное законодательство, создает угрозу загрязнения окружающей среды, нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду.

В соответствии со ст. 173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ответчик вправе признать иск.

Согласно положениям ст. 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.

У суда не имеется оснований для отказа в принятии признания иска ответчиком.

При таких обстоятельствах, учитывая признание иска ответчиком, суд считает необходимым удовлетворить требования Сысертского межрайонного прокурора о возложении на Администрацию Сысертского городского округа обязанности по ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194, 198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

исковые требования Сысертского межрайонного прокурора в защиту интересов Российской Федерации в лице Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Свердловской области (Росприроднадзор), неопределенного круга лиц к Администрации Сысертского городского округа о возложении обязанности по ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов, удовлетворить.

Обязать Администрацию Сысертского городского округа ликвидировать несанкционированную свалку в Центральном участковом лесничестве, ОПХ «Исток», квартал № 1 выдел № 7, на площади 1500 кв. м, привести указанный участок лесного фонда в первоначальное состояние, путем его рекультивации, очистить от бытового мусора территорию, прилегающую к свалке.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение десяти дней с момента изготовления мотивированного решения суда, путем подачи жалобы через Сысертский районный суд.

Судья: Е. В. Тимофеев.