РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (заочное) 29.09.2011 Сысертский районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Мурашова А.С., при секретаре Рыжове М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело 2-1137/2011 по иску Свердловского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Индивидуальному предпринимателю Пыжьянову Ю.П. о возложении обязанности ликвидировать место складирования бытовых отходов, УСТАНОВИЛ: Свердловский природоохранный межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ИП Пыжьянову Ю.П. о возложении обязанности ликвидировать место складирования бытовых отходов, указав, что Свердловской межрайонной природоохранной прокуратурой в связи с обращением председателя Свердловской областной экологической организации «Родной Урал» Юрчикова К.А. проведена проверка соблюдения законодательства об обращении с отходами производства и потребления на территории <адрес> городского округа. 29.06.2011 ведущим специалистом-экологом экспертного отдела СОГУ «Центр экологического мониторинга и контроля» проведено обследование территории <адрес> ГО. В ходе обследования установлено, что на территории <адрес> от населенного пункта, организована свалка твердых бытовых отходов. Координаты свалки: <данные изъяты>. Фактическая площадь свалки 0,036 га. Количество размещенных отходов 410 мЗ. Свалка расположена на территории земельного участка в заброшенном карьере общераспространенных полезных ископаемых. Обочины подъездной грунтовой автодороги, на протяжении 120 метров, также завалены отходами производства и потребления. Свалка окружена лесным массивом. На свалке размещены следующие виды отходов производства и потребления: отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные); отходы из жилищ крупногабаритные; отходы сучьев, ветвей; отходы упаковочного картона и деревянная невозвратная тара; пластиковая и стеклянная тара; отходы от обработки древесины; мусор строительный от разборки зданий; ботва от корнеплодов, другие подобные растительные остатки при выращивании овощей, загрязненные землей; покрышки отработанные. Согласно информации Сысертского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области (№773 от 14.07.2011), указанная территория относится к земельному участку, кадастровый №, категория земель - земли лесного фонда. Собственником земельного участка является Российская Федерация (свидетельство о государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ). От имени Российской Федерации управление земельным участком осуществляет ГУСО «Сысертское лесничество». В соответствии с письмом ГУСО «Сысертское лесничество» от ДД.ММ.ГГГГ № данный земельный участок находится в квартале 21 выдел 13 Верх-Сысерсткого участкового лесничества, Щелкунский участок. В соответствии с протоколом заседания конкурсной комиссии по вопросу определения победителя лесного конкурса на право аренды участка лесного фонда № от ДД.ММ.ГГГГ между Министерством природных ресурсов <адрес> и ИП Пыжьяновым Ю.П. заключен договор аренды лесного участка № от ДД.ММ.ГГГГ Предметом договора является передача во временное пользование лесного участка площадью 13291га, находящегося в государственной собственности, в целях заготовки древесины. Срок действия договора в соответствии с п.21 договора аренды установлен на 25 лет. Договор прошел государственную регистрацию ДД.ММ.ГГГГ. Согласно Акту приема-передачи лесного участка в аренду от ДД.ММ.ГГГГ, являющегося обязательным приложением к договору аренды, участок лесного фонда передан ИП Пыжьянову Ю.П., в том числе квартал 21 Верх-Сысерсткого участкового лесничества Щелкунский участок. В Акте приема-передачи лесного участка сведения о наличии свалок отсутствуют. Следовательно, несанкционированная свалка возникла после заключения договора аренды и передачи лесного участка арендатору. На основании пп. «а», «ж», «м» п. 12 договора аренды лесного участка арендатор обязан осуществлять за счет своих средств санитарно-оздоровительные мероприятия, а также выполнять другие обязанности, предусмотренные законами и иными нормативно-правовыми актами РФ. Обязанность арендатора по осуществлению санитарно-оздоровительных мероприятий на арендуемом лесном участке установлена как законом (ч.2 ст.616 ГК РФ, ч.2 ст.55 Лесного кодекса РФ), и иными правовыми актами (п.4 Правил санитарной безопасности в лесах, утверждённых постановлением Правительства РФ от 29.06.07 № 414), так и договором аренды лесного участка. Таким образом, и ч.2 ст.55 ЛК РФ, и п.4 Правил установлена обязанность арендатора лесного участка по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий. По условиям самого договора ответчик принял на себя обязательства по осуществлению санитарно-оздоровительных мероприятий на лесном участке в соответствии с проектом освоения лесов (подпункт «ж» п. 12 договора аренды). В силу императивности перечисленных норм, проект освоения лесов не может противоречить им и должен содержать указания об обязанности арендатора по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий. Статья 42 Конституции РФ гарантирует право каждого на благоприятную окружающую среду. В соответствии с требованиями ст.З Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека. Согласно ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», отходы потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых, должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Сброс отходов на почву запрещается. Часть 1 ст.22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения», определяет, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативно- правовыми актами Российской Федерации. Статья 12 ГК РФ признает одним из способов защиты гражданских прав восстановление положения, существовавшего до нарушения права, пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, принуждение к исполнению обязанности в натуре. Свердловский природоохранный межрайонный прокурор в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие. Исковые требования поддерживает в полном объеме, просит обязать Индивидуального предпринимателя Пыжьянова Ю.П. провести мероприятия по очистке земель лесного фонда от захламления путем вывоза бытовых отходов, незаконно размещенных на землях лесного фонда, в квартале <адрес>) в соответствии с требованиями действующего законодательства об отходах производства и потребления специализированным транспортом и организацией, имеющей лицензию на право обращения с отходами, на санкционированный полигон твердых бытовых отходов. Ответчик ИП Пыжьянов Ю.П. в судебное заседание не явился. О дне слушания дела были извещены надлежащим образом. Причина неявки неизвестна. На основании ст. 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд определил рассмотреть дело в порядке заочного судопроизводства. Представители третьих лиц Администрации Сысертского городского округа и Щелкунской сельской администрации в судебное заседание не явились, направили в суд заявление с просьбой о рассмотрении дела в отсутствие их представителя, исковые требования поддерживают. Представители третьих лиц Территориального отдела Территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в Сысертском районе и городе Арамиль, и представитель третьего лица Главного управления природных ресурсов и охраны окружающей природной среды МПР России Свердловской области в судебное заседание не явились, причина неявки неизвестна. Суд определил рассмотреть дело в их отсутствие. Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии со ст. 42 Конституции РФ, ст. 8 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Хозяйственная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека и обеспечения снижения негативного воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду. Из материалов дела следует, что Свердловской межрайонной природоохранной прокуратурой в связи с обращением председателя <адрес> экологической организации «Родной Урал» ФИО2 проведена проверка соблюдения законодательства об обращении с отходами производства и потребления на территории <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ ведущим специалистом-экологом экспертного отдела СОГУ «Центр экологического мониторинга и контроля» проведено обследование территории <адрес> ГО. В ходе обследования установлено, что на территории Щелкунской сельской администрации <адрес> от населенного пункта, организована свалка твердых бытовых отходов. Координаты свалки: <данные изъяты>. Фактическая площадь свалки 0,036 га. Количество размещенных отходов 410 мЗ. Свалка расположена на территории земельного участка в заброшенном карьере общераспространенных полезных ископаемых. Обочины подъездной грунтовой автодороги, на протяжении 120 метров, также завалены отходами производства и потребления. Свалка окружена лесным массивом. На свалке размещены следующие виды отходов производства и потребления: отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные); отходы из жилищ крупногабаритные; отходы сучьев, ветвей; отходы упаковочного картона и деревянная невозвратная тара; пластиковая и стеклянная тара; отходы от обработки древесины; мусор строительный от разборки зданий; ботва от корнеплодов, другие подобные растительные остатки при выращивании овощей, загрязненные землей; покрышки отработанные. Как следует из материалов дела, указанная территория относится к земельному участку, кадастровый №, категория земель - земли лесного фонда. Собственником земельного участка является Российская Федерация, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ. Судом установлено, что от имени Российской Федерации управление земельным участком осуществляет ГУСО «Сысертское лесничество», что подтверждается информацией Сысертского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области (№ от ДД.ММ.ГГГГ), В соответствии с письмом ГУСО «Сысертское лесничество» от 13.07.2011 № данный земельный участок находится в квартале 21 выдел 13 Верх-Сысерсткого участкового лесничества, Щелкунский участок. Из протокола заседания конкурсной комиссии по вопросу определения победителя лесного конкурса на право аренды участка лесного фонда № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что между Министерством природных ресурсов Свердловской области и ИП Пыжьяновым Ю.П. заключен договор аренды лесного участка № от ДД.ММ.ГГГГ Предметом договора является передача во временное пользование лесного участка площадью 13291га, находящегося в государственной собственности, в целях заготовки древесины. Срок действия данного договора в соответствии с п.21 договора аренды установлен на 25 лет. Договор прошел государственную регистрацию ДД.ММ.ГГГГ. Согласно Акту приема-передачи лесного участка в аренду от ДД.ММ.ГГГГ, являющегося обязательным приложением к договору аренды, участок лесного фонда передан ИП Пыжьянову Ю.П., в том числе квартал 21 Верх-Сысерсткого участкового лесничества Щелкунский участок. В Акте приема-передачи лесного участка сведения о наличии свалок отсутствуют. Следовательно, несанкционированная свалка возникла после заключения договора аренды и передачи лесного участка арендатору. Согласно пп. «а», «ж», «м» п. 12 договора аренды лесного участка арендатор обязан осуществлять за счет своих средств санитарно-оздоровительные мероприятия, а также выполнять другие обязанности, предусмотренные законами и иными нормативно-правовыми актами РФ. Ст. 51 Лесного кодекса РФ установлены общие положения об охране и защите лесов. Указанной статьей предусмотрено, что леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов. На основании ст. 55 Лесного кодекса РФ в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляется ряд мер санитарной безопасности, в частности, санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия). В силу прямого указания закона (п.4 ч.1 ст.55 Лесного кодекса РФ) меры санитарной безопасности на лесных участках, предоставленных в аренду, осуществляются арендаторами этих лесных участков на основании проекта освоения лесов. Постановлением Правительства РФ от 29.06.2007 г. N 414 утверждены Правила санитарной безопасности в лесах, в соответствии с п.4 которых на лесных участках, предоставленных в аренду, санитарно-оздоровительные мероприятия осуществляются арендаторами этих участков на основании проекта освоения лесов. Права и обязанности собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков при использовании земельных участков установлены также главой VI Земельного кодекса Российской Федерации. В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: - соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно- гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; - не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий. В соответствии со ст. 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землевладельцы и землепользователи, помимо прочего, обязаны проводить следующие мероприятия - по защите земель от захламления отходами производства и потребления, загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель, - по ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель. В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Пунктом 4 ст.421 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422). Обязанность арендатора по осуществлению санитарно-оздоровительных мероприятий на арендуемом лесном участке установлена как законом (ч.2 ст.616 ГК РФ, ч.2 ст.55 Лесного кодекса РФ), и иными правовыми актами (п.4 Правил санитарной безопасности в лесах, утверждённых постановлением Правительства РФ от 29.06.07 № 414), так и договором аренды лесного участка. В силу п.1 ст.422 Гражданского кодекса РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивными нормами), действующими в момент его заключения. На момент заключения договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ года № перечисленные выше императивные нормы права, закреплённые в части 2 статьи 55 JIK РФ и п.4 Правил, действовали. Таким образом, и ч.2 ст.55 ЛК РФ, и п.4 Правил установлена обязанность арендатора лесного участка по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий. По условиям самого договора ответчик принял на себя обязательства по осуществлению санитарно-оздоровительных мероприятий на лесном участке в соответствии с проектом освоения лесов (подпункт «ж» п. 12 договора аренды). В силу императивности перечисленных норм, проект освоения лесов не может противоречить им и должен содержать указания об обязанности арендатора по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий. В соответствии с требованиями ст.3 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека. Статьей 51 ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обеззараживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасны для окружающей среды. Сброс отходов производства и потребления на почву запрещается. Статья 22 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» требует, чтобы способы хранения и захоронения отходов производства и потребления были безопасными для здоровья населения и среды обитания и осуществлялись в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Судом установлено, что какие-либо разрешительные документы на складирование отходов на указанном земельном участке ИП Пыжьянову Ю.П. в установленном порядке не выдавались. Следовательно, указанное место складирования отходов является несанкционированным и подлежит ликвидации. При невыполнении вышеназванных требований закона, нарушаются конституционные права граждан, неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, право на здоровье, т.к. возникает потенциальная угроза причинения вреда жизни и здоровью граждан в связи с несоблюдением ИП Пыжьяновым Ю.П. требований в области охраны окружающей среды, которые предъявляются к хозяйственной и иной деятельности, обязательных условий, ограничений, установленных законами, нормативными правовыми актами, природоохранными нормативам и иными нормативами в области охраны окружающей среды с целью исключения негативного воздействия на среду жизнедеятельности и здоровье населения. При таких обстоятельствах, суд считает, что имеются достаточные основания для удовлетворения исковых требований в полном объеме. На основании изложенного, руководствуясь ст. 197-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: иск Свердловского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Индивидуальному предпринимателю Пыжьянову Ю.П. о возложении обязанности ликвидировать место складирования бытовых отходов удовлетворить. Обязать Индивидуального предпринимателя Пыжьянова Ю.П. провести мероприятия по очистке земель лесного фонда от захламления путем вывоза бытовых отходов, незаконно размещенных на землях лесного фонда, в квартале <адрес> м от населенного пункта, координаты свалки: <данные изъяты> в соответствии с требованиями действующего законодательства об отходах производства и потребления специализированным транспортом и организацией, имеющей лицензию на право обращения с отходами, на санкционированный полигон твердых бытовых отходов. Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения. Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в кассационном порядке в Свердловский областной суд в течение десяти дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение десяти дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления. Судья: Мурашов А.С.