Оганесян к Горбатенко о признании права собственности на земельный участок и восстановлении границ



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12.08.2011 Сысертский районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Мурашова А.С., с участием истца Горбатенко О.П., представителя истца Кузьминых О.А., при секретаре Рыжове М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-491/2011 по иску Горбатенко Ольги Петровны к Оганесяну Карену Эдиковичу о признании недействительным свидетельства о государственной регистрации права собственности на земельный участок и восстановлении границ земельных участков,

установил:

Горбатенко О.П. обратилась в суд с иском к Оганесяну К.Э. о признании недействительным свидетельства о государственной регистрации права собственности на земельный участок и восстановлении границ земельных участков, указав в обоснование своих требований, что на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированного в Сысертском БТИ ДД.ММ.ГГГГ она является собственницей жилого <адрес>. В 2008 году она решила приватизировать земельный участок, расположенный по вышеуказанному адресу, для чего обратилась в <данные изъяты> для межевания земельного участка. <данные изъяты> провели обмеры земельного участка, выставили колышки-межевые знаки по границе, которая у нее существовала. После проведения геодезических работ она на основании договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ выкупила земельный участок у Сысертского городского округа, а затем получила свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.

В 2010 году, когда ответчик Оганесян К.Э. стал межевать свой земельный участок, расположенный в <адрес>, выяснилось, что собственнику соседнего земельного участка Оганесяну К.Э., передана в собственность часть принадлежащего ей земельного участка. Со слов геодезистов <данные изъяты> данная ошибка была допущена при промере фактических границ по заявлению ответчика. Кроме того, при обмерах земельного участка, проводимых ответчиком Оганесян К.Э. она не присутствовала и подпись в акте согласования границ не ставила.

Считает, что ответчику Оганесян К.Э. незаконно передана в собственность часть принадлежащего ей земельного участка, так как фактически граница их земельных участков не менялась с момента постройки жилого дома, о чем свидетельствует план объекта на 1962 год. Она пользовалась и пользуется участком по имеющейся границе. Лишь в 2010 году выяснилась ошибка геодезистов и ее постройки оказались расположенными на земельном участке ответчика. На просьбу переоформить документально ошибочно составленные документы ответчик переоформлять документы отказался.

В судебном заседании истец Горбатенко О.П. и ее представитель Кузьминых О.А. исковые требования поддержали, просили, с учетом уточненных исковых требований: Признать свидетельство о государственной регистрации права собственности на земельный участок площадью 600 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, выданное на имя Оганесян К.Э. недействительным;

Признать недействительным результаты межевания земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, проведенного <данные изъяты> в части установления смежной границы между земельными участками под <адрес>;

Обязать ответчика и Федеральную службу регистрации, кадастра и картографии исправить кадастровую ошибку, внесенную в сведения Государственного кадастра недвижимости на основании проведенного межевания <данные изъяты> в отношении границ и местоположения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> с кадастровым номером ;

Установить смежную границу между земельными участками и А, расположенными по адресу: <адрес>, в соответствии с материалами к межеванием, проведенным <данные изъяты>, по точкам Х74177,969, Y57601,737; Х74182,263, Y57612,211; Х74196,978, Y57644,678; X74103J99, Y57660,732; Х74207,660, Y57660,040.

Ответчик Оганесян К.Э. в судебное заседание не явился, на основании судебного поручения в Южно-уральский городской надлежащим образом извещен о дате рассмотрения дела, пояснил, что иск не признает, земельный участок был приобретен им на законных основаниях и было проведено межевание. Считает, что на его земельном участке расположена часть бани истицы.

Представители третьих лиц Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, Федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата» по Свердловской области, Администрации Сысертского городского округа, Бобровской сельской администрации и ООО "Рона" - в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Выслушав объяснения истца, его представителя и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации, нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае его самовольного занятия.

В силу статей 304, 305 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник либо лицо, владеющее имуществом по любому основанию, предусмотренному законом, может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Как предусмотрено ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, одним из способов защиты гражданских прав является восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Согласно ст. 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровой ошибкой является воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости.

Орган кадастрового учета при обнаружении кадастровой ошибки в сведениях принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки. Орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия данного решения, направляет его заинтересованным лицам или в соответствующие органы для исправления такой ошибки в предусмотренном ч. 4 ст. 28 Закона о кадастре порядке.

Кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со ст. 22 Закона о кадастре), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.

В случае если при установлении границ земельного участка возникает земельный спор, такой спор, в соответствии со ст. 64 Земельного кодекса Российской Федерации, решается только в судебном порядке.

На основании договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ Горбатенко О.П. является собственником земельного участка, расположенного в <адрес>, что также подтверждается свидетельством о государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ. Кадастровый номер участка . Категория земель: земли населенных пунктов. Разрешённое использование: для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок). Площадь: 1508 кв.м. (л.д. 119).

Также истец является собственником жилого <адрес>, расположенного по адресу: <адрес> на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированного в Сысертском БТИ ДД.ММ.ГГГГ.

Ответчику Оганесяну К.Э. принадлежит на праве собственности земельный участок, расположенный в <адрес>, под номером 25 А, на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 102). Площадь данного земельного участка с кадастровым номером составляет 600 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок).

Границы участков истца и ответчика установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.

Из представленной суду топографической съемки, выполненной ООО «Ракурс» (л.д. 144), видно, что обозначенные на ней границы земельного участка <адрес> по данным кадастрового учета накладывается на фактически существующий земельный участок под , принадлежащий истцу.

Указанная граница накладывается на постройки, принадлежащие истцу, которые были расположены на ее земельном участке еще в 1962 году, что подтверждается Техническим паспортом, составленным Сысертским БТИ по состоянию на 02.10.1985 (л.д. 40-42), и планом на 1962 год (л.д. 17).

Следовательно, установленная при межевании <данные изъяты>» в 2008 году граница земельного участка А по <адрес> в <адрес>, смежная с земельным участком под не соответствует фактически существующей смежной границе.

Наличие кадастровой ошибки также подтверждается справкой, выданной ООО «Рона», согласно которой в пунктах государственной геодезической сети, используемой для привязки земельных участков, существовала погрешность в координатах, которая обусловила расхождение в определении координат угловых точек границ земельных участков. В 2004 году институтом УралНИИгипрозем координаты съемочной сети пересчитаны. Ввиду этого возможно расхождение в координатах границ участков, в связи с чем требуется новое межевание данных земельных участков.

Более того, согласно заключения кадастрового инженера <данные изъяты> проводившего топографическую съемку земельного участка, принадлежащего истцу, по результатам топографической съемки видно, что при межевании земельного участка по адресу: <адрес>, границы и площадь участка, установленные в соответствии с действующим законодательством не соответствуют фактической границе и площади землепользования, что подтверждается топографическим планом земельного участка, поэтому есть необходимость исправлять кадастровую ошибку.

Таким образом, кадастровыми инженерами установлено, что фактические границы этих земельных участков отличаются от кадастровых.

Из представленных суду фотографий также видно, что границы земельных участков N 23 и 25А по существующему ограждению не соответствуют местоположению установленных границ по сведениям ГКН и по сведениям межевых дел. Поворотные точки спорных земельных участков не соответствуют поворотным точкам земельных участков по фактическому пользованию.

В связи с чем, учитывая, что координаты земельного участка, принадлежащего Ответчику, не соответствуют фактическому месту их расположения, суд на основании ст. 28 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" приходит к выводу, что при межевании земельного участка истца и ответчика при определении координат характерных точек границ земельного участка <данные изъяты> была допущена кадастровая ошибка, отраженная в землеустроительном деле и воспроизведенная в Государственном кадастре недвижимости, в связи с чем, иск Горбатенко О.П. о восстановлении нарушенного права на земельный участок путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права в порядке ст. 60 Земельного кодекса Российской Федерации суд находит подлежащим удовлетворению о признании недействительным результатов межевания земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> проведенного <данные изъяты> в части установления смежной границы между земельными участками под и А по <адрес>.

Согласно ст. 37 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в результате кадастровых работ заказчику передается, в том числе межевой план. Межевой план является необходимым документом для проведения кадастрового учета (п. 2 ч. 1 ст. 22 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости").

Межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках (ч. 1 ст. 38 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости"). Межевой план в качестве текстовой части должен содержать сведения о согласовании местоположения границ земельных участков в форме акта согласования местоположения таких границ (ч. 6 ст. 38 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости").

В рассматриваемом случае согласование с ответчиком границ участков является обязательной процедурой (чч. 1, 2, 3 ст. 39 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости").

В силу чч. 1, 2, 4, 5 ст. 40 указанного Федерального закона результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана. Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей, за исключением предусмотренного ч. 3 ст. 40 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" случая. Если местоположение соответствующих границ земельных участков не согласовано заинтересованным лицом или его представителем и такое лицо или его представитель представили в письменной форме возражения относительно данного согласования с обоснованием отказа в нем, в акт согласования местоположения границ вносятся записи о содержании указанных возражений. Представленные в письменной форме возражения прилагаются к межевому плану и являются его неотъемлемой частью (ч. 4 ст. 40 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости"). Споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном Земельным кодексом Российской Федерации порядке (Пункт 1 ст. 64 Земельного кодекса Российской Федерации).

Аналогичная норма (применительно к межевому плану) предусмотрена п. 2 ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". Согласно данной норме, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, с заявлением в орган кадастрового учета должны быть представлены следующие необходимые для кадастрового учета документы: межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со ст. 38 настоящего Федерального закона местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом настоящего пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ).

В силу ч. 9 ст. 38 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

При сопоставлении имеющихся в деле документов о ранее установленных границах участков истца и ответчика, которым границы земельного участка, находящегося при доме по указанному адресу, были установлены на местности, с планом земельного участка БТИ, с межевым планом земельного участка истца, выполненного ООО «Рона», следует вывод о том, что фактические границы участков не сместились по сравнению с ранее существовавшими границами. Площадь земельных участков соответствует правоустанавливающим документам, однако их кадастровые границы сдвинуты по сравнению с фактическими границами.

В связи с чем, суд находит исковые требования об установлении спорной смежной границы по результатам межевания, проведенного ООО «Ракурс» в 2011 году, по точкам Х74177,969, Y57601,737; Х74182,263, Y57612,211; Х74196,978, Y57644,678; X74103J99, Y57660,732; Х74207,660, Y57660,040, законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 197-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Признать недействительным результаты межевания земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>А, проведенного <данные изъяты> в части установления смежной границы между земельными участками под и А по <адрес>;

Обязать Оганесяна Карена Эдиковича исправить кадастровую ошибку, внесенную в сведения Государственного кадастра недвижимости на основании проведенного межевания <данные изъяты> в отношении границ и местоположения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> с кадастровым номером ;

Установить смежную границу между земельными участками и А, расположенными по адресу: <адрес>, в соответствии с материалами к межеванием, проведенным <данные изъяты> по точкам Х74177,969, Y57601,737; Х74182,263, Y57612,211; Х74196,978, Y57644,678; X74103J99, Y57660,732; Х74207,660, Y57660,040.

В остальной части иска отказать.

Данное решение является основанием для внесения изменений ЕГКН в части исключения из реестра сведений о площади 600 кв.м. на земельный участок с кадастровым номером , расположенный в <адрес>, принадлежащий на праве собственности Оганесяну К.Э.

Данное решение также является основанием для внесения изменений в Государственный земельный кадастр в части установления смежной границы между земельными участками под и А по <адрес>.

В остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение десяти дней с момента получения путём подачи жалобы через Сысертский районный суд.

Судья: Мурашов А.С.

Решение изготовлено 15.08.2011.