РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(заочное)
25.01.2011 Сысертский районный суд, Свердловской области в составе председательствующего судьи Бесовой Е. В., при секретаре Мирзиной С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-62/2011 по иску Свердловского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ООО «База отдыха- пансионат «Солнечный камень» о возложении обязанности разработать и утвердить проект зоны санитарной охраны источников водоснабжения,
УСТАНОВИЛ:
Свердловский межрайонный природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ООО «База отдыха- пансионат «Солнечный камень» о возложении обязанности разработать и утвердить проект зоны санитарной охраны источников водоснабжения.
В обоснование иска указано, что Свердловской межрайонной природоохранной прокуратурой в августе 2010 года проведена проверка по соблюдению природоохранного законодательства при ведении производственной деятельности ООО «База отдыха - пансионат «Солнечный камень», расположенного по адресу: <адрес>, база отдыха «Солнечный камень».
Указанное юридическое лицо осуществляет деятельность по эксплуатации пансионатов, домов отдыха, услуг общественного питания, детских лагерей на время каникул ( ст.5 Устава предприятия).
По договору аренды недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с ООО «Турбаза «Солнечный камень» обществу с ограниченной ответственностью «База отдыха - пансионат «Солнечный камень» передано в аренду и пользование гидротехническое сооружение скважины №40817810604900317040, сооружение водозаборной скважины №40817810604900317040.
Из скважин ООО «База отдыха - пансионат «Солнечный камень» поставляет для питьевого водоснабжения холодную воду на территории базы отдыха «Солнечный камень».
В ходе проверки установлено, что ООО «База отдыха - пансионат «Солнечный камень» не выполняются требования водного и санитарно-эпидемиологического законодательства, в части разработки, согласования и утверждения в установленном порядке проекта организации зоны санитарной охраны водозабора для скважин №40817810604900317040,2.
Статьей 43 Водного Кодекса РФ установлено, что для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения. .. подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений. Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Статьей 18 ч.4 ФЗ ««О санитарно-эпидемиологического благополучия населения» № 52-ФЗ проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов РФ при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам. В ст. 11 52-ФЗ предусматривается правило, согласно которого индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, выполнять требования санитарного законодательства. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона № 52-ФЗ юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды санитарным правилам.
В соответствии с пунктами 1.6, 1.12, 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации N 10 от 14 марта 2002 г., утверждению зон санитарной охраны (ЗСО) должна предшествовать разработка их проекта, в который включается: определение границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнений источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО. В состав проекта ЗСО должны входить текстовая часть и картографический материал. Данный проект вместе с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций.
Неисполнение требований водного и санитарного законодательства, санитарных норм и правил в части разработки, согласования в контролирующих органах проектов организации зон санитарной охраны питьевых источников водоснабжения, и соответственно, невыполнение водоохранных мероприятий, таких как: определение границ зоны и составляющих ее поясов, плана мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению засорения источника, правил и режима хозяйственного и ограждение зон санитарной охраны, и пр., - может привести к загрязнению и заражению питьевой воды, массовым инфекционным заболеваниям населения, другим чрезвычайным ситуациям.
На момент проверки у предприятия отсутствовали согласованные и утвержденные в
установленном порядке проекты организации ЗСО в отношении ряда вышеперечисленных
водозаборов питьевых вод.
При невыполнении вышеназванных требований закона нарушаются конституционные права граждан, неопределенного круга лиц - отдыхающих базы отдыха (ст.41 Конституции РФ) на охрану здоровья, санитарно-эпидемиологическое благополучие, т.к. возникает потенциальная угроза причинения вреда жизни и здоровью граждан в связи с несоблюдением ответчиком требований в области соблюдения водного и санитарно-эпидемиологического законодательства, с целью исключения негативного воздействия на среду жизнедеятельности и здоровье населения.
В соответствии п. 2 Положения о Министерстве природных ресурсов Свердловской области, утв. Постановлением от 26 октября 2007 г. N 1046-ПП «Об утверждении Положения о Министерстве природных ресурсов Свердловской области» (в ред. Постановлений Правительства Свердловской области от 29.12.2007 N 1378-ПП, от 02.04.2008 N 263-ПП, от 24.06.2008 N 633-ПП, от 16.10.2008 N 1112-ПП), Министерство является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области по утверждению проектов округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях.
Исходя из требований ст. 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к подведомственности судов общей юрисдикции отнесены споры с участием предприятий, организаций о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, а также вытекающие из экологических и иных правоотношений.
Просил обязать ООО «База отдыха - пансионат «Солнечный камень»» разработать и утвердить в установленном законом порядке проекты зон санитарной охраны водозаборов подземных вод в отношении водозаборов, расположенных на 3,5 км юго-запад от <адрес>, скважин №40817810604900317040 - в двухмесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебное заседание Свердловский межрайонный природоохранный прокурор не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие. Заявленные требования поддерживает в полном объеме.
В судебное заседание не явился представитель ответчика ООО «База отдыха- пансионат «Солнечный камень» в материалах дела имеется уведомление почты о том, что ответчик извещен надлежащим образом.
В судебное заседание не явился представитель третьего лица Министерства природных ресурсов Свердловской области. О дне слушания дела были извещены надлежащим образом, причина неявки неизвестна.
В соответствии со ст. 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающей возможность вынесения по делу заочного решения в случае неявки в судебного заседание ответчика, надлежаще извещенного о месте и времени судебного заседания и не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, суд определил рассмотреть дело в порядке заочного производства и в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при данной явке.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии.
Из свидетельств о государственной регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 25) следует, что в собственности ООО "Турбаза "Солнечный камень" находятся: гидротехническое сооружение (скважина №40817810604900317040), глубина -40 м, инвентарный номер: 66-15\05\63-05, литер 15, находящееся: <адрес>, 3,4 км. юго-западнее <адрес> т/база "Солнечный камень", кадастровый номер: 66-66-19/004/2007-489, сооружение водозаборной скважины №40817810604900317040, глубина -60 м, инвентарный номер: 66\38\0014\63-05, литер 14, находящееся: <адрес>, 3,5 км. юго-западнее от <адрес>, кадастровый номер: 66-66-19/053/2007-642.
По договору аренды недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с ООО «Турбаза «Солнечный камень» обществу с ограниченной ответственностью «База отдыха - пансионат «Солнечный камень» передано в аренду и пользование гидротехническое сооружение скважины №40817810604900317040 –п. ДД.ММ.ГГГГ договора, сооружение водозаборной скважины №40817810604900317040- п. ДД.ММ.ГГГГ договора (л.д. 20).
В п. 2.1. вышеуказанного договора указано, что он действует до ДД.ММ.ГГГГ. Арендатор имеет преимущественное право на заключение договора на последующие сроки.
Судом установлено, что ООО «База отдыха - пансионат «Солнечный камень», расположенное по адресу: <адрес>, база отдыха «Солнечный камень» осуществляет деятельность пансионатов, домов отдыха, детских лагерей на время каникул, оказания услуг общественного питания и иные виды деятельности, которые перечислены в ст.5 Устава ООО «База отдыха - пансионат «Солнечный камень» (л.д. 5-9).
В ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 28.09.2010) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусматривается правило, согласно которого индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, выполнять требования санитарного законодательства. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 28.09.2010) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды санитарным правилам.
В соответствии с пунктами 1.6, 1.12, 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации N 10 от 14 марта 2002 г., утверждению зон санитарной охраны должна предшествовать разработка их проекта, в который включается: определение границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зон санитарной охраны и предупреждению загрязнений источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов зон санитарной охраны. В состав проекта зон санитарной охраны должны входить текстовая часть и картографический материал. Данный проект вместе с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций.
Согласно ч. 4 ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 28.09.2010) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов РФ при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
Статьей 43 Водного Кодекса Российской Федерации установлено, что для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения. .. подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений. Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Из протокола лабораторных испытаний №40817810604900317040 следует, что проба "вода из разводящей сети" ООО «База отдыха- пансионат «Солнечный камень» по показателю Общие колиформные бактерии не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 " Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения".
Судом установлено, что на момент проверки у ООО «База отдыха- пансионат «Солнечный камень» отсутствовали согласованные и утвержденные в установленном порядке проекты организации зоны санитарной охраны в отношении вышеперечисленных водозаборов питьевых вод (скважина №40817810604900317040 и скважина №40817810604900317040), что может оказать негативное воздействие на среду жизнедеятельности и здоровье населения, использующих данную воду.
В судебное заседание ответчиком также не были представлены какие-либо документы о согласовании и утверждении в установленном порядке проекта организации зоны санитарной охраны в отношении вышеперечисленных водозаборов питьевых вод.
Статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации признает одним из способов защиты гражданских прав восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Учитывая изложенное, суд считает необходимым удовлетворить заявленные природоохранным прокурором требования в отношении гидротехнического сооружения (скважина №40817810604900317040), глубиной -40 м, инвентарный номер: 66-15\05\63-05, литер 15, находящегося: <адрес>, 3,4 км. юго-западнее <адрес> т/база "Солнечный камень", кадастровый номер: 66-66-19/004/2007-489, сооружения водозаборной скважины №40817810604900317040, глубиной -60 м, инвентарный номер: 66\38\0014\63-05, литер 14, находящейся: <адрес>, 3,5 км. юго-западнее от <адрес>, кадастровый номер: 66-66-19/053/2007-642, в двухмесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194, 197, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Свердловского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ООО «База отдыха- пансионат «Солнечный камень» о возложении обязанности разработать и утвердить проект зоны санитарной охраны источников водоснабжения, удовлетворить.
Обязать ООО «База отдыха - пансионат «Солнечный камень»» разработать и утвердить в установленном законом порядке проекты зон санитарной охраны водозаборов подземных вод в отношении:
гидротехнического сооружения (скважина №40817810604900317040), глубиной -40 м, инвентарный номер: 66-15\05\63-05, литер 15, находящегося: <адрес>, 3,4 км. юго-западнее <адрес> т/база "Солнечный камень", кадастровый номер: 66-66-19/004/2007-489,
сооружения водозаборной скважины №40817810604900317040, глубиной -60 м, инвентарный номер: 66\38\0014\63-05, литер 14, находящейся: <адрес>, 3,5 км. юго-западнее от <адрес>, кадастровый номер: 66-66-19/053/2007-642, в двухмесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в кассационном порядке в Свердловский областной суд в течение десяти дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение десяти дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья Бесова Е.В.