Гражданское дело по иску Сысертского межрайонного прокурора в интересах Холова И.Т., Холова Х.И. о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение по догоовру социального найма



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11.10.2011 Сысертский районный суд, Свердловской области в составе председательствующего судьи Бесовой Е. В., при секретаре Трофимовой С.Л., с участием представителя Сысертской межрайонной прокуратуры Шариповой О.Н., истца Холова И.Т., Холова Х.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1182/2011 по иску Сысертского межрайонного прокурора действующего в интересах Холова , Холова к Администрации Сысертского городского округа о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма,

УСТАНОВИЛ:

Сысертский межрайонный прокурор в интересах Холова И.Т., Холова Х.И. обратился в суд с указанным иском, в обоснование иска указал, что по заявлению Холова И.Т. с просьбой оказать помощь по решению жилищного вопроса, была проведена проверка, в ходе которой было установлено, что Холов И.Т. и его несовершеннолетний сын Холов Х.И. проживали по адресу: <адрес>. Квартира 8 общей площадью 55,6 кв. м находилась в единоличной собственности Холова И.Т.

27 декабря 2010 года произошел пожар в жилом доме, в результате чего дом сгорел полностью, восстановлению не подлежит. Холов И.Т. и его несовершеннолетний сын Холов Х.И. остались без жилья, без имущества и вынуждены снимать квартиру. Другого жилья не имеют.

На все обращения в Администрацию Сысертского городского округа о предоставлении жилого помещения они получили отказ со ссылкой на отсутствие свободного жилья и денежных средств в бюджете городского округа на указанные нужды.

Между тем, соседка Холовых, проживавшая в <адрес> сгоревшего дома - ФИО4 обратилась с заявлением в <адрес> по вопросу оказания помощи в приобретении жилья для жителей сгоревшего дома, на которое ей пришел ответ из Министерства финансов <адрес>. В частности в нем было указано, что в Сысертском городском округе имеется возможность финансирования из местного бюджета расходов, связанных с решением вопроса первоочередного обеспечения жильем граждан, проживавших в сгоревшем доме.

В соответствии с частью 1 статьи 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей семьи случаев.

В силу пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

Свою позицию в отношении предоставления жилья вне очереди Верховный Суд Российской Федерации изложил следующим образом: «Данная норма закона не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более - от времени включения в список внеочередников. Нет в ней и указаний на предоставления жилья в порядке очередности лиц равной категории.

Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников). ( Определение ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ №40817810604900317040-В11-2).

Кроме того, федеральный законодатель не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а потому нуждающимся по смыслу приведенных законоположений, может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения. При этом не имеет правового значения то, по чьей вине домовладение, в котором проживали Холовы, пришло в непригодное для проживания состояние.

Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 2) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

Согласно пункта 5 части 3 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Решением Сысертского районного Совета от 28.04.2005 г. №40817810604900317040 в Сысертском городском округе установлен минимальный размер площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма (норма предоставления) 15 квадратных метров общей площади на одного члена семьи.

В судебном заседании представитель Сысертской межрайонной прокуратуры, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержала заявленные исковые требования и просила возложить на администрацию Сысертского городского округа обязанность предоставить изолированное жилое помещение, пригодное для постоянного проживания граждан, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам в размере нормы предоставления жилого помещения, установленной в Сысертском городском округе по договору социального найма.

Истцы Холлов И.Т. и Холлов Х.И. исковые требования также полностью поддержали, истец Холлов И.Т. пояснил, что дом, в котором они жили с сыном сгорел, не осталось никакого имущества. Другого жилья у него нет. Квартира ему принадлежала на основании договора о передачи квартиры в собственность граждан. В 2009 истец приватизировал квартиру, в 2010 году квартира сгорела. В Двуреченской администрации сказали, что не могут дать жилье, так как свободного жилья нет. На очереди на получение жилья истец нигде не состоит. После пожара они жили в комнате общежития, затем их попросили освободить данную комнату, сейчас они снимают жилье по адресу: <адрес>19.

Представитель ответчика Администрации Сысертского городского округа в судебное заседание не явился. Направили в суд заявление о рассмотрении дела в отсутствии представителя СГО, в отзыве указали, что в исковом заявлении и представленных документах отсутствуют подтверждение обращения Холовых в Администрацию СГО или Двуреченскую сельскую администрацию о предоставлении жилого помещения и отказа в предоставлении жилого помещения, также отсутствует подтверждение, что семья Холовых является нуждающейся в жилом помещении. В соответствии с Положением о территориальном органе Администрации СГО Двуреченская сельская администрация, управление муниципальным жилищным фондом входит в компетенцию данного территориального органа. Упомянутым Положением представительным органом местного самоуправления за сельской администрацией закреплены полномочия по управлению муниципальным жилым фондом на территории Двуреченской сельской администрации, а также полномочиями по выполнению функций наймодателя, заключению договоров социального найма жилого помещения с нанимателями в муниципальном жилищном фонде, в том числе и в общежитиях. Таким образом, у Администрации СГО отсутствуют полномочия по распоряжению жильем, находящемся на территории сельской администрации и по осуществлению функций наймодателя.

Представитель Двуреченской сельской администрации в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, о причине неявки суду не сообщил.

Представитель органа опеки и попечительства ТОИОГВ СО-УСЗН МСЗН СО по Сысертскому району в судебное заседание также не явился, направили заявление о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, исковые требования считают обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Представитель ответчика Министерство строительства и архитектуры Свердловской области в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в их отсутствие, направив в суд письменный отзыв на заявление, в котором указали, что Министерство строительства и архитектуры Свердловской области возражает против заявленных исковых требований, пояснив, что частью 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением случаев, предусмотренных в ч. 2 ст. 57 ЖК РФ. В ч. 2 ст. 57 ЖК РФ указано, что вне очереди жилые помещения предоставляются в том числе гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат. Соответственно ЖК РФ устанавливает, что гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, жилые помещения предоставляются вне общей очередности граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с ч. 1 ст. 57 ЖК РФ, таким образом данная категория граждан выделяется в отдельную группу, имеющую первоочередное перед иными гражданами, состоящими на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, право на обеспечение жилыми помещениями.

Из ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, во-первых, не следует, что гражданину, жилое помещение которого признано в установленном порядке непригодным для проживания и ремонту или реконструкции не подлежит, жилое помещение должно быть предоставлено в течение определенного срока с момента получения им соответствующего статуса.

Во-вторых, данной норме не противоречит предоставление жилых помещений указанной категории граждан в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, по аналогии с порядком, установленным в ч. 1 ст. 57 ЖК РФ.

Жилищные отношения в сфере обеспечения жилыми помещениями граждан, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания, входят в сферу жилищных отношений по обеспечению жилыми помещениями граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Соответственно, в отсутствие конкретных норм, устанавливающих специальное регулирование жилищных отношений по обеспечению жилыми помещениями граждан, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания, применению в силу ч. 1 ст. 7 ЖК РФ подлежат общие нормы, регулирующие жилищные отношения по обеспечению жилыми помещениями граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся. Такое применение не противоречит существу жилищных отношений по обеспечению жилыми помещениями указанной категории граждан, так как эти отношения являются одним из видов жилищных отношений по обеспечению жилыми помещениями граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Кроме того, обеспечение жильем граждан, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания в порядке, отличном от порядка очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, стало бы в силу объективной невозможности единовременного обеспечения всех граждан данной категории нарушением требований разумности и справедливости, установленных ч. 2 ст. 7 ЖК РФ, ч. 2 ст. 6 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Истец же в свою очередь требует возложить на администрацию Сысертского городского округа обязанность дополнительную к обязанности предоставления жилого помещения в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ в связи со следующими обстоятельствами.

Решение суда в силу ст. 210 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации подлежит исполнению с момента его вступления в законную силу. Кроме того, в соответствии с п. 1 ст. 36 Федерального Закона от 21.10.2007г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены в 2-х месячный срок со дня возбуждения исполнительного производства. Соответственно, при возложении на администрацию Сысертского городского округа обязанности предоставить Холову Х.И. и Холову И.Т. жилое помещение, такая обязанность будет подлежать исполнению после вступления решения суда, обязывающего её совершить, в законную силу и в течение определенного срока с момента возбуждения исполнительного производства.

Таким образом, именно в силу приведенных обстоятельств обязанность, о возложении которой просит истец, в отличие от обязанности обеспечения жилыми помещениями категории граждан, предусмотренной п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, будет иметь ограниченный срок, в течение которого она должна быть исполнена, не связанный с очередностью постановки гражданина на учет.

Действительно, ч. 2 ст. 57 ЖК РФ не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия прав других лиц, однако данное право заключается в возможности получения лицом жилого помещения вне общей очередности граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с ч. 1 ст. 57 ЖК РФ, а не в возможности получить жилое помещение в определенный ограниченный срок, связанный с датой принятия судом соответствующего решения.

С учетом мнения лиц участвующих в деле, и в соответствии со ст. 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающей возможность вынесения по делу заочного решения в случае неявки в судебного заседание ответчика, надлежаще извещенного о месте и времени судебного заседания и не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, суд определил рассмотреть дело в порядке заочного производства.

Выслушав представителя истца Шарипову О.Н., истца Холова И.Т., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 1, часть 1; статья 7, часть 1; статья 18; статья 19, части 1 и 2).

Цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования (Постановление от 16 декабря 1997 года N 20-П, Определение от 15 февраля 2005 года N 17-О). В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества.

Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило в том числе международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах).

Конституция Российской Федерации возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40).

Из данных конституционных предписаний, реализуемых во взаимосвязи с конституционными принципами справедливости и уважения достоинства личности (преамбула; статья 2; статья 21, часть 1, Конституции Российской Федерации) и с учетом юридически значимых для Российской Федерации норм международного права, вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся единственного жилища в результате наступления таких, в частности, находящихся вне сферы их контроля обстоятельств, как пожар, и не имеющим возможности преодолеть сложившуюся трудную жизненную ситуацию самостоятельно.

Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель предусмотрел для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

При этом федеральный законодатель не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а потому нуждающимся, по смыслу приведенных законоположений, может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения.

При этом ни из статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, ни из каких-либо других его положений не следует, что обязательным условием внеочередного предоставления жилья гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания, является нахождение гражданина на учете в момент возникновения обстоятельств, обусловивших непригодность жилого помещения для проживания. Закрепление такого условия применительно к ситуациям непредвиденной утраты пригодного для проживания жилого помещения противоречило бы принципам равенства и справедливости как конституционным критериям правомерного регулирования прав и свобод человека и гражданина, поскольку означало бы предъявление гражданам, относящимся к данной категории нуждающихся в жилье, объективно невыполнимых требований для целей реализации их права на жилище и тем самым ставило бы их в положение объекта государственно-властной деятельности.

Таким образом, по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации не исключает возможность предоставления жилых помещений малоимущим гражданам, лишившимся жилища в результате пожара, по договорам социального найма во внеочередном порядке, если на момент утраты жилища они не состояли на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении.

Из материалов дела следует, что Холову И.Т. на праве собственности принадлежала квартира, находящаяся по адресу <адрес>8, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (л.д. 7) и выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (л.д. 28).

27.12.2010 в жилом доме по адресу <адрес>8 произошел пожар. В результате пожара уничтожена <адрес> имуществом, что подтверждается справкой отдела государственного пожарного надзора <адрес> от 11.01.2011 (л.д. 10).

Согласно справке паспортного стола от 04.08.2011 по адресу <адрес>8 были зарегистрированы и проживали Холов И.Т. и его сын, несовершеннолетний Холлов Х.И.

В настоящее время как пояснили истцы они снимают жилье по адресу: <адрес>19.

По данным правовой картотеки филиала СОГУП «Областной Центр недвижимости» «Сысертское БТИ и РН», ГУП <адрес> «Областной центр инвентаризации и оценки недвижимости» Бугурусланский филиал согласно данных технического учета до 01.11.1999 года, сведений о наличии недвижимого имущества за Холовым Х.И. и Холовым И.Т., БТИ не зарегистрировано.

В силу ст. 52 Жилищного Кодекса Российской Федерации, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.

В соответствии с ч. 1 ст. 57 Жилищного Кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Данная норма закона не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более - от времени включения в список внеочередников. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.

Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).

Иное толкование п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ противоречит прямо установленному данной нормой исключению из общего правила о предоставлении жилых помещений в порядке очередности в отношении лиц, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и не подлежащими ремонту или реконструкции.

Кроме того, согласно ст. 60 Жилищного Кодекса Российской Федерации, по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.

В соответствии со ст. 62 Жилищного Кодекса Российской Федерации, предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры).

4. Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.

5. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Доводы представителя ответчика Администрации СГО о том, что положением представительным органом местного самоуправления за сельской администрацией закреплены полномочия по управлению муниципальным жилым фондом на территории Двуреченской сельской администрации, а также полномочиями по выполнению функций наймодателя, заключению договоров социального найма жилого помещения с нанимателями в муниципальном жилищном фонде, поэтому у Администрации СГО отсутствуют полномочия по распоряжению жильем, находящемся на территории сельской администрации и по осуществлению функций наймодателя суд не может принять во внимание, поскольку ст. 81 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено создание резервных фондов местных администраций для финансового обеспечения непредвиденных расходов, в том числе мероприятий связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций. Согласно решению Думы СГО от 09.12.2010 № 338 в бюджете СГО учтены расходы на создание резервного фонда в сумме 7500 тыс. руб. Также согласно Федеральному закону от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и обеспечение малоимущих граждан, проживающих в городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством относятся к вопросам местного значения городского округа.

Учитывая вышеизложенное, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194, 197, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Сысертского межрайонного прокурора действующего в интересах Холова , Холова Хабибулло к Администрации Сысертского городского округа о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, удовлетворить.

Обязать Администрацию Сысертского городского округа предоставить Холову , Холову изолированное жилое помещение, пригодное для постоянного проживания граждан отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам в размере нормы предоставления жилого помещения, установленной в Сысертском городском округе по договору социального найма.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в кассационном порядке в Свердловский областной суд в течение десяти дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение десяти дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления

Судья Бесова Е.В.