РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07.10.2010 Сысертский районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Мурашова А.С., с участием прокурора Дряхловой Ю.А., представителей третьих лиц СОГУ «Центр экологического мониторинга и контроля» Пеннера В.В. и Верхнесысертской сельской администрации Сысертского городского округа Серкова М.А., при секретаре Рыжове М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Свердловского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Сысертского городского округа о возложении обязанности организовать ликвидацию несанкционированных свалок твердых бытовых отходов,
установил:
Свердловский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Сысертского городского округа о возложении обязанности организовать ликвидации. Несанкционированных свалок твердых бытовых отходов, указав, что Свердловской межрайонной природоохранной прокуратурой совместно со специалистами СОГУ «Центр экологического мониторинга и контроля», Министерства природных ресурсов Свердловской области проведена проверка соблюдения законодательства, регулирующего порядок обращения с отходами, на территории Сысертского городского округа.
Согласно акту проверки № 72 от 05.08.2010, составленного ведущим специалистом экологом-экспертом экспертного отдела СОГУ «Центр экологического мониторинга и контроля», на территории Верхнесысертской сельской администрации, вдоль высоковольтной линии, справа от автомобильной дороги, ведущей в Верхнюю Сысерть, находящейся за Верхнесысертским мостом, размещены многочисленные кучи бытового и строительного мусора. Объем размещенных отходов составляет не менее 100 м3.
На берегу Сысертского водохранилища, в районе Талькова камня (Сивка Бурка), места отдыха граждан, расположена несанкционированная свалка бытового мусора. Объем размещенных отходов составляет около 15м3.
На территории Черданской сельской администрации, вдоль автодороги «Ольховка-Двуреченск» на месте придорожной выемки грунта образована несанкционированная свалка мусора, состоящая из твердых бытовых отходов (90%) и строительного мусора (10%). Площадь свалки около 1000 м2. Накопленный объем мусора составляет не менее 150 м3. Координаты свалки: северная широта - N 56°07, 0401, восточная долгота - Е 60°59,596\
Наличие несанкционированных свалок, в том числе в непосредственной близости от водного объекта, бездействие органов местного самоуправления по их выявлению и ликвидации, способно повлечь загрязнение природной среды, распространение инфекционных заболеваний и иные тяжкие последствия, что нарушает конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду (ст. 42 Конституции РФ, п. 1 ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды»).
В судебном заседании помощник Свердловского межрайонного природоохранного прокурора Дряхлова Ю.А. заявленные требования поддержала, просила обязать Администрацию Сысертского городского округа организовать ликвидацию несанкционированных свалок, расположенных: 1) на территории Верхнесысертской сельской администрации, вдоль высоковольтной линии, справа автомобильной дороги, ведущей в Верхнюю Сысерть, находящейся за Верхнесысертским мостом; 2) на берегу Сысертского водохранилища, в районе Талькова камня (Сивка Бурка), места отдыха граждан; 3) На территории Черданской сельской администрации, вдоль автодороги «Ольховка-Двуреченск» на месте придорожной выемки грунта, координаты свалки: северная широта - N 56°07, 0401, восточная долгота - Е 60°59,5961.
Представитель ответчика Администрации Сысертского городского округа в судебное заседание не явились, в суд поступило заявление с просьбой о рассмотрении дела в отсутствие их представителя, против вынесенного решения не возражают.
Представитель третьего лица СОГУ «Центр экологического мониторинга и контроля» Пеннер В.В. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, суду пояснил, что в обязанности Администрации Сысертского городского округа входит организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Представитель третьего лица Верхнесысертской сельской администрации Сысертского городского округа Серков М.А. в судебном заседании пояснил, что территория вдоль высоковольтной линии не относится к Верхнесысертской сельской администрации.
Представитель третьего лица Министерства природных ресурсов Свердловской области, в судебное заседание не явился, о дне слушания извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в отсутствие их представителя.
Представители третьих лиц Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользовании МПР Свердловской области (Главного управления природных ресурсов и охраны окружающей природной среды МПР России по Свердловской области), Черданской сельской администрации в судебное заседание не явились, о дне слушания извещены надлежащим образом. Суд определил рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав объяснения сторон и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения. Пунктом первым ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" также предусмотрено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами.
В соответствии с требованиями статьи 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.
В статье 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» указано, что к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Согласно требованиям статьи 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны:
осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов;
соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;
не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
Согласно п. 11 ст. 6 Устава муниципального образования «Сысертский городской округ», утвержденного решением Сысертского районного совета от 16.06.2005 № 81 к вопросам местного значения муниципального образования относятся:
организация мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального образования;
организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
В соответствии с п. 18 ст. 34 Устава муниципального образования «Сысертский городской округ» к полномочиям администрации Сысертского городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Согласно акту проверки № 72 от 05.08.2010, составленного ведущим специалистом экологом-экспертом экспертного отдела СОГУ «Центр экологического мониторинга и контроля», на территории Верхнесысертской сельской администрации, вдоль высоковольтной линии, справа от автомобильной дороги, ведущей в Верхнюю Сысерть, находящейся за Верхнесысертским мостом, размещены многочисленные кучи бытового и строительного мусора. Объем размещенных отходов составляет не менее 100 м3.
На берегу Сысертского водохранилища, в районе Талькова камня (Сивка Бурка), места отдыха граждан, расположена несанкционированная свалка бытового мусора. Объем размещенных отходов составляет около 15м3.
На территории Черданской сельской администрации, вдоль автодороги «Ольховка-Двуреченск» на месте придорожной выемки грунта образована несанкционированная свалка мусора, состоящая из твердых бытовых отходов (90%) и строительного мусора (10%). Площадь свалки около 1000 м2. Накопленный объем мусора составляет не менее 150 м3. Координаты свалки: северная широта - N 56°07, 0401, восточная долгота - Е 60°59,596\
Наличие несанкционированных свалок, в том числе в непосредственной близости от водного объекта, бездействие органов местного самоуправления по их выявлению и ликвидации, способно повлечь загрязнение природной среды, распространение инфекционных заболеваний и иные тяжкие последствия, что нарушает конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду (ст. 42 Конституции РФ, п. 1 ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды»).
Стать 12 Гражданского кодекса РФ признает одним из способов защиты гражданских прав восстановление положения, существовавшего до нарушения права, пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, принуждение к исполнению обязанности в натуре.
При таких обстоятельствах неисполнение органом местного самоуправления своих обязанностей по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора может привести к нарушению права неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду, в связи с чем, исковые требования суд находит подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 197-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Свердловского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Сысертского городского округа о возложении обязанности организовать ликвидации. Несанкционированных свалок твердых бытовых отходов удовлетворить.
Обязать Администрацию Сысертского городского округа организовать ликвидацию несанкционированных свалок, расположенных: 1) на территории Верхнесысертской сельской администрации, вдоль высоковольтной линии, справа автомобильной дороги, ведущей в Верхнюю Сысерть, находящейся за Верхнесысертским мостом; 2) на берегу Сысертского водохранилища, в районе Талькова камня (Сивка Бурка), места отдыха граждан; 3) На территории Черданской сельской администрации, вдоль автодороги «Ольховка-Двуреченск» на месте придорожной выемки грунта, координаты свалки: северная широта - N 56°07, 0401, восточная долгота - Е 60°59,5961.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течении десяти дней со дня его получения в окончательной форме путем подачи жалобы через Сысертский районный суд.
Судья Сысертского
районного суда: Мурашов А.С.