Гражданское дело по иску Свердловского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации СГО о возложении обязанности принять меры по организации ликвидации свалок ТБО, расположенных на территории СГО



Мотивированное решение изготовлено: 07.02.2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

02.02.2011 Сысертский районный суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Бесовой Е.В., при секретаре Мирзиной С.А., с участием представителя ответчика Бабаева Э.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №40817810604900317040 по иску Свердловского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Сысертского городского округа о возложении обязанности принять меры по организации свалок твердых бытовых отходов, расположенных на территории Сысертского городского округа

УСТАНОВИЛ:

Свердловский межрайонный природоохранный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации Сысертского городского округа с требованиями о возложении обязанности принять меры по организации свалок твердых бытовых отходов, расположенных на территории Сысертского городского округа

В обоснование иска указано, что Свердловской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства, регламентирующего порядок обращения с отходами на территории Сысертского городского округа.

Согласно информации администрации Сысертского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ №40817810604900317040, на территории Сысертского городского округа имеются места несанкционированного размещения отходов:

1 участок - <адрес>, за лесопитомником, объем размещенных отходов около 100 м3, площадь 0,3 га;

2 участок - <адрес>. Площадь захламления примерно 0,5га, объем размещенных отходов примерно 100м3;

3 участок - <адрес>, за кладбищем <адрес>. Площадь захламления примерно 0,7 га, объем размещенных отходов примерно 700 м3;

4 участок - <адрес>. Площадь захламления примерно 0,3 га, объем размещенных отходов примерно 100 м3;

5 участок - <адрес>. Площадь захламления примерно 0,3 га, объем размещенных отходов примерно 200 м3;

6 участок - <адрес>, район водозаборных скважин. Площадь захламления примерно 0,3 га, объем размещенных отходов примерно 200м3;

7 участок - <адрес>, район коллективных садов и вдоль водовода на Каменск-Уральский. Площадь захламления примерно 0,2 га, объем размещенных отходов около 100м3;

8 участок - <адрес>. Площадь захламления примерно 0,2 га, объем размещенных отходов около 100м3;

9 участок - <адрес>. Площадь захламления примерно 0,1 га, объем размещенных отходов примерно 100м3;

10 участок - <адрес>, у северо-западной границы территории ОАО ППЗ «Свердловский». Площадь захламления примерно 0,2 га, объем размещенных отходов примерно 100м3;

11 участок - <адрес>, в копях (рудники открытого типа) за бетонной дорогой (трасса Екатеринбург - Челябинск, 43 км) от <адрес>, 2 км. Площадь захламления примерно 0,1 га, объем размещенных отходов примерно 100м3;

12 участок - <адрес>, за базой отдыха «Иволга». Площадь захламления примерно 0,1 га, объем размещенных отходов примерно 100м3;

13 участок - <адрес>, за машинно-тракторной мастерской. Площадь захламления примерно 0,3 га, объем размещенных отходов примерно 300м3;

14 участок - <адрес>. Площадь захламления примерно 0,2 га, объем размещенных отходов примерно 100м3.

В соответствии с требованиями статьи 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.

Согласно требованиям статьи 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В статье 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» указано, что к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Согласно п. 11 ст. 6 Устава муниципального образования «Сысертский городской округ», утвержденного Решением Сысертского районного совета от 16.06.2005 № 81 к вопросам местного значения муниципального образования относятся: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального образования; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

В нарушение данных требований природоохранного законодательства, до настоящего времени органами местного самоуправления муниципального образования «Сысертский городской округ» в лице администрации городского округа не организована ликвидация несанкционированных свалок, расположенных на территории Сысертского городского округа на указанных выше участках.

Наличие несанкционированных свалок, бездействие органов местного самоуправления, по их выявлению и ликвидации, отсутствие организации сбора, вывоза, утилизации и переработки отходов в местах проживания людей, способно повлечь загрязнение природной среды, распространение инфекционных заболеваний и иные тяжкие последствия, что нарушает конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду (ст. 42 Конституции РФ и п.1 ст.11 ФЗ «Об охране окружающей среды»).

Свердловский межрайонный природоохранный прокурор просил обязать администрацию Сысертского городского округа принять меры по организации ликвидации свалок твердых бытовых отходов, расположенных на территории Сысертского городского, на следующих участках: 1) <адрес>, за лесопитомником, объем размещенных отходов около 100 м3, площадь 0,3 га; 2) <адрес> Площадь захламления примерно 0,5га, объем размещенных отходов примерно 100м3; 3) <адрес>, за кладбищем <адрес>. Площадь захламления примерно 0,7 га, объем размещенных отходов примерно 700 м3; 4) <адрес>. Площадь захламления примерно 0,3 га, объем размещенных отходов примерно 100 м3; 5) <адрес>. Площадь захламления примерно 0,3 га, объем размещенных отходов примерно 200 м3; 6) <адрес>, район водозаборных скважин. Площадь захламления примерно 0,3 га, объем размещенных отходов примерно 200м3; 7) <адрес>, район коллективных садов и вдоль водовода на Каменск-Уральский. Площадь захламления примерно 0,2 га, объем размещенных отходов около 100м3; 8) <адрес>, у кладовок по <адрес> захламления примерно 0,2 га, объем размещенных отходов около 100м3; 9) <адрес>, северо-западнее <адрес>. Площадь захламления примерно 0,1 га, объем размещенных отходов примерно 100м3; 10) <адрес>, у северо-западной границы территории ОАО ППЗ «Свердловский». Площадь захламления примерно 0,2 га, объем размещенных отходов примерно 100м3; 11) <адрес>, в копях (рудники открытого типа) за бетонной дорогой (трасса Екатеринбург - Челябинск, 43 км) от <адрес>, 2 км. Площадь захламления примерно 0,1 га, объем размещенных отходов примерно 100м3; 12) <адрес>, за базой отдыха «Иволга». Площадь захламления примерно 0,1 га, объем размещенных отходов примерно 100м3; 13) <адрес>, за машинно-тракторной мастерской. Площадь захламления примерно 0,3 га, объем размещенных отходов примерно 300м3; 14) <адрес> юго-восточнее <адрес>. Площадь захламления примерно 0,2 га, объем размещенных отходов примерно 100м3.

В судебное заседание представитель Свердловской межрайонной природоохранной прокуратуры не явился, направил в суд заявление о рассмотрении дела в отсутствии представителя прокуратуры, а также об отказе от части требований в отношении мест несанкционированного размещения отходов: под № 2) северо-восточнее д. Андреевка, площадь захламления 0,5 га; под № 3) за кладбищем в <адрес>, площадь захламления 0,7 га; под № 8) <адрес>, у кладовок по <адрес>, площадь захламления 0,2 га; под № 9) северо-западнее <адрес>, площадь захламления 0,1 га, в связи с добровольной ликвидацией данных свалок Администрацией Сысертского городского округа, производство по делу в данной части просили прекратить. В остальной части требования поддерживают.

Представитель ответчика Администрации Сысертского городского округа Бабаев Э.А., действующий на основании доверенности от 29.12.2010 сроком до 31.12.2011 уточненные исковые требования признал, пояснив, что действительно четыре свалки они ликвидировали, что подтверждается договорами и актами о приемке выполненных работ. Просил предоставить срок для организации ликвидации оставшихся свалок до 01.05.2011, поскольку в этом году выпало много снега и трудно будет убирать мусор из под снега.

С учетом мнения представителя ответчика и на основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд определил рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Исходя из положений ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

В соответствии с требованиями статьи 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.

Согласно требованиям статьи 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В статье 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» указано, что к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Согласно п. 11 ст. 6 Устава муниципального образования «Сысертский городской округ», утвержденного Решением Сысертского районного совета от 16.06.2005 №81 к вопросам местного значения муниципального образования относятся: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального образования; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

В судебном заседании установлено, что при проведении проверки Свердловской межрайонной природоохранной прокуратурой по соблюдению законодательства, регламентирующего порядок обращения с отходами на территории Сысертского городского округа было выявлено, что на территории Сысертского городского округа имеются места несанкционированного размещения отходов:

1 участок - <адрес>, за лесопитомником, объем размещенных отходов около 100 м3, площадь 0,3 га;

2 участок - <адрес>. Площадь захламления примерно 0,5га, объем размещенных отходов примерно 100м3;

3 участок - <адрес>, за кладбищем <адрес>. Площадь захламления примерно 0,7 га, объем размещенных отходов примерно 700 м3;

4 участок - <адрес>. Площадь захламления примерно 0,3 га, объем размещенных отходов примерно 100 м3;

5 участок - <адрес>. Площадь захламления примерно 0,3 га, объем размещенных отходов примерно 200 м3;

6 участок - <адрес>, район водозаборных скважин. Площадь захламления примерно 0,3 га, объем размещенных отходов примерно 200м3;

7 участок - <адрес>, район коллективных садов и вдоль водовода на Каменск-Уральский. Площадь захламления примерно 0,2 га, объем размещенных отходов около 100м3;

8 участок - <адрес>, у кладовок по <адрес> захламления примерно 0,2 га, объем размещенных отходов около 100м3;

9 участок - <адрес>, северо-западнее <адрес>. Площадь захламления примерно 0,1 га, объем размещенных отходов примерно 100м3;

10 участок - <адрес>, у северо-западной границы территории ОАО ППЗ «Свердловский». Площадь захламления примерно 0,2 га, объем размещенных отходов примерно 100м3;

11 участок - <адрес>, в копях (рудники открытого типа) за бетонной дорогой (трасса Екатеринбург - Челябинск, 43 км) от <адрес>, 2 км. Площадь захламления примерно 0,1 га, объем размещенных отходов примерно 100м3;

12 участок - <адрес>, за базой отдыха «Иволга». Площадь захламления примерно 0,1 га, объем размещенных отходов примерно 100м3;

13 участок - <адрес>, за машинно-тракторной мастерской. Площадь захламления примерно 0,3 га, объем размещенных отходов примерно 300м3;

14 участок - <адрес>, юго-восточнее <адрес>. Площадь захламления примерно 0,2 га, объем размещенных отходов примерно 100м3.

Часть свалок под номерами: №40817810604900317040) северо-восточнее <адрес>, площадь захламления 0,5 га; №40817810604900317040) за кладбищем в <адрес>, площадь захламления 0,7 га; №40817810604900317040) <адрес>, у кладовок по <адрес>, площадь захламления 0,2 га; №40817810604900317040) северо-западнее <адрес>, площадь захламления 0,1 га на момент рассмотрения дела была ликвидирована Администрацией Сысертского городского округа, что подтверждается представленными документами: договором подряда, актами о приемке выполненных работ, платежными поручениями. В данной части судом вынесено определение о прекращении дела производством.

В отношении остальных мест несанкционированного размещения отходов в нарушение требований природоохранного законодательства, до настоящего времени органами местного самоуправления муниципального образования «Сысертский городской округ» в лице администрации городского округа не организована ликвидация несанкционированных свалок, расположенных на территории Сысертского городского округа, что не опровергалось в судебном заседании представителем Администрации Сысертского городского округа.

Статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, признает одним из способов защиты гражданских прав восстановление положения, существовавшего до нарушения права, пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, принуждение к исполнению обязанности в натуре.

Учитывая, что наличие несанкционированных свалок, бездействие органов местного самоуправления, по их выявлению и ликвидации, отсутствие организации сбора, вывоза, утилизации и переработки отходов в местах проживания людей, способно повлечь загрязнение природной среды, распространение инфекционных заболеваний и иные тяжкие последствия, что нарушает конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду, суд считает необходимым уточненные требования удовлетворить.

Суд также считает возможным согласиться с доводами представителя ответчика в части установления сроков выполнения требований Свердловского межрайонного природоохранного прокурора до 01.05.2011, так как в зимний период будет затруднительно исполнить решения суда.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса, суд

РЕШИЛ:

исковые требования Свердловского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Сысертского городского округа о возложении обязанности принять меры по организации свалок твердых бытовых отходов, расположенных на территории Сысертского городского округа удовлетворить.

Обязать администрацию Сысертского городского округа в срок до 01.05.2011 принять меры по организации ликвидации свалок твердых бытовых отходов, расположенных на территории Сысертского городского, на следующих участках:

1) <адрес>, за лесопитомником, объем размещенных отходов около 100 м3, площадь 0,3 га;

2) <адрес>. Площадь захламления примерно 0,3 га, объем размещенных отходов примерно 100 м3;

3) <адрес>. Площадь захламления примерно 0,3 га, объем размещенных отходов примерно 200 м3;

4) <адрес>, район водозаборных скважин. Площадь захламления примерно 0,3 га, объем размещенных отходов примерно 200м3;

5) <адрес>, район коллективных садов и вдоль водовода на Каменск-Уральский. Площадь захламления примерно 0,2 га, объем размещенных отходов около 100м3;

6) <адрес>, у северо-западной границы территории ОАО ППЗ «Свердловский». Площадь захламления примерно 0,2 га, объем размещенных отходов примерно 100м3;

7) <адрес>, в копях (рудники открытого типа) за бетонной дорогой (трасса Екатеринбург - Челябинск, 43 км) от <адрес>, 2 км. Площадь захламления примерно 0,1 га, объем размещенных отходов примерно 100м3;

8) <адрес>, за базой отдыха «Иволга». Площадь захламления примерно 0,1 га, объем размещенных отходов примерно 100м3;

9) <адрес>, за машинно-тракторной мастерской. Площадь захламления примерно 0,3 га, объем размещенных отходов примерно 300м3;

10) <адрес> юго-восточнее <адрес>. Площадь захламления примерно 0,2 га, объем размещенных отходов примерно 100м3.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение десяти дней с момента получения путём подачи жалобы через Сысертский районный суд.

Судья Бесова Е.В.