Серебряков А.М. о признании Решения Думы СГО недействительным в части



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

06.10.2010 Сысертский районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Мурашова А.С., с участием прокурора Кадочниковой Е.Н., заявителя Серебрякова А.М., представителя Думы Сысертского городского округа Шашмуриной Е.В., при секретаре Рыжове М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Серебрякова Анатолия Михайловича о признании недействующим пункта 5 Решения Думы Сысертского городского округа от 22.11.2007 № 301 "О земельном налоге на территории Сысертского городского округа",

установил:

Серебряков А.М. обратился в суд с заявлением о признании Решения Думы Сысертского городского округа от 22.11.2007 № 301 недействующим в части, указав в обоснование своих требований, что он является собственником земельного участка по адресу: <адрес>, зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>. Как инвалид II группы, ветеран подразделений особого риска и ветеран военной службы с выслугой 40 лет Серебряков A.M. ранее освобождался от уплаты земельного налога и налога на имущество физических лиц.

В пункте 5 оспариваемого Решения Думы Сысертского городского округа от 22.11.2007. № 301, указано, что указанная льгота теперь предоставляется только «зарегистрированным по месту постоянного проживания на территории Сысертского городского округа», в связи с чем, ИФНС предъявило ему земельный налог на 716,05 рублей.

По мнению заявителя в этой части решение Думы района противоречит конституционным принципам справедливости (ст.ст.1 и 7 Конституции РФ) и равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от каких-либо обстоятельств (ст. 19 Конституции РФ)...», а также принципу, согласно которому закон, ухудшающий положение граждан, обратной силы не имеет».

В судебном заседании заявитель Серебряков А.М. заявленные требования поддержал в полном объеме, просил признать недействующим п. 5 Решения Думы Сысертского городского округа от 22.11.2007 № 301 со дня его принятия.

Представитель Думы Сысертского городского округа Шашмурина Е.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании заявленные требования не признала, указав, что оспариваемое решение было принято Думой Сысертского городского округа в пределах своей компетенции и в рамках действующего законодательства, в соответствии с со статьей 387 Налогового кодекса Российской Федерации. Федеральным законодательством не предусматривается освобождение граждан от уплаты земельного налога, этот вопрос передан на усмотрение органов местного самоуправления.

Права заявителя указанным Решением не нарушены, поскольку согласно ст. 23 Федерального закона от 27.05.1998 №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (в редакции от 22.07.2010) гражданам, уволенным с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющим общую продолжительность военной службы 20 лет и более, выплачивается денежная компенсация в размере фактически уплаченных ими земельного налога и налога на имущество физических лиц в порядке и размерах, устанавливаемых Правительством Российской Федерации.

Оспариваемое решение было обнародовано в соответствии с законом в газете «Неделя Сысертская» № 49 от 06.12.2007 и представляет собой общедоступную информацию, действует с 01.01.2008, в связи с чем, заявителем пропущен предусмотренный статьей 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации трёхмесячный срок для подачи в суд с заявления об оспаривании решения органа местного самоуправления.

Представители заинтересованных лиц Администрации Сысертского городского округа, ИФНС РФ по Сысертскому району Свердловской области, Федеральной службу государственной регистрации кадастра и картографии (Росреестр) (Сысертский отдел) в судебное заседание не явились, о дне слушания извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Выслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора полагавшего в удовлетворении заявления отказать, и, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, данному Федеральному закону, другим федеральным законам и нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Судом установлено, что заявитель Серебряков А.М. на основании приказа МУГИСО № 12522 от 13.09.2004 является собственником земельного участка по адресу: <адрес>.

Как следует из материалов дела, Серебряков А.М. зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>, временно зарегистрирован по адресу: <адрес> Серебряков А.М. является инвалидом II группы, ветераном подразделений особого риска и ветераном военной службы с выслугой 40 лет, что подтверждается соответствующими удостоверениями.

По данным ИФНС, заявитель от уплаты налога на имущество физических лиц освобожден, так как является пенсионером. Земельный налог за 2006-2008 годы оплачивал. За 2009 год земельный налог не уплачен. Серебрякову A.M. на основании имеющихся льгот представлен вычет, уменьшающий размер налоговой базы по земельному налогу в сумме 10000 руб. Так как Серебряков A.M. имеет постоянное место жительства (прописку) в <адрес>, то в соответствии с Решением Думы Сысертского городского округа № 301 от 22.11.2007 не имеет права на освобождение от уплаты земельного налога в полном объеме.

Решением Думы Сысертского городского округа от 22.11.2007 № 301 (ред. от 27.08.2009) "О земельном налоге на территории Сысертского городского округа" установлены ставки земельного налога, порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу.

Оспариваемым пунктом 5 указанного решения установлено, что освобождаются от уплаты земельного налога за земельные участки, предоставленные (приобретенные) для ведения личного подсобного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, для размещения жилых домов индивидуальной жилой застройки, садоводства и огородничества, следующие категории граждан, зарегистрированных по месту постоянного проживания на территории Сысертского городского округа: Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы; Инвалиды, имеющие 3 степень ограничения способности к трудовой деятельности, а также лица, имеющие 1 и 2 группу инвалидности, установленную до 1 января 2004 года без вынесения заключения о степени ограничения способности к трудовой деятельности; Инвалиды с детства; Ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, а также ветераны и инвалиды боевых действий;. Лица имеющие право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в соответствии с Федеральным законом от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в речку Теча" и в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне"; Лица, принимавшие участие в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и водных объектах; Лица, получившие или перенесшие лучевую болезнь или ставшие в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику; Пенсионеры по старости (женщины, достигшие возраста 55 лет, мужчины - 60 лет), по случаю потери кормильца (при отсутствии в составе семьи трудоспособных лиц); Члены семей солдат, матросов, сержантов на период прохождения срочной службы; Лица, имеющие трех и более несовершеннолетних детей.

В силу ч. 5 ст. 3 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления принимают нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции.

В соответствии с п. 1 ст. 64 Бюджетного кодекса Российской Федерации представительные органы местного самоуправления вводят местные налоги и сборы, устанавливают размеры ставок по ним, и предоставляют льготы по их уплате в пределах прав, предоставленных им налоговым законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 14 Закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относится установление, изменение и отмена местных налогов и сборов поселения.

В силу ст. 6 Устава Сысертского городского округа, принятого Решением Сысертского районного Совета от 16.06.2005 N 81, к вопросам местного значения относится установление, изменение и отмена местных налогов и сборов городского округа.

В соответствии со ст. 15 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог относится к местным налогам.

Объектом налогообложения в силу п. 1 ст. 389 Налогового кодекса Российской Федерации признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.

В силу пункта 4 статьи 12 Налогового кодекса Российской Федерации местными налогами признаются налоги, которые установлены указанным Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территории соответствующих муниципальных образований, если иное не предусмотрено настоящим пунктом и пунктом 7 данной статьи. Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах.

Статьей 387 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Таким образом, указанное решение принятой Думой Сысертского городского округа в соответствии с действующим законодательством в рамках своей компетенции.

Пункты 3 - 5 статьи 11 Федерального закона "О ветеранах" на основании пункта 6 статьи 44 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, признаны утратившими силу.

В силу статьи 125 (часть 4) Конституции Российской Федерации, пункта 3 части первой статьи 3, статей 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" гражданин вправе обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой на нарушение своих конституционных прав и свобод законом и такая жалоба признается допустимой, если оспариваемым законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле, затрагиваются конституционные права и свободы граждан; при этом применение или возможность применения оспариваемого закона должны быть подтверждены копией соответствующего официального документа.

Обязанность государства гарантировать ветеранам Великой Отечественной войны, ставшим инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, соответствующую их особому правовому статусу и заслугам перед Отечеством социальную защиту вытекает из статей 2, 7, 15 (части 1 и 2), 18, 21 (часть 1) и 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 59 (часть 1), 71 (пункты "а", "в", "м") и 72 (пункты "б", "ж" части 1). Выбор способов и объема социальной защиты, а также форм ее предоставления относится к дискреции законодателя, который, однако, связан конституционными принципами стабильности и предсказуемости законодательства, недопустимости произвольного отказа от принятых на себя публично-правовых обязательств.

Правовое регулирование общественных отношений, касающихся предоставления социальной защиты инвалидам Великой Отечественной войны, должно осуществляться на началах преемственности. Такой вывод основывается на правовых позициях Конституционного Суда Российской Федерации, который указал, что признание пунктом 6 статьи 44 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ утратившими силу пунктов 3 и 4 статьи 11 Федерального закона "О ветеранах" не означает, что федеральный законодатель отказался от ранее принятой на себя обязанности обеспечивать определенный прежним правовым регулированием уровень социальной защиты инвалидов войны; это подтверждается и положениями статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, регулирующей вопросы предоставления в условиях нового правового регулирования прав, льгот и гарантий, признанных за соответствующими категориями граждан в рамках прежней системы социального обеспечения (определения от 27 декабря 2005 года N 502-О, от 2 февраля 2006 года N 56-О и от 8 февраля 2007 года N 323-О-П).

Следовательно, признание пунктов 3 и 4 статьи 11 Федерального закона "О ветеранах" утратившими силу не может рассматриваться как произвольная отмена ранее установленных инвалидам войны прав, льгот и гарантий и отказ государства от ранее принятых публично-правовых обязательств перед ними без предоставления равноценной компенсации, а потому не препятствует сохранению сложившегося уровня их социальной защиты.

С 01.01.2005 утратила силу ст. 17 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", п. 4 которой было предусмотрено освобождение от уплаты земельного налога и налогов на имущество физических лиц в отношении военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющих общую продолжительность военной службы 20 лет и более.

Постановлением Правительства Российской Федерации "О повышении размера ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы (военной службы) отдельным категориям сотрудников и военнослужащих, проходящих военную службу по контракту" от 31 января 2005 г. N 47 (п. 1) в отношении военнослужащих установлено возмещение фактических затрат по уплате земельного налога и налогов на имущество физических лиц путем выплаты ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы (военной службы) в увеличенных размерах.

В настоящее время пунктом 7 статьи 23 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ), гражданам, уволенным с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющим общую продолжительность военной службы 20 лет и более, выплачивается денежная компенсация в размере фактически уплаченных ими земельного налога и налога на имущество физических лиц в порядке и размерах, устанавливаемых Правительством Российской Федерации.

Следовательно, права истца оспариваемым решением не нарушается, поскольку законодательством предусмотрена компенсация оплаченного земельного налога.

Исходя из положений части 1 статьи 4 и части 1 статьи 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности. Обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на заявителе.

Налоговое уведомление направлено заявителю 13.02.2010.

В указанный срок до 01.04.2010 оплата не произведена.

Более того, текст Решения Думы Сысертского городского округа от 22.11.2007 N 301 "О земельном налоге на территории Сысертского городского округа" опубликован в издании "Неделя Сысертская", N 49, 06.12.2007.

В нарушение требований статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заявителем не представлено доказательств наличия уважительных причин пропуска указанного срока.

При установлении факта пропуска без уважительных причин указанного срока суд, исходя из положений части 6 статьи 152, части 4 статьи 198 и части 2 статьи 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, отказывает в удовлетворении заявления в предварительном судебном заседании или в судебном заседании, указав в мотивировочной части решения только на установление судом данного обстоятельства (п. 24 Постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2009 N 2).

Таким образом, принимая во внимание указанные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что оснований для удовлетворения заявления Серебрякова А.М. о признании недействующим пункта 5 Решения Думы Сысертского городского округа от 22.11.2007 № 301 (ред. от 27.08.2009) "О земельном налоге на территории Сысертского городского округа", - не имеется, поскольку решение принято Думой Сысертского городского округа в рамках ее компетенции, в соответствии с требованиями законодательства, а заявителем не представлено доказательств нарушения его прав. Срок для обращения пропущен.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении заявления Серебрякова Анатолия Михайловича о признании недействующим пункта 5 Решения Думы Сысертского городского округа от 22.11.2007 № 301 "О земельном налоге на территории Сысертского городского округа", - отказать.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение 10 суток со дня его изготовления в окончательной форме путём подачи жалобы через Сысертский районный суд.

Судья: Мурашов А.С.

Решение изготовлено 11.10.2010.