РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 26.09.2011 Сысертский районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Мурашова А.С., с участием помощника прокурора Кадочниковой Е.Н., представителя ответчика Пановой Т.А., представителя третьего лица Мезенова С.С., при секретаре Рыжове М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1096/2011 по иску Сысертского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к УМП ЖКХ п.Бобровский о возложении обязанности получить разрешение на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (водные объекты) и решение о предоставлении водного объекта в пользование, установил: Сысертский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к УМП ЖКХ п.Бобровский о возложении обязанности получить разрешение на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (водные объекты) и решение о предоставлении водного объекта в пользование, указав, что Сысертской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства в деятельности УМП ЖКХ п. Бобровский по эксплуатации очистных сооружений, расположенных в <адрес>. В силу ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон), хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды. Часть 1 статьи 44 Водного кодекса предусматривает, что использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды. Согласно ч.1 ст.23 Закона, для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов устанавливаются нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов. В соответствии с ч.4 указанной статьи Закона, сбросы химических веществ, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды. В силу ч.2 ст. 11 Водного кодекса водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для сброса сточных вод на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование. Согласно ч.2 ст.22 Водного кодекса предоставление водных объектов в пользование осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления. УМП ЖКХ п. Бобровский оказывает услуги по водоотведению жителям п. Бобровский. Данному предприятию передан в хозяйственное ведение комплекс очистных сооружений, расположенный в <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 30.04.2009 УМП ЖКХ п. Бобровский осуществляется прием, очистка хозяйственно-бытовых стоков, сброс сточных вод с очистных сооружений в реку Исеть. В нарушении вышеуказанных требований, у УМП ЖКХ п. Бобровский отсутствует разрешение на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (водные объекты) и решение о предоставлении водного объекта в пользование. В соответствии со ст. 42 Конституции РФ, ст. 8 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Осуществление УМП ЖКХ п. Бобровский деятельности по сбросу сточных вод с очистных сооружений в отсутствие указанной выше разрешительной документации ведёт к бесконтрольному использованию водного объекта, опасности причинения вреда окружающей среде, нарушению указанных прав граждан. Тем самым также нарушаются интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов. Статья 12 Гражданского кодекса РФ признает одним из способов защиты гражданских прав восстановление положения, существовавшего до нарушения права, пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, принуждение к исполнению обязанности в натуре. В судебном заседании помощник Сысертского межрайонного прокурора ФИО3 заявленные требования поддержала, просила обязать УМП ЖКХ <адрес> получить разрешение на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (водные объекты) и решение о предоставлении водного объекта в пользование. Представитель ответчика УМП ЖКХ п. Бобровский Панова Т.А., действующая на основании доверенности № 4 от 11.01.2011, в судебном заседании исковые требования признала, суду пояснила, что 03.03.2010 заключен договор с <данные изъяты> на разработку проекта НДС и согласования проекта с контролирующими организациями. В настоящее время проект корректируется. В судебном заседании представитель третьего лица Уральского управления Ростехнадзора РФ Мезенов С.В., действующий на основании доверенности № 54 от 23.06.2011, против исковых требований не возражал, суду пояснил, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 № 844 «О порядке подготовке и применения решения о предоставлении водного объекта в пользование» для получения решения о предоставлении водного объекта в пользование необходимо предоставить заявление в установленной форме с приложением документов. Согласно п. 11 вышеуказанного Постановления Правительства РФ от 30.12.2006 необходимо предоставить расчет и обоснование заявленного объекта сброса и (или) дренажных вод и показателей их качества, требуемым расчетом является проект Нормативов Допустимых Сбросов (проект НДС). С целью разработки проекта НДС 03.03.2010 между УМП ЖКХ пос.Бобровский и <данные изъяты> был заключен договор на разработку проекта НДС и согласование проекта с контролирующими организациями. В ноябре 2010 г. проект был отправлен на согласование в следующие организации: Территориальный отдел Управления Роспортребнадзора по Свердловской области в Сысертском районе и городе Арамиль; Уральское межрегиональное территориальное управление Федеральной службы по гидрометиарологии и мониторингу окружающей среды; Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому Федеральному округу. Всеми вышеперечисленными контролирующими организациями были даны отказы в согласовании. В настоящее время проект корректируется в соответствии с выявленными недочетами. В связи с неготовностью проекта НДС собрать весь пакет документов для подачи заявления нет возможности, заявление для получения решения о предоставлении водного объекта в пользование будет подано в Росприроднадзор сразу после согласования проекта НДС. Для контроля качества сточных вод и недопущения вредного воздействия на окружающую среду между УМП ЖКХ пос.Бобровский и Филиал Федерального государственного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиалогии в Свердловской области в Сысертском районе и городе Арамиль» Аккредитованный Испытытельный центр, был заключен договор на проведение лабораторных испытаний качества сточных вод. В результате испытаний выявлено, что за время нахождения очистных сооружений в соответствии УМП ЖКХ пос.Бобровский сбросы сточных вод соответствовали требованиям СанПиН 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод». Выслушав объяснения сторон и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии со ст. 39, 173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд принимает признание иска ответчиком, так как считает, что признание иска ответчиком в этой части не противоречит закону и не нарушает права или охраняемые законом интересы других лиц. Из ч. 3 ст. 173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации следует, что при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований. Согласно ч. 1 ст. 8 Водного кодекса Российской Федерации водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных законом. В силу ч.2 ст. 11 Водного кодекса водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для сброса сточных вод на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование. Статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон) предусмотрено, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды. На основании ч.1 ст.23 Закона, для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов устанавливаются нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов. В соответствии с ч.4 указанной статьи Закона, сбросы химических веществ, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды. В силу ч. ч. 1, 3 ст. 22 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются, нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в том числе, нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов; за превышение установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду субъекты хозяйственной и иной деятельности в зависимости от причиненного окружающей среде вреда несут ответственность в соответствии с законодательством. Согласно ч.2 ст.22 Водного кодекса предоставление водных объектов в пользование осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления. Правила водопользования установлены главой 5 Водного кодекса Российской Федерации, согласно которой использование водных объектов для целей сброса сточных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных Водным кодексом Российской Федерации и законодательством в области охраны окружающей среды (ч. 1 ст. 44 Водного кодекса Российской Федерации). Судом установлено, что УМП ЖКХ п. Бобровский оказывает услуги по водоотведению жителям п. Бобровский. Данному предприятию передан в хозяйственное ведение комплекс очистных сооружений, расположенный в <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 30.04.2009 УМП ЖКХ п. Бобровский осуществляется прием, очистка хозяйственно-бытовых стоков, сброс сточных вод с очистных сооружений в реку Исеть. Однако, в нарушение вышеуказанных требований, у УМП ЖКХ п. Бобровский отсутствует разрешение на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (водные объекты) и решение о предоставлении водного объекта в пользование. Отсутствие у ответчика разрешительной документации ведёт к бесконтрольному использованию водного объекта, опасности причинения вреда окружающей среде, нарушению указанных прав граждан. Тем самым также нарушаются интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов. В соответствии со ст. 42 Конституции РФ, ст. 8 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Статья 12 Гражданского кодекса РФ признает одним из способов защиты гражданских прав восстановление положения, существовавшего до нарушения права, пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, принуждение к исполнению обязанности в натуре. При таких обстоятельствах осуществление УМП ЖКХ Бобровский деятельности по сбросу сточных вод с очистных сооружений в отсутствие разрешительной документации может привести к нарушению права неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду. На основании изложенного, руководствуясь ст. 197-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил: иск Сысертского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к УМП ЖКХ п.Бобровский о возложении обязанности получить разрешение на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (водные объекты) и решение о предоставлении водного объекта в пользование удовлетворить. Обязать УМП ЖКХ п. Бобровский получить разрешение на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (водные объекты) и решение о предоставлении водного объекта в пользование. Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течении десяти дней со дня его получения в окончательной форме путем подачи жалобы через Сысертский районный суд. Судья Сысертского районного суда: Мурашов А.С.