РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 16 августа 2011 года Сысертский районный федеральный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Бесовой Е.В., при секретаре Мирзиной С.А., с участием представителя заявителя помощника прокурора Сысертской межрайонной прокуратуры Шариповой О.Н., представителя МУК «Кашинский центр досуга» Дубининой Л.Ю., представителя ТОИОГВ СО-УСЗН МСЗН СО по Сысертскому району Путятиной О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-861 по иску Сысертского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Сысертского городского округа, МУК «Кашинский центр досуга» о признании незаконными бездействия Администрации Сысертского городского округа, МУК «Кашинский центр досуга» выразившиеся в несоблюдении требований законодательства в части обеспечения маломобильным группам населения беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, возложении обязанности установления пандусов и поручней, выделения на стоянке автотранспортных средств не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для бесплатной парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, путем обозначения выделенного места информационными дорожными знаками, предусмотренными Правилами дорожного движения, УСТАНОВИЛ: Сысертский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с указанным иском, в обоснование указав, что в нарушение требований ст. 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", п. 3 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ " Об общих принципах организации местного самоуправления", Постановления Правительства Свердловской области от 11.10.2010 № 1469-ПП утвердившего Областную целевую программу "Социальная защита населения и социальная поддержка инвалидов в Свердловской области" на 2011-2015 годы Администрацией Сысертского городского округа и МУК «Кашинский центр досуга» на стоянке около здания МУК «Кашинский центр досуга» – <адрес> не выделено ни одного места для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, не обеспечили условия для беспрепятственного доступа инвалидов, лестницы не оборудованы специальными средствами-пандусами, рельсами и перилами на входе в здание культуры и в помещение. Строительные нормы и правила 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденные постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 16 июля 2001 г. № 73, в части требований к зданиям, сооружениям и их участкам также предусматривают, что лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема. Контроль за соблюдением требований, обеспечивающих доступность объектов и услуг для инвалидов и других маломобильных групп населения, должен быть обеспечен федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальными образованиями в пределах их компетенции. В результате бездействий Администрации, Сысертского городского округа и МУК «Кашинский центр досуга» ущемляются гарантированные государством права инвалидов на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры, на необходимые условия для преодоления ограничений жизнедеятельности, на равные с другими гражданами возможности участия в жизни общества. Сысертский межрайонный прокурор просит признать незаконными бездействия Администрации Сысертского городского округа, МУК «Кашинский центр досуга» выразившиеся в несоблюдении требований законодательства в части обеспечения маломобильным группам населения беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, возложении обязанности установления пандусов и поручней, выделения на стоянке автотранспортных средств не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для бесплатной парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, путем обозначения выделенного места информационными дорожными знаками, предусмотренными Правилами дорожного движения. В судебном заседании представитель Сысертской межрайонной прокуратуры Шарипова О.Н., исковые требования поддержала в полном объеме, пояснения дала, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении. Представитель ответчика МУК «Кашинский центр досуга» Дубинина Л.Ю. с заявленными исковыми требованиями согласилась, пояснив, что выявленные проверкой Сысертской межрайонной прокуратуры нарушения имеются и будут их устранять. Представитель ответчика Администрации СГО в судебное заседание не явился просил дело рассмотреть в их отсутствие, при рассмотрении дела просили учесть, что о проверке проводимой прокуратурой, не уведомлялись, о результатах проведенной проверки извещены также не были. Предписания об устранении нарушения законодательства в адрес Администрации или руководителей учреждений не вносились. В случае возложения обязанности по обеспечению доступа маломобильных групп в здания, в которых расположены муниципальные учреждения, просили учесть тот факт, что в бюджете 2011 года отсутствуют средства для исполнения решения суда, бюджет был утверждён и принят в 2010 году. При обсуждении бюджета на 2012 год Администрацией будет внесено предложение в Думу Сысертского городского округа о выделении денежных средств на оборудование заданий муниципальных учреждений культуры средствами, способствующими беспрепятственному доступу в них маломобильным группам населения. Просили установить срок исполнения решения суда не ранее марта 2012. Представитель заинтересованного лица ТОИОГВ СО-УСЗН МСЗН СО по Сысертскому району Путятина О.А., требования прокурора поддержала, пояснив, что в 2008 году Российская Федерация подписала Конвенцию о правах инвалидов от 13 декабря 2006 г., что является показателем готовности страны к формированию условий, направленных на соблюдение международных стандартов экономических, социальных, юридических и других прав инвалидов. Постановлением Правительства РФ от 17.03.2011 N 175 утверждена государственная программа Российской Федерации программа «Доступная среда» на 2011-2015 годы, которая призвана комплексно решить важнейшие социальные задачи по созданию равных возможностей для инвалидов, а также иных маломобильных групп населения (лиц преклонного возраста, временно нетрудоспособных, беременных, людей с детскими колясками, детей дошкольного возраста) во всех сферах жизни общества путем обеспечения доступности физического, социального, экономического и культурного окружения. В Свердловской области также принята и утверждена целевая программа "Социальная защита населения и социальная поддержка инвалидов в Свердловской области" на 2011 – 2015 годы" (Постановление Правительства Свердловской области от 11.10.2010 N 1469-ПП (ред. от 27.05.2011). Статьей 15 Закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации на Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм возложены обязанности по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). Этой же статьей предусмотрено выделение на каждой стоянке (остановке) автотранспортных средств, в том числе около предприятий торговли, сферы услуг, медицинских, спортивных и культурно-зрелищных учреждений не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, которые не должны занимать иные транспортные средства. Постановлением Правительства Свердловской области от 15.09.2008 N 981-ПП (ред. от 15.10.2009) "О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности в Свердловской области" органам местного самоуправления рекомендовано разработать планы мероприятий по обеспечению доступности для инвалидов среды жизнедеятельности; предусматривать средства при подготовке проектов бюджетов на создание условий доступности для инвалидов среды жизнедеятельности. В Сысертском городском округе такая программа не разработана и не действует. Считает требования прокурора законными и подлежащими удовлетворению. С учетом требований ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд определил рассмотреть дело при данной явке. Выслушав объяснения представителя истца, ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Статьей 15 Закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" на Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм возложены обязанности по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). Этой же статьей предусмотрено выделение на каждой стоянке (остановке) автотранспортных средств, в том числе около предприятий торговли, сферы услуг, медицинских, спортивных и культурно-зрелищных учреждений не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, которые не должны занимать иные транспортные средства. Судом установлено, что Сысертской межрайонной прокуратурой в ходе проверки исполнения законодательства в сфере социальной защиты инвалидов были выявлены нарушения, в частности Администрацией Сысертского городского округа и МУК «Кашинский центр досуга» на стоянке около здания МУК «Кашинский центр досуга» – <адрес> не выделено ни одного места для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, не обеспечили условия для беспрепятственного доступа инвалидов, лестницы не оборудованы специальными средствами-пандусами, рельсами и перилами на входе в здание культуры и в помещение. Постановлением Правительства РФ от 17.03.2011 N 175 утверждена государственная программа Российской Федерации программа «Доступная среда» на 2011-2015 годы, которая призвана комплексно решить важнейшие социальные задачи по созданию равных возможностей для инвалидов, а также иных маломобильных групп населения (лиц преклонного возраста, временно нетрудоспособных, беременных, людей с детскими колясками, детей дошкольного возраста) во всех сферах жизни общества путем обеспечения доступности физического, социального, экономического и культурного окружения. В Свердловской области также принята и утверждена целевая программа "Социальная защита населения и социальная поддержка инвалидов в Свердловской области" на 2011 – 2015 годы" (Постановление Правительства Свердловской области от 11.10.2010 N 1469-ПП (ред. от 27.05.2011). Постановлением Правительства Свердловской области от 15.09.2008 N 981-ПП (ред. от 15.10.2009) "О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности в Свердловской области" органам местного самоуправления рекомендовано разработать планы мероприятий по обеспечению доступности для инвалидов среды жизнедеятельности; предусматривать средства при подготовке проектов бюджетов на создание условий доступности для инвалидов среды жизнедеятельности. В судебном заседании установлено, что в нарушение требований ст. 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", п. 3 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ " Об общих принципах организации местного самоуправления", Постановления Правительства Свердловской области от 11.10.2010 № 1469-ПП утвердившего Областную целевую программу "Социальная защита населения и социальная поддержка инвалидов в Свердловской области" на 2011-2015 годы Администрацией Сысертского городского округа и МУК «Кашинский центр досуга» на стоянке около здания МУК «Кашинский центр досуга» – <адрес> не выделено ни одного места для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, не обеспечили условия для беспрепятственного доступа инвалидов, лестницы не оборудованы специальными средствами-пандусами, рельсами и перилами на входе в здание культуры и в помещение. Согласно СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» п. 3.29. ширина пандуса при исключительно одностороннем движении должна быть не менее 1,0 м, в остальных случаях - принимать по ширине полосы движения согласно 3.18. Площадка на горизонтальном участке пандуса при прямом пути движения или на повороте должна быть глубиной не менее 1,5 м. 3.31. Следует предусматривать бортики высотой не менее 0,05 м по продольным краям маршей пандусов, а также вдоль кромки горизонтальных поверхностей при перепаде высот более 0,45 м для предотвращения соскальзывания трости или ноги. 3.32. Вдоль обеих сторон всех лестниц и пандусов, а также у всех перепадов высот более 0,45 м необходимо устанавливать ограждения с поручнями. Поручни пандусов следует, как правило, располагать на высоте 0,7 и 0,9м, у лестниц - на высоте 0,9 м, а в дошкольных учреждениях также и на высоте 0,5 м. Согласно п. 3 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения поселения относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности. В судебном заседании со стороны ответчиков не представлены доказательства об устранении выявленных в ходе проверки нарушений законодательства в сфере социальной защиты инвалидов. Применительно к зданиям и сооружениям, находящимся в муниципальной собственности, данная обязанность возлагается на муниципальные образования в лице органов местного самоуправления, в том числе и в отношении здания МУК «Кашинский центр досуга». Учитывая вышеизложенное, суд считает заявленные требования Сысертского межрайонного прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 167, 194, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: Исковые требования Сысертского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Сысертского городского округа, МУК «Бобровский дом культуры» о признании незаконными бездействия Администрации Сысертского городского округа, МУК «Кашинский центр досуга» выразившиеся в несоблюдении требований законодательства в части обеспечения маломобильным группам населения беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, возложении обязанности установления пандусов и поручней, выделения на стоянке автотранспортных средств не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для бесплатной парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, путем обозначения выделенного места информационными дорожными знаками, предусмотренными Правилами дорожного движения, удовлетворить. Признать незаконными бездействия Администрации Сысертского городского округа, МУК «Кашинский центр досуга» выразившиеся в несоблюдении требований законодательства в части обеспечения маломобильным группам населения беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры. Обязать Администрацию Сысертского городского округа, МУК «Кашинский центр досуга»: -установить пандусы и поручни для обеспечения беспрепятственного доступа маломобильных групп в здание МУК «Кашинский центр досуга» – <адрес>, -выделить на стоянке около здания МУК «Кашинский центр досуга» – <адрес> автотранспортных средств не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для бесплатной парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, путем обозначения выделенного места информационными дорожными знаками, предусмотренными Правилами дорожного движения. Решение суда может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение десяти дней путем подачи жалобы через Сысертский районный суд. Судья: Бесова Е.В.