Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 06.12.2011 Сысертский районный суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Холоденко Н.Б., с участием помощника Сысертского межрайонного прокурора Кадочниковой Е.Н., представителей ответчика Открытого акционерного общества «Свердловскавтодор» Ионова С.Н., Билыка Д.Н., при секретаре Тумашовой М.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1512 по иску Сысертского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Открытому акционерному обществу «Свердловскавтодор» филиалу Сысертское ДРСУ о возложении обязанности разработать и утвердить в установленном законом порядке проект окончательной санитарно-защитной зоны асфальтобетонного завода и организовать санитарно-защитную зону в соответствии с проектом окончательной санитарно-защитной зоны, УСТАНОВИЛ: Сысертский межрайонный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Открытому акционерному обществу «Свердловскавтодор» филиалу Сысертское ДРСУ (далее по тексту ОАО «Свердловскавтодор» филиал Сысертское ДРСУ) о возложении обязанности разработать и утвердить в установленном законом порядке проект окончательной санитарно-защитной зоны асфальтобетонного завода и организовать санитарно-защитную зону в соответствии с проектом окончательной санитарно-защитной зоны. В обоснование иска указал, что Сысертской межрайонной прокуратурой проведена проверка по соблюдению природоохранного законодательства при ведении деятельности предприятием ОАО «Свердловскавтодор» на производственной площадке, расположенной по адресу: г. Арамиль, ул. Пушкина, 8. Основным видом деятельности предприятия является содержание и ремонт автомобильных дорог. На производственной площадке, расположенной по адресу: г. Арамиль, ул.Пушкина, 8, расположен Асфальтобетонный завод, на котором осуществляется производство асфальтобетона для ремонта дорог. На территории завода установлено три асфальтобетонных установки, одна маслонагревательная установка, которые являются основными источниками выбросов в атмосферный воздух, оказывающими негативное воздействие на окружающую среду. Проведенной проверкой установлено, что ОАО «Свердловскавтодор» ее имеет утвержденного в установленном законом порядке проекта организации санитарно-защитной зоны асфальтобетонного завода, что является нарушением действующего законодательства. В п. 2 ст. 52 ФЗ «Об охране окружающей среды» содержится требование, согласно которому в целях охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитания растений, животных и других организмов вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны, в кварталах, микрорайонах городских и сельских поселений - территории, зеленые зоны, включающие в себя лесопарковые зоны и иные зоны с ограниченным режимом природопользования. Согласно ст. 16, п. 1 ст. 20, 30 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» атмосферный воздух в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, а также воздух в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях (далее - места постоянного или временного пребывания человека) не должен оказывать вредное воздействие на человека. В целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций. При этом, юридические лица, имеющие стационарные и передвижные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух обязаны, согласно п. 4.1.1. СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест», обеспечить работы по проектированию, организации и благоустройству санитарно – защитных зон на объектах, не имеющих организованные зоны в соответствии с действующими санитарными правилами, и обеспечивать соблюдение режима данных санитарно-защитных зон. В статье 11 Федерального закона от 30.03.1999 М52-Ф3 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусматривается правило, согласно которому индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, выполнять требования санитарного законодательства. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. В соответствии с п.2.1, п. 2.6, п. 2.11 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007г. №74, санитарно-защитная зона является обязательным элементом любого объекта, который является источником воздействия на среду обитания и здоровье человека. Для действующих предприятий проект организации санитарно-защитной зоны должен быть обязательным документом. Ответчик не имеет утвержденного проекта санитарно-защитной зоны асфальтобетонного завода, расположенного в г. Арамиль, но не смотря на это, в нарушение действующего законодательства осуществляет свою хозяйственную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на здоровье человека. В соответствии со ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная деятельность должна осуществляться на основании принципов: соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду, исходя из требований охраны окружающей среды, презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности. Согласно ст. 1 ФЗ «Об охране окружающей среды» под требованиями в области окружающей среды понимаются - предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами и иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами и иными нормативами в области охраны окружающей среды. В данном случае это обязательное наличие утвержденного проекта организации санитарно-защитной зоны предприятия. При невыполнении вышеназванных требований закона, отсутствии у предприятия разработанного и утвержденного проекта санитарно-защитной зоны, нарушаются конституционные права граждан, неопределенного круга лиц (ст.42 Конституции РФ) на благоприятную окружающую среду, право на здоровье, на жизнь (ст.20 Конституции Российской Федерации), т.к. возникает потенциальная угроза причинения вреда жизни и здоровью граждан в связи с несоблюдением ОАО «Свердловскавтодор» требований в области охраны окружающей среды, которые предъявляются к хозяйственной и иной деятельности, обязательных условий, ограничений, установленных законами, нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами... и иными нормативами в области охраны окружающей среды с целью исключения негативного воздействия на среду жизнедеятельности и здоровье населения. Исходя из требований ст. 22 ГПК РФ, к подведомственности судов общей юрисдикции отнесены споры с участием предприятий, организаций о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, вытекающие из экологических и иных правоотношений. В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации за прокурором закреплено право обратится в суд с заявлением в защиту интересов прав граждан, неопределенного круга лиц, Российской Федерации и муниципальных образований, и обращения прокурора в суд общей юрисдикции. Представитель третьего лица – администрации Арамильского городского округа в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В суд поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя администрации Арамильского городского округа, а также отзыв на иск, из которого следует, что с заявленными Сысертским межрайонным прокурором исковыми требованиями администрация Арамильского городского округа согласна в полном объеме, считает их законными и подлежащими удовлетворению. С учетом мнения помощника Сысертского межрайонного прокурора Кадочниковой Е.Н., представителей ответчика Ионова С.Н., Билыка Д.Н. и в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица. В судебном заседании помощник Сысертского межрайонного прокурора Кадочникова Е.Н. исковые требования уточнила, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении, просила обязать ОАО «Свердловскавтодор» Филиал Сысертское ДРСУ разработать и утвердить в установленном законом порядке проект окончательной санитарно-защитной зоны асфальтобетонного завода в течение 1 года 6 месяцев с момента вступления решения суда в силу, обязать ОАО «Свердловскавтодор» Филиал Сысертское ДРСУ организовать санитарно-защитную зону в соответствии с проектом окончательной санитарно-защитной зоны в течение 2 лет с момента вступления решения суда в законную силу. Представители ответчика ОАО «Свердловскавтодор» филиал Сысертское ДРСУ Ионов С.Н. и Билык Д.Н., действующие на основании доверенностей, исковые требования признали полностью, суду пояснили, что в соответствии с п. 2.11 СаНПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 2.11. размер санитарно-защитной зоны для предприятий III, IV, V классов опасности может быть изменен Главным государственным санитарным врачом субъекта Российской Федерации или его заместителем в порядке, установленном данными правилами. В соответствии с п. 7.1.4 вышеприведенных правил, работа асфальтобетонного завода является третьим классом опасности. 18.03.2008 между тогда еще ФГУП «Свердловскавтодор» и ООО «Новоуральский экологический центр» был заключен договор №76/Ф34/048 на разработку проекта единой расчетной санитарно-защитной зоны по указанному в исковом заявлении объекту. Однако письмом №148/7 от 15.06.2009 ООО «Новоуральский экологический центр» уведомило ответчика о невозможности подготовки проекта, так как у исполнителя отсутствует лицензия на подготовку данного проекта. В настоящее время ОАО «Свердловскавтодор» заключило договор по составлению проекта санитарно-защитной зоны с ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области», однако, на разработку и согласование проекта санитарно-защитной зоны асфальтобетонного завода ОАО «Свердловскавтодор» филиала Сысертское ДРСУ потребуется 24 месяца, которые делятся на 7 этапов, из них: 1) 3 месяца потребуется на разработку проекта санитарно-защитной зоны; 2) 3 месяца – на проведение оценки рисков на здоровье населения; 3) 2 месяц – на согласование расчетной санитарно-защитной зоны; 4) 1 месяц – на заключение договора на проведение годовых натурных исследований на границе санитарно-защитной зоны и в жилой застройке; 5) 12 месяцев – на проведение годовых натурных исследований на границе санитарно-защитной зоны и в жилой застройке; 6) 1 месяц – на получение результатов натурных исследований; 7) 2 месяца – на согласование окончательной санитарно-защитной зоны. Их предприятием ежегодно проводятся замеры по определению степени риска на здоровье населения. Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования Сысертского межрайонного прокурора подлежащими удовлетворению. Так, согласно п.3 ст.173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при признании ответчиком иска и принятии его судом выносится решение об удовлетворении заявленных требований. Представителю ответчика разъяснены последствия признания иска и принятия его судом. Суд принимает признание представителем ответчика иска, поскольку признание иска ответчиком не противоречит действующему законодательству, не нарушает права и интересы сторон, а также третьих лиц. Статьями 41, 42 Конституции Российской Федерации гарантировано право на охрану здоровья и на благоприятную окружающую среду. Эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды (п.1 ст.35 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»). В соответствии с п.3 ст. 44 Закона предусмотрено, что в целях охраны окружающей среды городских и сельских поселений создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны с ограниченным режимом природопользования. Согласно ст. 16, п. 1 ст. 20, 30 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» атмосферный воздух в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, а также воздух в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях не должен оказывать вредное воздействие на человека. В целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций. При этом, юридические лица, имеющие стационарные и передвижные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух обязаны, согласно п. 4.1.1. СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест», обеспечить работы по проектированию, организации и благоустройству санитарно – защитных зон на объектах, не имеющих организованные зоны в соответствии с действующими санитарными правилами, и обеспечивать соблюдение режима данных санитарно-защитных зон. В статье 11 Федерального закона от 30.03.1999 М52-Ф3 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусматривается правило, согласно которому индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, выполнять требования санитарного законодательства. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. В соответствии с п.2.1, п. 2.6, п. 2.11 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007г. №74, санитарно-защитная зона является обязательным элементом любого объекта, который является источником воздействия на среду обитания и здоровье человека. Для действующих предприятий проект организации санитарно-защитной зоны должен быть обязательным документом. Согласно свидетельствам о праве собственности следует, что асфальтобетонный завод, расположенный в г.Арамиль на ул.Пушкина, принадлежит ОАО «Свердловскавтодор», у которого отсутствует проект организации санитарно-защитной зоны предприятия. Таким образом, суд считает заявленные Сысертским межрайонным прокурором исковые требования о возложении на ОАО «Свердловскавтодор» Филиал Сысертское ДРСУ обязанности разработать и утвердить в установленном законом порядке проект окончательной санитарно-защитной зоны асфальтобетонного завода, организовать санитарно-защитную зону в соответствии с проектом окончательной санитарно-защитной зоны, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме. На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: Исковые требования Сысертского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга, к Открытому акционерному обществу «Свердловскавтодор» филиалу Сысертское ДРСУ о возложении обязанности разработать и утвердить в установленном законом порядке проект окончательной санитарно-защитной зоны асфальтобетонного завода и организовать санитарно-защитную зону в соответствии с проектом окончательной санитарно-защитной зоны удовлетворить. Обязать Открытое акционерное общество «Свердловскавтодор» филиал Сысертское ДРСУ обязать ОАО «Свердловскавтодор» Филиал Сысертское ДРСУ разработать и утвердить в установленном законом порядке проект окончательной санитарно-защитной зоны асфальтобетонного завода в течение 1 года 6 месяцев с момента вступления решения суда в силу. Обязать ОАО «Свердловскавтодор» Филиал Сысертское ДРСУ организовать санитарно-защитную зону в соответствии с проектом окончательной санитарно-защитной зоны в течение 2 лет с момента вступления решения суда в законную силу. Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Сысертский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме. Судья Холоденко Н.Б.