РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 26.09.2011 Сысертский районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Мурашова А.С., с участием помощника прокурора Русиновой М.А., представителя ответчика Администрации Сысертского городского округа Ивиной Е.П., при секретаре Рыжове М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Свердловского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Сысертского городского округа о возложении обязанности организовать ликвидацию несанкционированной свалки твердых бытовых отходов, установил: Свердловский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Сысертского городского округа о возложении обязанности организовать ликвидацию несанкционированной свалки твердых бытовых отходов, указав, что Свердловской межрайонной природоохранной прокуратурой в связи с обращением председателя Свердловской областной экологической организации «Родной Урал» Юрчикова К.А. проведена проверка соблюдения законодательства об обращении с отходами производства и потребления на территории с.Черданцево Сысертского городского округа. 29.06.2011 ведущим специалистом-экологом экспертного отдела СОГУ «Центр экологического мониторинга и контроля» проведено обследование территории с.Черданцево Сысертского ГО (экспертное заключение №123 от 29.06.2011). В ходе обследования установлено, что на территории Кашинской сельской администрации Сысертского района Свердловской области, в районе с.Черданцево, в 600 м от жилья, организована свалка твердых бытовых отходов. Координаты свалки: северная широта - N 56°35,385", восточная долгота - Е60°57,568". Свалка расположена на территории земельного участка по периметру примыкающего к заброшенному карьеру общераспространенных полезных ископаемых. Свалка примыкает к лесным насаждениям, с 2-х сторон расположены сельскохозяйственные поля. На свалке размещены следующие виды отходов производства и потребления: отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные); отходы из жилищ крупногабаритные; отходы сучьев, ветвей; отходы упаковочного картона и деревянная невозвратная тара; пластиковая и стеклянная тара; отходы полиэтилена в виде пленки; отходы от обработки древесины; мусор строительный от разборки зданий; бой железобетонных изделий, отходы железобетона в кусковой форме; бой кирпичной кладки при ремонте зданий и сооружений; отходы асбоцемента в кусковой форме; вскрышные породы; ботва от корнеплодов, другие подобные растительные остатки при выращивании овощей, загрязненные землей; отходы производства пищевых продуктов (корнеплоды редьки); покрышки отработанные. Фактическая площадь свалки 3,5 га. Количество размещенных отходов порядка 2500 мЗ. В соответствии с требованиями статьи 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека. Согласно требованиям статьи 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. В статье 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» указано, что к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Согласно п.п.10,11 ст.6 Устава муниципального образования «Сысертский городской округ», утвержденного Решением Сысертского районного совета от 16.06.2005 №81, к вопросам местного значения муниципального образования относятся: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального образования; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. В нарушение данных требований природоохранного законодательства, до настоящего времени органами местного самоуправления муниципального образования «Сысертский городской округ» в лице администрации городского округа не организована ликвидация несанкционированной свалки, расположенной на территории с.Черданцево Сысертского городского округа. Наличие несанкционированной свалки, бездействие органов местного самоуправления по ее своевременному выявлению и ликвидации, отсутствие организации сбора, вывоза, утилизации и переработки отходов в местах проживания людей, способно повлечь загрязнение природной среды, распространение инфекционных заболеваний и иные тяжкие последствия, что нарушает конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду (ст. 42 Конституции РФ и п.1 ст.11 ФЗ «Об охране окружающей среды»). Стать 12 Гражданского кодекса РФ признает одним из способов защиты гражданских прав восстановление положения, существовавшего до нарушения права, пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, принуждение к исполнению обязанности в натуре. В судебном заседании помощник Свердловского межрайонного природоохранного прокурора Русинова М.А. заявленные требования поддержала, просила признать незаконным бездействие администрации Сысертского городского округа, выразившееся в непринятии мер по надлежащей организации сбора, вывоза, утилизации и переработки промышленных и бытовых отходов на территории с.Черданцево; Обязать администрацию Сысертского городского округа организовать ликвидацию и утилизацию в соответствии с требованиями действующего законодательства об отходах производства и потребления несанкционированной свалки, расположенной в районе с.Черданцево, в 600 м от жилья, координаты свалки: северная широта - N 56°35,385", восточная долгота - Е 60°57,568"; Обязать Администрацию Сысертского городского округа организовать сбор, вывоз, утилизацию и переработку отходов на территории с.Черданцево Сысертского городского округа. Представитель ответчика Администрации Сысертского городского округа Ивина Е.П., действующая на основании доверенности № 4639 от 29.12.2010, в судебном заседании исковые требования признала, суду пояснила, что в настоящее время ведется работа по поиску организации, с которой будет заключен муниципальный контракт на ликвидацию несанкционированных свалок в лесопарковой зоне Сысертского городского округа. Представители третьих лиц Министерства природных ресурсов Свердловской области, Главного управления природных ресурсов и охраны окружающей природной среды МПР России Свердловской области, Территориального отдела Территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в Сысертском районе и городе Арамиль, Кашинской сельской администрации в судебное заседание не явились, о дне слушания извещены надлежащим образом. Суд определил рассмотреть дело при данной явке. Выслушав объяснения сторон и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии со ст. 39, 173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд принимает признание иска ответчиком, так как считает, что признание иска ответчиком в этой части не противоречит закону и не нарушает права или охраняемые законом интересы других лиц. В силу ч. 3 ст. 173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований. Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды". Согласно п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения. Пунктом первым ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" также предусмотрено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами. Статьей 21 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам. При разработке нормативов градостроительного планирования, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, зданий и сооружений, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов должны соблюдаться санитарные правила. В соответствии со ст. 13 Земельного кодекса РФ (содержание охрана земель) собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от захламления отходами производства и потребления, ликвидации последствий загрязнения, в том числе биологического загрязнения, и захламления земель. Согласно ст. 42 Земельного Кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий. На основании ч. 1 ст. 73 Земельного Кодекса РФ производственный земельный контроль осуществляется собственником земельного участка, землепользователем, землевладельцем, арендатором земельного участка в ходе осуществления хозяйственной деятельности на земельном участке. В силу статьи 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека. Из материалов дела следует, что на территории Кашинской сельской администрации Сысертского района Свердловской области, в районе с.Черданцево, в 600 м от жилья, организована свалка твердых бытовых отходов. Координаты свалки: северная широта - N 56°35,385", восточная долгота - Е60°57,568". Свалка расположена на территории земельного участка по периметру примыкающего к заброшенному карьеру общераспространенных полезных ископаемых. Свалка примыкает к лесным насаждениям, с 2-х сторон расположены сельскохозяйственные поля. На свалке размещены следующие виды отходов производства и потребления: отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные); отходы из жилищ крупногабаритные; отходы сучьев, ветвей; отходы упаковочного картона и деревянная невозвратная тара; пластиковая и стеклянная тара; отходы полиэтилена в виде пленки; отходы от обработки древесины; мусор строительный от разборки зданий; бой железобетонных изделий, отходы железобетона в кусковой форме; бой кирпичной кладки при ремонте зданий и сооружений; отходы асбоцемента в кусковой форме; вскрышные породы; ботва от корнеплодов, другие подобные растительные остатки при выращивании овощей, загрязненные землей; отходы производства пищевых продуктов (корнеплоды редьки); покрышки отработанные. Фактическая площадь свалки 3,5 га. Количество размещенных отходов порядка 2500 мЗ., что подтверждается экспертным заключением № 123 от 29.06.2011 СОГУ «Центр экологического мониторинга и контроля». На основании статьи 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. В статье 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» указано, что к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Исходя из п. 11 ст. 6 Устава муниципального образования «Сысертский городской округ», утвержденного Решением Сысертского районного совета от 16.06.2005 № 81 к вопросам местного значения муниципального образования относятся: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального образования; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Как следует из п. 18 ст. 34 Устава муниципального образования «Сысертский городской округ» к полномочиям администрации Сысертского городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Несанкционированная свалка твердых бытовых отходов располагается в непосредственной близости от с. Кадниково Сысертского городского округа. Согласно акту проверки № 71 от 16.07.2010, составленного государственным инспектором Свердловской области по охране природы, контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов, место бывшего пионерского лагеря «им. Павлика Морозова» располагается южнее села Кадниково за рекой Сысерть. На данном земельном участке в непосредственной близости к р. Раскуиха имеется несанкционированная свалка твердых бытовых отходов и строительного мусора. Места складирования твердых бытовых отходов имеются также на территории прилегающей к разрушенным зданиям, сооружениям лагеря. С жилой территории села не организован сбор, вывоз и утилизация бытовых отходов. Наличие несанкционированной свалки, бездействие органов местного самоуправления по ее своевременному выявлению и ликвидации, отсутствие организации сбора, вывоза, утилизации и переработки отходов в местах проживания людей, способно повлечь загрязнение природной среды, распространение инфекционных заболеваний и иные тяжкие последствия, что нарушает конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду (ст. 42 Конституции РФ и п.1 ст.11 ФЗ «Об охране окружающей среды»). Статья 12 Гражданского кодекса РФ признает одним из способов защиты гражданских прав восстановление положения, существовавшего до нарушения права, пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, принуждение к исполнению обязанности в натуре. При таких обстоятельствах неисполнение органом местного самоуправления своих обязанностей по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора может привести к нарушению права неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду. На основании изложенного, руководствуясь ст. 197-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил: иск Свердловского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Сысертского городского округа о возложении обязанности организовать ликвидацию несанкционированной свалки твердых бытовых отходов удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации Сысертского городского округа, выразившееся в непринятии мер по надлежащей организации сбора, вывоза, утилизации и переработки промышленных и бытовых отходов на территории с.Черданцево. Обязать администрацию Сысертского городского округа организовать ликвидацию и утилизацию в соответствии с требованиями действующего законодательства об отходах производства и потребления несанкционированной свалки, расположенной в районе с.Черданцево, в 600 м от жилья, координаты свалки: северная широта - N 56°35,385", восточная долгота - Е 60°57,568". Обязать Администрацию Сысертского городского округа организовать сбор, вывоз, утилизацию и переработку отходов на территории с.Черданцево Сысертского городского округа. Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течении десяти дней со дня его получения в окончательной форме путем подачи жалобы через Сысертский районный суд. Судья Сысертского районного суда: Мурашов А.С.