Сысертский межрайонный прокурор к Администрации Арамильского городского округа о признании незаконным бездействия Администрации Арамильского городского округа



Мотивированное решение составлено 14.10.2010.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11.10.2010 Сысертский районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Тимофеева Е. В., с участием прокурора Кадочниковой Е. Н., представителя органа муниципальной власти, чьи действия обжалуются Нефагина П. Б., представителя заинтересованного лица Волокитина А. Г., при секретаре Котельниковой М. П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Сысертского межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия Администрации Арамильского городского округа, возложении обязанности по устранению допущенных нарушений,

УСТАНОВИЛ:

Сысертский межрайонный прокурор обратился в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия Администрации Арамильского городского округа, выразившееся в непринятии мер по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в г. Арамиль, возложении обязанности по ремонту, установке пожарных гидрантов в г. Арамиль по адресам: ул. Рабочая 133, 129, 33, между домами 111 и 113, ул. 1-го Мая МОУ СОШ № 1, ул. Садовая 15, 19, ул. Строителей 7, 5, ул. Мира 22, ул. Белинского 13, ул. Космонавтов (территория бывших казарм МО РФ), ул. 1-го Мая 12, 3, ул. Рабочая 130, ул. Пролетарская 2-а. В обоснование заявленных требований указано, что в течение 2009-2010 сотрудниками отдела государственного надзора Сысертского района МЧС РФ проводились проверки наружного противопожарного водоснабжения на территории города Арамиль. В ходе данных проверок выявились нарушения, для устранения которых на имя главы округа вносилось представление. Представление вносилось 27.05.2010, в котором было указано, что в г. Арамиль из 46 пожарных гидрантов 12 неисправны, финансовые средства на приобретение и ремонт пожарных гидрантов не выделяются. Так, пожарные гидранты не исправны по следующим адресам: ул. Рабочая 133 – не доступен, высота колодца не позволяет установке пожарной колонки; ул. Рабочая 129 – не исправен, нет воды; ул. Садовая 19 – отсутствует; ул. Космонавтов – не исправен, перекрыт деревянной заглушкой; ул. Мира 22 – не исправен, нет воды и т. д. В связи с наступлением зимнего периода, вопрос исправности гидрантов становится особо актуальным. Кроме этого, не везде имеются указатели пожарных гидрантов в соответствии с НППБ 160-97 и ППБ 01-03 п. 89, в связи с чем, возможны затруднения в поисках колодцев в которых размещены пожарные гидранты, что в свою очередь отрицательно скажется на эффективности и качестве тушения пожаров. Несмотря на неоднократные обращения в адрес МУП ЖКХ по вопросам наружного противопожарного водоснабжения, пожарные гидранты на сетях не ремонтируются, а иногда и вовсе демонтируется, что приводит к крупным материальным ущербам. Особую озабоченность вызывает отсутствие противопожарного водоснабжения в местах с массовым пребыванием людей: здание администрации, ул. 1 Мая 3, ул. Рабочая 130 (МОУ СОШ № 4), ул. Пролетарская 2-а (здание автостанции).

Бездействия администрации Арамильского городского округа, выразившееся в непринятии мер по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в г. Арамиль, в том числе отсутствие финансирования и ремонта наружного противопожарного водоснабжения ставит под угрозу пожарную безопасность населенного пункта в целом, а также благополучие и безопасность населения Арамильского городского округа.

В судебном заседании прокурор Кадочникова Е. Н. поддержала заявленные требования, уточнив их, и, ссылаясь на изложенные в заявлении обстоятельства, просила суд признать незаконным бездействия Администрации Арамильского городского округа, выразившееся в непринятии мер по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в г. Арамиль, возложении обязанности по ремонту, установке пожарных гидрантов в г. Арамиль по адресам: ул. Рабочая 133, 129, 55, между домами 111 и 113, ул. 1-го Мая МОУ СОШ № 1, ул. Садовая 17, 19, ул. Строителей 7, 5, ул. Мира 22, ул. Белинского 13, ул. Космонавтов (территория бывших казарм МО РФ), ул. 1-го Мая 12, 3, ул. Рабочая 130, ул. Пролетарская 2-а. Пояснила что номер дома 33 по ул. Рабочая и номер дома 15 по ул. Садовая указаны ошибочно, вместо них следовало указать № 55 по ул. Рабочая и 17 по ул. Садовая. На Администрации Арамильского городского округа лежит обязанность по обеспечению первичных мер пожарной безопасности, но на протяжении длительного времени администрацией не принимается надлежащих мер в данном направлении, пожарные гидранты по указанным выше адресам либо неисправны, либо отсутствуют, что при тушении пожаров приводит к более длительному их тушению и причинению большего ущерба, ставит под угрозу жизни и здоровье людей.

Представитель Администрации Арамильского городского округа Нефагина П. Б. в судебном заседании заявленные требования не признал, пояснив, что администрацией принимаются меры по обеспечению первичных мер пожарной безопасности. Решается вопрос о финансировании работ по установке пожарных гидрантов, приобретены 9 пожарных гидрантов, и в ближайшее время они будут установлены. По указанным в заявлении адресам действительно, в настоящее время гидранты неисправны, либо отсутствуют, по ул. Садовая 17 пожарный гидрант исправен.

Представитель заинтересованного лица – Государственного учреждения «24 отряд Федеральной противопожарной службы по Свердловской области» Волокитин А. Г. в судебном заседании поддержал заявленные прокурором требования, пояснив, что действительно, по указанным прокурором адресам, пожарные гидранты либо отсутствуют, либо неисправны, что создает трудности при тушении пожаров. По нормам пожарной безопасности, пожарные гидранты должны устанавливаться на наружных сетях водоснабжения не реже чем через каждые 200 метров, однако, данные требования не соблюдаются.

Представитель заинтересованного лица – Муниципального унитарного предприятия «жилищно-коммунальное хозяйство г. Арамиль» в судебное заседание не явился. Причина неявки не известна. О времени и месте слушания дела был извещен должным образом.

Судом определено о рассмотрении дела при данной явке.

Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с представлением государственного учреждения «24 отряд Федеральной противопожарной службы по Свердловской области» от 05.10.2010 № 799, в Арамильском городском округе расположено 48 пожарных гидрантов, на данный момент, из них 17 пожарных гидрантов не исправно: ул. Рабочая 133 – пожарный гидрант недоступен, высота колодца не позволяет установке пожарной колонки; ул. Рабочая 129 – пожарный гидрант неисправен, нет воды; ул. Рабочая 55 – пожарный гидрант неисправен, нет воды; ул. Рабочая вдоль дороги между домами № 111 и № 113 – пожарный гидрант недоступен, высота колодца не позволяет установке пожарной колонки; ул. 1-е мая «МОУ СОШ № 1» - пожарный гидрант неисправен, заварен шток; ул. Садовая 17 – пожарный гидрант неисправен, сорван шток, отсутствует крышка люка; ул. Садовая 19 – пожарный гидрант отсутствует; ул. Строителей 7 – пожарный гидрант не исправен, нет воды; ул. Строителей 5 – пожарный гидрант неисправен, нет воды; ул. Космонавтов (территория бывших казарм МО РФ) – пожарный гидрант неисправен, перекрыт деревянной заглушкой; ул. Мира 22 – пожарный гидрант неисправен, нет воды; ул. Белинского 13 – пожарный гидрант недоступен к проверке, в люк пожарного гидранта введена централизованная система отопления… Особенно обращено внимание на отсутствие противопожарного водоснабжения (пожарных гидрантов) в местах с массовым пребыванием людей: ул. 1-е Мая – здание Администрации Арамильского городского округа; ул. 1-е Мая 3 «МОУ СОШ ДШИ», ул. Рабочая 130 «МОУ СОШ № 4»; ул. Пролетарская 2 «А» - здание автостанции.

Аналогичное представление также направлялось главе администрации Арамильского городского округа 27.05.2010.

На основании постановления Главы Арамильского городского округа от 10.09.2008 № 844 приняты в муниципальную собственность пожарные гидранты и пожарный водоем (приложение 1). Согласно данному приложению неисправными являлись пожарные гидранты по следующим адресам в г. Арамиль: ул. Маара 22, ул. Белинского 13, ул. Строителей 5 и 7; ул. Садовая 15 и 17.

Актом обследования пожарных гидрантов от 24.04.2009, утвержденным и. о. Главы Арамильского городского округа, установлено, что пожарные гидранты в г. Арамиль неисправны по ул. Рабочая 133, ул. 1 Мая МОУ СОШ № 1, ул. Садовая 19, ул. Рабочая 129, ул. Рабочая между домами № 111 и № 113, ул. Белинского 13, ул. Садовая № 5 и № 7.

Кроме того, перечнем объектов Арамильского городского округа, на которые необходимо заменить или установить вновь пожарные гидранты (приложение к договору купли-продажи пожарных гидрантов № 8 от 14.05.2010) определены следующие адреса: ул. Рабочая 55, ул. Рабочая 130 «МОУ СОШ № 4», ул. 1 Мая «МОУ СОШ № 1», ул. 1 Мая «здание администрации городского округа», ул. 1 Мая 3 «МОУ ДОД ДШИ», ул. Садовая 15, ул. Строителей 5, ул. Мира 22, ул. Белинского 13.

Таким образом, судом установлено, что на территории Арамильского городского округа в течение длительного времени отсутствуют либо неисправны значительное количество пожарных гидрантов.

В соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 16 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского округа относятся: обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа.

Согласно ст. 1 Федерального закона Российской Федерации от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности», первичные меры пожарной безопасности – реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.

Как следует из положений ст. 19 Федерального закона Российской Федерации от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности», к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем.

В соответствии со ст. 106 и 127 Федерального закона Российской Федерации от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», конструкция пожарных кранов должна обеспечивать возможность открывания запорного устройства одним человеком и подачи воды с интенсивностью, обеспечивающей тушение пожара. Конструкция соединительных головок пожарных кранов должна позволять подсоединять к ним пожарные рукава, используемые в подразделениях пожарной охраны. Пожарные гидранты должны устанавливаться на сетях наружного водопровода и обеспечивать подачу воды для целей пожаротушения.

Таким образом, судом установлено, что к обязанностям муниципального образования – в данном случае Администрации Арамильского городского округа, относятся принятие мер по обеспечению первичных мер пожарной безопасности, в частности ремонт и установка пожарных гидрантов, что не оспаривалось и представителем данного органа муниципальной власти. При этом, как уже указывалось выше, данная обязанность Администрацией Арамильского городского округа в течение длительного времени не исполняется надлежащим образом, что создает угрозу причинения значительного материального ущерба при пожаре, ставит под угрозу жизни и здоровье неограниченного круга лиц.

В соответствии с положениями ст. 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Согласно ст. 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина.

Как следует из положений ст. 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в порядке, предусмотренном главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, если такими решениями, действиями (бездействием) нарушены права и свободы этих лиц, созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод или на них незаконно возложена какая-либо обязанность. Данная правовая позиция отражена в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих».

Согласно ст. 249 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Поскольку Администрацией Арамильского городского округа не предоставлено каких-либо убедительных доказательств законности бездействия по непринятию мер по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в городе Арамиль, суд считает, что требования Сысертского межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия Администрации Арамильского городского округа, возложении обязанности по устранению допущенных нарушений подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194, 198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

заявление Сысертского межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия Администрации Арамильского городского округа, возложении обязанности по устранению допущенных нарушений удовлетворить.

Признать незаконными бездействие Администрации Арамильского городского округа, выразившееся в непринятии мер по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в городе Арамиль.

Обязать Администрацию Арамильского городского округа произвести ремонт, установку пожарных гидрантов в г. Арамиль по адресам: ул. Рабочая 133, 129, 55; между домами № 111 и № 113 по ул. Рабочая; ул. 1 Мая «МОУ СОШ № 1»; ул. Садовая 17, 19; ул. Строителей 7, 5; ул. Мира 22; ул. Белинского 13; ул. Космонавтов (территория бывших казарм МО РФ); ул. 1-е Мая 12, 3; ул. Рабочая 130, ул. Пролетарская 2-а.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 10 суток с момента составления мотивированного решения суда, путем подачи жалобы через Сысертский районный суд.

Судья: Е. В. Тимофеев.