Сысертского межрайонного прокурора к ОВД по Сысертскому Арамильскому ГО о признании незаконным бездействия по приведению в соответствие с требованиями законодательства здания ИВС



Мотивированное решение изготовлено: ДД.ММ.ГГГГ

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09.12.2010 Сысертский районный суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Бесовой Е.В., при секретаре Мирзиной С.А., с участием прокурора Крушинских М.А., представителя ОВД по Сысертскому, Арамильскому городским округам Шангареевой И.Ш., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1269 по иску Сысертского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Отделу Внутренних дел по Сысертскому, Арамильскому городским округам, Главному Управлению Внутренних дел по Свердловской области о признании незаконным бездействия по приведения в соответствие требованиям действующего законодательства здания изолятора временного содержания, возложении обязанности по приведению в соответствие требованиям действующего законодательства здания изолятора временного содержания,

УСТАНОВИЛ:

Сысертский межрайонный прокурор обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Отделу Внутренних дел по Сысертскому, Арамильскому городским округам, Главному Управлению Внутренних дел по Свердловской области о признании незаконным бездействия по приведению в соответствие требованиям действующего законодательства здания изолятора временного содержания, возложении обязанности по приведению в соответствие требованиям действующего законодательства здания изолятора временного содержания. В обоснование иска указал, что в ходе проведения проверки соблюдения законодательства о содержании подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений в ИВС ОВД по Сысертскому, Арамильскому городским округам, проведенной в марте 2010 года Сысертской межрайонной прокуратурой, выявлены грубейшие нарушения, не устраняемые на протяжении длительного периода времени. Так, установлено, что в ИВС отсутствует санпропускник, дезкамера, система подачи горячей водопроводной воды, бочки для питьевой воды, медицинский, процедурный кабинеты, прогулочный двор, комната свиданий, карцер.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений -содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических и нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимися под стражей.

В соответствии со ст. 9 Закона - изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел. .. предназначены для содержания под стражей задержанных по подозрению в совершении преступлений.

В изоляторах временного содержания в случаях, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, могут временно содержаться подозреваемые и обвиняемые, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу.

Изоляторы временного содержания органов внутренних дел являются подразделениями милиции общественной безопасности (местной милиции) и финансируются за счет средств федерального бюджета по смете Министерства внутренних дел Российской Федерации. Решения об их создании, реорганизации и ликвидации принимаются в порядке, установленном Министерством внутренних дел Российской Федерации.

В силу ст. 17 Закона подозреваемые и обвиняемые имеют право, в том, числе на свидания с родственниками и иными лицами, перечисленными в ст. 18 настоящего Федерального закона; получать материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение; пользоваться ежедневной прогулкой не менее одного часа.

Требования к бытовым условиям, необходимым для обеспечения нормальной жизнедеятельности подозреваемых и обвиняемых также закреплены Правилами внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел.

Так, согласно п. 45 Правил, камеры ИВС оборудуются, в частности, санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности; краном с водопроводной водой; бачком для питьевой воды.

В соответствии с п. 130 Правил подозреваемые и обвиняемые пользуются ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа, несовершеннолетние - не менее двух часов, а водворенные в карцер - один час. Продолжительность прогулки устанавливается администрацией ИВС с учетом распорядка дня, погоды, наполнения учреждения и других обстоятельств. Прогулка проводится на территории прогулочных дворов (п. 132). Прогулочные дворы оборудуются скамейками для свидания и навесами от дождя.

Ограничение продолжительности ежедневных прогулок запрещено, за исключением состояния здоровья женщины либо ребенка и только по решению медицинского работника ИВС (органа здравоохранения). Женщина имеет право отказаться от прогулки на основании собственноручно написанного заявления на имя начальника ИВС (п. 46).

Согласно п. 139 Правил свидания подозреваемых и обвиняемых с родственниками и иными лицами (кроме защитников) проводится под контролем сотрудников ИВС в специально оборудованных для этих целей помещениях через разделительную перегородку, исключающую передачу каких- либо предметов, но не препятствующую переговорам и визуальному общению.

Переговоры подозреваемых или обвиняемых с вышеуказанными лицами, прибывшими на свидание, осуществляются непосредственно или через - переговорное устройство и могут прослушиваться сотрудниками ИВС.

Нарушение указанных требований действующего законодательства о содержании подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений в ИВС послужили поводом для устных обращений содержавшихся в ИВС лиц в Сысертскую межрайонную прокуратуру за зашитой своих прав.

29.01.2010 в связи с указанными нарушениями действующего законодательства Сысертским межрайонным прокурором в адрес начальника ОВД внесено представление об устранении нарушений. Однако нарушения устранены не были со ссылкой на отсутствие финансирования со стороны ГУВД по Свердловской области.

Таким образом, руководством ОВД по Сысертскому, Арамильскому городским округам допущены грубые нарушения норм действующего законодательства, выражающиеся в бездействии по приведению в соответствие требованиям действующего законодательства здания изолятора временного содержания, необеспечении необходимых бытовых условий для нормальной жизнедеятельности, а также охраны здоровья содержащихся в ИВС лиц, что ставит в опасность как жизнь и здоровье этих лиц, так и других, кто с ними контактирует, тем самым нарушаются права неопределенного круга лиц на безопасные условия жизнедеятельности.

Данные обстоятельства требуют соответствующего реагирования со стороны органов прокуратуры, обеспечивающих верховенство закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства, для защиты нарушенных незаконным бездействием прав и законных интересов неопределенного круга лиц, в том числе, подозреваемых и обвиняемых, которые в силу изоляции от общества не могут самостоятельно и полностью защищать свои права, а также в целях предупреждения наступления негативных последствий такого незаконного бездействия.

Сысертский межрайонный прокурор просил признать незаконными бездействие ОВД по Сысертскому, Арамильскому городским округам и ГУВД по Свердловской области по приведению в соответствие требованиям действующего законодательства здания изолятора временного содержания ОВД по Сысертскому, Арамильскому городским округам, нарушающее права граждан на безопасные условия жизни и здоровья; обязать ОВД по Сысертскому, Арамильскому городским округам выполнить мероприятия по приведению в соответствие требованиям действующего законодательства здания изолятора временного содержания ОВД по Сысертскому, Арамильскому городским округам.

В судебном заседании представитель Сысертской межрайонной прокуратуры ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении уточнил исковые требования дополнительно указал, что в ходе проведения проверок установлено, что в ИВС отсутствует санпропускник, дезкамера, система подачи горячей водопроводной воды, бочки для питьевой воды, медицинский, процедурный кабинеты, прогулочный двор, комната свиданий, карцер, не произведены ремонты в камерах № № 4-7.

29.01.2010 г. и 26.03.2010 г. в связи с указанными нарушениями действующего законодательства Сысертским межрайонным прокурором в адрес начальника ОВД внесены представления об устранении нарушений. Однако нарушения устранены не были со ссылкой на отсутствие финансирования со стороны ГУВД по Свердловской области.

Принимая во внимание план здания и место расположения ИВС ОВД по Сысертскому, Арамильскому городским округам, считает, что есть возможность переоборудовать свободные помещения, а также есть возможность оборудовать прогулочный дворик, с оборудованием спортивной площадки.

Таким образом, руководством ОВД по Сысертскому, Арамильскому городским округам и ГУВД по Свердловской области допущены грубые нарушения норм действующего законодательства, выражающиеся в бездействии по приведению в соответствие требованиям действующего законодательства здания изолятора временного содержания, не обеспечении необходимых бытовых условий для нормальной жизнедеятельности, а также охраны здоровья содержащихся в ИВС лиц, что ставит в опасность как жизнь и здоровье этих лиц, так и других, кто с ними контактирует, тем самым нарушаются права неопределенного круга лиц на безопасные условия жизнедеятельности.

Данные обстоятельства требуют соответствующего реагирования со стороны органов прокуратуры обеспечивающих верховенство закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства, для защиты нарушенных незаконным бездействием прав и законных интересов неопределенного круга лиц, в том числе, подозреваемых и обвиняемых, которые в силу изоляции от общества не могут самостоятельно и полностью защищать свои права, а также в целях предупреждения наступления негативных последствий такого незаконного бездействия.

Сысертский межрайонный прокурор просит признать незаконными бездействие ОВД по Сысертскому, Арамильскому городским округам и ГУВД по Свердловской области по приведению в соответствие требованиям действующего законодательства здания изолятора временного содержания ОВД по Сысертскому, Арамильскому городским округам, нарушающее права граждан на безопасные условия жизни и здоровья. Обязать ОВД по Сысертскому, Арамильскому городским округам выполнить мероприятия по приведению в соответствие требованиям действующего законодательства здания изолятора временного содержания ОВД по Сысертскому, Арамильскому городским округам, а именно выделить помещение для обустройства и оборудования санпропускника, комнаты свиданий, карцера, дезинфекционной камеры, медицинского и процедурного кабинета, произвести монтаж системы подачи горячей водопроводной воды, построить и оборудовать прогулочный двор, произвести ремонт в камерах №№4-7, обеспечить наличие в камерах бачков для питьевой воды.

Представитель ответчика ОВД по Сысертскому, Арамильскому городским округам Шангареева И.Ш., действующая на основании доверенности №40817810604900317040 от ДД.ММ.ГГГГ просила суд в иске отказать, пояснила, что для приведения в соответствие требованиям действующего законодательства здания изолятора временного содержания, были проведены комиссионные обследования ИВС, составлены акты от 19.03.2009г. и 27.08.2009г.

19.06.2008г. на имя заместителя начальника ГУВД по <адрес>
полковника милиции ФИО4 была направлена служебная записка с просьбой о
выделении финансирования по федеральному бюджету денежной суммы в размере 2
млн. 500 тыс. рублей для капитального ремонта ИВС ОВД. На эти цели в 2008г. на
ОВД по Сысертскому, Арамильскому городским округам было выделено 1485 000.00.
рублей. Кроме того, на проведение реконструкции и капитального ремонта 2 и 3 блока ИВС, а также строительство прогулочного двора требуется 4,7 млн. рублей. Отсутствуют комната свиданий, медицинский, процедурный кабинет, карцер. В связи с этим были направлены служебные записки исх. №40817810604900317040 и №40817810604900317040 от ДД.ММ.ГГГГ с просьбой о выделении денежных средств на строительство прогулочного двора ИВС и о приобретении со склада УМТнХО ГУВД по <адрес> на баланс ОВД материалов и инвентаря.

Направлены служебные записки исх. №40817810604900317040 и №40817810604900317040 от ДД.ММ.ГГГГ в ГУВД по Свердловской области о приобретении со склада УМТиХО ГУВД по Свердловской области материалов и инвентаря.

Дополнительно за исх. №40817810604900317040 от ДД.ММ.ГГГГ направлена служебная записка о выделении денежных средств для проведения технической укрепленности средствами видеонаблюдения по охране и конвоированию за подозреваемыми и обвиняемыми, содержащимися в ИВС ОВД.

Между ИП ФИО5 и ОВД по Сысертскому, Арамильскому городским округам заключен договор №40817810604900317040 от ДД.ММ.ГГГГ по стирке белья лиц, содержащихся в ИВС.

Между ООО «ПожСервис Плюс» и ОВД по Сысертскому. Арамильскому городским округам заключен договор подряда №40817810604900317040 от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении услуг по монтажу пожарной сигнализации.

Заключен договор №40817810604900317040 от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении санитарно-эпидемиологических услуг с ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области».

Между МУП «Общественное питание» и ОВД заключен договор № 12 на оказание услуг по организации питания лиц, содержащихся в ИВС от ДД.ММ.ГГГГ

Дезинфекция помещений ИВС проводится штатным дезинфектором ФИО6, (0,5 ставки оклада) ежедневно с применением дезинфицирующих средств. Дезинфектором в журнале проставляются отметки.

Камеры ИВС оборудованы полками для туалетных принадлежностей, вешалками для хранения верхней одежды, бачками для питьевой воды, скамейками по лимиту мест. Тазы для стирки и гигиенических целей, а также средства личной гигиены выдаются по мере требования лиц, содержащихся в ИВС.

В феврале 2010г. была, проведена линия радиовещания и в камерах установлены динамики для вещания общегосударственных программ.

В связи с отсутствием в здании ОВД системы подачи горячей водопроводной воды, санитарная обработка содержащихся лиц в ИВС производится покамерно по 2-3 человека в смену из расчета потребляемой мощности водонагревателя.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 15 июля 1995г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» изоляторы временного содержания органов внутренних дел являются подразделениями милиции общественной безопасности (местной милиции) и финансируется за счет средств федерального бюджета по смете Министерства внутренних дел Российской Федерации. Считают, что бездействия со стороны ОВД по Сысертскому Арамильскому городским округам по приведению в соответствие требованиям действующего законодательства здания ИВС отсутствуют. Принимаются все возможные меры.

Представитель МВД Российской Федерации, ГУВД по Свердловской области в судебное заседание не явился, просили дело рассмотреть в их отсутствие. В судебном заседании, состоявшемся ДД.ММ.ГГГГ представитель МВД Российской Федерации и ГУВД по Свердловской области ФИО7, действующий на основании доверенностей №40817810604900317040 от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования также не признал, ссылаясь на возражения считал, заявленные требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Обязательным условием для признания действий органов государственной власти незаконными является наличие вины.

Всего на территории Свердловской области функционирует 49 изоляторов временного содержания, из которых 7 (14,3 %) ИВС расположены в отдельных типовых зданиях, 24 (48,9 %) ИВС размещены в подвальных и полуподвальных помещениях, остальные на первых этажах зданий УВД-ОВД,

Для приведения ИВС в соответствие с требованиями законодательства необходимо строительство 18 ИВС по новым типовым проектам, проведение реконструкции 5 ИВС Свердловской области.

Объемы финансирования строительства новых изоляторов временного содержания Свердловской области составляют 875 млн. рублей, реконструкции -155,8 млн. рублей и проведения ремонтных работ в ИВС - 77,3 млн. рублей.

В 2009 году МВД России были выделены для Свердловской области 30 млн. рублей на реконструкцию ИВС, которые находятся в наихудшем состоянии. Указанные денежные средства были распределены ГУВД по Свердловской области для реконструкции ИВС г. Н. Туры, Режа, Асбеста, Камышлова, Кировграда, С. Лога.

Здание ИВС ОВД по Сысертскому, Арамильскому городским округам, 1968 года постройки. Лимит наполняемости ИВС 19 человек, фактическая наполняемость за 9 месяцев 2010 года составила 13 человек. Камеры ИВС оборудованы оконными проемами, санузлами, кранами с водопроводной водой, столами, радиоточками, вешалками для верхней одежды, полками для туалетных принадлежностей.

Все содержащиеся в ИВС обеспечены трехразовым горячим питанием по нормам, установленным законодательством, Заключены договоры с МУП «Общественное питание» по организации питания лиц, содержащихся в ИВС №40817810604900317040 от ДД.ММ.ГГГГ; б/н от ДД.ММ.ГГГГ» б/н от ДД.ММ.ГГГГ

Все камеры ИВС оборудованы индивидуальными спальными местами. Подозреваемым и обвиняемым выдается постельное белье и постельные принадлежности. Заключен договор от ДД.ММ.ГГГГ №40817810604900317040 по стирке белья с ИП ФИО5 Ежегодно ФЭУ ГУВД финансирование для приобретения подозреваемым и обвиняемым лекарственных средств. Для проведения дератизации и дезинфекции помещений ИВС заключен договор с Центром гигиены и эпидемиологии №40817810604900317040 от ДД.ММ.ГГГГ

В отдел организации работы спецучреждений милиции и конвоирования милиции общественной безопасности ГУВД по Свердловской области в 2009- 2010 годах жалоб от лиц, содержащихся в ИВС ОВД по Сысертскому, Арамильскому ГО на неудовлетворительные условия содержания не поступало.

С учетом того, что приведение условий содержания в ИВС ОВД по Сысертскому, Арамильскому ГО в соответствие с требованиями федерального законодательства невозможно без строительства нового здания, ИВС включен в перечень изоляторов временного содержания, подлежащих строительству в 2011-2013 годах.

В 2007, 2008 и в 2008 годах в МВД России направлялись предложения о включении строительства здания ИВС ОВД по Сысертскому, Арамильскому ГО в государственную федеральную целевую программу по строительству и реконструкции изоляторов временного содержания. Также направлялись разработанные совместно с ООКС тыла ГУВД задания на разработку рабочего проекта на строительства объекта «ИВС ОВД по Сысертскому, Арамильскому ГО».

Не выполнение требований законодательства по приведению в соответствие здания изолятора временного содержания ОВД по Сысертскому, Арамильскому городским округам не является следствием бездействий со стороны ГУВД по Свердловской области, поскольку экономические условия Российской Федерации, возможности федерального бюджета не позволяют в настоящее время произвести достаточное финансирование данного направления.

Таким образом, отсутствует вина в действиях должностных лиц ОВД по Сысертскому, Арамильскому городским округам и ГУВД по Свердловской области по соблюдению условий содержания в ИВС.

Согласно п. 25 постановления Пленума Верховного суда РФ от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» при рассмотрении дел данной категории по существу суду надлежит выяснять имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия.

Кроме того, просил дело производством прекратить, поскольку в ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации перечислен исчерпывающий перечень прав, в защиту которых может обратиться прокурор. В исковом заявлении прокурором не указано, в чем конкретно заключаются интересы неопределенного круга лиц, какое право нарушено, а также должна содержаться ссылка на закон или иной нормативный акт, предусматривающие способы защиты этих интересов.

Выслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

Судом установлено, что требования прокурора направлены на защиту социальных прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в сфере охраны здоровья, включая медицинскую помощь.

Таким образом, на данные требования не распространяется ограничение, согласно которому прокурор вправе обратиться в суд только в том случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд, поэтому в удовлетворении требований представителя ГУВД Свердловской области о прекращении дела производством следует отказать.

В силу ч. 1 ст. 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

В ст. 21 Конституции РФ указано, что достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.

Согласно ст. 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950 никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.

В соответствии с ч. 1 ст. 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

В силу ст. 4 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений содержимся под стражей.

Перечень прав подозреваемых и обвиняемых указан в ст. 17 Федерального закона от 15.07.1995 № 103 -ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». Согласно п. п. 5, 9, 11 подозреваемые и обвиняемые имеют право: на свидания с родственниками и иными лицами, перечисленными в ст. 18 настоящего Федерального закона; получать бесплатное питание, материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение, в том числе в период участия их в следственных действиях и судебных заседаниях; пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа.

Внутренний распорядок в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел регламентируется Правилами внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утверждённых Приказом МВД РФ от 22.11.05 № 950 в соответствии со статьей 16 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».

Требования к бытовым условиям, необходимым для обеспечения нормальной жизнедеятельности подозреваемых обвиняемых закреплены в вышеуказанных Правилах внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых, и обвиняемых органов внутренних дел.

Согласно п. 45 вышеуказанных Правил камеры ИВС оборудуются в частности, санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности; краном с водопроводной водой; бачком для питьевой воды.

В соответствии с п. 130 вышеуказанных Правил подозреваемые и обвиняемые пользуются ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа, несовершеннолетние - не менее двух часов, а водворенные в карцер - один час. Продолжительность прогулки устанавливается администрацией ИВС с учетом распорядка дня, погоды, наполнения учреждения и других обстоятельств. Продолжительность прогулок беременных женщин и женщин, имеющих при себе детей в возрасте до трех лет, не ограничивается.

Согласно п. 132 вышеуказанных Правил прогулка проводится на территории прогулочных дворов. Прогулочные дворы оборудуются скамейками для сидения и навесами от дождя. Во время прогулки несовершеннолетним предоставляется возможность для физических упражнений и спортивных игр.

В силу п. 46 вышеуказанных Правил ограничение продолжительности ежедневных прогулок запрещено, за исключением состояния здоровья женщины либо ребенка и только по решению медицинского работника ИВС (органа здравоохранения). Женщина имеет право отказаться от прогулки на основании собственноручно написанного заявления на имя начальника ИВС.

В соответствии с п. 139 вышеуказанных Правил свидания подозреваемых и обвиняемых с родственниками и иными лицами (кроме защитников) проводятся под контролем сотрудников ИВС в специально оборудованных для этих целей помещениях через разделительную перегородку, исключающую передачу каких-либо предметов, но не препятствующую переговорам и визуальному общению.

Переговоры подозреваемых или обвиняемых с вышеуказанными лицами, прибывшими на свидание, осуществляются непосредственно или через переговорное устройство и могут прослушиваться сотрудниками ИВС.

Согласно ст. 9 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел и пограничных органов федеральной службы безопасности предназначены для содержания под стражей задержанных по подозрению в совершении преступлений.

В изоляторах временного содержания в случаях, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, могут временно содержаться подозреваемые и обвиняемые, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу.

Изоляторы временного содержания органов внутренних дел являются подразделениями милиции общественной безопасности (местной милиции) и финансируются за счет средств федерального бюджета по смете федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Решения об их создании, реорганизации и ликвидации принимаются в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

Согласно свидетельства о государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ право собственности на административное здание, по адресу: <адрес>.

В п. 13, 15 Положения об ОВД по Сысертскому, Арамильскому городским округам закреплено, что ОВД в целях обеспечения его деятельности закрепляются в установленном порядке на праве оперативного управления или безвозмездного пользования здания, помещения, оборудование, техника, инвентарь и другие. Материально-техническое обеспечение ОВД осуществляется в порядке, определенном законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами МФД России.

В п.п. 1, 8 Положения о Министерстве Внутренних Дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 19июля2004года N927 1. Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел,

МВД России осуществляет следующие полномочия: организует централизованное обеспечение органов внутренних дел и внутренних войск боевой, специальной и шифровальной техникой, вооружением, боеприпасами и другими материально-техническими средствами, а также финансовыми средствами за счет федерального бюджета; разрабатывает и реализует меры по укреплению и развитию материально-технической базы органов внутренних дел и внутренних войск; принимает участие в организации и развитии материально-технической базы ФМС России; осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание МВД России и реализацию возложенных на него функций; и др.

Согласно представлению Сысертского межрайонного прокурора в адрес начальника ОВД по Сысертскому, Арамильскому городским округам от 29.01.2010, камеры изолятора временного содержания не оборудованы скамейками по лимиту мест, шкафами для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов, вешалками для хранения верхней одежды, полками для туалетных принадлежностей, бачками для питьевой воды, радиодинамиками для вещания общегосударственных программ, кнопками вызова дежурного, тазами для гигиенических целей и стирки, в наличии имеется всего 5 одеял, остальные одеяла в непригодном для использования состоянии. Отсутствует прогулочный дворик. Изолятор временного содержания не оборудован отдельным медицинским кабинетом, медицинский работник работает на 0,5 ставки. В изоляторе временного содержания в нарушение п. 14 Правил, в течение первых суток вновь прибывшие подозреваемые и обвиняемые не проходят санитарную обработку в санпропускнике. В помещениях ИВС нарушаются санитарные нормы, не проводится дезинфекция.

Судом установлено, что ОВД по Сысертскому, Арамильскому городским округам неоднократно обращалось в ГУВД Свердловской области о выделении денежных средств для устранения нарушений, зафиксированных в представлениях Сысертского межрайонного прокурора от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ и в пределах сумм, выделенных ГУВД Свердловской области проводились меры по их устранению.

Данные обстоятельства подтверждаются письменными документами:

В докладной записке в адрес ГУВД от ДД.ММ.ГГГГ просят о выделении денежных средств для проведения ремонта в ИВС ОВД, также в адрес ГУВД направлялись служебные записки о выделении денежных средств от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ- на строительство прогулочного двора, ДД.ММ.ГГГГ,

Согласно рапорта начальника ИВС от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ запрашивались денежные средства для проведения косметического ремонта в камерах ИВС, а также 3 блока изолятора.

Из рапорта начальника ИВС ОВД по Сысертскому, Арамильскому городским округам от ДД.ММ.ГГГГ следует, что на февраль месяц 2010 года ряд существенных замечаний устранен, в частности: камеры изолятора оборудованы скамейками по лимиту содержащихся лиц, подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются трех разовым питанием, постельными принадлежностями из расчета одной наволочки, двух простыней, полотенца, одеяла ( стирка белья осуществляется ИП «Олькова М.С.» <адрес>), в камерах установлены полки для верхней одежды, для гигиенических целей. Так же в феврале месяце проведена линия радиовещания для общегосударственных программ. Камеры ИВС ОВД оборудованы водопроводными кранами, санитарными узлами с превратными перегородками. Дезинфекция помещений ИВС проводится штатным дезинфектором ФИО6 ежедневно с применением дезинфицирующих средств. Дезинфекция камер производится при их освобождении после конвоирования лиц, содержащихся под стражей в СИЗО <адрес>.

В настоящее время недостатками остаются: отсутствие прогулочного двора на ежедневные прогулки подозреваемых и обвиняемых, данный вопрос систематически докладывается в ГУВД по Свердловской области в актах комиссионного обследования, нет кабинета медицинского работника из-за отсутствия полезной площади изолятора, обеспечению санитарной обработки лиц, прибывающих плановыми этапами из СИЗО №40817810604900317040 и №40817810604900317040 <адрес>. Санитарная обработка производится в настоящее время по камерно по 2-3 человека в смену из расчета потребляемой мощности водонагревателя, отсутствием в камерах шкафов для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов.

Согласно объяснениям начальника МОБ и начальника ИВС ОВД по Сысертскому, Арамильскому городским округам от ДД.ММ.ГГГГ в адрес ГУВД по <адрес> направлены служебные записки о выделении денежных средств на строительство прогулочного двора, планированию проведения капитального ремонта камер 2 и 3 блока изолятора, приобретению расходных материалов для обеспечения режима содержания подозреваемых и обвиняемых в ИВС ОВД по Сысертскому, Арамильскому городским округам.

Проведенный ремонт в ИВС в ОВД по Сысертскому, Арамильскому городским округам отметила Уполномоченный по правам человека Свердловской области ФИО8 при своем визите в Сысертский городской округ ДД.ММ.ГГГГ. По мнению уполномоченного ИВС совсем немного надо, чтобы соответствовать мировым стандартам, данные обстоятельства указаны в газете «Маяк» от ДД.ММ.ГГГГ.

Из объяснения и.о. начальника ИВС лейтенанта милиции ФИО9 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в настоящее время не устранены нарушения:

Так прогулки лиц, находящихся в ИВС не осуществляются в связи с отсутствием прогулочного дворика, который был не предусмотрен при строительстве. Смета по финансированию и договор на строительство представлены в 2008 году в тыловую службу ГУВД СО. Денежные средства были выделены на проведение капитального ремонта ИВС в 2007-2008 г. в размере 1,5 млн. рублей. На проведение реконструкции и капитального ремонта 2 и 3 блока изолятора требуется дополнительно 4,7 млн. рублей, которые позволят отстроить прогулочный двор, площадь для этого имеется.

В настоящий момент из-за ограничений площади изолятора отсутствует возможность выделения помещения под комнату для свиданий.

Отсутствует отдельный медицинский кабинет из-за отсутствия полезной площади в ИВС.

Согласно предоставленным ГУВД по Свердловской области сведениям от ДД.ММ.ГГГГ в период с 2007 по 2010 г.г. на проведение ремонтных работ в ИВС ОВД по Сысертскому, Арамильскому городским округам, расположенного по адресу: <адрес> было выделено 1735967 рублей. В 2007 году из федерального бюджета было выделено 250967 рублей на ремонт канализации в помещениях ИВС.

В 2008 году из федерального бюджета было выделено 1485000 рублей на текущий ремонт камер, тамбуров, вентиляции, отопления, электропроводки в ИВС. Все денежные средства освоены в полном объеме и израсходованы по целевому назначению.

В 2010 году выделение денежных средств на ремонт ИВС не выделялось в связи с окончанием целевой программы МВД России по финансированию капитального и текущего ремонта ИВС. На питание лиц, содержащихся в ИВС в 2010 году из средств федерального бюджета было выделено 301000 рублей. На приобретение медикаментов лиц, содержащихся в ИВС в 2010 году из средств федерального бюджета было выделено 5 000 рублей.

Таким образом, судом установлено, что до настоящего времени техническое состояние ИВС ОВД по Сысертскому, Арамильскому городским округам не соответствует требованиям действующего законодательства, а именно: не выделены помещения для обустройства и оборудования санпропускника, комнаты свиданий, карцера, дезинфекционной камеры, медицинского и процедурного кабинета, не произведен монтаж системы подачи горячей водопроводной воды, не построен и не оборудован прогулочный двор, не произведен ремонт в камерах №№ 4-7, не обеспечено наличие в камерах бачков для питьевой воды, что было зафиксировано прокурором при проведении проверки и актами комиссионного обследования ИВС, тем самым нарушаются права неопределенного круга лиц на безопасные условия жизнедеятельности.

Доводы представителя ответчика ГУВД о том, что они не бездействовали в устранении нарушений законодательства, выявленных в ИВС ОВД по Сысертскому, Арамильскому городским округам опровергаются тем, что из средств федерального бюджета в 2005 для проведения ремонтных работ в ИВС ОВД по Сысертскому, Арамильскому городским округам выделено 1500,00 тыс. рублей, в 2010-30 тыс. рублей на оборудование охранно-пожарной сигнализации. В 2010 году из федерального бюджета средства для проведения ремонтных работ в ИВС области не выделялись в связи с окончанием целевой программы МВД России по финансированию капитального и текущего ремонта ИВС.

Кроме того, доводы представителя ГУВД по Свердловской области, что в январе 2010 было задание на разработку рабочего проекта на строительство объекта ИВС ОВД по Сысертскому, Арамильскому городским округам, суд считает несостоятельными, поскольку не представлены доказательства о выделении денежных средств для строительства нового здания ИВС ОВД по Сысертскому, Арамильскому городским округам.

Согласно ст. 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Из разъяснений, данных в п. 28 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» следует, что суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Учитывая вышеизложенное, принимая во внимание, что распорядителем денежных средств, направленных из федерального бюджета является ГУВД по Свердловской области, в адрес которого ОВД по Сысертскому, Арамильскому городским округам неоднократно направлялись служебные записки о выделении денежных средств для устранения выявленных нарушений законодательства в ИВС ОВД по Сысертскому, Арамильскому городским округам, а именно: не выделено помещение для обустройства и оборудования санпропускника, комнаты свиданий, карцера, дезинфекционной камеры, медицинского и процедурного кабинета, не произведен монтаж системы подачи горячей водопроводной воды, не построен и не оборудован прогулочный двор, не произведен ремонт в камерах № № 4-7, не обеспечено наличие в камерах бачков для питьевой воды, которые и в настоящее время не устранены, тем самым нарушаются права подозреваемых, и обвиняемых, содержащихся в ИВС ОВД по Сысертскому, Арамильскому городским округам, то суд полагает возможным удовлетворить заявленные требования частично только в отношении ГУВД по Свердловской области.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса, суд

РЕШИЛ:

исковые требования Сысертского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Отделу Внутренних дел по Сысертскому, Арамильскому городским округам, Главному Управлению Внутренних дел по Свердловской области о признании незаконным бездействия по приведения в соответствие требованиям действующего законодательства здания изолятора временного содержания, возложении обязанности по приведению в соответствие требованиям действующего законодательства здания изолятора временного содержания, удовлетворить частично.

Признать незаконными бездействие ГУВД по Свердловской области по приведению в соответствие требованиям действующего законодательства здания изолятора временного содержания ОВД по Сысертскому, Арамильскому городским округам, нарушающее права граждан на безопасные условия жизни и здоровья.

Обязать ГУВД по Свердловской области выполнить мероприятия по приведению в соответствие требованиям действующего законодательства здания изолятора временного содержания ОВД по Сысертскому, Арамильскому городским округам, а именно:

выделить помещение для обустройства и оборудования санпропускника, комнаты свиданий, карцера, дезинфекционной камеры, медицинского и процедурного кабинета,

произвести монтаж системы подачи горячей водопроводной воды,

построить и оборудовать прогулочный двор,

произвести ремонт в камерах №№ 4-7, обеспечить наличие в камерах бачков для питьевой воды.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение десяти дней с момента получения в окончательной форме путём подачи жалобы через Сысертский районный суд.

Судья Бесова Е.В.