Сысертский межрайонный прокурор к Администрации Сысертского городского округа о признании незаконным бездействия, возложении обязанности по устранению допущенных нарушений



Мотивированное решение составлено 15.10.2010.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12.10.2010 Сысертский районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Тимофеева Е. В., с участием прокурора Кадочниковой Е. Н., представителя органа муниципальной власти, чьи действия обжалуются Бабаева Э. А., представителя Кашинской сельской администрации ФИО7 представителя заинтересованного лица ФИО8., при секретаре Котельниковой М. П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Сысертского межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия Администрации Сысертского городского округа, возложении обязанности по устранению допущенных нарушений,

УСТАНОВИЛ:

Сысертский межрайонный прокурор обратился в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия Администрации Сысертского городского округа, возложении обязанности по устранению допущенных нарушений. В обоснование требований указал, что в августе-сентябре 2010 года была проведена проверка пожарной безопасности на территории Сысертского района, в ходе которой выявлены нарушения прав граждан. Было установлено, что 26.07.2010 произошло возгорание двух жилых домов 5 степени огнестойкости по адресу: с. Черданцево, ул. Чапаева дома №№ 24, 26, площадь возгорания составила 180 кв. м. Ликвидация пожара составила 17 часов 40 минут, время тушения пожара 5 часов 05 минут. Одним из главных факторов, повлиявших на длительное тушение пожара явилось: отсутствие пожарных пирсов на естественном водоеме; водонапорная башня не оборудована для заправки пожарных автомобилей; не оборудованы подъездные пути к естественному водоисточнику (пруд), в связи с чем, забор воды был затруднен (топь, грязь, заболоченность на подъезде к пруду).

Наличие данных факторов отрицательно сказалось на эффективности и качестве тушения пожара. Кроме этого, данные факторы негативно влияют на последствия от пожаров и приводят к крупным материальным ущербам, к большому использованию сил и средств пожарной охраны, неоднократного увеличения расходов горюче-смазочных материалов. На заседании комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности, состоявшейся 26.04.2010 было принято решение об оборудовании всех водонапорных башен для забора воды пожарной техникой в любое время суток на территории всех сельских администраций, а также построить (отремонтировать, приспособить) пожарные пирсы в каждом населенном пункте, однако, до настоящего времени данные решения не исполняются, должностными лицами администрации контроль за исполнением данных решений не ведется.

Бездействия администрации Сысертского городского округа, выразившееся в непринятии мер по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в с. Черданцево ставит под угрозы пожарную безопасность населенного пункта и округа в целом, а также благополучие и безопасность населения Сысертского городского округа. Согласно ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Сысертский межрайонный прокурор просил признать незаконными бездействие Администрации Сысертского городского округа, выразившееся в непринятии мер по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в с. Черданцево. Обязать Администрацию Сысертского городского округа произвести строительство пожарного пирса на естественном водоисточнике, строительство подъездных путей к водоисточнику, оборудование водонапорной башни для заправки водой пожарных автомобилей.

В судебном заседании прокурор Кадочникова Е. Н. поддержала ранее заявленные требования, и, ссылаясь на изложенные в заявлении обстоятельства, просила суд признать незаконными бездействие Администрации Сысертского городского округа, выразившееся в непринятии мер по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в с. Черданцево Сысертского района Свердловской области. Обязать Администрацию Сысертского городского округа произвести строительство пожарного пирса на естественном водоисточнике в с. Черданцево, строительство подъездных путей к водоисточнику в с. Черданцево Сысертского района Свердловской области. От требований о возложении обязанности оборудование водонапорной башни для заправки водой пожарных автомобилей отказалась, производство по делу в данной части прекращено. Пояснила, что на естественном водоисточнике в с. Черданцево отсутствует пожарный пирс для забора, который должен быть размером 12х12 метров, в результате чего увеличивается время тушения пожара, создает угрозу причинения значительного материального ущерба, ставятся под угрозы жизни и здоровье людей. Приобретенные администрацией помпы для забора воды полностью не решают проблему пожарного пирса, и его не заменяют. Помпы не решают проблему водозабора в зимнее время.

Представитель администрации Сысертского городского округа Бабаев Э.А. в судебном заседании требования Сысертского межрайонного прокурора не признал, пояснив, что пожарный пирс полностью не решит проблему пожарной безопасности в с. Черданцево, так как данный населенный пункт растянут на значительное расстояние. Вместо этого, администрацией закуплены пожарные помпы для забора воды из естественного водоисточника, которыми будет оборудована каждая пожарная автомашина. Данные меры значительно сократят время набора воды для тушения пожара. В связи с изложенным, в действиях администрации не имеется бездействия по непринятию мер пожарной безопасности. Кроме того, законом «О пожарной безопасности» на администрацию возложена обязанность по созданию в целях пожаротушения условий забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах, что администрация и сделала, закупив пожарные помпы. Ни в одном нормативном акте не указано, что администрация должна создавать пожарные пирсы.

Представитель заинтересованного лица – Кашинской сельской администрации также не признал заявленные требования Сысертского межрайонного прокурора. Пояснил, что администрацией принимаются меры пожарной безопасности, закуплены помпы для забора воды.

Представитель заинтересованного лица – Государственного учреждения «24 отряд Федеральной противопожарной службы по Свердловской области» ФИО9 в судебном заседании заявленные прокурором требования поддержал частично. Пояснил, что действительно администрацией принимаются меры пожарной безопасности, закупленные помпы значительно облегчат забор воды из источников водоснабжения, однако, они не заменяют собой пожарный пирс, который необходим, и предусмотрен нормативными актами, в частности распоряжением Правительства Свердловской области от 09.11.2005.

Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 1 Федерального закона Российской Федерации от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности», первичные меры пожарной безопасности – реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.

Как следует из положений ст. 19 Федерального закона Российской Федерации от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности», к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем.

В соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 16 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского округа относятся: обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа.

Из положений ч. 8 ст. 98 Федерального закона Российской Федерации от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», к водоемам, являющимся источниками противопожарного водоснабжения, а также к градирням, брызгальным бассейнам и другим сооружениям, вода из которых может быть использована для тушения пожара, надлежит предусматривать подъезды с площадками для разворота пожарных автомобилей, их установки и забора воды. Размер таких площадок должен быть не менее 12 x 12 метров.

Как следует из письма Кашинской сельской администрации от 05.08.2010 № 921, у источника наружного противопожарного водоснабжения в с. Черданцево нет пирсов, открытый доступ к воде имеется у моста через реку Шайдуриха, за плотиной Черданского пруда, заезд со стороны улицы Заречной.

Аналогичная информация содержится и в письме и. о. Главы Сысертского городского округа № 5058 от 20.08.2010.

В соответствии с информационным письмом «О происшедших пожарах на территории Сысертского городского округа» от 06.08.2010 и.о. начальника 24 ОФПС, 26.07.2010 в 12 час. 35 минут произошел пожар по адресу: с. Черданцево, ул. Чапаева № 24, 26, произошло возгорание двух жилых домов, 5 степени огнестойкости, площадь пожара составила 180 кв. м. Ликвидация пожара в 17 часов 40 минут, время тушения пожара 5 часов 05 минут. Факторы, повлиявшие на длительное тушение пожара: отсутствуют пожарные пирсы на естественном водоеме (пруд); водонапорная башня не оборудована для заправки пожарных автомобилей; не оборудованы подъездные пути к естественному водоисточнику (пруд), данное обстоятельство повлияло на нерациональное использование пожарной техники (забор воды был затруднен – топь, грязь, заболоченность на подъезде к пруду), что отрицательно сказалось на эффективности и качестве тушения пожара.

Судом установлено, и не оспаривается участвующими в деле лицами, что в с. Черданцево Сысертского района Свердловской области отсутствует пожарный пирс и подъездные пути к нему на естественном водоисточнике.

В соответствии с главой 5 Распоряжения Правительства Свердловской области от 09.11.2005 N 1524-РП «О содержании и эксплуатации пожарных гидрантов, естественных и искусственных водоисточников для целей пожаротушения в Свердловской области» (вместе с «Методическими рекомендациями по содержанию и эксплуатации пожарных гидрантов, естественных и искусственных водоисточников для целей пожаротушения в Свердловской области»), к естественным водоисточникам относятся реки, озера, ручьи.

При наличии на территории объекта или населенного пункта естественных водоисточников (в радиусе 200 метров) к ним должны быть устроены пожарные подъезды (пирсы) или береговые колодцы.

Ответственность за наличие, исправность и своевременную очистку пирсов и береговых колодцев, подъездов к ним, устройство незамерзающих прорубей, а также установку указателей согласно ГОСТ несут абоненты (в населенных пунктах – органы местного самоуправления).

Пирс выполняется на пологих берегах, подъезд должен быть оборудован площадкой с твердым покрытием размерами не менее 12 x 12 метров. Конструкцию пирса и материал для его изготовления выбирают из расчета обеспечения безопасной работы одновременно трех наиболее тяжелых по массе пожарных автомобилей, расположенных в подразделениях пожарной охраны муниципального образования.

Площадка пирса должна быть расположена не выше 5 метров от уровня низких вод и выше уровня высоких вод не менее чем на 0,7 метра.

В случаях изменения уровня воды в течение года предусматриваются двухъярусные пирсы.

В целях обеспечения быстрого забора воды в зимнее время около пирсов устраивают незамерзающие проруби размером не менее 0,6 x 0,6 метра.

В целях предотвращения замерзания проруби в нее вмораживают пустую деревянную бочку дном под лед так, чтобы большая часть ее высоты находилась под водой. Бочка заполняется утепляющим материалом, который выбрасывается перед забором воды, а дно бочки выбивается. Местоположение бочки должно быть обозначено.

В целях уменьшения толщины дна и увеличения полезного объема воды рекомендуется утеплять естественные водоисточники путем засыпки поверхности льда и части берега на 1 метр от края слоем снега в 70 - 80 сантиметров.

Таким образом, судом установлено, что указанными выше нормативными актами ответственность за наличие, исправность и своевременную очистку пирсов и береговых колодцев, подъездов к ним, устройство незамерзающих прорубей, а также установку указателей согласно ГОСТ несут абоненты (в населенных пунктах – органы местного самоуправления). Таким образом, обязанность по созданию и исправности пирсов для забора воды возложена на органы местного самоуправления, то есть в данном случае на Администрацию Сысертского городского округа.

При указанных обстоятельствах, суд считает, что администрацией Сысертского городского округа не исполняются возложенные на них обязанности по принятию мер по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в с. Черданцево Сысертского района Свердловской области.

В соответствии с положениями ст. 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Согласно ст. 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина.

Как следует из положений ст. 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в порядке, предусмотренном главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, если такими решениями, действиями (бездействием) нарушены права и свободы этих лиц, созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод или на них незаконно возложена какая-либо обязанность. Данная правовая позиция отражена в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих».

Согласно ст. 249 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Поскольку Администрацией Сысертского городского округа не предоставлено каких-либо убедительных доказательств законности бездействия по непринятию мер по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в с. Черданцево Сысертского района, суд считает, что требования Сысертского межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия Администрации Арамильского городского округа, возложении обязанности по устранению допущенных нарушений подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194, 198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

заявление Сысертского межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия Администрации Сысертского городского округа, возложении обязанности по устранению допущенных нарушений удовлетворить.

Признать незаконными бездействие Администрации Сысертского городского округа, выразившееся в непринятии мер по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в с. Черданцево Сысертского района Свердловской области.

Обязать Администрацию Сысертского городского округа произвести строительство пожарного пирса на естественном водоисточнике в с. Черданцево, строительство подъездных путей к водоисточнику в с. Черданцево Сысертского района Свердловской области.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 10 суток с момента составления мотивированного решения суда, путем подачи жалобы через Сысертский районный суд.

Судья: Е. В. Тимофеев.