РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08.12.2010 Сысертский районный суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Бесовой Е.В., при секретаре Мирзиной С.А., с участием представителя ответчика Плохих Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1519 по иску Свердловского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к МУП Арамильская промышленная переработка твердых бытовых отходов о возложении обязанности разработать и утвердить в установленном законом порядке проект организации санитарно-защитной зоны полигона ТБО, установить ограждения по всему периметру свалки, установить весовую для учета принятых на полигон отходов в срок до 01.03.2011,
УСТАНОВИЛ:
Свердловский межрайонный природоохранный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к МУП Арамильская промышленная переработка твердых бытовых отходов о возложении обязанности разработать и утвердить в установленном законом порядке проект организации санитарно-защитной зоны полигона ТБО, установить ограждения по всему периметру свалки, установить весовую для учета принятых на полигон отходов в срок до 01.03.2011.
В обоснование иска указано, что Свердловской межрайонной природоохранной прокуратурой в октябре 2010 года проведена проверка по соблюдению природоохранного законодательства при ведении производственной деятельности МУП «Арамильская промышленная переработка твердых и бытовых отходов», расположенного по адресу: Сысертский ГО <адрес>. Согласно Устава Предприятия основным видом деятельности является переработка и утилизация вторичного сырья и отходов и другие услуги.
Установлено, что предприятию согласно акта Комитета по управлению муниципальным имуществом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ на баланс МУП «АППТБО» передан полигон по промышленной переработке твердых и бытовых отходов.
Основная промышленная площадка расположена на земельном участке площадью 41677,48 кв.м., в 1,2 км. к северо-востоку от границы жилой застройки <адрес>, восточнее автодороги на <адрес>.
На данной промплощадке расположен объект постоянного места складирования - полигон для захоронения отходов I-IV класса опасности, что подтверждается актом проверки возможности выполнения соискателем лицензионных требований от ДД.ММ.ГГГГ №40817810604900317040 составленным Уральским управлением Ростехнадзора.
В соответствии с п.1 ст.35 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». ..эксплуатация. .. зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
Пунктом 3-им ст. 44 данного закона предусмотрено, что в целях охраны окружающей среды городских и сельских поселений создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны с ограниченным режимом природопользования.
МУП «АПТТТБО» не имеет утвержденного в установленном законом порядке проекта организации санитарно-защитной зоны полигона ТБО, что является нарушением ст.ст.34, 52 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.ст. 11, 20 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", п.2.1, 2.5, 2.10 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007г. №74.
В п.2 ст. 52 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» содержится требование, согласно которого в целях охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитания растений, животных и других организмов вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны, в кварталах, микрорайонах городских и сельских поселений - территории, зеленые зоны, включающие в себя лесопарковые зоны и иные зоны с ограниченным режимом природопользования.
В ст. 11 ФЗ от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусматривается правило, согласно которого индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, выполнять требования санитарного законодательства. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. В соответствии с п.2.1, 2.6, 2.10 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007г. №74, санитарно-защитная зона является обязательным элементом любого объекта, который является источником воздействия на среду обитания и здоровье человека. Для действующих предприятий проект организации санитарно-защитной зоны должен быть обязательным документом.
Юридические лица, имеющие стационарные и передвижные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух обязаны, согласно п. 4.1.1. СанПиН 2.1.6.1032-01 "Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест", обеспечить работы по проектированию, организации и благоустройству санитарно - защитных зон на объектах, не имеющих организованные зоны в соответствии с действующими санитарными правилами, и обеспечивать соблюдение режима данных санитарно-защитных зон.
МУП «АППТБО» не имеет утвержденного проекта санитарно-защитной зоны, но, несмотря на это, в нарушение действующего законодательства осуществляет свою хозяйственную деятельность, которая может оказывать негативное воздействие на здоровье человека.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная деятельность должна осуществляться на основании принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду, исходя из требований охраны окружающей среды; презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;
Согласно ст.1 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» под требованиями в области охраны окружающей среды понимаются - предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами... и иными нормативами в области охраны окружающей среды.
В данном случае, это обязательное наличие утвержденного проекта организации санитарно-защитной зоны предприятия.
Кроме того, согласно акта проверки Уральского управления Ростехнадзора №40817810604900317040 от ДД.ММ.ГГГГ о соблюдении лицензиатом лицензионных требований и условий при проведении проверки установлено, что у МУП «АППТБО» частично отсутствует ограждение по всему периметру свалки; отсутствует весовая для учета принятых на полигон отходов.
Согласно требований ст. 11 ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
В силу ч.4 ст. 12 вышеуказанного закона собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При невыполнении вышеназванных требований закона нарушаются конституционные права граждан, неопределенного круга лиц (ст.42 Конституции РФ) на благоприятную окружающую среду, право на здоровье, на жизнь (ст.20 Конституции Российской Федерации), т.к. возникла потенциальная угроза причинения вреда жизни и здоровью граждан в связи с несоблюдением ответчиком требований в области охраны окружающей среды, которые предъявляются к хозяйственной и иной деятельности, обязательных условий, ограничений или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами... и иными нормативами в области охраны окружающей среды с целью исключения негативного воздействия на среду жизнедеятельности и здоровье населения.
Свердловский межрайонный природоохранный прокурор просил обязать ответчика разработать и утвердить в установленном законом порядке проект организации санитарно-защитной зоны полигона ТБО, расположенного по адресу: <адрес> в 1,2 км. к северо-востоку от границы жилой застройки <адрес>, восточнее автодороги на <адрес> до ДД.ММ.ГГГГ Обязать ответчика установить ограждение по всему периметру свалки, установить весовую для учета принятых на полигон отходов в срок до ДД.ММ.ГГГГ
В судебное заседание представитель Свердловской межрайонной природоохранной прокуратуры не явился, направил в суд заявление о рассмотрении дела в отсутствии представителя прокуратуры, заявленные требования поддерживают в полном объеме.
Представители ответчика МУП Арамильская промышленная переработка твердых бытовых отходов Плохих Т.В. и Лавров С.И., действующие на основании доверенности требования Свердловского межрайонного природоохранного прокурора признали частично. Ссылаясь на доводы, изложенные в отзыве признали требования о возложении обязанности на МУП «АППТБО» разработать и утвердить проект СЗЗ в срок до 01.12.2012г. В настоящее время Проект организации санитарно-защитной зоны разработан ООО «Производственная компания «КАМПО». Федеральным государственным учреждением науки «Екатеринбургский медицинский научный центр профилактики и охраны здоровья рабочих предприятий» (ФГУН ЕМНЦ ПОЗРПП Роспотребнадзора) проведена экспертиза Проекта СЗЗ и получено экспертное заключение №40817810604900317040, в котором имеются замечания по Проекту. В настоящее время Проект СЗЗ направлен разработчикам ООО «ПК «КАМПО» для устранения выявленных замечаний.
Исковые требования, о возложении обязанности установить ограждение по всему периметру свалки, МУП «АППТБО» признает частично.
Согласно п.4.4. Санитарных правил 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов»: по периметру всей территории полигона ТБО устраивается легкое ограждение. Ограждение могут заменять осушительная траншея глубиной более 2 м или вал высотой не более 2м.
Периметр полигона ТБО МУП «АППТБО» составляет 1824 м, из них: -100 метров бетонное ограждение, - 1574 м ограждение заменяет водоотводная (нагорная) канава глубиной 1 м, шириной 1м и обвалочный вал высотой до 4 м, - по периметру хозяйственной зоны 150 м отсутствует ограждение, которое будет восстановлено. Просят суд установить срок для восстановления ограждения до 01.06.2011г., поскольку из-за снега невозможно будет в срок установить ограждение. Исковые требования о возложении обязанности установить весовую для учета принятых на полигон отходов в срок до 01.03.2011г. МУП «АППТБО» признает, однако просят установить срок для установки весовой для учета принятых на полигон отходов до 31.12.2011г., так как для установки весовой необходимо время для разработки, утверждения проекта, а также для проведения экспертизы.
Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
Согласно ст. 34 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» Размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
В силу п. 3 ст. 44 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» В целях охраны окружающей среды городских и сельских поселений создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны, озелененные территории, зеленые зоны, лесопарковые зоны и иные изъятые из интенсивного хозяйственного использования защитные и охранные зоны с ограниченным режимом природопользования.
В ст. 11 ФЗ от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусматривается правило, согласно которого индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, выполнять требования санитарного законодательства. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. В соответствии с п.2.1, 2.6, 2.10 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007г. №74, санитарно-защитная зона является обязательным элементом любого объекта, который является источником воздействия на среду обитания и здоровье человека. Для действующих предприятий проект организации санитарно-защитной зоны должен быть обязательным документом.
Юридические лица, имеющие стационарные и передвижные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух обязаны, согласно п. 4.1.1. СанПиН 2.1.6.1032-01 "Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест", обеспечить работы по проектированию, организации и благоустройству санитарно - защитных зон на объектах, не имеющих организованные зоны в соответствии с действующими санитарными правилами, и обеспечивать соблюдение режима данных санитарно-защитных зон.
Судом установлено, что на основании устава предприятия основной деятельностью МУП «Арамильская промышленная переработка твердых и бытовых отходов», расположенного по адресу Сысертский городской округ <адрес>, является переработка и утилизация вторичного сырья и отходов. На балансе предприятия находится полигон по промышленной переработке твердых и бытовых отходов, что подтверждается актом передачи от 11.01.2001.
Площадка полигона расположена на земельном участке площадью 41677,48 кв.м. в 1,2 км к северо-востоку от границы жилой застройки <адрес>, восточнее автодороги на <адрес>, данному объекту присвоен почтовый адрес: <адрес>А, что подтверждается постановлением главы Арамильского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ за №40817810604900317040.
На данной промплощадке расположен объект постоянного места складирования - полигон для захоронения отходов I-IV класса опасности, что подтверждается актом проверки возможности выполнения соискателем лицензионных требований от ДД.ММ.ГГГГ №40817810604900317040, составленным Уральским управлением Ростехнадзора.
Проверкой проведенной Свердловской межрайонной природоохранной прокуратурой по соблюдению природоохранного законодательства при ведении производственной деятельности МУП «Арамильская промышленная переработка твердых и бытовых отходов» установлено, что МУП «Арамильская промышленная переработка твердых и бытовых отходов» не имеет утвержденного в установленном законом порядке проекта организации санитарно-защитной зоны полигона ТБО, что является нарушением ст.ст. 34, 52 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.ст. 11, 20 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", п.2.1, 2.5, 2.10 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007г. №74.
Представители МУП «Арамильская промышленная переработка твердых и бытовых отходов» пояснили, что в настоящее время Проект организации санитарно-защитной зоны разработан ООО «Производственная компания «КАМПО». Федеральным государственным учреждением науки «Екатеринбургский медицинский научный центр профилактики и охраны здоровья рабочих предприятий» (ФГУН ЕМНЦ ПОЗРПП Роспотребнадзора) проведена экспертиза Проекта СЗЗ и получено экспертное заключение №40817810604900317040, в котором имеются замечания по проекту. В настоящее время Проект СЗЗ направлен разработчикам ООО «ПК «КАМПО» для устранения выявленных замечаний. И признали требования в части возложении обязанности разработать и утвердить проект СЗЗ в срок до 01.12.2012.
Согласно требований ст. 11 ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
В силу ч.4 ст. 12 ФЗ «Об отходах производства и потребления», собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При невыполнении вышеназванных требований закона нарушаются конституционные права граждан, неопределенного круга лиц (ст.42 Конституции РФ) на благоприятную окружающую среду, право на здоровье, на жизнь (ст.20 Конституции Российской Федерации), т.к. возникла потенциальная угроза причинения вреда жизни и здоровью граждан в связи с несоблюдением ответчиком требований в области охраны окружающей среды, которые предъявляются к хозяйственной и иной деятельности, обязательных условий, ограничений или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами... и иными нормативами в области охраны окружающей среды с целью исключения негативного воздействия на среду жизнедеятельности и здоровье населения.
Проверкой проведенной Уральским управлением Ростехнадзора №40817810604900317040 от ДД.ММ.ГГГГ о соблюдении лицензиатом лицензионных требований и условий при проведении проверки установлено, что у МУП «АППТБО» частично отсутствует ограждение по всему периметру свалки отсутствует весовая для учета принятых на полигон отходов.
Согласно п.4.4. Санитарных правил 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов»: по периметру всей территории полигона ТБО устраивается легкое ограждение. Ограждение могут заменять осушительная траншея глубиной более 2 м или вал высотой не более 2м.
Представители ответчика указали, что периметр полигона ТБО МУП «АППТБО» составляет 1824 м, из них: -100 метров бетонное ограждение, - 1574 м ограждение заменяет водоотводная (нагорная) канава глубиной 1 м, шириной 1м и обвалочный вал высотой до 4 м, - по периметру хозяйственной зоны 150 м отсутствует ограждение, которое будет восстановлено.
Данные доводы подтверждаются кадастровым паспортом земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ №40817810604900317040.
Представители ответчика просили суд установить срок для восстановления ограждения до 01.06.2011г. поскольку из-за снега невозможно будет в срок установить ограждение.
Также представители ответчика признали требования о возложении обязанности установить весовую для учета принятых на полигон отходов. Просили установить срок для установки весовой для учета принятых на полигон отходов до 31.12.2011г. так как для установки весовой необходимо время для разработки, утверждения проекта, а также для проведения экспертизы.
Учитывая в совокупности все исследованные материалы дела, суд находит исковые требования Свердловского межрайонного природоохранного прокурора о возложении обязанности разработать и утвердить в установленном законом порядке проект организации санитарно-защитной зоны полигона ТБО, установить ограждения по всему периметру свалки, установить весовую для учета принятых на полигон отходов обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Суд также считает возможным согласиться с доводами представителей ответчика в части установления сроков выполнения требований о возложении обязанности на МУП Арамильская промышленная переработка твердых бытовых отходов» установить ограждение по всему периметру свалки в срок до 01.06.2011 г., поскольку в зимний период невозможно будет установить ограждение, а также возложении обязанности на МУП Арамильская промышленная переработка твердых бытовых отходов» установить весовую для учета принятых на полигон отходов в срок до 31.12.2011, так как необходимо указывать реальные сроки для исполнения решения суда.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Свердловского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к МУП Арамильская промышленная переработка твердых бытовых отходов» о возложении обязанности разработать и утвердить в установленном законом порядке проект организации санитарно-защитной зоны полигона ТБО, установить ограждения по всему периметру свалки, установить весовую для учета принятых на полигон отходов в срок до 01.03.2011 г., удовлетворить.
Обязать МУП Арамильская промышленная переработка твердых бытовых отходов» разработать и утвердить в установленном законом порядке проект организации санитарно-защитной зоны полигона ТБО, расположенного по адресу: <адрес> в 1,2 км. к северо-востоку от границы жилой застройки <адрес>, восточнее автодороги на <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ
Обязать МУП Арамильская промышленная переработка твердых бытовых отходов» установить ограждение по всему периметру свалки в срок до ДД.ММ.ГГГГ
Обязать МУП Арамильская промышленная переработка твердых бытовых отходов» установить весовую для учета принятых на полигон отходов в срок до ДД.ММ.ГГГГ
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение десяти дней с момента получения путём подачи жалобы через Сысертский районный суд.
Судья Бесова Е.В.