Рябинина А. А. о признании неправомерным отказа Администрации АГО в постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, возложении обязанности по постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий



Мотивированное решение составлено 21.12.2010.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16.12.2010 Сысертский районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Тимофеева Е. В., с участием представителей заявителя Беликовой Н.В., Гальяновой Н.С., представителя Администрации Арамильского городского округа Вавиловой Е.А., при секретаре Котельниковой М.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Рябининой А.А. о признании неправомерным отказа Администрации Арамильского городского округа в постановке на учет в качествен нуждающихся в улучшении жилищных условий, возложении обязанности по постановке на учет, в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий,

УСТАНОВИЛ:

Рябинина А.А. обратилась в суд с заявлением о признании неправомерным отказа Администрации Арамильского городского округа в постановке на учет в качествен нуждающихся в улучшении жилищных условий, возложении обязанности по постановке на учет, в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. В обоснование требований указала, что является вдовой участника Великой Отечественной войны (удостоверение серии В №, выдано ДД.ММ.ГГГГ), и имеет право на льготы, установленные ст. 21 Федерального закона «О ветеранах». В связи с тем, что она не имеет своего жилья, она обратилась к Администрации Арамильского городского округа с заявлением о принятии ее на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях. Письмом от 16.11.2010 № 5060 Администрацией было отказано в постановке Рябининой А.А. в постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на основании пп. 3 п. 1 ст. 54 Жилищного Кодекса Российской Федерации, в связи с тем, что не истек срок, установленный ст. 53 Жилищного Кодекса Российской Федерации. Считает данный отказ необоснованным, по следующим основаниям. С ДД.ММ.ГГГГ она зарегистрирована и проживает в <адрес>, в однокомнатной квартире, в которой кроме нее также проживает семья внука из трех человек. До ДД.ММ.ГГГГ она проживала в Оме, принадлежащем ей на праве собственности, расположенном в <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ данный дом был ей продан, что и послужило причиной отказа Администрации в принятии заявителя на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Администрация усмотрела умысел у Рябининой А.А. на ухудшение жилищных условий с целью приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Данный дом являлся неблагоустроенным, с печным отоплением. В последние годы она стала болеть, а с декабря 2009 года ее состояние здоровья сильно ухудшилось, она не смогла сама себя обслуживать, практически не вставала с кровати. В связи с тем, что в Красноуфимске у заявителя нет родственников, она была вынуждена переехать к родственникам в <адрес>. В настоящее время Рябинина продолжает нуждаться в постоянном постороннем уходе, ей поставлен диагноз: <данные изъяты>. Так как состояние ее здоровья не улучшалось, переезд в Красноуфимск был невозможен, она была вынуждена продать дом за 320000 руб. На данные деньги купить жилье в <адрес> она не имеет возможности.

Рябинина А.А. просила незаконным отказ Администрации Арамильского городского округа в постановке заявителя на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, возложить на Администрацию Арамильского городского округа обязанность в постановке Рябининой А.А. на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В судебное заседание заявитель не явилась. Причина неявки не известна. О времени и месте слушания дела была извещена должным образом.

Представители заявителя Беликова Н.В., Гальянова Н.С. в судебном заседании поддержали заявленные Рябининой А.А. требования, и, ссылась на изложенные в исковом заявлении обстоятельства, просили суд незаконным отказ Администрации Арамильского городского округа в постановке заявителя на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, возложить на Администрацию Арамильского городского округа обязанность в постановке Рябининой А.А. на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Пояснили, что у заявителя не было никакого умысла на ухудшение своих жилищных условий, так как на момент продажи дома в <адрес>, она не имела удостоверения воды участника Великой Отечественной Войны, а, следовательно, и не имела права на льготы. Её переезд в <адрес> к родственникам, являлся вынужденным, так как она осталась проживать одна в неблагоустроенном доме, у неё преклонный возраст – 88 лет, и она имеет ряд заболеваний, нуждается в постоянном постороннем уходе. Вынуждена проживать с внуком и его семьей в однокомнатной квартире.

Представитель А.А. городского округа Вавилова Е.А. в судебном заседании заявленные требования не признала, пояснив, что Рябинина А.А. совершила действия, которые расцениваются как ухудшающие ее жилищные условия – продала дом в <адрес>, и в течение 5 лет не имеет права на постановку на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Она могла не продавать дом в <адрес>. Считает, что эти действия были совершены умышленно.

Представитель заинтересованного лица – Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области «Управление социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Свердловской области по Сысертскому району» в судебное заседание не явился. Направил в суд заявление, согласно которому просит дело рассмотреть в их отсутствие. Считает требования Рябининой А.А. подлежащими удовлетворению в полном объеме. Не наблюдает умысла у Рябининой А.А. в намерении ухудшить свои жилищные условия путем продажи дома в <адрес>, так как в силу преклонного возраста нуждается в постоянном постороннем уходе, и ее переезд в <адрес> может рассматриваться как безвыходная ситуация, связанная с ухудшением здоровья.

Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что Рябинина А.А. зарегистрирована по адресу: <адрес>, общая площадь помещений 36,3 кв. м., жилая площадь 19,1 кв. м. также по указанному адресу зарегистрированы: ФИО4, ФИО1, ФИО3, ФИО2, что подтверждается справкой от 21.10.2010 паспортиста УК ЖКХ «Лидер».

В соответствии с удостоверением серии В №, выданного ДД.ММ.ГГГГ, Рябинина А.А. имеет право на льготы и преимущества, установленные для родителей и жен погибших военнослужащих (ст. 21 п. 2 п.п.3).

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 21 Федерального закона Российской Федерации от 12.01.1995 N 5-ФЗ «О ветеранах», меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения;

При этом, в соответствии с пп. 3 п. 2 указанной выше статьи, независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы меры социальной поддержки предоставляются: супруге (супругу) погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак.

Таким образом, судом установлено, что Рябинина А.А. имеет право на указанные меры социальной поддержки.

В соответствии с протоколом № 27 от 12.11.2010, жилищная комиссия при Администрации Арамильского городского округа, решила отказать в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий Рябининой А.А., проживающей по адресу: <адрес> вдова ВОВ, статья 21, на основании п.п. 3 п. 2 статьи 54 ЖК РФ, договора купли-продажи жилого дома и земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 37,3 кв. м., от 13.09.2010 в соответствии со ст. 53 Жилищного Кодекса Российской Федерации.

Как следует из положений ч. 2, 3 ст. 52 Жилищного Кодекса Российской Федерации, состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее – орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее – заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.

Согласно ст. 53 Жилищного Кодекса Российской Федерации, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 54 Жилищного Кодекса Российской Федерации, отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.

Из материалов дела усматривается, что Рябинина А.А. ДД.ММ.ГГГГ продала принадлежащие ей дом и земельный участок по адресу: <адрес> за 320000 руб., что подтверждается договором купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ.

По смыслу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.

При этом применение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 Гражданского Кодекса Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.

Данная правовая позиция отражена в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 19.04.2007 N 258-О-О.

В соответствии со ст. 28 Федерального закона Российской Федерации от 12.01.1995 N 5-ФЗ «О ветеранах», реализация мер социальной поддержки ветеранов осуществляется по предъявлении ими удостоверений единого образца, установленного для каждой категории ветеранов Правительством СССР до 1 января 1992 года либо Правительством Российской Федерации.

Как уже указывалось выше, удостоверение Рябининой А.А. было получено 14.10.2010, а жилой дом и земельный участок в <адрес> были проданы заявителем ДД.ММ.ГГГГ, то есть до получения заявителем Рябининой А.А. удостоверения, подтверждающего право на льготное обеспечение жильем.

Таким образом, суд не находит в действиях Рябининой А.А. умысла на ухудшение своих жилищных условий при осуществлении продажи жилого дома в <адрес>.

При этом, суд также учитывает и тот факт, что заявитель Рябинина А.А. имеет преклонный возраст – 88 лет, согласно выписки из протокола № от ДД.ММ.ГГГГ, ей поставлен диагноз: <данные изъяты>. Заключение: по состоянию здоровья больная нуждается в постоянном постороннем уходе. При указанных обстоятельствах, учитывая возраст и состояние здоровья Рябининой А.А., суд считает вынужденным и необходимым переезд заявителя к своим родственникам для осуществления за ней постоянного постороннего ухода, и не усматривает с её стороны умышленных действий с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.

При указанных обстоятельствах, суд считает, что действия администрации Арамильского городского округа в отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий Рябининой А.А., являются не соответствующими закону.

Согласно ч. 1 ст. 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

В соответствии с ч. 1 ст. 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194, 198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Удовлетворить требования Рябининой А.А. о признании неправомерным отказа Администрации Арамильского городского округа в постановке на учет в качествен нуждающихся в улучшении жилищных условий, возложении обязанности по постановке на учет, в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

Признать незаконным отказ Администрации Арамильского городского округа от 12.11.2010 в постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий Рябининой А.А..

Возложить на Администрацию Арамильского городского округа обязанность в постановке Рябининой А.А. на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 10 суток с момента составления мотивированного решения суда, путем подачи жалобы через Сысертский районный суд.

Судья: Е. В. Тимофеев.