РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 22.09.2011 Сысертский районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Мурашова А.С., с участием помощника Сысертского межрайонного прокурора Кадочниковой Е.Н., представителей третьих лиц Никольской сельской администрации Сазонова А.В. и ГУ 24 отряда ФПС по Свердловской области МЧС России Башкова В.В., при секретаре Рыжове М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сысертского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Сысертского городского округа о возложении обязанности произвести ремонт (замену) пожарного гидранта и произвести оборудование водонапорной башни, УСТАНОВИЛ: Сысертский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Сысертского городского округа о возложении обязанности произвести ремонт (замену) пожарного гидранта и произвести оборудование водонапорной башни, указав, что Сысертской межрайонной прокуратурой проведена проверка пожарной безопасности на территории Сысертского городского округа, в ходе которой были выявлены нарушения прав граждан. В течение 2010 годов сотрудниками отдела государственного надзора Сысертского района МЧС РФ проводились проверки наружного противопожарного водоснабжения на территории округа, в том числе на территории Никольской сельской администрации. В ходе данных проверок выявлялись нарушения, для устранения которых на имя главы округа вносились представления. Кроме этого на заседаниях комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности, которые проводились в 2010 году, также рассматривались вопросы об устранении имеющихся нарушений наружного противопожарного водоснабжения. Так, на заседании комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности, состоявшемся 26.04.2010 и 29.10.2010 было принято решение об оборудовании всех водонапорных башен для забора воды пожарной территории всех сельских времени данное решение не оборудовании всех водонапорных башен техникой в любое время суток, на территории всех сельских администраций. Однако до настоящего данное решение не исполнено, должностными лицами администрации Сысертского городского округа контроль за исполнением решения КЧС и ПБ не осуществляется. В <адрес> неисправен пожарный гидрант, расположенный по <адрес> (напротив сельской администрации), что является нарушением требований п. 89 Правил пожарной безопасности 01-03, в соответствии с которым пожарные гидранты должны находиться в исправном состоянии, а в зимнее время должны быть утеплены и очищены от снега и льда. В <адрес> имеется водонапорная башня, которая не приспособлена для забора воды пожарной техникой, что является нарушением требований п. 95 Правил пожарной безопасности 01-03, в соответствии с которым водонапорные башни должны быть приспособлены для отбора воды пожарной техникой в любое время года. В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 16 Федерального закона № 131 (в редакции от 27.12.2009) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится - обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа, то есть разработка и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности, в том числе реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров. Кроме этого, в соответствии со ст. 19 Федерального закона № 69 от 21.12.1994 «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся, в том числе, создание в целях пожаротушения условий забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения и противопожарным инвентарем. Бездействие администрации Сысертского городского округа, выразившиеся в непринятии мер по обеспечению первичных мер пожарной безопасности ставить под угрозу пожарную безопасность населенного пункта и округа в целом, а также благополучие и безопасность населения Никольской сельской администрации. Сысерсткий межрайонный прокурор просил обязать администрацию Сысертского городского округа произвести ремонт (замену) пожарного гидранта, расположенного по <адрес>, в <адрес>, (напротив сельской администрации), а также обязать администрацию Сысертского городского округа произвести оборудование водонапорной башни, расположенной в <адрес>, приспособлениями для заправки водой пожарной техники. В судебном заседании помощник Сысертского межрайонного прокурора Кадочникова Е.Н. от исковых требований в части возложения обязанности на Администрацию Сысертского городского округа произвести ремонт (замену) пожарного гидранта, расположенного по <адрес>, в <адрес>, (напротив сельской администрации) отказалась, в данной части производство по делу прекращено. Исковые требования о возложении обязанности на Администрацию Сысертского городского округа произвести оборудование водонапорной башни, расположенной в <адрес>, приспособлениями для заправки водой пожарной техники поддержала в полном объеме. Представитель третьего лица Никольской сельской администрации Сазонов А.В. в судебном заседании против исковых требований не возражал, суду пояснил, что в настоящее время не имеется средств для оборудования водонапорной башни, расположенной в <адрес>, приспособлениями для заправки водой пожарной техники. Пожарная техника набирает воду в водоеме. Представитель заинтересованного лица – Государственного учреждения «24 отряд Федеральной противопожарной службы по <адрес>» Башков В.В. в судебном заседании поддержал заявленные прокурором требования. Представитель ответчика Администрации Сысертского городского округа в судебное заседание не явился, причина неявки неизвестна. О времени и месте судебного заседания были извещены надлежащим образом. Выслушав объяснения сторон и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии с протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ заседания комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности Сысертского городского округа решено на территории сельских администраций оборудовать водонапорные бани для забора воды пожарной техники в любое время суток. Кроме того, протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ заседания комиссии по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Сысертского городского округа решено на территории сельских администраций оборудовать все водонапорные башни для забора воды пожарной техникой в любое время суток (<адрес>). В соответствии с представлением государственного учреждения «24 отряд Федеральной противопожарной службы по Свердловской области» от ДД.ММ.ГГГГ № в мае на территории Сысертского городского округа проведена проверка источников противопожарного водоснабжения. В ходе проверки установлено, что необходимо оборудовать водонапорную башню для забора воды пожарным автомобилям в <адрес>. Данное представление направлялось главе администрации Сысертского городского округа ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, судом установлено, что на территории <адрес> в течение длительного времени водонапорная башня не оборудована приспособлениями для заправки водой пожарной техники. Пунктом 95 Правил пожарной безопасности 01-03, утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N 313 установлено, что водонапорные башни должны быть приспособлены для отбора воды пожарной техникой в любое время года. В соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 16 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского округа относятся: обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа. Согласно ст. 1 Федерального закона Российской Федерации от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности», первичные меры пожарной безопасности – реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров. Как следует из положений ст. 19 Федерального закона Российской Федерации от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности», к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности. К полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности. Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления. На основании ч. 4 ст. 6 Федерального закона Российской Федерации от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 настоящего Федерального закона. В соответствии с положениями ст. 63 Федерального закона Российской Федерации от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в том числе и реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; а также разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности. Таким образом, судом установлено, что к обязанностям муниципального образования – в данном случае Администрации Сысертского городского округа, относится принятие мер по обеспечению первичных мер пожарной безопасности, в частности оборудование водонапорной башни приспособлениями для забора воды. При этом, как уже указывалось выше, данная обязанность Администрацией Сысертского городского округа в течение длительного времени не исполняется надлежащим образом, что создает угрозу причинения значительного материального ущерба при пожаре, ставит под угрозу жизни и здоровье неограниченного круга лиц. В соответствии с положениями ст. 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему. Согласно ст. 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина. Как следует из положений ст. 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в порядке, предусмотренном главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, если такими решениями, действиями (бездействием) нарушены права и свободы этих лиц, созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод или на них незаконно возложена какая-либо обязанность. Данная правовая позиция отражена в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих». Согласно ст. 249 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие). Поскольку Администрацией Сысертского городского округа не предоставлено доказательств законности бездействия по непринятию мер по обеспечению первичных мер пожарной безопасности <адрес>, суд считает, что требования Сысертского межрайонного прокурора подлежат удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст. 197-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: иск Сысертского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Сысертского городского округа о возложении обязанности произвести оборудование водонапорной башни удовлетворить. Обязать Администрацию Сысертского городского округа произвести оборудование водонапорной башни, расположенной в <адрес>, приспособлениями для отбора воды пожарной техникой. Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение десяти дней с момента получения путём подачи жалобы через Сысертский районный суд. Судья: Мурашов А.С.