РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 16 августа 2011 года Сысертский районный федеральный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Бесовой Е.В., при секретаре Мирзиной С.А., с участием представителя заявителя помощника прокурора Сысертской межрайонной прокуратуры Шариповой О.Н., представителя ТОИОГВ СО-УСЗН МСЗН СО по Сысертскому району Путятиной О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-863 по иску Сысертского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Сысертского городского округа, МУ «Информационно-расчетный центр» о признании незаконными бездействия Администрации Сысертского городского округа, МУ «Информационно-расчетный центр» выразившиеся в несоблюдении требований законодательства в части обеспечения маломобильным группам населения беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, возложении обязанности принять меры для беспрепятственного доступа инвалидов в помещение МУ «Информационно-расчетный центр», УСТАНОВИЛ: Сысертский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с указанным иском, в обоснование указав, что в нарушение требований ст. 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", п. 3 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ " Об общих принципах организации местного самоуправления", Постановления Правительства Свердловской области от 11.10.2010 № 1469-ПП утвердившего Областную целевую программу "Социальная защита населения и социальная поддержка инвалидов в Свердловской области" на 2011-2015 годы Администрация Сысертского городского округа и МУ «Информационно –расчетный центр» не установлен звонок вызова персонала, на входе в здание МУ «Информационно-расчетный центр» по адресу: <адрес> – крыльце не установлены поручни, а поручни на лестнице, ведущей на второй этаж здания не соответствуют требованиям законодательства. В соответствии с п. 3.14 Строительных норм и правил 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденные постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 16 июля 2001 г. №40817810604900317040, наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261. Пунктами 5.3.1-3.3.3 ГОСТ Р 51261 "Устройства опорные, стационарные, реабилитационные", утвержденным Постановлением Госстандарта России от 13.04.1999 №40817810604900317040 доступные для инвалидов лестницы на входе в здание и сооружения, а также внутри зданий и сооружений должны иметь по обеим сторонам и по всей длине ограждения с одиночными или парными поручнями. Поверхность лестничных поручней должна быть непрерывной по всей длине лестничного марша. Внутренние поручни должны иметь с обеих сторон участки, выходящей за пределы длины лестничного марша вверху, как минимум, на 300 мм и внизу как минимум на 300 мм. Контроль за соблюдением требований, обеспечивающих доступность объектов и услуг для инвалидов и других маломобильных групп населения, должен быть обеспечен федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальными образованиями в пределах их компетенции. В результате бездействий Администрации, Сысертского городского округа и МУ «Информационно-расчетный центр» ущемляются гарантированные государством права инвалидов на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры, на необходимые условия для преодоления ограничений жизнедеятельности, на равные с другими гражданами возможности участия в жизни общества. Сысертский межрайонный прокурор просит признать незаконными бездействия Администрации Сысертского городского округа, МУ «Информационно-расчетный центр» выразившиеся в несоблюдении требований законодательства в части обеспечения маломобильным группам населения беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, обязать ответчиков принять меры к оборудованию входного крыльца в помещение МУ «Информационно-расчетный центр», расположенного по адресу: <адрес>, звонком вызова персонала, а также поручнями в соответствии с п. 3.14 СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения". В судебном заседании представитель Сысертской межрайонной прокуратуры Шарипова О.Н., исковые требования поддержала в полном объеме, пояснения дала, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении. Представитель ответчика МУ «Информационно- расчетный центр» в судебное заседание не явился, просили дело рассмотреть в их отсутствие. Не возражают против удовлетворения требований Сысертского межрайонного прокурора и просят предоставить разумный срок для устранения нарушений действующего законодательства, указав в письменном отзыве, что для устранения нарушений выявленных в ходе проверки МУ "ИРЦ" направлено в адрес Администрации Сысертского городского округа письмо о выделении средств на реконструкцию крыльца. Представитель ответчика Администрации СГО в судебное заседание не явился просил дело рассмотреть в их отсутствие, при рассмотрении дела просили учесть, что о проверке проводимой прокуратурой, не уведомлялись, о результатах проведенной проверки извещены также не были. Предписания об устранении нарушения законодательства в адрес Администрации или руководителей учреждений не вносились. В случае возложения обязанности по обеспечению доступа маломобильных групп в здания, в которых расположены муниципальные учреждения, просили учесть тот факт, что в бюджете 2011 года отсутствуют средства для исполнения решения суда, бюджет был утверждён и принят в 2010 году. При обсуждении бюджета на 2012 год Администрацией будет внесено предложение в Думу Сысертского городского округа о выделении денежных средств на оборудование заданий муниципальных учреждений культуры средствами, способствующими беспрепятственному доступу в них маломобильным группам населения. Просили установить срок исполнения решения суда не ранее марта 2012. Представитель заинтересованного лица ТОИОГВ СО-УСЗН МСЗН СО по Сысертскому району Путятина О.А., требования прокурора поддержала, пояснив, что в 2008 году Российская Федерация подписала Конвенцию о правах инвалидов от 13 декабря 2006 г., что является показателем готовности страны к формированию условий, направленных на соблюдение международных стандартов экономических, социальных, юридических и других прав инвалидов. Постановлением Правительства РФ от 17.03.2011 N 175 утверждена государственная программа Российской Федерации программа «Доступная среда» на 2011-2015 годы, которая призвана комплексно решить важнейшие социальные задачи по созданию равных возможностей для инвалидов, а также иных маломобильных групп населения (лиц преклонного возраста, временно нетрудоспособных, беременных, людей с детскими колясками, детей дошкольного возраста) во всех сферах жизни общества путем обеспечения доступности физического, социального, экономического и культурного окружения. В Свердловской области также принята и утверждена целевая программа "Социальная защита населения и социальная поддержка инвалидов в Свердловской области" на 2011 – 2015 годы" (Постановление Правительства Свердловской области от 11.10.2010 N 1469-ПП (ред. от 27.05.2011). Статьей 15 Закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации на Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм возложены обязанности по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). Постановлением Правительства Свердловской области от 15.09.2008 №40817810604900317040 (ред. от 15.10.2009) "О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности в Свердловской области" органам местного самоуправления рекомендовано разработать планы мероприятий по обеспечению доступности для инвалидов среды жизнедеятельности; предусматривать средства при подготовке проектов бюджетов на создание условий доступности для инвалидов среды жизнедеятельности. В Сысертском городском округе такая программа не разработана и не действует. Считает требования прокурора законными и подлежащими удовлетворению. С учетом требований ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд определил рассмотреть дело при данной явке. Выслушав объяснения представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Статьей 15 Закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" на Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм возложены обязанности по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). Судом установлено, что Сысертской межрайонной прокуратурой в ходе проверки исполнения законодательства в сфере социальной защиты инвалидов были выявлены нарушения, в частности Администрацией Сысертского городского округа МУ «Информационно-расчетный центр» не установлен звонок вызова персонала, на входе в здание МУ «Информационно-расчетный центр» по адресу: <адрес> – крыльце не установлены поручни, а поручни на лестнице, ведущей на второй этаж здания не соответствуют требованиям законодательства и СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения". Постановлением Правительства РФ от 17.03.2011 N 175 утверждена государственная программа Российской Федерации программа «Доступная среда» на 2011-2015 годы, которая призвана комплексно решить важнейшие социальные задачи по созданию равных возможностей для инвалидов, а также иных маломобильных групп населения (лиц преклонного возраста, временно нетрудоспособных, беременных, людей с детскими колясками, детей дошкольного возраста) во всех сферах жизни общества путем обеспечения доступности физического, социального, экономического и культурного окружения. В Свердловской области также принята и утверждена целевая программа "Социальная защита населения и социальная поддержка инвалидов в Свердловской области" на 2011 – 2015 годы" (Постановление Правительства Свердловской области от 11.10.2010 N 1469-ПП (ред. от 27.05.2011). Постановлением Правительства Свердловской области от 15.09.2008 N 981-ПП (ред. от 15.10.2009) "О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности в Свердловской области" органам местного самоуправления рекомендовано разработать планы мероприятий по обеспечению доступности для инвалидов среды жизнедеятельности; предусматривать средства при подготовке проектов бюджетов на создание условий доступности для инвалидов среды жизнедеятельности. В судебном заседании установлено, что в нарушение требований ст. 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", п. 3 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ " Об общих принципах организации местного самоуправления", Постановления Правительства Свердловской области от 11.10.2010 № 1469-ПП утвердившего Областную целевую программу "Социальная защита населения и социальная поддержка инвалидов в Свердловской области" на 2011-2015 годы Администрацией Сысертского городского округа и МУ «Информационно-расчетный центр» не установлен звонок вызова персонала, на входе в здание МУ «Информационно-расчетный центр» по адресу: <адрес> – крыльце, не установлены поручни, а поручни на лестнице, ведущей на второй этаж здания не соответствуют требованиям законодательства и СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения". Согласно СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» п. 3.29. ширина пандуса при исключительно одностороннем движении должна быть не менее 1,0 м, в остальных случаях - принимать по ширине полосы движения согласно п. 3.18. Площадка на горизонтальном участке пандуса при прямом пути движения или на повороте должна быть глубиной не менее 1,5 м. п. 3.31. Следует предусматривать бортики высотой не менее 0,05 м по продольным краям маршей пандусов, а также вдоль кромки горизонтальных поверхностей при перепаде высот более 0,45 м для предотвращения соскальзывания трости или ноги, п. 3.32. Вдоль обеих сторон всех лестниц и пандусов, а также у всех перепадов высот более 0,45 м необходимо устанавливать ограждения с поручнями. Поручни пандусов следует, как правило, располагать на высоте 0,7 и 0,9м, у лестниц - на высоте 0,9 м, а в дошкольных учреждениях также и на высоте 0,5 м., п. 3.14. наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261. Пунктами 5.3.1-3.3.3 ГОСТ Р 51261 "Устройства опорные, стационарные, реабилитационные", утвержденным Постановлением Госстандарта России от 13.04.1999 №40817810604900317040 доступные для инвалидов лестницы на входе в здание и сооружения, а также внутри зданий и сооружений должны иметь по обеим сторонам и по всей длине ограждения с одиночными или парными поручнями. Поверхность лестничных поручней должна быть непрерывной по всей длине лестничного марша. Внутренние поручни должны иметь с обеих сторон участки, выходящей за пределы длины лестничного марша вверху, как минимум, на 300 мм и внизу как минимум на 300 мм Согласно п. 3 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения поселения относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности. В судебном заседании со стороны ответчиков не представлены доказательства об устранении выявленных в ходе проверки нарушений законодательства в сфере социальной защиты инвалидов. Применительно к зданиям и сооружениям, находящимся в муниципальной собственности, данная обязанность возлагается на муниципальные образования в лице органов местного самоуправления, в том числе и в отношении здания МУ «Информационно-расчетный центр». Учитывая вышеизложенное, суд считает заявленные требования Сысертского межрайонного прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 167, 194, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: Исковые требования Сысертского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Сысертского городского округа, МУ «Информационно-расчетный центр» о признании незаконными бездействия Администрации Сысертского городского округа, МУ «Информационно-расчетный центр» выразившиеся в несоблюдении требований законодательства в части обеспечения маломобильным группам населения беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, возложении обязанности принять меры для беспрепятственного доступа инвалидов в помещение МУ «Информационно-расчетный центр», удовлетворить. Признать незаконными бездействия Администрации Сысертского городского округа, МУ «Информационно-расчетный центр» выразившиеся в несоблюдении требований законодательства в части обеспечения маломобильным группам населения беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры. Обязать Администрацию Сысертского городского округа, МУ «Информационно-расчетный центр» оборудовать входное крыльцо в помещение МУ «Информационно-расчетный центр», расположенное по адресу: <адрес>, звонком вызова персонала, а также поручнями в соответствии с п. 3.14 СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения". Решение суда может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение десяти дней путем подачи жалобы через Сысертский районный суд. Судья: Бесова Е.В.