РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (Заочное) 21.11.2011 Сысертский районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Мурашова А.С., с участием помощника Сысертского межрайонного прокурора Кадочниковой Е.Н., представителя третьего лица отдела надзорной деятельности Сысертского городского округа, Арамильского городского округа Акулова А.Л., при секретаре Рыжове М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сысертского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Сысертского городского округа и МУП ЖКХ «Южное» о возложении обязанности произвести оборудование водонапорных башен приспособлениями для заправки водой пожарной техники, произвести строительство пожарного пирса на естественном водоеме, обязать оборудовать противооткатным устройством пожарный пирс, УСТАНОВИЛ: Сысертский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Сысертского городского округа и МУП ЖКХ «Южное» о возложении обязанности произвести оборудование водонапорных башен приспособлениями для заправки водой пожарной техники, произвести строительство пожарного пирса на естественном водоеме, обязать оборудовать противооткатным устройством пожарный пирс, указав, что Сысертской межрайонной прокуратурой проведена проверка пожарной безопасности на территории Сысертского городского округа, в ходе которой были выявлены нарушения прав граждан. В течение 2010 года сотрудниками отдела государственного надзора Сысертского района МЧС РФ проводились проверки наружного противопожарного водоснабжения на территории округа в том числе на территории Щелкунской сельской администрации. В ходе данных проверок выявлялись нарушения, для устранения которых на имя <данные изъяты> вносились представления. Кроме того, на заседаниях комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности, которые проводились в 2010 году также рассматривались вопросы об устранении имеющихся нарушений наружного противопожарного водоснабжения. Так, на заседании комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности, состоявшемся ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ было принято решение об оборудовании всех водонапорных башен для забора воды пожарной техникой в любое время суток, на территории всех сельских администраций, А также построить (отремонтировать) пожарные пирсы в каждом населенном пункте. Однако до настоящего времени данное решение не исполнено, должностными лицами администрации Сысертского городского округа контроль за исполнением решения КЧС и ПБ не осуществляется. В <адрес> имеется две водонапорных башни, которые не приспособлены для забора воды пожарной техникой, что является нарушением требований п. 95 Правил пожарной безопасности 01-03, в соответствии с которым водонапорные башни должны быть приспособлены для отбора воды пожарной техникой в любое время года. Пожарный кран по <адрес>, в <адрес> требует замены и утепления для работы в зимний период. В <адрес> (территория <данные изъяты>) пожарный пирс не соответствует предъявляемым требованиям (отсутствует противооткатное устройство). В <адрес> (территория <данные изъяты>) при наличии естественного водоема - озера Багаряк, отсутствуют пожарные пирсы. Указанные факты являются нарушениями требований п. 94 Правил пожарной безопасности, также ч. 8 ст. 98 Федерального закона № 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», в соответствии с которыми к водоемам, являющимися источниками противопожарного водоснабжения, а также к градирням, брызгальным бассейнам и другим сооружениям, вода из которых может быть использована для тушения пожара, надлежит предусматривать подъезды с площадками (в соответствии с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности) для разворота пожарных автомобилей, их установки и забора воды. Размер таких площадок должен быть не менее 12x12 метров. В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 16 Федерального закона № 131 ( в редакции от 27.12.09 ) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится - обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа, то есть разработка и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности, в том числе реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров. Кроме того, в соответствии со ст. 19 Федерального закона № 69 от 21.12.1994 «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся, в том числе, создание в целях пожаротушения условий забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения и противопожарным инвентарем. Неприспособленность водонапорных башен, отсутствие пожарных пирсов на естественных водоемах, отсутствие подъездных путей к ним негативно влияют на эффективность и качество тушения пожаров. Бездействие администрации Сысертского городского округа, выразившиеся в непринятии мер по обеспечению первичных мер пожарной безопасности ставить под угрозу пожарную безопасность населенного пункта и округа в целом, а также благополучие и безопасность населения Щелку некой сельской администрации. Сысерсткий межрайонный прокурор просил обязать администрацию Сысертского городского округа произвести оборудование водонапорных башен, расположенных в <адрес>, приспособлениями для заправки водой пожарной техники. Заменить пожарный кран, расположенный по <адрес> в <адрес>, оборудовать его для работы в зимний период; Обязать администрацию Сысертского городского округа произвести строительство пожарного пирса на естественном водоеме - озере Багаряк, в <адрес>; Обязать администрацию Сысертского городского округа оборудовать противооткатным устройством пожарный пирс, расположенный в <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ в Сысертский районный суд поступило заявление Сысертского межрайонного прокурора об уточнении исковых требований, поскольку было установлено, что водонапорные башни, расположенные в <адрес> и <адрес> переданы на праве хозяйственного ведения МУП ЖКХ «Южное», просят обязать МУП ЖКХ «Южное» произвести оборудование водонапорных башен, расположенных в <адрес>, приспособлениями для заправки водой пожарной техники. Заменить пожарный кран, расположенный по <адрес> в <адрес>, оборудовать его для работы в зимний период; Обязать администрацию Сысертского городского округа произвести строительство пожарного пирса на естественном водоеме - озере Багаряк, в <адрес>; Обязать администрацию Сысертского городского округа оборудовать противооткатным устройством пожарный пирс, расположенный в <адрес>. В судебном заседании помощник Сысертского межрайонного прокурора Кадочникова Е.Н. уточненные исковые требования поддержала, просила обязать МУП ЖКХ «Южное» произвести оборудование водонапорных башен, расположенных в <адрес>, приспособлениями для заправки водой пожарной техники. Заменить пожарный кран, расположенный по <адрес> в <адрес>, оборудовать его для работы в зимний период; Обязать администрацию Сысертского городского округа произвести строительство пожарного пирса на естественном водоеме - озере Багаряк, в <адрес>; Обязать администрацию Сысертского городского округа оборудовать противооткатным устройством пожарный пирс, расположенный в <адрес>. Представители ответчика Администрации Сысертского городского округа и МУП ЖКХ «Западное» в судебное заседание не явился, причина неявки неизвестна. О времени и месте судебного заседания были извещены надлежащим образом. Суд определил рассмотреть дело в порядке заочного судопроизводства. Представитель третьего лица – отдела надзорной деятельности Сысертского городского округа, Арамильского городского округа Акулов А.Л. в судебном заседании поддержал заявленные прокурором требования. Представитель третьего лица Щелкунской сельской администрации в судебное заседание также не явился. Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии с протоколом №40817810604900317040 от ДД.ММ.ГГГГ заседания комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности Сысертского городского округа решено на территории сельских администраций оборудовать водонапорные бани для забора воды пожарной техники в любое время суток, а также построить (отремонтировать) пожарные пирсы в каждом населенном пункте. Кроме того, протоколом №40817810604900317040 от ДД.ММ.ГГГГ заседания комиссии по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Сысертского городского округа решено на территории сельских администраций оборудовать все водонапорные башни для забора воды пожарной техникой в любое время суток (<адрес>), привести в порядок пожарные пирсы в населенных пунктах. В соответствии со справкой государственного учреждения «24 отряд Федеральной противопожарной службы по Свердловской области» от ДД.ММ.ГГГГ №40817810604900317040 по результатам проверки и анализа наружного противопожарного водоснабжения населенных пунктов, находящихся в районе выезда ОП 19 ОГБПТУ <адрес> выявлены следующие недостатки: неисправен пожарный гидрант <адрес> (напротив здания администрации); не приспособлена для забора воды водонапорная башня в <адрес>, с.<адрес> <адрес>, а также в <адрес> (возле здания школы); требуется благоустройство пожарного пирса в <адрес>, так как подъезд к естественному водоему для забора воды пожарными автомобилями в данном населенном пункте не возможен. Таким образом, судом установлено, что на территории <адрес> в течение длительного времени водонапорная башня не оборудована приспособлениями для заправки водой пожарной техники. Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также между общественными объединениями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства. В соответствии со ст. 1 Закона N 69-ФЗ пожарной безопасностью является состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; пожаром является неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства; требованиями пожарной безопасности являются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности. Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица и гражданами, установлены в Правилах пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 г. N 313. Организации, их должностные лица, нарушившие требования пожарной безопасности, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 2 ППБ 01-03). Наряду с данными ППБ 01-03, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке (п. 3 ППБ 01-03). К нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности. Пунктом 10 ППБ 01-03 установлено, что собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны, в частности, обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору. Согласно статье 38 Федерального закона от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций. Из анализа вышеуказанных норм следует, что ответственность за нарушение требований правил пожарной безопасности должны нести собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом. Судом установлено, что Администрации Сысертского городского округа на праве собственности принадлежат скважина №40817810604900317040, расположенная по адресу: <адрес>, <адрес> м. по направлению на восток относительно ориентира, водонапорная башня, расположенная по адресу: <адрес>, скважина №40817810604900317040, расположенная по <адрес>. Согласно постановлению от ДД.ММ.ГГГГ №40817810604900317040 скважины №40817810604900317040 и №40817810604900317040, а также водонапорная башня переданы на праве хозяйственного ведения МУП ЖКХ «Южное». Пунктом 95 Правил пожарной безопасности 01-03, утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N 313 установлено, что водонапорные башни должны быть приспособлены для отбора воды пожарной техникой в любое время года. Установлено, что бездействие МУП ЖКХ «Южное», выразившиеся в неприятии мер по обеспечению первичных мер пожарной безопасности ставит под угрозу пожарную безопасность населенного пункта и округа в целом, а также благополучие и безопасность населения Щелкунской сельской администрации. Что касается исковых требований о возложении обязанности на Администрацию Сысертского городского округа произвести строительство пожарного пирса на естественном воемее – озере Багаря в <адрес> и оборудовать противооткатным устройством пожарный пирс, расположенный в <адрес>, суд считает их также подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Согласно ч. 8 ст. 98 Федерального закона № 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» к водоемам, являющимися источниками противопожарного водоснабжения, а также к градирням, брызгальным бассейнам и другим сооружениям, вода из которых может быть использована для тушения пожара, надлежит предусматривать подъезды с площадками (в соответствии с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности) для разворота пожарных автомобилей, их установки и забора воды. Размер таких площадок должен быть не менее 12x12 метров. Из пункта 94 Правил пожарной безопасности 01-03, утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N 313 следует, что при наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации (в населенных пунктах - на органы местного самоуправления). В соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 16 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского округа относятся: обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа. Согласно ст. 1 Федерального закона Российской Федерации от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности», первичные меры пожарной безопасности – реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров. Согласно ст. 19 Федеральном законе "О пожарной безопасности" к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: - создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; - создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; - оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; - организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; - принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; - включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; - оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; - установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности. Статья 14 Федеральный закон от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определяет, что к вопросам местного значения поселений относятся: обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов. Согласно ст. 63 Федерального закона от 22.07.2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" первичные меры пожарной безопасности включают в себя: 1) реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; 2) разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; 3) разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; 4) разработку плана привлечения сил и средств, для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением; 5) установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия; 6) обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара; 7) обеспечение связи и оповещения населения о пожаре; 8) организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний; 9) социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций Таким образом, судом установлено, что к обязанностям муниципального образования – в данном случае Администрации Сысертского городского округа, относится принятие мер по обеспечению первичных мер пожарной безопасности, в частности оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения и противопожарным инвентарем. При этом, как уже указывалось выше, данная обязанность Администрацией Сысертского городского округа в течение длительного времени не исполняется надлежащим образом, что создает угрозу причинения значительного материального ущерба при пожаре, ставит под угрозу жизни и здоровье неограниченного круга лиц. В соответствии с положениями ст. 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему. Согласно ст. 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина. Как следует из положений ст. 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в порядке, предусмотренном главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, если такими решениями, действиями (бездействием) нарушены права и свободы этих лиц, созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод или на них незаконно возложена какая-либо обязанность. Данная правовая позиция отражена в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих». Согласно ст. 249 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие). Поскольку МУП ЖКХ «Южное» и Администрацией Сысертского городского округа не предоставлено доказательств законности бездействия по непринятию мер по обеспечению первичных мер пожарной безопасности, суд считает, что требования Сысертского межрайонного прокурора подлежат удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст. 197-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: иск Сысертского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Сысертского городского округа и МУП ЖКХ «Южное» о возложении обязанности произвести оборудование водонапорных башен приспособлениями для заправки водой пожарной техники, произвести строительство пожарного пирса на естественном водоеме, обязать оборудовать противооткатным устройством пожарный пирс удовлетворить. Обязать МУП ЖКХ «Южное» произвести оборудование водонапорных башен, расположенных в <адрес>, приспособлениями для заправки водой пожарной техники. Заменить пожарный кран, расположенный по <адрес> в <адрес>, оборудовать его для работы в зимний период. Обязать администрацию Сысертского городского округа произвести строительство пожарного пирса на естественном водоеме - озере Багаряк, <адрес>. Обязать администрацию Сысертского городского округа оборудовать противооткатным устройством пожарный пирс, расположенный в <адрес>. Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения. Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в кассационном порядке в Свердловский областной суд в течение десяти дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение десяти дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления. Судья: Мурашов А.С.