РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 24.10.2011 Сысертский районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Мурашова А.С., с участием помощника Сысертского межрайонного прокурора Кадочниковой Е.Н., представителей третьих лиц Никольской сельской администрации Сазонова А.В. и ГУ 24 отряда ФПС по Свердловской области МЧС России Башкова В.В., при секретаре Рыжове М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1107/2011 по иску Сысертского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Сысертского городского округа о возложении обязанности произвести установку указателей пожарных гидрантов и противопожарного водоснабжения, УСТАНОВИЛ: Сысертский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Сысертского городского округа о возложении обязанности произвести установку указателей пожарных гидрантов и противопожарного водоснабжения, указав, Сысертской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения требований правил пожарной безопасности на территории Сысертского городского округа, в ходе которой были выявлены нарушения прав граждан. В течение 2010 года сотрудниками отдела государственного надзора Сысертского района МЧС РФ проводились проверки наружного противопожарного водоснабжения на территории округа в том числе и в п. Бобровский. В ходе данных проверок выявлялись нарушения, для устранения которых на имя главы округа вносились представления. Кроме этого на заседаниях комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности, которые проводились в 2010 года также рассматривались вопросы об устранении имеющихся нарушений наружного противопожарного водоснабжения. Несмотря на представления, а также решения комиссии КЧС и ПБ вопросы противопожарного водоснабжения на территории сельских администраций не решаются и администрацией Сысертского городского округа меры по устранению данных нарушений не принимаются. Так, в поселке Бобровский на перекрестке <адрес>, а также на перекрестке <адрес> отсутствуют соответствующие указатели пожарных гидрантов и их наружное освещение, что является нарушением п. 90 Правил пожарной безопасности 01-03, что может вызвать затруднения в поиске гидрантов и негативно отразиться на эффективности и качестве тушения пожаров. Также отсутствует противопожарное водоснабжение в районе улиц: Ворошилова, Красноармейская, Кузнечная, Краснодеревцев, Пионерская, Р.Люксембург, Ленина, 1-е Мая, Мира, Свердловская, Комисарова. В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 16 Федерального закона № 131 ( в редакции от 27.12.09 ) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится - обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа, то есть разработка и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности, в том числе реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров. Кроме этого в соответствии со ст. 19 Федерального закона № 69 от 21.12.1994 года «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся, в том числе, создание в целях пожаротушения условий забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения и противопожарным инвентарем. Бездействие администрации Сысертского городского округа, выразившиеся в непринятии мер по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в поселке Бобровский ставит под угрозу пожарную безопасность населенного пункта и округа в целом, а также благополучие и безопасность населения. Сысерсткий межрайонный прокурор просил обязать администрацию Сысертского городского округа произвести установку указателей пожарных гидрантов и их наружное освещение на перекрестке <адрес>, а также на перекрестке <адрес>; Обязать администрацию Сысертского городского округа произвести установку противопожарного водоснабжения в районе улиц: <адрес>. В судебном заседании помощник Сысертского межрайонного прокурора ФИО3 исковые требования поддержала в полном объеме, просила обязать администрацию Сысертского городского округа произвести установку указателей пожарных гидрантов и их наружное освещение на перекрестке <адрес>, а также на перекрестке <адрес>; Обязать администрацию Сысертского городского округа произвести установку противопожарного водоснабжения в районе улиц: Ворошилова, Красноармейская, Кузнечная, Краснодеревцев, Пионерская, Р.Люксембург, Ленина, 1-е Мая, Мира, Свердловская, Комисарова поселка Бобровский. Представитель заинтересованного лица – Государственного учреждения «24 отряд Федеральной противопожарной службы по <адрес>» ФИО4 в судебном заседании поддержал заявленные прокурором требования. Представитель ответчика Администрации Сысертского городского округа и представитель заинтересованного лица Бобровской сельской администрации в судебное заседание не явились, причина неявки неизвестна. О времени и месте судебного заседания были извещены надлежащим образом. Выслушав объяснения сторон и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии с протоколом № 7 от 31.05.2010 заседания комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности Сысертского городского округа решено МУП ЖКХ «Сысертское» и главам Бобровской, Двуреченской и Щелкунской сельских администраций провести ревизию пожарных гидрантов города и сделать указатели «ПГ» для обнаружения водоисточников. Кроме того, протоколом № 13 от 29.10.2009 заседания комиссии по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Сысертского городского округа решено провести ревизию пожарных гидрантов города и сделать указатели «ПГ» для обнаружения водоисточников. В соответствии с представлением государственного учреждения «24 отряд Федеральной противопожарной службы по Свердловской области» от 15.09.2010 № 300-2-55 в настоящее время сложилась неудовлетворительная обстановка с состоянием наружного противопожарного водоснабжения на территории Сысертского городского округа. Представления, а также решения комиссии КЧС и ПБ вопросы противопожарного водоснабжения не решаются. На территориях сельских администраций имеют место неисправные источники наружного противопожарного водоснабжения, в частности <адрес> территория больницы неисправен пожарный гидрант. Данное представление направлялось главе администрации Сысертского городского округа 15.09.2012. Кроме того, из письма Отряда противопожарной службы Свердловской области № 19 Государственного бюджетного пожарно-технического учреждения Свердловской области от 17.08.2010 № 1-230 следует, что нет противопожарного водоснабжения в поселке <адрес> Таким образом, судом установлено, что на перекрестке <адрес>, а также на перекрестке <адрес>, <адрес> в течение длительного времени отсутствуют указатели пожарных гидрантов и их наружное освещение, а также отсутствует противопожарное водоснабжение в районе улиц: <адрес>. Как следует из ст. 68 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного или внутреннего противопожарного водоснабжения. Из п.90 Приказа МЧС РФ от 18.06.2003 N 313 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)" (вместе с "ППБ 01-03...") (Зарегистрировано в Минюсте РФ 27.06.2003 N 4838) следует, что у гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника. В соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 16 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского округа относятся: обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа. Согласно ст. 1 Федерального закона Российской Федерации от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности», первичные меры пожарной безопасности – реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров. Как следует из положений ст. 19 Федерального закона Российской Федерации от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности», к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности. К полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности. Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления. На основании ч. 4 ст. 6 Федерального закона Российской Федерации от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 настоящего Федерального закона. В соответствии с положениями ст. 63 Федерального закона Российской Федерации от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в том числе и реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; а также разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности. Таким образом, судом установлено, что к обязанностям муниципального образования – в данном случае Администрации Сысертского городского округа, относится принятие мер по обеспечению первичных мер пожарной безопасности, в частности оборудование водонапорной башни приспособлениями для забора воды. При этом, как уже указывалось выше, данная обязанность Администрацией Сысертского городского округа в течение длительного времени не исполняется надлежащим образом, что создает угрозу причинения значительного материального ущерба при пожаре, ставит под угрозу жизни и здоровье неограниченного круга лиц. В соответствии с положениями ст. 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему. Согласно ст. 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина. Как следует из положений ст. 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в порядке, предусмотренном главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, если такими решениями, действиями (бездействием) нарушены права и свободы этих лиц, созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод или на них незаконно возложена какая-либо обязанность. Данная правовая позиция отражена в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих». Согласно ст. 249 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие). Поскольку Администрацией Сысертского городского округа не предоставлено доказательств законности бездействия по непринятию мер по обеспечению первичных мер пожарной безопасности <адрес>, суд считает, что требования Сысертского межрайонного прокурора подлежат удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст. 197-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: иск Сысертского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Сысертского городского округа о возложении обязанности произвести установку указателей пожарных гидрантов и противопожарного водоснабжения удовлетворить. Обязать администрацию Сысертского городского округа произвести установку указателей пожарных гидрантов и их наружное освещение на перекрестке <адрес>, а также на перекрестке <адрес>. Обязать администрацию Сысертского городского округа произвести установку противопожарного водоснабжения в районе улиц: <адрес>.. Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение десяти дней с момента получения путём подачи жалобы через Сысертский районный суд. Судья: Мурашов А.С.