РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05.10.2010 Сысертский районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Мурашова А.С., с участием истца Музафаровой Т.П., представителя истца Маркиной Е.В., представителя ответчика Администрации Арамильского городского округа Вавиловой Е.А., при секретаре Рыжове М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации Арамильского городского округа о признании права собственности на квартиру,
УСТАНОВИЛ:
истец обратилась в суд с иском к Администрации Арамильского городского округа о признании права собственности на квартиру указав, что согласно постановлением Главы администрации муниципального образования города Арамиль истцу была предоставлена квартира по адресу: <адрес>, площадью 43,6 кв.м.
В соответствии с действующим в то время ЖК РСФСР (ст.47), на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет городского Совета народных депутатов выдал истцу ордер № 53 от 22 июня 1999 г, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение.
В соответствии со ст.ст. 13, 21 Закона РФ от 24 декабря 1992 г. № 4218-1 «Об основах федеральной жилищной политики» жилое помещение по адресу: <адрес> было предоставлено истцу по договору социального найма.
Согласно статье 2 Закона РФ от 4 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ» граждане РФ, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
Каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз (статья 11 Закона «О приватизации жилищного фонда»).
Также необходимо отметить, что согласно пункту 5 Постановления пленума Верховного суда РФ от 24 августа 1993 г. № 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, т.к. ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору найма или аренды, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи приобрести эти помещения в собственность, в том числе совместную либо долевую.
На ордере, выданном истцу, имеется отметка о том, что жилое помещение является служебным. Однако предоставленное жилое помещение в настоящее время нельзя признать служебным в силу следующих обстоятельств.
В соответствии со статьей 101 ЖК РСФСР, действовавшего на период предоставления жилого помещения, жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.
Согласно пункту 2 Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.1997 г. N 1301, государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и другие), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания. Включение жилых строений и жилых помещений в жилищный фонд и исключение из жилищного фонда производится в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Из изложенного следует, что после принятия решения о включении жилой площади в число служебных, данное жилое помещение должно быть зарегистрировано в качестве такого в органах государственной регистрации недвижимости. Тогда как таких доказательств Ответчиком не представлено.
Таким образом, установленный законодательством запрет на приватизацию служебных жилых помещений является действительным только в том случае, если жилое помещение зарегистрировано в органах государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним как служебное жилое помещение. В противном случае граждане имеют право реализовать свое право на приватизацию данного жилого помещения независимо о того обстоятельства, что оно предоставлялось им в связи с трудовой деятельностью в государственном или муниципальном учреждении.
В судебном заседании истец Музафарова Т.П. и ее представитель Маркина Е.В., действующая на основании доверенности, исковые требования уточнили и поддержали, просили признать за Музафаровой Тамарой Петровной право собственности на квартиру расположенную по адресу: <адрес> в порядке приватизации.
Представитель ответчика Администрации Арамильского городского округа Вавилова Е.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования оставила на усмотрение суда.
Третьи лица Музафаров Д.Р., Музафаров Д.Р. и Музафаров Р.Н. в судебное заседание не явились, направили в суд заявления с просьбой о рассмотрении дела в их отсутствие, против вынесенного решения не возражают.
Суд определил рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав стороны и исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 39, 173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд принимает признание иска ответчиком, так как считает, что признание иска ответчиком в этой части не противоречит закону и не нарушает права или охраняемые законом интересы других лиц.
В силу ч. 3 ст. 173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Как установлено судом, на основании ордера от № 53 от 22.06.1999, выданного на основании постановлении главы Администрации МО Город Арамиль № 519 от 26.05.1999 Музафарова Тамара Петровна является нанимателем <адрес>. На ордере имеется отметка – служебный, поскольку Музафарова Т.П. состояла в трудовых отношениях с Администрацией Арамильского городского округа..
В силу ст. 2 Закона РФ от 04.07.1991 № 1541-1 (ред. от 26.11.2002, с изм. от 10.12.2002) "О приватизации Жилищного Фонда в Российской Федерации", Граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 24 октября 2000 г. N 13-П в отсутствие законодательно установленных критериев запрет на приватизацию жилья приводит к произвольному ограничению прав граждан. Такое ограничение не служит необходимым и соразмерным средством защиты конституционно признаваемых публичных интересов, а также прав и законных интересов других лиц и в случае отнесения законодателем - в соответствии с названными критериями - тех или иных жилых помещений к имеющим особый правовой режим и потому не подлежащим приватизации должна быть обеспечена возможность обжалования распространения такого режима на конкретное жилое помещение. При этом, не ограничиваясь лишь формальным подтверждением целевого назначения жилого помещения, необходимо проверять факты, обосновывающие в каждом случае распространение на него особого правового режима, исходя из практики и перспектив целевого использования данного помещения, включения его в соответствующую производственную и социальную инфраструктуру и т.п. Без исследования таких обстоятельств не может быть обеспечена реальная, гарантируемая ст. 46 Конституции Российской Федерации защита прав граждан, в том числе права на приватизацию жилого помещения.
Согласно ст. 4 названного Закона служебные жилые помещения приватизации не подлежат, собственники жилищного фонда вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений.
Вместе с тем, в соответствии со статьей 101 ЖК РСФСР, действовавшего на период предоставления жилого помещения, жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.
Согласно пункту 2 Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.1997 г. N 1301, государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и другие), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания. Включение жилых строений и жилых помещений в жилищный фонд и исключение из жилищного фонда производится в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Из изложенного следует, что после принятия решения о включении жилой площади в число служебных, данное жилое помещение должно быть зарегистрировано в качестве такого в органах государственной регистрации недвижимости. Тогда как таких доказательств Администрацией Арамильского городского округа не представлено.
Таким образом, установленный законодательством запрет на приватизацию служебных жилых помещений является действительным только в том случае, если жилое помещение зарегистрировано в органах государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним как служебное жилое помещение. В противном случае граждане имеют право реализовать свое право на приватизацию данного жилого помещения независимо о того обстоятельства, что оно предоставлялось им в связи с трудовой деятельностью в государственном или муниципальном учреждении.
Поэтому граждане, занимающие данное жилое помещение и не использовавшие ранее право приватизации, на основании ст. 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" вправе приобрести указанное жилое помещение в собственность.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194,197,198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Музафаровой Тамары Петровны к Администрации Арамильского городского округа о признании права собственности на квартиру удовлетворить.
Признать за Музафаровой Тамарой Петровной право собственности в порядке приватизации на <адрес>, общей площадью 43,6 кв.м.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение десяти дней с момента получения путём подачи жалобы через Сысертский районный суд.
Судья Мурашов А.С.