РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 22.08.2011 Сысертский районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Мурашова А.С., с участием представителя ответчика Русских С.С., при секретаре Рыжове М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Свердловского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц и РФ в лице Департамента Федеральной службы в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Арамильского городского округа о возложении обязанности по разработке генеральной схемы очистки территории, установил: Свердловский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Арамильского городского округа о возложении обязанности по разработке генеральной схемы очистки территории, указав, что в ходе проверки, проведенной Свердловской межрайонной природоохранной прокуратурой по вопросу наличия в муниципальных образованиях санитарных схем очистки, установлено, что в Арамильском городском округе отсутствует схема санитарной очистки территории, проект схемы санитарной очистки территории Арамильского городского округа на согласование в Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора не представлялся. В соответствии со ст.2 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется данным федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами. Статья 8 Федерального закона N 89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относит организацию сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Данное положение закреплено также в ст.7 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п. 18 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», ст.5 Закона Свердловской области от 19.12.1997 N 77-03 «Об отходах производства и потребления» Также в соответствии с п. 12 ст.6 Устава Арамильского городского округа (Принят Решением Арамильской муниципальной Думы от 28 апреля 2005 г. N 15/10) организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов является вопросом местного значения. Согласно ст.22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. На территории Российской Федерации действуют санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы, утвержденные бывшими Госкомсанэпиднадзором России, Минздравом России и Минздравом СССР, в части, не противоречащей санитарному законодательству Российской Федерации. Указанные документы действуют впредь до отмены либо принятия новых нормативных правовых актов взамен существующих. В информационном письме Федеральной службы по надзор} в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 10 апреля 2007г. N 0100/3637-07-32 содержится перечень основных действующих нормативных и методических документов по коммунальной гигиене. В настоящее время действуют санитарные правила, закрепленные в СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» (утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 N 4690-88). В указанных правилах конкретизируются формы исполнения полномочий по организации сбора и вывоза отходов органами местного самоуправления. П. 1.4 данных правил устанавливает, что организация планово-регулярной системы и режим удаления бытовых отходов определяются на основании решений исполкомов городских Советов народных депутатов по представлению органов коммунального хозяйства и учреждений санитарно-эпидемиологической службы. В п.6.2 указано, что исполкомами юродских (районных) Советов народных депутатов утверждаются: титульный список улиц, площадей и проездов, подлежащих механизированной уборке, а также очередность их уборки в летний и зимний периоды года; нормы накопления твердых и жидких бытовых отходов на одного человека в год: список городских территорий, подлежащих уборке силами предприятий, организаций и ведомств: мероприятия по охране и зачтите окружающей среды от загрязнения, сохранению природных богатств: организации, ответственные за санитарное состояние набережных, садов, парков, скверов, пляжей, пешеходных переходов, служебно-технических зданий и сооружений, строительных площадок, торговых и зрелищных учреждений и др. Согласно п. 1.2 система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения: жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта, утвержденной решением Исполкома местного Совета народных депутатов. Генеральную схему санитарной очистки территории необходимо согласовывать с санитарно-эпидемиологической службой согласно требованию п.п. 1.6, 6.5 санитарных правил. Таким образом, в соответствии с санитарными правилами органы местного самоуправления обязаны разрабатывать специальный правовой акт устанавливающий систему сбора и вывоза отходов на территории данного муниципального образования Генеральную схему очистки территории, а также утверждать его в санитарно- эпидемиологической службе. Для определения положений данных санитарных правил, которые соответствуют законодательству РФ необходимо учитывать изменения, произошедшие в системе местных органов власти и государственных органов исполнительной власти со времени принятия данных санитарных правил. Указанные выше действия должны производиться органами местного самоуправления и органами государственной власти, существующими в настоящее время, в соответствии с их полномочиями. Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. осуществляющим функции но контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в настоящее время является Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителя в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004г. N 322 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека». На территории Арамильского городского округа указанные полномочия осуществляет Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в Сысертском районе и городе Арам иль. П.23 ст.31 Устава Арамильского городского округа относит организацию сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов к полномочиям Администрации городского округа. Для решения вопросов местного значения, органы местного самоуправления обладают набором полномочий, в том числе полномочиями по принятию в соответствие с п.3 ч.1 ст.43 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» муниципальных правовых актов. Следовательно, на Администрации Арамильского городского округа в соответствии с законодательством РФ лежит обязанность разработать Генеральную схему очистки территории Арамильского городского округа и согласовать ее с Территориальным отделом Управления Роснотребнадзора по Свердловской области в Сысертском районе и городе Арамиль. В соответствии со ст.42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст.8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека, на защиту окружающей среды от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью. Отсутствие Генеральной схемы очистки территории может привести к захламлению территории отходами, возникновению мест несанкционированного размещения отходов. Не производится расчет реального накопления твердых бытовых отходов, что может привести к резкому увеличению количества твердых бытовых отходов, переполнению контейнеров и загрязнению территории. Неисполнение органом местного самоуправления своих обязанностей по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора может привести к нарушению права неопределенного крута лиц на благоприятную окружающую среду, а также повлечь причинение вреда здоровью граждан, пребывающих на данной территории. Просят обязать Администрацию Арамильского городского округа разработать Генеральную схему очистки территории Арамильского городского округа и согласовать ее с Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в Сысертском районе и городе Арамиль в течение 4 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Свердловский межрайонный природоохранный прокурор просил о рассмотрении дела в его отсутствие. Исковые требования поддерживает в полном объеме. Представитель ответчика Русских С.С., действующая на основании доверенности № 3734 от 12.08.2011 в судебном заседании исковые требования признала, суду пояснила, что В целях реализации закрепленных за Администрацией Арамильского городского округа полномочий по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов Решением Арамильской муниципальной Думы от 22.12.2005г. №24/5 утверждены «Правила благоустройства и обеспечения санитарного содержания территорий, обращения с бытовыми отходами в Арамильском городском округе» (далее Правила). Правила разработаны в соответствии с требованиями Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131 -ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 24.06.1998 N 89 "Об отходах производства и потребления", Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучия населения", Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды". Областного закона от 19.12.1997 №77-03 «Об отходах производства и потребления», Постановления Правительства Свердловской области от 27.08.2003 №533-ГШ «О совершенствовании деятельности по обращению с бытовыми отходами», Санитарными правилами и нормами СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территории населенных мест", утвержденных Главным государственным санитарным врачом Минздрава СССР 05.08.1988, Санитарных правил «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. СанПин 2.1.7.1038-01», утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ от 30.05.2001г., «Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов», утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором РФ 04.12.1995 №13-742/469, Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», Устава Арамильского городского округа. Правила устанавливают единые и обязательные к использованию нормы и требования в сфере внешнего благоустройства, определенный порядок уборки и содержания городских территорий и территорий населенных пунктов, включая прилегающие к границам зданий и ограждений, а так же внутренние производственные территории, для всех юридических и физических лиц, являющихся пользователями или владельцами земель, зданий, строений и сооружений независимо от форм собственности, ведомственной принадлежности и гражданства. Устанавливают порядок обращения с отходами (сбор, хранение, использование, обезвреживание, транспортировку (перемещение), захоронение, переработку, проведение аналитических исследований), а так же порядок учета и контроля движения отходов на территории Арамильского городского округа. Разработка генеральной схемы очистки АГО на данный момент находится на стадии поиска организации, которая могла бы предоставить качественные услуги по разработке схемы. АГО приглашала три организации, предлагающие свои услуги по разработке схемы: Уральский НИИ коммунального хозяйства, ООО «Суэп -ЭкоПрофи», ООО «Институт проблем экологии и природопользования», в ходе собеседования с каждой из организаций был запрошен список городов в котором организации непосредственно разрабатывали схемы ген. очистки. Личный опрос по каждому городскому округу дает оценку низкого процента подписания конечного варианта в органах Роспотребнадзора - много ошибок обоснования выбора той или иной схемы и даже математические ошибки, низкий уровень исполнительности. Цена разработки данного проекта, по данным, предоставленным от организаций, варьируется от 200 до 400 тыс. рублей. Так же для разработки проекта геночистки в данный момент происходит наработка материалов для расчетов, за время отсутствия упорядоченной схемы генеральной очистки в Администрации наработано следующее: в декабре 2000 года создан МУП «АППТБО» основной целью деятельности которого является утилизация, складирование, перемещение, размещение, захоронение, уничтожение промышленных и иных отходов (кроме радиоактивных). Основные виды деятельности: сбор, вывоз и утилизация твердых бытовых отходов утилизация, складирование, перемещение, размещение, захоронение, уничтожение промышленных и иных отходов (кроме радиоактивных) (на основании Устава предприятия). Разработаны в соответствии с требованиями СанПин 42-128-4690-88 Правила по благоустройству и санитарному содержанию территорий, обращения с бытовыми отходами, утвержденные Арамильской муниципальной Думой № 24/5 от 22.12.2005. В октябре 2005 года на основании протокола совещаний на тему «Благоустройство» составлена Схема распределения территории общего пользования для уборки и благоустройства, согласно Правил по благоустройству в АГО, разработанных на основании Сан пПн 42-128-4690-88. В период с 2009-2010 года определена фактическая норма накопления твердых бытовых отходов, образующихся в результате деятельности населения, утверждены решением Арамильской муниципальной Думы № 32/5-7 от 26.11.2009 года. 01.04.2011 разработан График вывоза ТБО от частного сектора, согласованный главным санитарным врачом территориального Роспотребнадзора по Сысертскому району и г.Арамиль Т.А Константиновой. Многоквартирные дома обслуживает Управляющая компания «ЛИДЕР», заключившие договор на сбор и утилизацию ТБО ООО «Компания «Экосистема» Таким образом, полномочия Администрации Арамильского городского округа по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов исполняются в соответствии с вышеуказанными документами, права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду не нарушаются.В соответствии с п. 1.2 Санитарных правил и норм СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территории населенных мест" система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта, утвержденной решением Исполкома местного Совета народных депутатов. Согласно Постановлению Госстроя РФ от 21.08.2003 N 152 "Об утверждении "Методических рекомендаций о порядке разработки генеральных схем очистки территорий населенных пунктов Российской Федерации" генеральная схема очистки территорий населенных пунктов разрабатывается в составе градостроительной документации и утверждается органами местного самоуправления по согласованию с органами жилищно-коммунального хозяйства и санитарно-эпидемиологической службы. Согласно указанной Методике руководителям органов местного самоуправления -заказчикам генеральных планов городских и сельских поселений рекомендовано при подготовке заданий на разработку и корректировку градостроительной документации обеспечить наличие генеральных схем очистки территорий населенных пунктов Российской Федерации в составе генеральных планов (генеральная схема очистки - проект, направленный на решение комплекса работ по организации, сбору, удалению, обезвреживанию бытовых отходов и уборке городских территорий). Однако в Градостроительном кодексе Российской Федерации №190-ФЗ от 29.12.2004 понятие генеральная схема очистки территорий населенных пунктов не содержится и в составе градостроительной документации не предусмотрена. Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод, что генеральная схема очистки территории является не обязательным, а рекомендованным документом. Указанный документ Администрация Арамильского городского округа разрабатывать не отказывается, но для этого им необходим более длинный срок, который определяется "Методических рекомендаций о порядке разработки генеральных схем очистки территорий населенных пунктов Российской Федерации" и составляет как минимум 2 сезона (осень 2011г. и весна 2012г.). Представитель третьего лица Территориального отдела территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты права потребителей и благополучия человека по Свердловской области в Сысертском районе и городе Арамиль в судебное заседание не явились, о дне слушания извещены надлежащим образом. Суд определил рассмотреть дело при данной явке. Выслушав объяснения представителя ответчика и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Судом установлено, что в ходе проверки, проведенной Свердловской межрайонной природоохранной прокуратурой по вопросу наличия в муниципальных образованиях санитарных схем очистки, установлено, что в Арамильском городском округе отсутствует схема санитарной очистки территории, проект схемы санитарной очистки территории Арамильского городского округа на согласование в Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора не представлялся. В соответствии со ст.2 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется данным федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами. Статья 8 Федерального закона N 89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относит организацию сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Данное положение закреплено также в ст.7 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п. 18 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», ст.5 Закона Свердловской области от 19.12.1997 N 77-03 «Об отходах производства и потребления» Из пункта 12 статьи 6 Устава Арамильского городского округа (Принят Решением Арамильской муниципальной Думы от 28 апреля 2005 г. N 15/10) следует, что организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов является вопросом местного значения. Согласно ст.22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с генеральной схемой очистки населенного пункта, утвержденной решением органов местного самоуправления. Санитарные требования к содержанию территорий населенных мест установлены СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", утвержденными Минздравом СССР 5 августа 1988 г. N 4690-88. Генеральную схему санитарной очистки территории необходимо согласовывать с санитарно-эпидемиологической службой согласно требованию п.п. 1.6, 6.5 санитарных правил. Таким образом, в соответствии с санитарными правилами органы местного самоуправления обязаны разрабатывать специальный правовой акт устанавливающий систему сбора и вывоза отходов на территории данного муниципального образования Генеральную схему очистки территории, а также утверждать его в санитарно- эпидемиологической службе. Для определения положений данных санитарных правил, которые соответствуют законодательству РФ необходимо учитывать изменения, произошедшие в системе местных органов власти и государственных органов исполнительной власти со времени принятия данных санитарных правил. Указанные выше действия должны производиться органами местного самоуправления и органами государственной власти, существующими в настоящее время, в соответствии с их полномочиями. Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти осуществляющим функции но контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в настоящее время является Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителя в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004г. N 322 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека». На территории Арамильского городского округа указанные полномочия осуществляет Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в Сысертском районе и городе Арам иль. Пунктом 23 ст.31 Устава Арамильского городского округа относит организацию сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов к полномочиям Администрации городского округа. Для решения вопросов местного значения, органы местного самоуправления обладают набором полномочий, в том числе полномочиями по принятию в соответствие с п.3 ч.1 ст.43 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» муниципальных правовых актов. Из пункта 20 ч. 1 ст. 14 Федерального Закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" следует, что к вопросам местного значения относится утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории. В соответствии с п. 2 ст. 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации решение о подготовке проекта генерального плана, а также решение о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа. Таким образом, администрация Арамильского городского округа обязана принимать соответствующие меры, направленные на разработку Генеральной схемы очистки территории Арамильского городского округа и согласовать ее с Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в Сысертском районе и городе Арамиль. В соответствии со ст.42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст.8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека, на защиту окружающей среды от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью. Отсутствие Генеральной схемы очистки территории может привести к захламлению территории отходами, возникновению мест несанкционированного размещения отходов. Не производится расчет реального накопления твердых бытовых отходов, что может привести к резкому увеличению количества твердых бытовых отходов, переполнению контейнеров и загрязнению территории. При таких обстоятельствах неисполнение органом местного самоуправления своих обязанностей по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора может привести к нарушению права неопределенного крута лиц на благоприятную окружающую среду, а также повлечь причинение вреда здоровью граждан, пребывающих на данной территории. Вместе с тем принимая во внимание стоимость и объем работ суд считает возможность установить срок его выполнения доок до 01.04.2012. На основании изложенного, руководствуясь ст. 197-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил: иск Свердловского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц и РФ в лице Департамента Федеральной службы в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Арамильского городского округа о возложении обязанности по разработке генеральной схемы очистки территории удовлетворить. Обязать Администрацию Арамильского городского округа разработать Генеральную схему очистки территории Арамильского городского округа и согласовать ее с Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в Сысертском районе и городе Арамиль в срок до 01.04.2012. Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течении десяти дней со дня его получения в окончательной форме путем подачи жалобы через Сысертский районный суд. Судья Сысертского районного суда: Мурашов А.С.