РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21.10.2010 Сысертский районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Тимофеева Е. В., с участием прокурора Кадочниковой Е. Н., при секретаре Котельниковой М. П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Сысертского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия Администрации Сысертского городского округа, возложении обязанности по устранению допущенных нарушений,
УСТАНОВИЛ:
Сысертский межрайонный прокурор обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия Администрации Сысертского городского округа, возложении обязанности по устранению допущенных нарушений, выразившееся в непринятии мер по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в с. Кашино. В обоснование заявленных требований указано, что в течение 2009-2010 годов сотрудниками отдела государственного надзора Сысертского района МЧС Российской Федерации проводились проверки наружного, противопожарного водоснабжения на территории округа в том числе и в c. Кашино. В ходе данных проверок выявлялись нарушения, для устранений которых на имя главы округа вносились представления. Кроме этого, на заседаниях комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности, которые проводились в октябре 2009 года в феврале и мае 2010 года также поднимались вопросы об устранении имеющихся нарушений наружного противопожарного водоснабжения. Несмотря на неоднократные предписания, представления, а также решения комиссии КЧС и ПБ вопросы противопожарного водоснабжения на территории сельских администраций не решается. Особую озабоченность вызывают неисправные источники наружного противопожарного водоснабжения на объектах с массовым пребыванием людей в с. Кашино, а именно, ул. Ленина 47 (здание Кашинского центра досуга) – имеются 2 резервуара для воды, емкостью 20 000 куб.м, требуется капитальный ремонт, воды в наличии не имеется, ул. Новая 7а (здание детского сада № 16) – пожарный водоем неисправен, требуется капитальный ремонт, воды в наличии не имеется. Несмотря на ранее выявленные нарушения и внесения мер реагирования со стороны ГПС администрацией Сысертского городского округа меры по устранению данных нарушений не принимаются. Бездействие администрации Сысертского городского округа, выразившиеся в непринятии мер по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в с. Кашино, в том числе отсутствие финансирования и ремонта наружного противопожарного водоснабжения ставит под угрозу пожарную безопасность населенного пункта и округа в целом, а также благополучие и безопасность населения Сысертского городского округа.
В судебном заседании прокурор Кадочникова Е. Н. поддержала заявленные требования, и, ссылаясь на изложенные в заявлении обстоятельства, просила суд признать незаконными бездействия Администрации Сысертского городского округа, выразившиеся в непринятии мер по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в с. Кашино, обязать администрацию Сысертского городского округа произвести ремонт источников наружного противопожарного водоснабжения по ул. Ленина 47, ул. Новая 7а с. Кашино. Пояснила, что в с. Кашино по указанным адресам необходимо провести ремонт источников наружного противопожарного водоснабжения.
Представитель Администрации Сысертского городского округа в судебное заседание не явился. Причина неявки не известна. О времени и месте слушания дела был извещен должным образом.
Представители заинтересованных лиц – Государственного учреждения «24 отряд Федеральной противопожарной службы по Свердловской области», Муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйство «Сысертское», в судебное заседание не явились. Причина неявки не известна. О времени и месте слушания дела были извещены должным образом.
Судом определено о рассмотрении дела при данной явке.
Выслушав представителя заявителя, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как видно из предоставленной главой Кашинской сельской администрации Королевым С. М. информации от 05.08.2010 по источникам противопожарного водоснабжения на территории Кашинской сельской администрации, на западной стороне здания Кашинского центра досуга по ул. Ленина 47, имеются резервуары для воды в количестве двух штук, емкостью 20000 куб.м, в каждом резервуаре имеется люк; для отбора воды имеется колодец; требуется капитальный ремонт, воды в наличии нет. Также с южной стороны детского сада № 16 по ул. Новая 7а требуется капитальный ремонт пожарного водоема, объемом 50 куб.м, воды в наличии нет.
В соответствии информационным письмом от 06.08.2010 и.о. начальника 24 ОФПС Горнушкина С. А., адресованному главе администрации Сысертского городского округа и Сысертскому межрайонному прокурору, в связи с произошедшими пожарами в 2010 году в с. Черданцево и с. Новоипатово и выявленным неудовлетворительным состоянием противопожарного водоснабжения, предложено рассмотреть вопросы по обеспечению пожарной безопасности, в том числе, о строительстве пожарных пирсов на естественных водоисточниках (пруд), строительстве подъездных путей к естественным водоисточникам (пруд), оборудовании водонапорных башен для заправки водой пожарных автомобилей.
Таким образом, судом установлено, что на территории с. Кашино неисправны источники наружного противопожарного водоснабжения.
В соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 16 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского округа относятся: обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа.
Согласно ст. 1 Федерального закона Российской Федерации от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности», первичные меры пожарной безопасности – реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
Как следует из положений ст. 19 Федерального закона Российской Федерации от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности», к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем.
В соответствии с п. 1, 2 ст. 63 Федерального закона Российской Федерации от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», первичные меры пожарной безопасности включают в себя: реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности.
Таким образом, судом установлено, что к обязанностям муниципального образования – в данном случае Администрации Сысертского городского округа, относятся принятие мер по обеспечению первичных мер пожарной безопасности, в частности ремонт источников наружного противопожарного водоснабжения.
При этом, как уже указывалось выше, данная обязанность Администрацией Сысертского городского округа в полной мере не исполняется надлежащим образом, что создает угрозу причинения значительного материального ущерба при пожаре, ставит под угрозу жизни и здоровье неограниченного круга лиц.
Однако, в соответствии со справкой государственного учреждении «24 отряд Федеральной противопожарной службы по Свердловской области» от 20.10.2010, пожарный водоем по ул. Ленина 47 водой заполнен. У места расположения пожарного водоема, а также по направлению к нему, нет указателей с цифровыми значениями расстояний до водоисточника. Подъезд к водоему не приспособлен для удобной установки пожарного автомобиля и быстрого забора воды, в любое время года. Данный водоем находится на балансе Администрации Сысертского городского округа и передан в оперативное управление Управлению культуры, которое не в состоянии устранить замечания по причине отсутствия должного финансирования.
Пожарный водоем по ул. Новая 7а, находится на территории МДОУ № 16 водой заполнен. Указатели с цифровыми значениями расстояний в метрах от указателя до водоисточника, присутствуют.
При указанных обстоятельствах, поскольку Администрацией Сысертского городского округа частично удовлетворены требования прокурора о производстве ремонта источника наружного противопожарного водоснабжения по ул. Новая 7а в с. Кашино, суд считает необходимым отказать прокурору в удовлетворении данной части требований. Также суд, учитывая тот факт, что источник наружного водоснабжения по адресу: с. Кашино, ул. Ленина 47 частично приведен в соответствие с требованиями действующего законодательства, суд считает необходимым в данной части требования удовлетворить частично, возложив на Администрацию Сысертского городского округа обязанность по производству ремонта источника наружного противопожарного водоснабжения по ул. Ленина 47 с. Кашино, установив указатели с цифровыми значениями расстояния до водоисточника.
В соответствии с положениями ст. 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Согласно ст. 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина.
Как следует из положений ст. 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в порядке, предусмотренном главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, если такими решениями, действиями (бездействием) нарушены права и свободы этих лиц, созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод или на них незаконно возложена какая-либо обязанность. Данная правовая позиция отражена в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих».
Согласно ст. 249 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Поскольку Администрацией Сысертского городского округа не предоставлено доказательств полного приведения источников пожарного водоснабжения в соответствие с требованиями действующего законодательства, а также не предоставлено доказательств законности бездействия по непринятию мер по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в с. Кашино, суд считает, что требования Сысертского межрайонного прокурора подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194, 198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
заявление Сысертского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия Администрации Сысертского городского округа, возложении обязанности по устранению допущенных нарушений, удовлетворить частично.
Признать незаконными бездействие Администрации Сысертского городского округа, выразившееся в непринятии мер по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в с. Кашино.
Обязать Администрацию Сысертского городского округа произвести ремонт источника наружного противопожарного водоснабжения по ул. Ленина 47, в с. Кашино Сысертского района Свердловской области, установив указатели с цифровыми значениями расстояния до водоисточника.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 10 суток с момента составления мотивированного решения суда, путем подачи жалобы через Сысертский районный суд.
Судья: Е. В. Тимофеев.