Кузнецов В.И. к ЗАО ` Энергомаш (Сысерть) - Уралгидромаш` о понуждении к заключению договора найма специализированного помещения



Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ Сысертский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Тимофеева Е. В., с участием истца Кузнецова В.И., представителя истца Губиной О. В., представителей ответчика Тихониной Н. Ф., Маминой С. А., третьего лица Кузнецовой Л. С., при секретаре Федотенко О. П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кузнецова ФИО8 к Закрытому акционерному обществу «Энергомаш (Сысерть) – Уралгидромаш» о понуждении к заключению договора найма специализированного жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Кузнецов В. И. обратился в суд с иском к Закрытому акционерному обществу «Энергомаш (Сысерть) – Уралгидромаш» о понуждении к заключению договора найма специализированного жилого помещения. В обоснование иска указано, что истец на основании трудового договора №40817810604900317040 от ДД.ММ.ГГГГ является работником ответчика. Трудовой договор заключен на неопределенный срок. Поскольку он является иногородним, на основании его заявления, ДД.ММ.ГГГГ истцу было предоставлено жилое помещение – комната №40817810604900317040 по адресу: <адрес>, по договору найма. В качестве члена семьи указана его супруга Кузнецова Л. С. Договор найма был заключен сроком по ДД.ММ.ГГГГ. Впоследствии этот договор был пролонгирован до ДД.ММ.ГГГГ. После этого, договор найма неоднократно заключался на новый срок, и всегда являлся краткосрочным, хотя истец с супругой непрерывно проживали в данной комнате. Последний договор найма №40817810604900317040 был заключен ДД.ММ.ГГГГ и закончился ДД.ММ.ГГГГ. Этим же числом закончилась и регистрация истца и его супруги по месту пребывания, а не жительства. ДД.ММ.ГГГГ, когда закончился договор найма №40817810604900317040 от ДД.ММ.ГГГГ, наймодатель не потребовал выселения, истец продолжил проживать в комнате №40817810604900317040, в которую были вселены ДД.ММ.ГГГГ. начиная с ДД.ММ.ГГГГ, истец с супругой проживают без оформления договоров найма, при этом, истец с супругой продолжает работать в ЗАО «Энергомаш (Сысерть)-Уралгидромаш» по настоящее время. После того, как истец ДД.ММ.ГГГГ по почте отправил заявление о продлении срока регистрации по месту жительства своей супруги, то ДД.ММ.ГГГГ получил уведомление, в котором говорится о повторном напоминании освобождения комнаты до ДД.ММ.ГГГГ. В качестве основания указаны: истечение срока договора найма и производственная необходимость на предприятии. Однако, ни одно из указанных оснований не предусмотрено заключенным договором найма, и прямо противоречит предмету договора и закону.

Кузнецов В. И. просил суд обязать ЗАО «Энергомаш (Сысерть)-Уралгидромаш» заключить с ним договор найма специализированного жилого помещения – комнаты №40817810604900317040, расположенной в общежитии по адресу: <адрес>, на период его работы в ЗАО «Энергомаш (Сысерть)-Уралгидромаш», указав в договоре в качестве члена семьи нанимателя супругу истца – Кузнецову Людмилу Сергеевну.

В судебном заседании истец Кузнецов В. И. поддержал заявленные ранее исковые требования, и, ссылаясь на изложенные в исковом заявлении обстоятельства, просил обязать ЗАО «Энергомаш (Сысерть)-Уралгидромаш» заключить с ним договор найма специализированного жилого помещения – комнаты №40817810604900317040, расположенной в общежитии по адресу: <адрес>, на период его работы в ЗАО «Энергомаш (Сысерть)-Уралгидромаш», указав в договоре в качестве члена семьи нанимателя супругу истца – Кузнецову Людмилу Сергеевну. Пояснил, что они с супругой до настоящего времени работают у ответчика. При трудоустройстве на работу, истцу была предоставлена комната в указанном общежитии. Заключалось несколько договоров найма, каждый раз не незначительный срок. По истечении последнего договора найма ДД.ММ.ГГГГ, истец просил зарегистрировать в общежитии свою супругу, так как ей необходимо получение медицинской помощи. Однако, вместо этого получил повторное уведомление о выселении из данного помещения. Первоначального уведомления не получал. Выселение мотивировано тем, что необходимо разместить приезжающих рабочих.

Представитель истца Губина О. В. в судебном заседании также поддержала заявленные исковые требования, и, просила суд обязать ЗАО «Энергомаш (Сысерть)-Уралгидромаш» заключить с истцом Кузнецовым В. И. договор найма специализированного жилого помещения – комнаты №40817810604900317040, расположенной в общежитии по адресу: <адрес>, на период его работы в ЗАО «Энергомаш (Сысерть)-Уралгидромаш», указав в договоре в качестве члена семьи нанимателя супругу истца – Кузнецову Людмилу Сергеевну. Пояснила, что по окончании договора найма комнаты в общежитии, ни одна из сторон не потребовала прекращения договора, в связи с чем, договор считает продленным на неопределенный срок. Истец и его супруга до настоящего времени продолжают являться работниками ответчика. Считает, что поскольку общежитие предоставляется на время работы, а истец работу у ответчика продолжает, то договор должен быть продлен.

Третье лицо на стороне истца – Кузнецова Л. С. в судебном заседании поддержала заявленные Кузнецовым В. И. исковые требования. Пояснила, что с истцом являются супругами, оба работают у ответчика. С ними неоднократно заключались договоры найма на незначительный срок. Такая практика существует в указанном общежитии.

Представители ответчика Мамина С. А., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, Тихонина Н. Ф., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании исковые требования не признали. Пояснили, что указанное помещение – общежитие по адресу: <адрес> не находится в собственности, или на каком-либо ином праве у ответчика. Ранее это помещение в соответствии с планом приватизации, не вошло в состав приватизируемого имущества другого юридического лица Уралэлектротяжмаш-Уралгидромаш, которое в настоящее время проходит процедуру банкротства. Муниципалитет также не принял данное помещение на баланс. В связи с этим, ответчиком были заключены договоры на потребление энергии, и ответчик использует данное помещение для предоставления своим работникам, но всегда на короткий срок. Но каких-либо прав на данное помещение не имеет. В связи с этим, на ответчика нельзя возложить обязанность по заключению договора найма данного помещения. При этом, в трудовом договоре с истцом отсутствует обязанность работодателя по предоставлению ему жилого помещения. Срок договора найма истек, обязанности по его заключению на новый срок у ответчика нет.

Выслушав лиц, участвующих в деле и их представителей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Как следует из трудового оговора №40817810604900317040 от ДД.ММ.ГГГГ, компания «Энергомаш (ЮК) Лимитед» филиал в <адрес> и Кузнецов В. И. заключили договор, в соответствии с которым истец принят на работу по профессии рубщик металла, 2 разряд. Договор является бессрочным и заключен с ДД.ММ.ГГГГ.

В дальнейшем, ОАО «Уралэлектротяжмаш-Уралгидромаш» (Наймодатель) и Кузнецов В. И. (Наниматель) ДД.ММ.ГГГГ заключили договор найма №40817810604900317040, согласно которому наймодатель при наличии свободных мест и согласно личного заявления Нанимателя, который является работником ОАО «УЭТМ-УГМ» или командирован для выполнения работ на ОАО «УЭТМ-УГМ» предоставит комнату в общежитии, именуемую в дальнейшем «помещение» для проживания в период работы или командировки. Согласно настоящему договору Нанимателю предоставляется помещение – комната №40817810604900317040. в соответствии с настоящим договором, помимо Нанимателя в помещении разрешается проживать следующим членам семьи: жена Кузнецова Л. С.

Согласно п. 3.1 данного договора, настоящий договор заключен до ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ между указанными в прежнем договоре лицами, был заключен договор найма №40817810604900317040 на аналогичных условиях, сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ.

Далее, уже между сторонами по настоящему делу – ЗАО «Энергомаш «Сысерть)-Уралгидромаш» был заключен договор найма №40817810604900317040 от ДД.ММ.ГГГГ на приведенных выше условиях, сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ.

Последний договор №40817810604900317040 был заключен между сторонами ДД.ММ.ГГГГ, по которому ЗАО «Энергомаш «Сысерть)-Уралгидромаш» обязался предоставить Кузнецову В. И. комнату №40817810604900317040 при наличии свободных мест и согласно личного заявления Нанимателя, который является работником ответчика или командирован для выполнения работ у ответчика для проживания в период работы или командировки. В соответствии с настоящим договором, помимо Нанимателя в помещении разрешается проживать следующим членам семьи: жена Кузнецова Л. С.

Согласно п. 3.1 данного договора, настоящий договор заключен до ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с уведомлением №40817810604900317040 от ДД.ММ.ГГГГ, Кузнецову В. И. повторно напоминается о необходимости освободить до ДД.ММ.ГГГГ временно предоставленную комнату в общежитии в связи с окончанием договора найма №40817810604900317040 от ДД.ММ.ГГГГ, и в связи с производственной необходимостью.

В соответствии с ч. 1 ст. 99 Жилищного Кодекса Российской Федерации, специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.

В силу положений ст. 100 Жилищного Кодекса Российской Федерации, по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона – собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне – гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем.

Договор найма специализированного жилого помещения заключается на основании решения о предоставлении такого помещения.

В договоре найма специализированного жилого помещения определяются предмет договора, права и обязанности сторон по пользованию специализированным жилым помещением.

На основании ст. 105 Жилищного Кодекса Российской Федерации, жилые помещения в общежитиях предоставляются из расчета не менее шести квадратных метров жилой площади на одного человека.

Договор найма жилого помещения в общежитии заключается на период трудовых отношений, прохождения службы или обучения. Прекращение трудовых отношений, учебы, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма жилого помещения в общежитии.

Таким образом, из указанных выше правовых норм усматривается, что договор найма специализированного жилого помещении заключается по решению собственника жилого помещения, или уполномоченного им лица.

Однако, в материалах дела не предоставлено доказательств того факта, что ответчик является указанным лицом – собственником жилого помещения, либо уполномочен собственником на представление указанных жилых помещений.

В соответствии с уведомлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ1, права на жилое помещение расположенное по адресу: <адрес> не зарегистрированы.

Таким образом, суд находит обоснованным довод представителей ответчика о том, что он не является законным владельцем указанным жилым помещением.

Кроме того, как уже указывалось выше, в договоре найма жилого помещения №40817810604900317040 от ДД.ММ.ГГГГ на который ссылается истец в обоснование своих требований, указан срок действия договора – до ДД.ММ.ГГГГ, и не предусмотрена пролонгация данного договора.

При этом, договором найма специализированного жилого помещения устанавливаются права и обязанности сторон (ст. 100 Жилищного Кодекса Российской Федерации).

В трудовом договоре, заключенном с истцом, ответчик не возлагает на себя обязанности по обеспечению Кузнецова В. И. жилым помещением.

Также, не имеется оснований, указанных в ст. 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, для понуждения ответчика к заключению договора найма специализированного жилого помещения.

Ссылка истца и его представителя на положения ст. 105 Жилищного Кодекса Российской Федерации, о том, что договор найма жилого помещения в общежитии заключается на период трудовых отношений, прохождения службы или обучения, и в связи с этим, с Кузнецовым В. И. должен быть заключен договор найма на срок его работы у ответчика, основан на неверном толковании указанной правовой нормы. Указанная правовая норма лишь устанавливает предельный срок для проживания работника в общежитии, и не означает обязанность работодателя обеспечить жилым помещением работника на весь период его работы, если такая обязанность не была добровольно на себя возложена самим работодателем.

При указанных обстоятельствах, у суда не имеется каких-либо законных оснований для удовлетворения исковых требований Кузнецова В. И. и возложении на ответчика обязанности по заключению с истцом договора найма специализированного жилого помещения. В связи с чем, суд считает необходимыми отказать Кузнецову В. И. в удовлетворении его исковых требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194, 197, 198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Кузнецова ФИО10 к Закрытому акционерному обществу «Энергомаш (Сысерть) – Уралгидромаш» о понуждении к заключению договора найма специализированного жилого помещения отказать.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд, путем подачи жалобы через Сысертский районный суд, в течение 10 суток с момента изготовления мотивированного решения суда.

Судья Е. В. Тимофеев.