Сысертского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ООО Сысертский хлебокомбинат о понуждении работодателя создать и выделить рабочие места для трудоустройства инвалидов в количестве 3% среднесписочного количества работников



Мотивированное решение изготовлено: ДД.ММ.ГГГГ

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29.12.2010 года Сысертский районный федеральный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Бесовой Е.В., при секретаре Мирзиной С.А., с участием прокурора Кушманцева А.В., представителя ответчика Трофимовой Т.В., представителя 3 лица Летеминой И.В. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сысертского межрайонного прокурора действующего в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Сысертский хлебокомбинат» о возложении обязанности создать и выделить рабочие места для трудоустройства инвалидов в количестве 3% среднесписочного количества работников организации,

УСТАНОВИЛ:

Сысертский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Обществу с ограниченной ответственностью «Сысертский хлебокомбинат» о возложении обязанности создать и выделить рабочие места для трудоустройства инвалидов в количестве 3% среднесписочного количества работников организации.

В обоснование своих требований истец указал, что Сысертской межрайонной прокуратурой в соответствии с п. 16 Плана работы на втрое полугодие проведена проверка по факту не исполнения предприятиями-работодателями законодательства в сфере квотирования рабочих мест для инвалидов по информации, поступившей из Государственного учреждения занятости населения Свердловской области «Сысертский центр занятости».

Проведенной проверкой установлено, что в ООО «Сысертский хлебокомбинат» за период с марта 2009 года по октябрь 2010 года не выполняется установленная квота для приема на работу инвалидов.

Из информации, поступившей из ГУ «Сысертский центр занятости» следует, что на предприятии установлена квота в размере 14 человек. В своем объяснении генеральный директор ООО «Сысертский хлебокомбинат» Е.А. Трофимов пояснил, что установленная квота не выполняется, так как работа на производстве круглосуточная, режим работы двухсменный, работа не предусматривает сидячих мест, пребывание в вынужденной рабочей позе, тепловое излучение.

Согласно ст.21 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» №181-ФЗ от 24.11.1995г. (в ред. от 24.07.2009г.) организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта РФ устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не мене 2 и не более 4 процентов).

В соответствии с требованиями Постановления Правительства Свердловской области от 31 марта 2005г. № 246-ПП «Об установлении квот для приема на работу инвалидов в организациях, расположенных на территории Свердловской области» организации, расположенные на территории Свердловской области, с численностью работников более 100 человек, обязаны установить квоту для приема на работу инвалидов в размере 3 процента от среднесписочной численности работников. Организации, в которых по результатам аттестации всех рабочих мест по условиям труда более 50 процентов признаны условно аттестованными, а условия труда - противопоказанными для трудоустройства инвалидов, обязаны установить квоту для приема на работу инвалидов в размере 2 процента от среднесписочной численности работников.

Установление квоты для приема на работу инвалидов имеет целью обеспечение им дополнительных гарантий права на труд и социальную защиту от безработицы. Квота для приема на работу инвалидов представляет собой минимальное количество рабочих мест для приема на работу инвалидов в той и или иной организации, включая рабочие места, на которых уже работают инвалиды.

Под квотированием рабочих мест понимается резервирование рабочих мест в организациях всех форм собственности для приема на работу инвалидов. Квотирование является одной из дополнительных гарантий занятости населения. Это следует из ст. 13 Закона РФ от 19 апреля 1991г. №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» о том, что государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, путем создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая организации для труда инвалидов), установления квоты для приема на работу инвалидов.

Согласно ч.1 ст.25 Закона РФ от 19.04.1991г. №1032-1 (в редакции от 22.08.2004г.) «О занятости населения в Российской Федерации», работодатели содействуют проведению государственной политики занятости населения на основе соблюдения установленной квоты для трудоустройства инвалидов.

В соответствии со ст.24 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российское Федерации» № 181-ФЗ от 24.11.1995г. (в ред. от 24.07.2009г.) на работодателей, возлагается обязанность создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов, создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.

В соответствии со ст. 22 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» №181- ФЗ от 24.11.1995г. специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов - рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов.

Также, согласно ст.23 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» №18-ФЗ от 24.11.1995г. (в ред. от 24.07.2009г.) инвалидам, занятым в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, создаются необходимые условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципальных образований.

Учитывая, что приведенные требования закона ответчиком не выполнены, что нарушает охраняемые законом интересы граждан, имеющих статус инвалидов, на трудоустройство вышеизложенные обстоятельства Сысертский межрайонный прокурор считает возможным обратиться в суд исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц, являющихся инвалидами и ищущих работу, о понуждении ООО «Сысертский хлебокомбинат» к выполнению Закона РФ от 19.04.1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», ФЗ от 24.11.1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

В судебном заседании представитель Сысертской межрайонной прокуратуры, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержал заявленные требования, просил возложить на общество с ограниченной ответственностью «Сысертский Хлебокомбинат» обязанность в двухмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу создать или выделить рабочие места для трудоустройства инвалидов в количестве 3% среднесписочного количества работников организации.

В судебном заседании представитель ответчика Общества с ограниченной ответственностью «Сысертский хлебокомбинат» Трофимова Т.В., действующая на основании доверенности, требования не признала, ссылаясь на отзыв полагала, что у прокурора не имелось полномочий на предъявление заявления в порядке ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, поскольку прокурор, за исключением случаев, указанных в п. 1 ст. 45 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, не должен подменять заинтересованных лиц, в соответствии с принципом диспозитивности они сами должны заботиться о защите своих прав и охраняемых законом интересов. Между тем, как видно из справки «О наличии нетрудоустроенных инвалидов состоящих на учете в ГУ «Сысертский центр занятости», проживающих в <адрес>, круг лиц, в защиту интересов которых подано заявление определен, так как данные граждане состоят на учете в ГУ «Сысертский центр занятости», следовательно, круг таких лиц неопределенным не является и может быть индивидуализирован. Полагала, что ситуации, требующие предъявления прокурором исков в суд, должны носить характер серьезных нарушений, имеющих важное общественное значение.

Что касается обязанности ответчика создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов: В соответствии со ст. 21 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законом РФ устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов). Среднесписочная численность работников - численность работников предприятия в среднем за определенный период (месяц). За месяц среднесписочная численность работников определяется путем суммирования списочного состава работников за каждый календарный день и деления полученного итога на число календарных дней месяца. Среднесписочная численность работников за месяц определяется в том же порядке, что и при заполнении статистической формы № 1-Т.

На 29.12.2010 г. среднесписочная численность работников составляет 446 человек, следовательно, квота составляет 13 человек. По состоянию на 29.12.2010 г. Ответчиком в счет выполнения квоты трудоустроено 7 граждан, имеющих статус инвалидов, что составляет пятьдесят процентов от установленной квоты, что является доказательством содействия Ответчика проведению государственной политики занятости населения на основе соблюдения установленной квоты для трудоустройства инвалидов.

В настоящее время предприятие находится в нестабильном финансовом положении, в связи со значительным уменьшением заявок на отгрузку продукции и как следствие, уменьшение объемов отгрузки продукции предприятия по сравнению с 2009 г. По прогнозам на 2011 г. ожидается еще большее снижение объемов продукции. В связи с этим ожидается сокращение численности штата предприятия не менее 30% от численности, что составит не менее 100 человек, а также в связи со сложившейся ситуацией рассматривается вопрос о закрытии Арамильского участка предприятия в связи с его нерентабельностью на протяжении длительного времени. Поэтому предприятие в силу своего финансового положения не имеет возможности в настоящее время в полном объеме исполнять квоту по трудоустройству граждан, имеющих статус инвалидов и тем более создавать для них специальные рабочие места, но ответчик не отказывает в трудоустройстве граждан имеющих статус инвалидов. Так 24.12.2010 г. ответчиком был трудоустроен в счет выполнения квоты гражданин ФИО1.

Представитель 3 лица ГУЗН СО «Сысертский центр занятости» Летемина И.В., действующая на основании доверенности, заявленные требования поддержала, суду пояснила, что в течение 2010 года ООО «Сысертский хлебокомбинат» не выполняется установленная квота для приема на работу инвалидов. На предприятии установлена квота в размере 3% от среднесписочной численности работников (14 человек). Исходя из информации о выполнении установленной квоты для приема на работу инвалидов за октябрь 2010 г. следует, что среднесписочная численность работников на предприятии - 473 человек, не выполнена квота в размере 10 человек, трудоустроено в счёт квоты 4 человека. Сведений о выделенных или созданных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в счёт установленной квоты не подано.

Квота для приема на работу инвалидов устанавливается для обеспечения дополнительных гарантий, права на труд и социальную защиту от безработицы в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

В соответствии со статьей 25 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации», работодатели содействуют проведению государственной политики занятости населения путем соблюдения установленной квоты для трудоустройства инвалидов.

В соответствии со ст. 24 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ работодатели обязаны создавать и выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов, создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.

В свою очередь ООО «Сысертский хлебокомбинат», не выполняя установленной квоты, не предоставляет сведений о выделенных или созданных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в счет установленной квоты в соответствии с пунктом 2.1 статьи 24 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

В интересах граждан, особо нуждающихся в социальной защите, а так же для соблюдения действующего законодательства ГУ «Сысертский центр занятости» поддерживает исковое заявление Сысертского межрайонного прокурора и считает необходимым в кротчайшие сроки создать или выделить рабочие места для трудоустройства инвалидов в количестве 3% от среднесписочного количества работников.

Выслушав стороны, 3 лицо, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

Судом установлено, что требования прокурора направлены на защиту прав инвалидов в области трудоустройства, таким образом, данные требования правомерно заявлены прокурором.

Согласно ст. 21 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» № 181-ФЗ от 24.11.1995г. (в ред. от 24.07.2009г.) организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).

Квотирование является одной из дополнительных гарантий занятости населения. Это следует из ст. 13 Закона РФ от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" о том, что "государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, путем создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая организации для труда инвалидов), установления квоты для приема на работу инвалидов".

В целях обеспечения дополнительных гарантий трудоустройства инвалидов в организациях, расположенных на территории Свердловской области, в соответствии с Федеральными законами от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" и от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Постановлением Правительства Свердловской области от 31 марта 2005г. № 246-ПП «Об установлении квот для приема на работу инвалидов в организациях, расположенных на территории Свердловской области» с численностью работников более 100 человек, установлены квоты для приема на работу инвалидов в размере 3 процента от среднесписочной численности работников. Организации, в которых по результатам аттестации всех рабочих мест по условиям труда более 50 процентов признаны условно аттестованными, а условия труда - противопоказанными для трудоустройства инвалидов, обязаны установить квоту для приема на работу инвалидов в размере 2 процента от среднесписочной численности работников.

Согласно ч.1 ст.25 Закона РФ от 19.04.1991г. №1032-1 (в редакции от 22.08.2004г.) «О занятости населения в Российской Федерации», работодатели содействуют проведению государственной политики занятости населения на основе соблюдения установленной квоты для трудоустройства инвалидов.

В соответствии со ст.24 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российское Федерации» № 181-ФЗ от 24.11.1995г. (в ред. от 24.07.2009г.) на работодателей, возлагается обязанность создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов, создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.

В соответствии со ст. 22 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» №181- ФЗ от 24.11.1995г. специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов - рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов.

Также, согласно ст.23 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» №18-ФЗ от 24.11.1995г. (в ред. от 24.07.2009г.) инвалидам, занятым в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, создаются необходимые условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Судом установлено, что по результатам проверки проведенной Сысертской межрайонной прокуратурой по факту не исполнения предприятиями-работодателями законодательства в сфере квотирования рабочих мест для инвалидов по информации, поступившей из Государственного учреждения занятости населения Свердловской области «Сысертский центр занятости», Обществом с ограниченной ответственностью «Сысертский хлебокомбинат» не выполняется установленная квота для приема на работу инвалидов.

На предприятии установлена квота в размере 3% от среднесписочной численности работников (14 человек). Исходя из информации о выполнении установленной квоты для приема на работу инвалидов за октябрь 2010 г. следует, что среднесписочная численность работников на предприятии - 473 человек, не выполнена квота в размере 10 человек, трудоустроено в счёт квоты 4 человека. Сведений о выделенных или созданных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в счёт установленной квоты не подано.

По данным ГУЗН СО «Сысертский центр занятости» от 11.10.2010 за период с 01.01.2010 по 31.10.2010 в ГУ «Сысертский ЦЗ» с целью поиска работы обратилось 110 инвалидов, статус безработного получил 91 инвалид. По состоянию на 31.10.2010 на учете в качестве безработных состоят 47 инвалидов. За период с 01.01.2010 по 31.10.2010 было выдано 34 направления для трудоустройства инвалидов на квотируемые рабочие места. Необоснованных отказов в трудоустройстве инвалидов на квотируемые рабочие места работодателями не выявлено.

Согласно справке Общества с ограниченной ответственностью Сысертский хлебокомбинат» от 29.12.2010 по состоянию на 29.12.2010 среднесписочная численность сотрудников Общества с ограниченной ответственностью «Сысертский хлебокомбинат» составляет 446 человек. В счет квоты работает 7 инвалидов.

Представитель ответчика в судебном заседании пояснил, что предприятие в силу своего финансового положения не имеет возможности в настоящее время в полном объеме исполнять квоту по трудоустройству граждан, имеющих статус инвалидов и тем более создавать для них специальные рабочие места.

Кроме того, суд считает неубедительными доводы представителя ответчика о том, что по прогнозам на 2011 г. ожидается еще большее снижение объемов продукции. В связи с этим ожидается сокращение численности штата предприятия не менее 30% от численности, что составит не менее 100 человек, а также в связи со сложившейся ситуацией рассматривается вопрос о закрытии Арамильского участка предприятия в связи с его нерентабельностью на протяжении длительного времени. При рассмотрении дела представителем ответчика не представлены доказательства о снижении численности штата предприятия.

Учитывая что ООО «Сысертский хлебокомбинат» не выполняются требования действующего законодательства по защите прав инвалидов в области трудоустройства, тем самым нарушаются охраняемые законом интересы граждан, имеющих статус инвалидов на трудоустройство, суд считает, что имеются достаточные основания для удовлетворения заявленных требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ :

исковые требования Сысертского межрайонного прокурора действующего в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Сысертский хлебокомбинат» о возложении обязанности создать и выделить рабочие места для трудоустройства инвалидов в количестве 3% среднесписочного количества работников организации удовлетворить.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Сысертский хлебокомбинат» в двухмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу создать или выделить рабочие места для трудоустройства инвалидов в количестве 3 % среднесписочного количества работников организации.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Сысертский районный суд в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательной форме.

Судья Бесова Е.В.