по иску Сысертского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации СГО о признании незаконными бездейтсиве по непринятию мер, направленных на создание безопасных условий массового пребывания людей в помещения военкомата



Мотивированное решение изготовлено: ДД.ММ.ГГГГ

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

01.02.2011 Сысертский районный суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Бесовой Е.В., при секретаре Мирзиной С.А., с участием прокурора Кушманцева А.В., представителя ответчика Белоносова Н.В., действующего на основании доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сысертского межрайонного прокурора действующего в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Сысертского городского округа, отделу военного комиссариата Свердловской области по Сысертскому району о признании незаконным бездействие Администрации Сысертского городского округа, и отдела военного комиссариата Свердловской области по Сысертскому району по непринятию мер, направленных на создание безопасных условий массового пребывания людей в помещениях призывного пункта здания отдела военного комиссариата Свердловской области по Сысертскому району, о возложении обязанности принять надлежащие меры по созданию в помещениях с массовым пребыванием людей безопасных условий, в соответствии с требованиями федерального законодательства о пожарной безопасности, федерального законодательства о санитарно-эпидемиологическим благополучии населения,

УСТАНОВИЛ:

Сысертский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Сысертского городского округа, Отделу военного комиссариата Свердловской области по Сысертскому району о признании незаконным бездействие Администрации Сысертского городского округа, и отдела военного комиссариата Свердловской области по Сысертскому району по непринятию мер, направленных на создание безопасных условий массового пребывания людей в помещениях призывного пункта здания отдела военного комиссариата Свердловской области по Сысертскому району, о возложении обязанности принять надлежащие меры по созданию в помещениях с массовым пребыванием людей безопасных условий, в соответствии с требованиями федерального законодательства о пожарной безопасности, федерального законодательства о санитарно-эпидемиологическим благополучии населения.

В обоснование требований ссылается на то, что в ходе проведения проверок на протяжении 2006, 2007, 2008, 2009 и 2010 годов и по результатам проверки органами Госпожнадзора выявлен ряд нарушений требований безопасности для людей в помещениях призывного пункта здания Отдела военного комиссариата <адрес>: отсутствует автоматическая пожарная сигнализация и система оповещения людей о пожаре, также не соответствуют требованиям план-схемы эвакуации людей при пожаре.

Собственником здания Отдела военного комиссариата <адрес> по адресу: <адрес> городского округа.

Кроме того, в результате проведённой Сысертской межрайонной прокуратурой Свердловской области совместно отделом Роспотребнадзора Сысертского района проверки установлено, что помещения призывной комиссии, расположенное на втором этаже военного комиссариата Сысертского района Свердловской области не соответствуют требованиям федерального законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, а именно: не разработана программа производственного контроля, кабинеты специалистов не оборудованы горячим водоснабжением, дезинфекция, предстерилизационная очистка и стерилизация медицинского инструментария проводится с нарушением требований стандартов стерилизации и дезинфекции изделий медицинского назначения, отсутствуют дезинфицирующие средства и стерилизующая аппаратура. Используемый дезинфекционный кипятильник не является стерилизующим оборудованием. Нет возможности для персонала дезинфицировать руки перед осмотром каждого призывника и после выполнения процедур, кабинет хирурга имеет недостаточную площадь и совмещён с помещением, в котором работает призывная комиссия, кабинет разделён фанерной перегородкой, что крайне затрудняет работу врача, а также комиссии. Также в помещениях призывной комиссии необходим ремонт.

На протяжении длительного времени не соблюдаются требования безопасности в месте массового пребывания людей, неисполнение законных требований прокурора, а также предписаний надзорных органов свидетельствует о безответственном отношении к требованиям Закона, к требованиям безопасности, а также о ненадлежащем исполнении своих служебных обязанностей ответчиками.

Сысертский межрайонный прокурор просит признать незаконным бездействие должностных лиц администрации Сысертского городского округа, а также должностных лиц отдела военного комиссариата <адрес> по непринятию мер, направленных на создание безопасных условий массового пребывания людей в помещениях призывного пункта здания Отдела военного комиссариата <адрес>, расположенном по адресу: 624020, <адрес>.

Обязать администрацию Сысертского городского округа и отдел военного комиссариата <адрес> принять надлежащие меры по созданию в помещениях с массовым пребыванием людей - призывном пункте здания Отдела военного комиссариата <адрес> безопасных условий, в соответствии с требованиями федерального законодательства, устранив нарушения, изложенные в актах проверок Государственного пожарного надзора и Роспотребнадзора по <адрес>:

- установить автоматическую пожарную сигнализацию и систему оповещения людей о пожаре;

- разработать программу производственного контроля помещений; - оборудовать для работы врача хирурга отдельный кабинет;

- кабинеты специалистов оборудовать горячим водоснабжением;

- проводить дезинфекцию, предстерилизационную очистку и стерилизацию медицинского инструментария в соответствии с требованиями стандартов стерилизации и дезинфекции изделий медицинского назначения;

- в полном объёме обеспечить врачей призывной комиссии дезинфицирующими средствами и стерилизующей аппаратурой;

- обеспечить отдельные санитарно-бытовые помещения для персонала и призывников; - в помещениях призывной комиссии провести ремонт. Установить срок устранения нарушений закона и требований безопасности до ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании представитель Сысертской межрайонной прокуратуры Кушманцев А.В. ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении исковые требования уточнил поддержал требования в части: разработать программу производственного контроля помещений призывного пункта здания Отдела военного комиссариата <адрес> по адресу: <адрес>; кабинеты специалистов оборудовать горячим водоснабжением; проводить дезинфекцию, предстерилизационную очистку и стерилизацию медицинского инструментария в соответствии с требованиями стандартов стерилизации и дезинфекции изделий медицинского назначения; в полном объёме обеспечить врачей призывной комиссии дезинфицирующими средствами и стерилизующей аппаратурой; обеспечить отдельные санитарно-бытовые помещения для персонала и призывников; в помещениях призывной комиссии провести ремонт. И установить срок устранения нарушений закона и требований безопасности до 01 апреля 2011 года.

От требований установить автоматическую пожарную сигнализацию и систему оповещения людей о пожаре; оборудовать для работы врача хирурга отдельный кабинет, отказался, поскольку данные требования ответчиками выполнены. В данной части судом вынесено определение о прекращении производства по делу.

Представитель ответчика Отдела военного комиссариата Свердловской области по Сысертскому району Белоносов Н.В., действующий на основании доверенности, исковые требования признал в части проведения в помещениях призывной комиссии ремонта. Остальные требования не признал, пояснил, что в помещении военного комиссариата не предоставляются медицинские услуги, это не стационар и не лечебное учреждение. СанПиНы, которые применены в обоснование требований, относятся к стационару. Военный комиссариат выполняет функции по осмотру призывников. В военкомате проводится только медицинское освидетельствование. Это определено в п. 22 Положениях военного комиссариата. По стерилизации инструментов военный комиссариат опирается на постановление Правительства от 1995 года о военно-врачебной экспертизе, в нем не указан перечень медицинских инструментов, используется термин перечень инструментария. Согласно этому перечню указано, какие инструменты и оборудование должны находится в кабинетах. Согласно требованиям этого постановления военный комиссариат ничего не нарушает. Больница стерилизует инструменты, инструменты доставляются в военный комиссариат, весь инструмент стерилизуется в больнице. Дезинфицирующие средства закуплены для дверных ручек, дверей, больница выделила антисептик для обработки рук медперсонала. Наличие горячего водоснабжения по СанПиНам относится к стационарам. Ремонт помещения военкомата возможно провести только когда нет призывной комиссии, только со второй половины июня до начала октября, в этот период призывной пункт не используется. Призывная комиссия идет до 30 марта.

Представитель Отдела военного комиссариата Свердловской области по Сысертскому району Плащевой В.А. начальник отдела военного комиссариата Свердловской области по Сысертскому району в судебном заседании, состоявшемся 27.01.2011 пояснил, что сигнализация в здании военного комиссариата установлена 28.12.2010, акт выполненных работ находится в Администрации Сысертского городского округа, деньги на установку сигнализации выделены администрацией. Врачу хирургу выделен отдельный кабинет. Стерилизующее оборудование в военном комиссариате имеется, врачи кипятят инструменты. Когда была комиссия, не было раствора для мытья плов, но сейчас все есть. Из федерального бюджета военный комиссариат финансировать не будут, так как они не являются собственником здания. В помещении призывной комиссии нужен текущий ремонт, это небольшие денежные вложения, но денег на ремонт у них нет. Что касается дезинфекции - устранили, военный комиссариат не проводит лечение, проводится только внешний осмотр, нормы СанПина относятся к стационарам медицинских учреждений.

Представитель ответчика Администрации Сысертского городского округа Ивина Е.П., действующая на основании доверенности, в судебном заседании состоявшемся 27.01.2011 ссылаясь на отзыв пояснила, что при проведении проверок на соответствие помещений военкомата противопожарным и санитарно-эпидемиологическим требованиям не привлекалась Администрация Сысертского городского округа, никаких предписаний, предупреждений в адрес Администрации со стороны органов прокуратуры, ОГПН, Роспотребнадзора не выносилось. Таким образом, невыполнение каких-либо требований, выразившихся в бездействии не подтверждено.

Обязанность по обеспечению пожарной безопасности лежат на организации, которая
занимает помещение и осуществляет определённую деятельность в соответствии с
Положением о военных комиссариатах, утверждённым Указом Президента от 01.09.2007 №
1132, данные организации являются территориальными органами Министерства обороны
Российской Федерации.

Военный комиссариат осуществляет призыв граждан так же и с территории Армильского городского округа, тем не менее, данный орган местного самоуправления не привлечён к участию в настоящем деле.

Администрация Сысертского городского округа считает необоснованным привлечение ее в качестве ответчика по настоящему делу, просит отказать в удовлетворении заявленных исковых требований.

Представители Администрации Сысертского городского округа, 3 лиц отдела Государственного пожарного надзора по Сысертскому району Свердловской области и Сысертского отдела территориального управления Роспотребнадзора по <адрес> в судебное заседание не явились. Направили в суд заявления о рассмотрении дела в их отсутствии.

С учетом мнения лиц участвующих в деле и требований ст. 167 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации суд определил рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В ст. 18 Конституции Российской Федерации говорится, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В соответствии с ч. 2 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник имущества вправе совершать с ним любые действия владеть, пользоваться, распоряжаться, если они не нарушают права и охраняемые законом интересы других лиц.

Согласно ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Судом установлено, что собственником здания, в котором находится Отдел военного комиссариата <адрес> по адресу <адрес> является администрация Сысертского городского округа, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, выданного ДД.ММ.ГГГГ регистрационная запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ №40817810604900317040 на основании Постановления главы Муниципального образования <адрес> №40817810604900317040 от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 171).

Каких-либо других договоров на пользование помещениями в данном здании представителем Администрации Сысертского городского округа не представлено в судебном заседании.

В письмах Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в Сысертском районе и городе Арамиль:

от 19.10.2007 (л.д. 85) указано о том, что военному комиссариату Сысертского района дано предписание о разработке программы производственного контроля для соблюдения санитарных правил и был установлен срок для устранения до 04.12.2007 (л.д. 86).

от 13.10.2008 (л.д. 107) указано, что обнаружены нарушения санитарных правил СП 1.1.1058-01 и СанПиН 2.1.3.1375-03, также отражено, что в помещениях призывной комиссии необходим ремонт.

от 23.04.2010 (л.д. 143) указано, что нарушения санитарных правил СП 1.1.1058-01 и СанПиН 2.1.3.1375-03 не устранены,

от 08.11.2010 (л.д. 178) указано, что на 02.11.2010 выявлены нарушения требования санитарных правил и СП 1.1.1058-01 и 2.1.32630-10:

п. 5.1 - кабинеты специалистов не оборудованы горячим водоснабжением;

п. 10.8 -дезинфекция, предстерилизационная очистка и стерилизация медицинского инструментария проводится с нарушением требований ОСТ 42-21-2-85 «Стерилизация и дезинфекция изделий медицинского назначения»

(отсутствуют дезинфицирующие средства и стерилизующая аппаратура. Используемый дезинфекционный кипятильник не является стерилизующим оборудованием. Необходимо рассмотреть вопрос о приобретении воздушного стерилизатора либо одноразового инструментарии);

п. 11.7 - нет возможности для персонала дезинфицировать руки перед осмотром каждого призывника и после выполнения «Грязных процедур», поскольку на рабочем месте отсутствуют дезинфицирующие средства для обработки рук;

п. 3.21.3 - кабинет хирурга имеет недостаточную площадь;

п. 3.27 - не обеспечены отдельные санитарно-бытовые помещения для персонала и призывников;

п. 10.3 - в помещениях призывной комиссии необходим ремонт.

На момент проведения проверки 20.04.2010 п. 5.1, 3,21.3, 3.27, 10.3 не устранены, п. 10.8 - со слов законного представителя отдела Свердловского военного комиссариата по Сысертскому району специалисты, проводящие осмотр призывников приносят стерильный инструментарий в чистых закрытых емкостях в той же упаковке, в которой проводилась их стерилизация, однако документального подтверждения этого представлено не было, поэтому п. 10.8 также остается на контроле; п. 11.7 – выполнен.

Так, СП 1.1.1058-01 «по Организации и проведению производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» предусмотрено, что п. 2.1 правил: производственный контроль за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (далее - производственный контроль) проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в соответствии с осуществляемой ими деятельностью по обеспечению контроля за соблюдением санитарных правил и гигиенических нормативов, выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.

2.6. Программа (план) производственного контроля составляется юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем до начала осуществления деятельности, а для осуществляющих деятельность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей - не позднее трех месяцев со дня введения в действие настоящих санитарных правил без ограничения срока действия. Необходимые изменения, дополнения в программу (план) производственного контроля вносятся при изменении вида деятельности, технологии производства, других существенных изменениях деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя, влияющих на санитарно-эпидемиологическую обстановку и (либо) создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.

Разработанная программа (план) производственного контроля утверждается руководителем организации, индивидуальным предпринимателем либо уполномоченными в установленном порядке лицами.

2.7. Мероприятия по проведению производственного контроля осуществляются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Ответственность за своевременность организации, полноту и достоверность осуществляемого производственного контроля несут юридические лица, индивидуальные предприниматели.

Также в помещении отдела Свердловского военного комиссариата по Сысертскому району не соблюдаются санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.3.1375-03 (утратили силу в связи с введением Постановлением от 18 мая 2010 г. N 58 СанПиН 2.1.32630-10).

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.32630-10 п. 1.2 Правил, предназначены для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющих медицинскую деятельность, и обязательны для исполнения на территории Российской Федерации. Проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт, перепланировка, эксплуатация объектов здравоохранения осуществляются в соответствии с настоящими правилами.

Учитывая, что вышеизложенные СанПины предназначены для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющих медицинскую деятельность, которая подлежит лицензированию, то заявленные требования прокурором в части разработки программы производственного контроля помещений, проведения дезинфекции, предстерилизационной очистки и стерилизации медицинского инструментария в соответствии с требованиями стандартов стерилизации и дезинфекции изделий медицинского назначения, не могут быть удовлетворены, поскольку в помещении отдела военного комиссариата производится только медицинский осмотр граждан, не пребывающих в запасе и призванных на военную службу, перед направлением их к месту прохождения военной службы.

В судебном заседании истцом не представлены доказательства нарушения ответчиками норм законодательства по обеспечению отдельными санитарно-бытовыми помещениями персонала и призывников, в связи с чем данные требования не могут быть удовлетворены.

Однако требования о проведения ремонта в помещениях призывной комиссии заявлены обоснованно, поскольку на момент обращения военного комиссара Сысертского района к главе Сысертского городского округа о выделении денежных средств для проведения текущего ремонта помещений призывного пункта, текущего ремонта входной группы в военный комиссариат, что подтверждается письмом от 16.11.2006 (л.д. 41) действовали положения Указа Президента Российской Федерации от 15 октября 1999 г. N 1372 "Об утверждении Положения о военных комиссариатах".

В соответствии п. 20 Указа Президента Российской Федерации от 15 октября 1999 г. N 1372 "Об утверждении Положения о военных комиссариатах", Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления:

обеспечивают военные комиссариаты служебными зданиями, отвечающими установленным санитарным и техническим требованиям, подсобными и хозяйственными помещениями с необходимым имуществом и инвентарем, помещениями под пункты управления, специально оборудованными призывными и сборными пунктами, оснащенными инструментарием и медицинским имуществом, необходимым для медицинского освидетельствования, техническими средствами для проведения мероприятий по профессиональному психологическому отбору граждан; осуществляют текущий и капитальный ремонт зданий и помещений, выделенных военным комиссариатам, а также оплачивают коммунальные услуги;

Исходя из положений данного Указа Администрация Сысертского городского округа должна была осуществлять в том числе и текущий и капитальный ремонт зданий и помещений, выделенных военным комиссариатам

Из письма главы Сысертского городского округа от 05.10.2007 (л.д. 81) следует, что в комитет Свердловской области по управлению федеральным имуществом направлена заявка на перевод здания военного комиссариата в федеральную собственность. Капитальный и текущий ремонт призывного пункта военного комиссариата Сысертского района не проводились.

В п. 14.1 Указа Президента РФ от 01.09.2007 N 1132 (ред. от 22.06.2009) "Об утверждении Положения о военных комиссариатах", военный комиссар муниципального образования: 2) осуществляет финансовую, экономическую и хозяйственную деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации; 4) обеспечивает законное, экономное и эффективное использование выделенных материальных средств, нефинансовых активов и иного имущества, соблюдение штатной дисциплины.

В судебном заседании установлено, что с 2006 ремонт здания и помещений призывной комиссии не производился, также отсутствовали дезинфицирущие средства, кабинеты не были оборудованы горячим водоснабжением, что не опровергалось и представителем отдела военного комиссариата Свердловской области по Сысертскому району и Администрацией Сысертского городского округа.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд считает, что требования заявленные прокурором подлежат удовлетворению частично в части: оборудования кабинетов специалистов горячим водоснабжением; в полном объёме обеспечить врачей призывной комиссии дезинфицирующими средствами; в помещениях призывной комиссии провести ремонт.

Кроме того, суд считает, что дата, указанная прокурором по времени недостаточна для устранения нарушений ответчиками, кроме того, представитель отдела военного комиссариата при решении вопроса о времени проведения ремонта просил учесть, что только со второй половины июня до начала октября, призывной пункт не используется, в связи с чем, суд полагает возможным установить срок для устранения нарушений до 30.08.2011.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса, суд

РЕШИЛ:

исковые требования Сысертского межрайонного прокурора действующего в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Сысертского городского округа, отделу военного комиссариата Свердловской области по Сысертскому району о признании незаконным бездействие Администрации Сысертского городского округа, и отдела военного комиссариата Свердловской области по Сысертскому району по непринятию мер, направленных на создание безопасных условий массового пребывания людей в помещениях призывного пункта здания отдела военного комиссариата Свердловской области по Сысертскому району, о возложении обязанности принять надлежащие меры по созданию в помещениях с массовым пребыванием людей безопасных условий, в соответствии с требованиями федерального законодательства о пожарной безопасности, федерального законодательства о санитарно-эпидемиологическим благополучии населения удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие должностных лиц администрации Сысертского городского округа, а также должностных лиц отдела военного комиссариата Свердловской области по Сысертскому району по непринятию мер, направленных на создание безопасных условий массового пребывания людей в помещениях призывного пункта здания Отдела военного комиссариата Свердловской области по Сысертскому району, расположенном по адресу: <адрес>

Обязать администрацию Сысертского городского округа и отдел военного комиссариата Свердловской области по Сысертскому району принять надлежащие меры по созданию в помещениях с массовым пребыванием людей - призывном пункте здания Отдела военного комиссариата Свердловской области по Сысертскому району безопасных условий, в соответствии с требованиями федерального законодательства, а именно: кабинеты специалистов оборудовать горячим водоснабжением; в полном объёме обеспечить врачей призывной комиссии дезинфицирующими средствами; в помещениях призывной комиссии провести ремонт. Установить срок устранения указанных нарушений до 30.08.2011 года.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение десяти дней с момента получения в окончательной форме путём подачи жалобы через Сысертский районный суд.

Судья Бесова Е.В.