Гражданское дело по иску Чернавских В.С. об оспаривании решения призывной комиссии военного комиссариата Сысертского района



Мотивированное решение изготовлено: ДД.ММ.ГГГГ

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10.12.2010 года Судья Сысертского районного суда Свердловской области Бесова Е.В., при секретаре Мирзиной С.А., с участием заявителя Чернавских В.С., представителя отдела комиссариата Свердловской области по Сысертскому району и призывных комиссий Сысертского городского округа и Арамильского городского округа Белоносова Н.В., представителя ГУ "60 Отряд Федеральной противопожарной службы по Свердловской области" Задориной О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1586 по заявлению Чернавских В.С. о признании права на отсрочку от призыва, об оспаривании решения Призывной комиссии Военного комиссариата Сысертского района Свердловской области,

УСТАНОВИЛ:

Чернавских В.С. обратился в суд с заявлением о признании права на отсрочку от призыва, об оспаривании решения Призывной комиссии Военного комиссариата Сысертского района Свердловской области.

В обоснование заявления указал, что он проходит службу в ГПС с 01 апреля 2003 года по настоящее время. С ним был заключен контракт о службе в ГПС с ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ Сысертским районным федеральным судом было вынесено решение, которым суд обязал Сысертского военного комиссара снять его с воинского учета на основании ст. 7 Федерального закона «О пожарной безопасности» (в ред. От 25.07.2002 № 11-ФЗ) и поставить на учет в МЧС РФ.

Таким образом, он не подлежал призыву на военную службу по основаниям ч.8 ст. 7 Федерального закона «О пожарной безопасности» до 01.01.2005г.

С 1 января 2005 года данная норма утратила силу, но при этом в Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998г. № 53-ФЗ были внесены изменения Федеральным законом от 01.04.2005года № 27-ФЗ и п. «з» пункта 1 статьи 24 был дополнен абзацем следующего содержания: «Предусмотренная настоящим подпунктом отсрочка от призыва на военную службу предоставляется также гражданам, не указанным в абзаце первом настоящего подпункта, назначенным на должности рядового или начальствующего состава Государственной противопожарной службы до 1 января 2005 года, - на время службы в этих органах и учреждениях.

После 01.04.2005г. ему должна быть предоставлена отсрочка от призыва на военную службу до исчезновения оснований, а именно на время прохождения службы в ГПС.

Далее Федеральным законом от 6 июля 2006 года № 104-ФЗ вновь были внесены изменения в статью 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», где вышеуказанный пункт исключен из текста, но статьей 5 этого же Федерального закона № 104-ФЗ предусмотрено, что граждане, которые были освобождены от призыва на военную службу или которым был; предоставлена отсрочка от призыва на военную службу в соответствии со статьями 23 и 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» до 1 января 2008 года, пользуются указанными освобождениями и отсрочками до истечения срока действия или исчезновения их оснований.

-

Таким образом, изменения, вносимые в п.п. «з» п.1 ст. 24 Закона не могут иметь обратной силы, а законодатель каждый раз, когда вносил изменения в Федеральный закон от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» продлевал действие отсрочки от призыва на военную службу в соответствии со ст. 24 закона до истечения срока ее действия.

В настоящее время он проходит службу в ГУ «60 отряд федеральной противопожарной службы по Свердловской области».

Просит признать за ним право на отсрочку от призыва, в соответствии ФЗ от 06.07.2006г. № 104-ФЗ, признать незаконным и отменить решение призывной комиссии Сысертского района Свердловской области в части призыва его на военную службу, приостановить действия призывной комиссии по призыву его на военную службу до вынесения решения суда.

В судебном заседании Чернавских В.С., ссылаясь на доводы, изложенные в заявлении, заявленные требования поддержал в полном объеме.

Представитель заинтересованного лица отдела комиссариата Свердловской области по Сысертскому району и призывных комиссий Сысертского городского округа и Арамильского городского округа Белоносов Н.В действующий на основании доверенностей, действительных до 31.12.2010 в судебном заседании не признал заявленные требования, пояснив, что порядок призыва граждан на военную службу регламентирован «Положением о призыве на военную службу граждан Российской Федерации», утвержденным Постановлением Правительства РФ № 663 от 11.11.2006 г. Согласно п. 3 Указанного нормативного акта, призыв на военную службу осуществляет призывная комиссия, создаваемая в каждом муниципальном образовании, имеющем статус муниципального района, городского округа или внутригородской территории города федерального значения, решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации по представлению военного комиссара субъекта Российской Федерации.

В соответствии с Указом Губернатора Свердловской области № 784 от 07.09.2010 г. был определен основной и дополнительный состав призывной комиссии Арамильского городского округа. Председателем комиссии является глава администрации Арамильского городского округа ФИО5

Обращение гражданина Чернавских B.C. о нарушении его прав на отсрочку от призыва па военную службу, не обосновано в связи с тем, что заявителем неправильно истолкованы нормы права, содержащиеся в нормативных документах, на которые он ссылается.

В ст. 59 Конституции РФ определено: Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом. Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.

Решением Сысертского районного суда 2003 г., определением судебной коллегии но гражданским делам Свердловского областного суда, на военный комиссариат Сысертского района возложена обязанность о снятии с воинского учета гражданина Чернавских на основании действующего на тот период Закона «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ. Исковые требования о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу заявителем Чернавских не ставились.

Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 г. № 719 введено в действие Положение о воинском учете. В соответствии с данным Постановлением, граждане, проходящие службу в органах МВД, МЧС, ФСИН были поставлены на специальный воинский учет согласно своим воинским званиям. Те сотрудники указанных ведомств, которые не проходили военную службу и имели призывной возраст, были поставлены на учет в отделениях призыва и согласно Закона «О воинской обязанности и военной службе» прошли призывную комиссию. Гражданин Чернавских B.C. на заседание призывной комиссии не прибыл, в связи с чем отсрочка от призыва на военную службу ему не предоставлялась.

Ссылка заявителя на пп.1 ст. 24 Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ, даже в редакции федерального закона от 06.07.2006 г. № 104-ФЗ не состоятельна. В данном нормативно-правовом акте указан исчерпывающий перечень лиц, имеющих право на отсрочку от призыва на военную службу. Одним из требований, является не только прохождение службы в органах внутренних дел, министерстве по делам ГО И ЧС, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральных органах налоговой полиции, таможенных органах РФ, получившим специальные звания, но и окончание образовательного учреждения высшего профессионального образования. На Чернавских B.C. действия норм указанной статьи не распространяется ввиду того, что данных о его учебе и окончании высшего образовательного учреждения на заседание призывной комиссии не представлено. В период с 2003 по 2008 гражданин Чернавских B.C. уклонялся от явки на заседания призывной комиссии.

Представитель ГУ "60 Отряд Федеральной противопожарной службы по Свердловской области" Задорина О.В. с заявлением Чернавских B.C. согласны по следующим основаниям:

С 01 апреля 2003 года приказом от ДД.ММ.ГГГГ №40817810604900317040 л/с ГУ «33 отряд Государственной противопожарной службы Свердловской области» Чернавских B.C. был назначен на должность пожарного 105 пожарной части отряда, по контракту с присвоением ему специального воинского звания <данные изъяты> С ДД.ММ.ГГГГ старшина внутренней службы Чернавских B.C. назначен на должность командира отделения 105 пожарной части 60 отряда федеральной противопожарной службы по Свердловской области, где проходит службу по настоящее время.

В период когда, Чернавских B.C. был принят на службу в ГПС действовала ст. 7 Федерального закона «О пожарной безопасности» в первоначальной редакции от 21.121994 года № ФЗ-69, в соответствии с которой «Личный состав Государственной противопожарной службы, включая лиц призывного возраста, принятых на службу в пределах численности Государственной противопожарной службы не подлежат призыву на военную службу, снимаются с воинского учета и состоят на учете МЧС». В связи с чем, в военный комиссариат Сысертского района было направлено письмо 08.04.2003 г. с просьбой о снятии с воинского учета Чернавских B.C., и предоставлении ему отсрочки от военной службы на период прохождения службы в ГПС. От военного комиссара в адрес 33 отряда поступил ответ об отказе в вышеуказанной просьбе. Данное решение Военного комиссариата было обжаловано в Сысертский районный суд, которым вынесено решение о признании действий Сысертского военного комиссара по отказу в снятии с учета Чернавских B.C. незаконными. Таким образом, Чернавских B.C. подлежал снятию с воинского учета на период службы в ГПС, что и было сделано военным комиссариатом 19.04.2004 года.

Более того, в соответствии с п. 17 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.1999г. № 587 «Об утверждении положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации» (действующее до 11.11.2006г.) при наличии оснований, предусмотренных Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» призывная комиссия выносит решение об освобождении призывника от призыва на военную службу или предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу на основании документов, представленных призывником в призывную комиссию, один раз при первоначальном рассмотрении данного вопроса.

С 1 января 2005 года ч. 8 ст. 7 Федерального закона «О пожарной безопасности» утратила силу, но при этом в Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998г. № 53-ФЗ были внесены изменения Федеральным законом от 01.04.2005года № 27 -ФЗ и п. «з» пункта 1 статьи 24 был дополнен абзацем следующего содержания: «Предусмотренная настоящим подпунктом отсрочка от призыва на военную службу предоставляется также гражданам, не указанным в абзаце первом настоящего подпункта, назначенным на должности рядового или начальствующего состава Государственной противопожарной службы до 1 января 2005 года, - на время службы в этих органах и учреждениях».

На основании чего, Чернавских B.C. военный комиссариат Сысертского района обязан был продлить отсрочку от призыва на военную службу.

Далее Федеральным законом от 6 июля 2006 года № 104-ФЗ вновь были внесены изменения в статью 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», где вышеуказанный пункт исключен из текста, но статьей 5 этого же Федерального закона № 104-ФЗ предусмотрено, что граждане, которые были освобождены от призыва на военную службу или которым была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу в соответствии со статьями 23 и 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» до 1 января 2008 года, пользуются указанными освобождениями и отсрочками до истечения срока действия или исчезновения их оснований. Вышеуказанный пункт исключен из текста, но статьей 5 этого же Федерального закона № 104-ФЗ предусмотрено, что граждане, которые были освобождены от призыва на военную службу или которым была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу в соответствии со статьями 23 и 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» до 1 января 2008 года, пользуются указанными освобождениями и отсрочками до истечения срока действия или исчезновения их оснований. Обращаем внимание, что законодатель вновь продлевает ранее предоставленную отсрочку от призыва на военную службу, гражданам проходящим службу в ГПС.

Последние изменения, касающиеся п.п. «з» п.1 ст. 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», вступающие в силу с 1 января 2010 года были внесены Федеральным законом от 17 декабря 2009 года № 312-ФЗ ст. 2 которого установлено, что граждане, которым была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу в соответствии с п.п. «з» пункта 1 ст. 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» до 1 января 2010 года, пользуются указанной отсрочкой до истечения срока ее действия или до исчезновения ее оснований.

Таким образом, поскольку основания предоставления Чернавских B.C. отсрочки по п.п. «з» п.1 ст. 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (в ред. от 01.04.2005г.) призывной комиссии на 01.04.2005 года были известны и все необходимые документы, подтверждающие право на отсрочку, а именно справка о прохождении службы в ГПС предоставлены, призывная комиссия в силу закона была обязана предоставить такую отсрочку.

Хотелось бы отметить, что Чернавских B.C. несет государственную службу, по контракту, выполняет конституционно значимые функции по обеспечению пожарной безопасности на территории <адрес>. Необходимость выполнения сотрудниками Государственной противопожарной службы поставленных задач в любых условиях, в том числе сопряженных со значительным риском для жизни и здоровья, влечет за собой обязанность государства гарантировать этим лицам социальную защиту, соответствующую их особому статусу. В связи с чем, Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» и предусмотрена вышеуказанная отсрочка от призыва на военную службу.

На основании изложенного, считают, что Чернавских B.C. не подлежит призыву на военную службу, и ему должна быть предоставлена отсрочка на период прохождения службы в ГПС в соответствии с п.п. «з» п.1 ст. 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (в ред. от 01.04.2005г.). Доводы, изложенные в заявлении Чернавских B.C., поддерживают в полном объеме, считают их законными и обоснованными.

Выслушав заявителя, заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ч. 2 ст. 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Решением Сысертского районного суда от 06.08.2003, вступившим в законную силу 02.09.2003, действия Сысертского военного комиссара по отказу в снятии с воинского учета Чернавских В.С. признаны незаконными. На Сысертского военного комиссара возложена обязанность снять Чернавских В.С. с воинского учета.

В соответствии со ст. 24 Федерального Закона Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе» от 28марта1998года N53-ФЗ (в редакции ФЗ от 06.07.2006 № 104-ФЗ, Отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданам:

з) поступившим на службу в органы внутренних дел, Государственную противопожарную службу, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенные органы Российской Федерации непосредственно по окончании образовательных учреждений высшего профессионального образования указанных органов и учреждений соответственно, при наличии у них специальных званий - на время службы в этих органах и учреждениях.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 17.12.2009 N 312-ФЗ
"О внесении изменения в статью 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", установлено, что граждане, которым была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу в соответствии с подпунктом "з" пункта 1 статьи 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" до 1 января 2010 года, пользуются указанной отсрочкой до истечения срока ее действия или до исчезновения ее оснований.

Из учетной карты призывника Чернавских В.С. следует, что он был снят с воинского учета 19.04.2004 года, а поставлен вновь на воинский учет 29.10.2008, о чем также свидетельствует отметка в именном списке граждан поступивших на службу в 33 отряд ГПС ГУ МЧС России по Свердловской области от 22.10.2008.

Судом установлено, что Чернавских В.С. с 01.04.2003 по настоящее время проходит службу в Государственной противопожарной службе, с 10.09.2010 является командиром отделения 105 пожарной части 60 отряда федеральной противопожарной службы по Свердловской области.

Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации" от 11 ноября 2006 г. N 663 разработано в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации по вопросам обороны, воинской обязанности и военной службы.

Согласно приказа от 2 октября 2007 г. N 400 «О мерах по реализации вышеуказанного Постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. N 663» и подпунктом "ж" п. 2 приложения № 32 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе имеется перечень документов, подтверждающих наличие у гражданина основания для освобождения его от исполнения воинской обязанности, от призыва на военную службу, для признания его не подлежащим призыву на военную службу и для предоставления ему отсрочки от призыва на военную службу, подлежащих представлению призывной комиссии (в военный комиссариат), где установлено, что при рассмотрении призывной комиссией вопроса о предоставлении гражданину отсрочки от призыва на военную службу гражданами, поступившими на службу в органы внутренних дел, Государственную противопожарную службу, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенные органы Российской Федерации непосредственно по окончании образовательных учреждений высшего профессионального образования указанных органов и учреждений соответственно, при наличии у них специального звания представляются, в частности, подлинники следующих документов:

- соответствующий диплом о высшем профессиональном образовании;

- справка с места службы с указанием в ней специального звания и даты окончания контракта (или копия контракта), заверенная печатью и подписью руководителя соответствующего органа или учреждения.

Данное правило было предусмотрено также и Инструкцией, утвержденной Приказом министра обороны Российской Федерации от 6 сентября 1999 г. N 400 (действовала до 1 января 2008 г.).

Поскольку указанный Приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 12 ноября 2007 г. (регистрационный номер 10454), опубликован в "Российской газете" (от 19 декабря 2007 г. N 284, от 22 декабря 2007 г. N 288), а также издан в развитие Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации" от 11 ноября 2006 г. N 663, данный нормативный правовой акт подлежит применению на территории Российской Федерации и распространяется на неопределенный круг лиц, в том числе, как считает суд, и в отношении Чернавских В.С.

В судебном заседании установлено, что заявитель зарегистрирован с 01.12.2000 в г. <адрес> однако ранее он не обращался в призывную комиссию и не предоставлял документы, подтверждающие наличие у гражданина основания для освобождения его от исполнения воинской обязанности, от призыва на военную службу, для признания его не подлежащим призыву на военную службу и для предоставления ему отсрочки от призыва на военную службу.

Данные обстоятельства не опровергал сам заявитель в судебном заседании, сведения о предоставлении отсрочки по п. 3 ст. 24 Федерального Закона Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе» от 28марта1998года N53-ФЗ в учетной карте призывника Чернавских В.С. также отсутствуют.

В учетной карте призывника Чернавских В.С.имеются отметки о том, что решением призывной комиссии района от 24.12.2008 ввиду выполнения наряда призыв перенести на весну 2009, затем призыв перенесли на осень 2009 и после этого на весну 2010.

Также суд принимает во внимание, что согласно изменениям на основании Федерального закона от 06.07.2006 N 104-ФЗ в статью 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", вступившим в законную силу с 01.01.2008 года, отсрочка от призыва граждан на военную службу предоставляется поступившим на службу в органы внутренних дел, Государственную противопожарную службу, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенные органы Российской Федерации непосредственно по окончании образовательных учреждений высшего профессионального образования указанных органов и учреждений соответственно, при наличии у них высшего профессионального образования и специальных званий - на время службы в этих органах и учреждениях.

В судебном заседании Чернавских В.С. пояснил, что не имеет высшего профессионального образования, также в учетной карте призывника, указано, что заявитель закончил ПУ <данные изъяты>

Учитывая вышеизложенное, принимая во внимание, что заявитель Чернавских В.С. с 01.04.2003 по настоящее время проходит службу в Государственной противопожарной службе, ранее отсрочка от призыва граждан на военную службу заявителю не предоставлялась, на момент рассмотрения дела оснований для предоставления отсрочки у Чернавских В.С. нет, поскольку у заявителя нет соответствующего диплома о высшем профессиональном образовании, есть только о среднем профессиональном образовании, в связи с чем, суд считает, что в удовлетворении заявленных требований следует отказать в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления Чернавских В.С. о признании права на отсрочку от призыва, об оспаривании решения Призывной комиссии Военного комиссариата Сысертского района Свердловской области, отказать.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение десяти дней со дня составления мотивированного решения суда, путем подачи жалобы через Сысертский районный суд.

Судья: Бесова Е.В.