Гражданское дело по иску Чернавских А.И. к ОГСУ `Щелкунский ПНИ` о возложении обязанности заключить договор на оказание коммунальных услуг по отоплению и водоснабжению



Мотивированное решение изготовлено: ДД.ММ.ГГГГ

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

01.11.2011 Сысертский районный суд, Свердловской области в составе председательствующего судьи Бесовой Е.В., c участием истца Чернавских А.И., представителя истца Ибрагимова Г.А., представителя ответчика Плотникова В.И., при секретаре Брусницыной Е.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1273 по иску Чернавских к ОГСУ СОССЗН «Щелкунский психоневрологический интернат» о возложении обязанности заключить договор на оказание коммунальных услуг по отоплению и водоснабжению,

УСТАНОВИЛ:

Чернавских А.И. обратился в суд с указанным иском, указав, что в 1995 его жене, как медицинскому работнику было предоставлено жилье по адресу: <адрес> - 3-х комнатная квартира в 2-х квартирном коттедже с водой, отоплением и канализацией.

Коммунальные услуги предоставлялись Щелкунским психоневрологическим интернатом. Наши коммуникации были подведены к коммуникациям ответчика, а так как его жена является заведующей мед. частью интерната, услуги предоставлялись безвозмездно.

В 1999 они приватизировали данное жилье и продолжали пользоваться услугами интерната по обеспечению водой и теплом безвозмездно.

В 2007г.они полностью за свой счет с согласия директора интерната отремонтировали теплотрассу, с холодной водой, так как у интерната не было средств на ремонт. За ремонт теплотрассы они израсходовали значительные средства и продолжали пользоваться теплоснабжением от интерната.

6 мая 2011г. им было направлено предупреждение об отключении их от теплоснабжения и водоснабжения с 15.09.2011г.

Они предложили надлежащим образом на возмездной основе заключить с ответчиком договор на коммунальные услуги, однако им в этом было отказано, так как в настоящее время данное жилье приватизировано, перешло в их собственность и ответчик полагает, что никаких обязательств у него перед жильцами наших 2-х коттеджей нет и не должно быть.

Наше жилье сдавалось в эксплуатацию с коммуникациями, завязанными на коммуникациях интерната и данные коммуникации находились и должны находиться до настоящего времени на балансе интерната. Отопление в коттедже водяное и водоснабжение централизованное. Прекращение установленного изначально отопления и водоснабжения требует полного переустройство отопительной системы и системы водоснабжения. Учитывая, что по санитарным нормам скважину у дома бурить нельзя из-за оборудованной сливной ямы большого объема, другой вариант водоснабжения исключен, а переустройство всей отопительной системы и системы водоснабжения до 1.09.2011г. физически и материально невозможно, он полагает, что ответчик злоупотребляет своим правом и необоснованно отказывается заключить договор на водо и теплоснабжение на возмездной основе.

Договор передачи квартиры в собственность был заключен с Щелкунским интернатом, на баланс Администрации их жилой фонд не передавался, а потому управляющая компания, к которой бы перешли обязанности Щелкунского интерната по предоставлению коммунальных услуг, владельцем коммуникаций не определена и не передана на чей-либо баланс.

В соответствии со ст. 3 Закона о приватизации жилого фонда в РФ, собственники приватизированных жилых помещений в домах государственного и муниципального жилою фонда являются совладельцами или пользователями внеквартирного инженерного оборудования и мест общего пользования дома.

В соответствии со ст. 8 данного закона, в случае нарушения прав граждан при решении вопросов приватизации жилья, вправе обратиться в суд.

В соответствии со ст. 22 Закона о приватизации жилого фонда в РФ за государственными жилищно-эксплуатационными и ремонтно-строительными организациями сохраняются

обязательства по обслуживанию и ремонту приватизированных жилых помещений по договору с их собственниками. Оплата расходов, связанных с ремонтом и обслуживанием приватизированных помещений, производится собственниками по ставкам, установленным для обслуживания государственного и муниципального жилого фонда.

В соответствии со ст. 24 того же закона обслуживание и ремонт жилого дома в целом осуществляется жилищно-эксплуатационными и ремонтно-строительными организациями, обслуживающими данный дом до начала приватизации, кроме тех квартир, собственники которых избрали организации для обслуживания квартир.

В соответствии с п.4 ст. 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, если сторона, для которой в соответствии с законом заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. Сторона, уклоняющаяся от заключения договора обязана возместить другой стороне причиненные убытки.

Соистцы Чернавских Н.М., Чернавских И.А. в судебное заседание не явились, причина неявки неизвестна.

Истец Чернавских А.И. и его представитель Ибрагимов Г.А., действующий на основании ордера в судебном заседании заявленные требования поддержали в полном объеме, ссылаясь на доводы изложенные в исковом заявлении.

Представитель ответчика ОГСУ СОССЗН «Щелкунский психоневрологический интернат» Плотников В.И. в судебном заседании исковые требования не признал, пояснив, что жилой двухквартирный дом, в котором проживает истец сдан в эксплуатацию с 1995 года. Квартиры выделены сотрудникам интерната, в том числе фельдшеру ФИО2. Дом действительно изначально был подключен к инженерным сетям интерната. Услуги по отоплению и водоснабжению предоставлялись бесплатно, так как его жильцы пользовались льготами по предоставлению коммунальных услуг. В 1999 году квартира в доме была приватизирована.

5.09.2005 приказом МУГ и СО № 4095 «Об изъятии имущества из хозяйственного ведения государственных унитарных предприятий и оперативного управления государственных учреждений» жилье передано в собственность муниципальных образований. С этого момента интернат не является балансодержателем жилого фонда, а собственники приватизированного ими жилья должны сами заботиться о заключении договоров на предоставление коммунальных услуг, по ремонту квартир и инженерных сетей, хотя договор приватизации предполагал это с 1999 года.

Таким образом, с января 2006 года интернат, не имеющий на своем балансе жилой фонд, не стал получать финансирование на его содержание, но так как всегда имелась экономия ТЭР продолжал отапливать жилье как медработнику, работающему на селе. В то же время законом Свердловской области «О социальной поддержке работников социальных служб Свердловской области» №40817810604900317040 от 14.06.2005 натуральное освобождение от платы за содержание жилья, отопление и электроснабжение в порядке установленном Правительством Свердловской области №40817810604900317040 от 27.10.2005г., заменено денежной компенсацией. Компенсацию истцы получали, но заключать договор не спешили. И не факт, что на этот момент жильцы вышеуказанной квартиры имели такие льготы, так как только ФИО2 являлась льготником по предоставлению коммунальных услуг.

В связи с введением в практику энергетических паспортов организаций, где четко прописываются и обсчитываются отапливаемые объекты, состоящие на балансе, экономия топливно-энергетических ресурсов стала минимальной. Отводить тепло на сторону стало невозможным. Отопительный сезон 2010-2011 года интернат еще вытянул, а на 2011-2012 год лимит ТЭР выделен согласно данным Энергопаспорта.

ФЗ №40817810604900317040 от 8.05.2010 относит интернат к государственным бюджетным стационарным учреждениям социального обслуживания населения Свердловской области. Новая редакция Устава ГБУ «Щелкунский психоневрологический интернат», составленная и утвержденная приказом МСЗН Свердловской области №40817810604900317040 от 19.09.2011, зарегистрированная ФНС 30.09.2011 п.2 отменяет коммерческую деятельность. Обсуждение текстов Уставов в МСЗН Свердловской области велось с осени 2010г., поэтому, предварительно зная его окончательный вариант, они вынуждены были заранее предупредить жильцов об отказе предоставления коммунальных услуг.

Представитель Министерства социальной защиты населения Свердловской области в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в их отсутствие, представив мотивированный отзыв, пояснив, что учреждение является подведомственным Министерству самостоятельным юридическим лицом, в отношении которого постановлением Правительства Свердловской области от 17.05.2011 №40817810604900317040-ПП «Об осуществлении областными исполнительными органами государственной власти Свердловской области функций и полномочий учредителя государственных бюджетных и казенных учреждений Свердловской области» Министерству переданы функции и полномочия учредителя, за исключением полномочий по назначению руководителя учреждения.

Согласно п. 2 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом.

В пункте 4 данной статьи указано, что бюджетное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными видами деятельности, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующие указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.

На Министерство возложены полномочия учредителя в отношении данного Учреждения по формированию и утверждению государственного задания только В соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности, а также по финансовому обеспечению выполнения государственного задания.

Представитель Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в их отсутствие, представив мотивированный отзыв, указав, что считает исковые требования не подлежащими удовлетворению. По состоянию на 31.10.2011 недвижимое имущество, расположенное по адресу: <адрес>, в Реестре rocударственного имущества Свердловской области не значится.

Постановлением Правительства Свердловской области от 30.06.2005 №40817810604900317040-ПП "О безвозмездной передаче государственного имущества Свердловской области в собственность муниципальных образований в Свердловской области для решения вопросов местного значения" принято решение об изъятии из хозяйственного ведения государственных унитарных предприятий Свердловской области, оперативного управления исполнительных органов государственной власти и государственных учреждений Свердловской области и зачислении в государственную казну Свердловской области имущества согласно Перечню имущества, закрепленного за исполнительными органами государственной власти Свердловской области, государственными учреждениями Свердловской области и государственными унитарными предприятиями Свердловской области, безвозмездно передаваемого в муниципальную собственность для решения вопросов местного значения, указанному в приложении №40817810604900317040 к данному Постановлению.

Пунктом 3 указанного постановления установлено, что право собственности муниципальных образований, указанных в приложениях к данному постановлению, на государственное имущество Свердловской области, безвозмездно передаваемое из государственной собственности Свердловской области, возникает с 1 января 2006 года.

В приложении №40817810604900317040 к постановлению под №№ 311, 312 значатся квартиры, расположенные по адресу: муниципальное образование <адрес>, квартира А площадью 76,8 кв.м., 1995 год, инв. №40817810604900317040 и квартира Б площадью 76,6 кв.м.,, 1995 год, инв. №40817810604900317040.

На основании указанного постановления Министерством изданы приказы от 05.09.2005 №40817810604900317040 «Об изъятии имущества из хозяйственного ведения государст­венных унитарных предприятий оперативного управления государственных учре­ждений», от 25.01.2007 №40817810604900317040 «Об исключении из Реестра государственного казен­ного имущества Свердловской области объектов, переданных в муниципальную собственность».

В соответствии с упомянутыми приказами из оперативного управления ГБУ «Щелкунский ПНИ» изъята, зачислена в казну Свердловской области и передана в муниципальную собственность Сысертского городского округа квартира, располо­женная по адресу: <адрес>, площадью 76,6 кв.м., 1995 года постройки.

Вторая квартира на момент принятия постановления №40817810604900317040-ПП была привати­зирована, поэтому в муниципальную собственность передана одна квартира, кото­рая, как пояснил директор ГБУ «Щелкунский ПНИ», впоследствии также перешла в собственность проживающих в ней граждан.

Таким образом, в настоящее время обе квартиры в доме, расположенном по адресу: <адрес>, приватизированы и находятся в собственности граждан.

Коммуникации по теплоснабжению и водоснабжению, обслуживающие жилой дом, расположенный по указанному адресу, в реестре государственного имущества Свердловской области не значатся, на; балансе ГБУ «Щелкунский ПНИ» не нахо­дились. Сведениями о том, на чьем балансе находятся указанные коммуникации, Ми­нистерство не располагает.

При таких обстоятельствах, учитывая, что ни жилой дом, ни сети, располо­женные по адресу: <адрес>, не являются государственным имуществом Свердловской об­ласти и не находятся на праве оперативного управления ГБУ «Щелкунский ПНИ», у ответчика отсутствует обязанность по содержанию указанных объек­тов и заключению договоров на оказание коммунальных услуг с истцом.

Более того, оказание коммунальных услуг населению не относится к видам деятельности ответчика, который является государственным бюджетным учрежде­нием, входящим в систему социального обслуживания.

Частью 3 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

В соответствии со статьями 155, 161 ЖК РФ собственники жилых домов впра­ве по своему усмотрению заключить договоры либо непосредственно с ресурсо-снабжающими организациями, либо с товариществом собственников жилья, либо с управляющей организацией.

В соответствии с частью 4 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации открытый конкурс по отбору управляющей организации проводит орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Представитель Администрации Сысертского городского округа в судебное заседание не явился, причина неявки неизвестна.

Представитель Щелкунской сельской администрации в судебное заседание не явился, просили дело рассмотреть в их отсутствие.

В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, суд определил рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав истца, представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Статья 210 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Жилищный кодекс Российской Федерации в ч. 3 ст. 30 обязывает собственника жилого помещения нести бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.

Согласно договора передачи квартиры в собственность граждан №40817810604900317040, заключенного 12.05.1999 между Администрацией МУП «Управление ЖКХ и КЭ» МО «Сысертский район» и ФИО2, ФИО4, ФИО1 в равнодолевую собственность по 1/3 доле Чернавских приобрели ? жилого дома, находящегося по адресу: <адрес>. Данный договор зарегистрирован в Сысертском БТИ 30.06.1999 года.

В судебном заседании истец пояснил, что ему коммунальные услуги предоставлялись безвозмездно Щелкунским психоневрологическим интернатом, так как их коммуникации были подведены к коммуникациям ответчика.

Данные обстоятельства не опровергались представителем ответчика, который пояснил, что 5.09.2005 приказом МУГИСО №40817810604900317040 «Об изъятии имущества из хозяйственного ведения государственных унитарных предприятий и оперативного управления государственных учреждений» жилье было передано в собственность муниципальных образований. С этого момента интернат не являлся балансодержателем жилого фонда, а собственники приватизированного ими жилья должны были сами заботиться о заключении договоров на предоставление коммунальных услуг, по ремонту квартир и инженерных сетей. С января 2006 года интернат, не имеющий на своем балансе жилой фонд, не стал получать финансирование на его содержание, но так как всегда имелась экономия ТЭР продолжал отапливать жилье истца, так его супруга являлась медработником, работающим на селе.

В соответствии с ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Во исполнение указанной правовой нормы постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307 были утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, регулирующие отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливающие их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (п. 1 Правил).

Согласно ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Одним из способов управления, который может быть выбран собственниками, является непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме.

В силу ч. 2 ст. 164 Жилищного кодекса Российской Федерации, при непосредственном управлении, с каждым собственником помещения ресурсоснабжающими организациями заключаются договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления.

В соответствии с пунктом 4 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307 (далее - Правила), коммунальные услуги предоставляются гражданам, проживающим в жилых или многоквартирных домах, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником соответствующего жилого помещения. В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс) такими договорами являются:

- договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления (теплоснабжения), заключаемые собственником помещения в многоквартирном доме, а также собственником жилого дома с ресурсоснабжающей организацией - при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений (часть 8 статьи 155, часть 2 статьи 164 Жилищного кодекса) или при предоставлении коммунальных услуг собственникам жилых домов (часть 9 статьи 155 Жилищного кодекса).

Таким образом, стороной, приобретающей коммунальные ресурсы у ресурсоснабжающих организаций для целей снабжения ими жилых домов, являются сами собственники, управляющие организации, ТСЖ, ЖСК или иной специализированный потребительский кооператив.

Согласно справки Щелкунской сельской администрации от 03.10.2011 администрация не располагает сведениями о балансовой принадлежности тепловых сетей <адрес> а в <адрес>, а также ОГСУ «Щелкунский психоневрологический интернат».

Из Приказов Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 05.09.2005 №40817810604900317040 «Об изъятии имущества из хозяйственного ведения государст­венных унитарных предприятий оперативного управления государственных учре­ждений» и от 25.01.2007 №40817810604900317040 «Об исключении из Реестра государственного казен­ного имущества Свердловской области объектов, переданных в муниципальную собственность» из оперативного управления ГБУ «Щелкунский ПНИ» изъята, зачислена в казну Свердловской области и передана в муниципальную собственность Сысертского городского округа квартира, располо­женная по адресу: <адрес> кв. Б, что подтверждается приложением к приказу МУГИСО от 25.01.2007 №40817810604900317040 (№40817810604900317040), так вторая квартира была уже приватизирована.

Согласно устава ОГСУ «Щелкунский психоневрологический интернат», утвержденного приказом Министерства социальной защиты населения Свердловской области от 19 марта 2002 №40817810604900317040 и зарегистрированного постановлением главы МО Сысертский район от 28.03.2002, п. 1.3. учреждение является медико-социальным учреждением, предназначенным для постоянного проживания престрелых граждан, инвалидов 1 и 2 групп, страдающих психическими, хроническими заболеваниями и нуждающимися в уходе, бытовом и медико-социальном обслуживании. В п. 1.8 указано, что учредителем учреждения выступает Правительство Свердловской области, в п. 2.5.- учреждение финансируется за счет средств бюджета Свердловской области.

Судом установлено, что в настоящее время обе квартиры в доме, расположенном по адресу: <адрес>, приватизированы и находятся в собственности граждан, коммуникации по теплоснабжению и водоснабжению, обслуживающие жилой дом, расположенный по указанному адресу, в реестре государственного имущества Свердловской области не значатся, на балансе ОГСУ СОССЗН «Щелкунский психоневрологический интернат» не нахо­дились, кроме того ОГСУ СОССЗН «Щелкунский психоневрологический интернат» не является ресурсоснабжающей организацией, поскольку сами расходуют тепловую энергию, водоснабжение и электроэнергию в соответствии с утвержденным энергетическим паспортом бюджетного учреждения.

Учитывая вышеизложенное, суд считает, что в удовлетворении исковых требований Чернавских к ОГСУ СОССЗН «Щелкунский психоневрологический интернат» о возложении обязанности заключить договор на оказание коммунальных услуг по отоплению и водоснабжению следует отказать в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Чернавских к ОГСУ СОССЗН «Щелкунский психоневрологический интернат» о возложении обязанности заключить договор на оказание коммунальных услуг по отоплению и водоснабжению, отказать.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение десяти дней со дня оглашения, путем подачи кассационной жалобы через Сысертский районный суд.

Судья: Бесова Е.В.