РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 14 сентября 2011 года Сысертский районный федеральный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Бесовой Е.В., при секретаре Мирзиной С.А., с участием представителя заявителя помощника прокурора Сысертской межрайонной прокуратуры Кушманцева А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-864 по иску Сысертского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Сысертского городского округа, МУК «Сысертский городской центр досуга» о признании незаконными бездействия Администрации Сысертского городского округа, МУК «Сысертский городской центр досуга» выразившиеся в несоблюдении требований законодательства в части обеспечения маломобильным группам населения беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, возложении обязанности выделить на стоянке автотранспортных средств не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для бесплатной парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, путем обозначения выделенного места информационными дорожными знаками, предусмотренными Правилами дорожного движения, УСТАНОВИЛ: Сысертский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с указанным иском, в обоснование указав, что в нарушение требований ст. 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", п. 3 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ " Об общих принципах организации местного самоуправления", Постановления Правительства Свердловской области от 11.10.2010 № 1469-ПП утвердившего Областную целевую программу "Социальная защита населения и социальная поддержка инвалидов в Свердловской области" на 2011-2015 годы Администрацией Сысертского городского округа и МУК «Сысертский городской центр досуга» на стоянке около здания МУК «Сысертский городской центр досуга» – <адрес> не выделено ни одного места для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, не обеспечили условия для беспрепятственного доступа инвалидов, на крыльце входа в здание пандусы не соответствуют СНиП 35-01-2001 и ВСН 62-91. Контроль за соблюдением требований, обеспечивающих доступность объектов и услуг для инвалидов и других маломобильных групп населения, должен быть обеспечен федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальными образованиями в пределах их компетенции. В результате бездействий Администрации, Сысертского городского округа и МУК «Сысертский городской центр досуга» ущемляются гарантированные государством права инвалидов на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры, на необходимые условия для преодоления ограничений жизнедеятельности, на равные с другими гражданами возможности участия в жизни общества. Сысертский межрайонный прокурор просит признать незаконными бездействия Администрации Сысертского городского округа, МУК «Сысертский городской центр досуга» выразившиеся в несоблюдении требований законодательства в части обеспечения маломобильным группам населения беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, возложении обязанности выделить на стоянке автотранспортных средств не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для бесплатной парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, путем обозначения выделенного места информационными дорожными знаками, предусмотренными Правилами дорожного движения, принять меры к оборудованию пандуса входного крыльца в здание МУК «Сысертский городской центр досуга», расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с требованиями СНиП 35-01-2001 и ВСН 62-91. В судебном заседании представитель Сысертской межрайонной прокуратуры Кушманцев А.В., исковые требования поддержал в полном объеме, пояснения дал, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении. Представитель ответчика Администрации СГО, МУК «Сысертский городской центр досуга», в судебное заседание не явились, были извещены надлежащим образом. Причина неявки неизвестна. В письменном отзыве указано было при рассмотрении дела просили учесть, что о проверке проводимой прокуратурой, не уведомлялись, о результатах проведенной проверки извещены также не были. Предписания об устранении нарушения законодательства в адрес Администрации или руководителей учреждений не вносились. В случае возложения обязанности по обеспечению доступа маломобильных групп в здания, в которых расположены муниципальные учреждения, просили учесть тот факт, что в бюджете 2011 года отсутствуют средства для исполнения решения суда, бюджет был утверждён и принят в 2010 году. При обсуждении бюджета на 2012 год Администрацией будет внесено предложение в Думу Сысертского городского округа о выделении денежных средств на оборудование заданий муниципальных учреждений культуры средствами, способствующими беспрепятственному доступу в них маломобильным группам населения. Просили установить срок исполнения решения суда не ранее марта 2012. Представитель заинтересованного лица ТОИОГВ СО-УСЗН МСЗН СО по Сысертскому району в судебное заседание не явился, просили дело рассмотреть в их отсутствие, исковые требования прокурора поддерживают в полном объеме, в письменном отзыве указали, что в 2008 году Российская Федерация подписала Конвенцию о правах инвалидов от 13 декабря 2006 г., что является показателем готовности страны к формированию условий, направленных на соблюдение международных стандартов экономических, социальных, юридических и других прав инвалидов. Постановлением Правительства РФ от 17.03.2011 N 175 утверждена государственная программа Российской Федерации программа «Доступная среда» на 2011-2015 годы, которая призвана комплексно решить важнейшие социальные задачи по созданию равных возможностей для инвалидов, а также иных маломобильных групп населения (лиц преклонного возраста, временно нетрудоспособных, беременных, людей с детскими колясками, детей дошкольного возраста) во всех сферах жизни общества путем обеспечения доступности физического, социального, экономического и культурного окружения. В Свердловской области также принята и утверждена целевая программа "Социальная защита населения и социальная поддержка инвалидов в Свердловской области" на 2011 – 2015 годы" (Постановление Правительства Свердловской области от 11.10.2010 N 1469-ПП (ред. от 27.05.2011). Статьей 15 Закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации на Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм возложены обязанности по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). Этой же статьей предусмотрено выделение на каждой стоянке (остановке) автотранспортных средств, в том числе около предприятий торговли, сферы услуг, медицинских, спортивных и культурно-зрелищных учреждений не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, которые не должны занимать иные транспортные средства. Постановлением Правительства Свердловской области от 15.09.2008 N 981-ПП (ред. от 15.10.2009) "О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности в Свердловской области" органам местного самоуправления рекомендовано разработать планы мероприятий по обеспечению доступности для инвалидов среды жизнедеятельности; предусматривать средства при подготовке проектов бюджетов на создание условий доступности для инвалидов среды жизнедеятельности. В Сысертском городском округе такая программа не разработана и не действует. С учетом требований ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд определил рассмотреть дело при данной явке. Выслушав объяснения представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Статьей 15 Закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" на Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм возложены обязанности по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). Этой же статьей предусмотрено выделение на каждой стоянке (остановке) автотранспортных средств, в том числе около предприятий торговли, сферы услуг, медицинских, спортивных и культурно-зрелищных учреждений не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, которые не должны занимать иные транспортные средства. Судом установлено, что Сысертской межрайонной прокуратурой в ходе проверки исполнения законодательства в сфере социальной защиты инвалидов были выявлены нарушения, в частности Администрацией Сысертского городского округа и МУК «Сысертский городской центр досуга» на стоянке около здания МУК «Сысертский городской центр досуга»– <адрес> не выделено ни одного места для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, не обеспечили условия для беспрепятственного доступа инвалидов, пандус входного крыльца в здание МУК «Сысертский городской центр досуга», расположенного по адресу: <адрес>, не соответствует требованиям СНиП 35-01-2001 и ВСН 62-91. Постановлением Правительства РФ от 17.03.2011 N 175 утверждена государственная программа Российской Федерации программа «Доступная среда» на 2011-2015 годы, которая призвана комплексно решить важнейшие социальные задачи по созданию равных возможностей для инвалидов, а также иных маломобильных групп населения (лиц преклонного возраста, временно нетрудоспособных, беременных, людей с детскими колясками, детей дошкольного возраста) во всех сферах жизни общества путем обеспечения доступности физического, социального, экономического и культурного окружения. В Свердловской области также принята и утверждена целевая программа "Социальная защита населения и социальная поддержка инвалидов в Свердловской области" на 2011 – 2015 годы" (Постановление Правительства Свердловской области от 11.10.2010 N 1469-ПП (ред. от 27.05.2011). Постановлением Правительства Свердловской области от 15.09.2008 N 981-ПП (ред. от 15.10.2009) "О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности в Свердловской области" органам местного самоуправления рекомендовано разработать планы мероприятий по обеспечению доступности для инвалидов среды жизнедеятельности; предусматривать средства при подготовке проектов бюджетов на создание условий доступности для инвалидов среды жизнедеятельности. В судебном заседании установлено, что в нарушение требований ст. 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", п. 3 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ " Об общих принципах организации местного самоуправления", Постановления Правительства Свердловской области от 11.10.2010 № 1469-ПП утвердившего Областную целевую программу "Социальная защита населения и социальная поддержка инвалидов в Свердловской области" на 2011-2015 годы Администрацией Сысертского городского округа и МУК «Сысертский городской центр досуга» на стоянке около здания МУК «Сысертский городской центр досуга»– <адрес> не выделено ни одного места для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов. Однако, принимая во внимание справку ОГИБДД МО МВД России «Сысертский» о том, что дислокация размещения средств организации дорожного движения (дорожных знаков, направляющих устройств, горизонтальной дорожной разметки) на территории Сысертского городского округа отсутствует, в связи с этим, суд считает, что в удовлетворении требований о возложении обязанности на Администрацию Сысертского городского округа, МУК «Сысертский городской центр досуга» выделить на стоянке около здания МУК «Сысертский городской центр досуга» автотранспортных средств не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для бесплатной парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, путем обозначения выделенного места информационными дорожными знаками, предусмотренными Правилами дорожного движения следует отказать. Кроме того, ответчиками не обеспечены условия для беспрепятственного доступа инвалидов, а именно пандус входного крыльца в здание МУК «Сысертский городской центр досуга», расположенного по адресу: <адрес>, не соответствует требованиям СНиП 35-01-2001 и ВСН 62-91. Строительные нормы и правила 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденные постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 16 июля 2001 г. № 73, в части требований к зданиям, сооружениям и их участкам также предусматривают, что лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема. В соответствии с п. 3.14 СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261. п. 2.5.1 ВСН 62-91 «Проектирование среды жизнедеятельности с учетом потребностей инвалидов и маломобильных групп населения» предусмотрено, что в местах перепада уровней, превышающего 4 см. между горизонтальными участками пешеходных путей или пола и зданиях и сооружениях следует предусматривать устройство пандусов и лестниц. Конструкции пандусов и их ограждений следует выполнять из несгораемых материалов с пределом огнестойкости не менее 2 ч. Уклон каждого марша пандуса в зависимости от его длины не должен превышать величин, указанных в приложении. В начале и конце каждого подъема пандуса следует устраивать горизонтальные площадки шириной не менее ширины пандуса и длиной не менее 1,5 м. п. 3.29. ширина пандуса при исключительно одностороннем движении должна быть не менее 1,0 м, в остальных случаях - принимать по ширине полосы движения согласно 3.18. Площадка на горизонтальном участке пандуса при прямом пути движения или на повороте должна быть глубиной не менее 1,5 м. 3.31. Следует предусматривать бортики высотой не менее 0,05 м по продольным краям маршей пандусов, а также вдоль кромки горизонтальных поверхностей при перепаде высот более 0,45 м для предотвращения соскальзывания трости или ноги. 3.32. Вдоль обеих сторон всех лестниц и пандусов, а также у всех перепадов высот более 0,45 м необходимо устанавливать ограждения с поручнями. Поручни пандусов следует, как правило, располагать на высоте 0,7 и 0,9м, у лестниц - на высоте 0,9 м, а в дошкольных учреждениях также и на высоте 0,5 м. Согласно п. 3 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения поселения относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности. В судебном заседании со стороны ответчиков не представлены доказательства об устранении выявленных в ходе проверки нарушений законодательства по оборудованию входного крыльца в здание МУК «Сысертский городской центр досуга», расположенного по адресу: <адрес>, пандусом согласно требованиям СНиП 35-01-2001 и ВСН 62-91. Применительно к зданиям и сооружениям, находящимся в муниципальной собственности, данная обязанность возлагается на муниципальные образования в лице органов местного самоуправления, в том числе и в отношении здания МУК «Сысертский городской центр досуга», в связи с чем требования прокурора в данной части подлежат удовлетворению. Учитывая вышеизложенное, суд считает заявленные требования Сысертского межрайонного прокурора подлежат удовлетворению частично. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 167, 194, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: Исковые требования Сысертского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Сысертского городского округа, МУК «Сысертский городской центр досуга» о признании незаконными бездействия Администрации Сысертского городского округа, МУК «Сысертский городской центр досуга» выразившиеся в несоблюдении требований законодательства в части обеспечения маломобильным группам населения беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, возложении обязанности выделить на стоянке автотранспортных средств не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для бесплатной парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, путем обозначения выделенного места информационными дорожными знаками, предусмотренными Правилами дорожного движения, удовлетворить частично. Признать незаконными бездействия Администрации Сысертского городского округа, МУК «Сысертский городской центр досуга» выразившиеся в несоблюдении требований законодательства в части обеспечения маломобильным группам населения беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры. Возложить на Администрацию Сысертского городского округа, МУК «Сысертский городской центр досуга» оборудовать пандус входного крыльца в здание МУК «Сысертский городской центр досуга», расположенное по адресу: <адрес> в соответствии с требованиями СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» и ВСН 62-91 «Проектирование среды жизнедеятельности с учетом потребностей инвалидов и маломобильных групп населения». В удовлетворении остальной части исковых требований отказать. Решение суда может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение десяти дней путем подачи жалобы через Сысертский районный суд. Судья: Бесова Е.В.