Гражданское дело по иску Свердловского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации СГО о признании бездействий незаконными.



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

02.12.2011 Сысертский районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Холоденко Н.Б., с участием представителя ответчика Администрации Сысертского городского округа Ивиной Е.П., представителя третьего лица Большеистокской сельской администрации Зырянова А.М., при секретаре Тумашовой М.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1416 по иску Свердловского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Сысертского городского округа о признании незаконным бездействия Администрации Сысертского городского округа, выразившегося в непринятии мер по надлежащей организации сбора, вывоза, утилизации и переработке промышленных и бытовых отходов на территории <адрес>, возложении обязанности ликвидировать и утилизировать в соответствии с требованиями действующего законодательства об отходах производства и потребления несанкционированные свалки, возложении обязанности организовать сбор, вывоз, утилизацию и переработку отходов на территории <адрес>,

установил:

Свердловский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Сысертского городского округа о признании незаконным бездействия Администрации Сысертского городского округа, выразившегося в непринятии мер по надлежащей организации сбора, вывоза, утилизации и переработке промышленных и бытовых отходов на территории <адрес>, возложении обязанности ликвидировать несанкционированные свалки и организовать сбор, вывоз, утилизацию и переработку отходов на территории <адрес>.. В исковом заявлении указал, что Свердловской межрайонной природоохранной прокуратурой в связи с обращением гр.Шерстобитова А.А. проведена проверка соблюдения законодательства об обращении с отходами производства и потребления на территории <адрес> Сысертского городского округа.

08.08.2011 ведущим специалистом-экологом экспертного отдела ГКУ СО «Центр экологического мониторинга и контроля» проведено обследование территории <адрес> Сысертского ГО (экспертное заключение №159 от 08.08.2011).

В ходе обследования установлено, что на территории сельской администрации <адрес> размещены многочисленные несанкционированные места складирования отходов производства и потребления:

1 участок - <адрес> загрязненного земельного участка 0,004 га, объем размещенных отходов 0.5 куб.м.;

2 участок - <адрес>. Площадь захламления примерно 0,5 га, объем размещенных отходов примерно 70 м3;

3 участок - <адрес>. Площадь захламления примерно 0,0005 га, объем размещенных отходов примерно 3 м3;

4 участок - <адрес>. Площадь захламления примерно 0,0008 га, объем размещенных отходов примерно 12 м3;

5 участок - <адрес>. Площадь захламления примерно 0,01 га, объем размещенных отходов примерно 15 м3;

6 участок - <адрес>. Площадь захламления примерно 0,004 га, объем размещенных отходов примерно 12 м3;

7 участок - <адрес>. Площадь захламления примерно 0,002 га, объем размещенных отходов примерно 16 м3;

8 участок - <адрес>, между строениями 11 и 13. Площадь захламления примерно 0,0006 га, объем размещенных отходов примерно 2,5 м3;

9 участок - в 400 метрах <адрес>, слева от автомобильной дороги на кладбище. Представляет из себя 6 разрозненных куч строительных отходов, отходов нерудных полезных ископаемых (мрамор, гранит). Площадь захламления примерно 0,01 га;

10 участок - в 1 км северо-восточнее <адрес>, сразу за забором кладбища, в 1,5 м от аэропорта Кольцово, в 1 км от реки Исеть. Площадь захламления примерно 11,02 га, ориентировочный объем (по данным на 2003 год) составляет 11,62 тыс. м3. Свалка официально эксплуатировалась до 2004 года МУП ЖКХ р.п.Большой Исток.

В соответствии с требованиями статьи 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.

Согласно требованиям статьи 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В статье 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» указано, что к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Согласно п. 10,11 ст. 6 Устава муниципального образования «Сысертский городской округ», утвержденного Решением Сысертского районного совета от 16.06.2005 №81 к вопросам местного значения муниципального образования относятся:

организация мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального образования;

организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

В нарушение данных требований природоохранного законодательства, до настоящего времени органами местного самоуправления муниципального образования «Сысертский городской округ» в лице администрации городского округа не организована ликвидация несанкционированных свалок, расположенных на территории Сысертского городского округа на указанных выше участках.

Статьей 21 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам. При разработке нормативов градостроительного планирования, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, зданий и сооружений, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов должны соблюдаться санитарные правила.

Статья 12 ГК РФ признает одним из способов защиты гражданских прав восстановление положения, существовавшего до нарушения права, пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, принуждение к исполнению обязанности в натуре.

Просит признать незаконным бездействие администрации Сысертского
городского округа, выразившееся в непринятии мер по надлежащей
организации сбора, вывоза, утилизации и переработки промышленных и
бытовых отходов на территории <адрес>, обязать администрацию Сысертского городского округа организовать ликвидацию и утилизацию в соответствии с требованиями действующего законодательства об отходах производства и потребления перечисленных несанкционированных свалок, обязать Администрацию Сысертского городского округа организовать сбор, вывоз, утилизацию и переработку отходов на территории <адрес> Сысертского городского округа.

Представитель Свердловской межрайонной природоохранной прокуратуры в судебное заседание не явился, в суд направлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя прокуратуры.

Также в суд направлено ходатайство о прекращении производства по делу в части возложения на Администрацию Сысертского городского округа обязанности организовать ликвидацию несанкционированных свалок отходов производства и потребления на следующих участках:

- <адрес>, площадь 0,004 га,

- <адрес>, площадь 0,004 га,

- <адрес>, между строениями 11 и 13, площадь 0,0006 га,

в связи добровольным исполнением Администрацией Сысертского городского округа требований в этой части.

Определением суда от 02.12.2011 принят отказ истца от иска в части и производство по делу в указанной части прекращено.

С учетом мнения представителя ответчика, третьего лица суд определил о рассмотрении дела при данной явке.

Представитель Администрации Сысертского городского округа Ивина Е.П., действующая на основании доверенности исковые требования признала в части, суду пояснила, что Администрацией Сысертского городского округа, Большеистокской сельской администрацией постоянно ведется работа по ликвидации образующихся свалок отходов производства и потребления, что подтверждается договорами подряда по выполнению работ по ликвидации свалок, договорами на уборку мусора и вывоз мусора, актами выполненных работ, локальными сметными расчетами, ведомостями объемов работ, счетами-фактурами, счетами, платежными поручениями, подтверждающими оплату выполненных работ, фотографиями, на которых зафиксированы места свалок до и после ввоза мусора. Однако, на очищенных от мусора местах свалки быстро образуются вновь. Не отрицает обязанности Администрации по ликвидации свалок мусора. Поэтому не возражает против удовлетворения требований о ликвидации свалок отходов производства и потребления, не согласна с требованием о признании незаконным бездействия администрации Сысертского городского округа, выразившегося в непринятии мер по надлежащей организации сбора, вывоза, утилизации и переработки промышленных и бытовых отходов на территории <адрес>, поскольку бездействия со стороны Администрации не было, меры по надлежащей организации сбора, вывоза, утилизации и переработки промышленных и бытовых отходов на территории <адрес> принимались. Просит в удовлетворении исковых требований в этой части отказать.

Представитель третьего лица Большеистокской сельской Администрации Зырянов А.М. полностью поддержал доводы, изложенные представителем Администрации Сысертского городского округа. Подтвердил тот факт, что Администрацией Сысертского городского округа и Большеистокской сельской администрацией постоянно ведется работа по ликвидации мусорных свалок. Но избавиться от свалок полностью проблематично в связи с тем, что на местах, где свалки ликвидируются, быстро возникают новые. Но и в этом направлении ведется работа. Население <адрес> начинает заключать договоры на вывоз мусора. Планируется проведение мероприятий по выявлению лиц, которые выбрасывают мусор в местах, не отведенных для этого органами местного самоуправления, с целью привлечения этих лиц к административной ответственности.

Выслушав представителя ответчика, представителя третьего, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

В соответствии с требованиями статьи 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.

Статьей 21 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам. При разработке нормативов градостроительного планирования, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, зданий и сооружений, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов должны соблюдаться санитарные правила.

В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения. Пунктом первым ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" также предусмотрено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами.

В соответствии со ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации «Об отходах производства и потребления», территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 10,11 ст. 6 Устава муниципального образования «Сысертский городской округ», утвержденного Решением Сысертского районного совета от 16.06.2005 №81 к вопросам местного значения муниципального образования относятся:

организация мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального образования;

организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов (содержание охрана земель) собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от захламления отходами производства и потребления, ликвидации последствий загрязнения, в том числе биологического загрязнения, и захламления земель.

В соответствии с п. 18 ст. 34 Устава муниципального образования «Сысертский городской округ» к полномочиям администрации Сысертского городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Статьей 21 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам. При разработке нормативов градостроительного планирования, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, зданий и сооружений, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов должны соблюдаться санитарные правила.

Как установлено судом, 08.08.2011 ведущим специалистом-экологом экспертного отдела ГКУ СО «Центр экологического мониторинга и контроля» проведено обследование территории <адрес> Сысертского ГО (экспертное заключение №159 от 08.08.2011).

В ходе обследования установлено, что на территории сельской администрации <адрес> размещены многочисленные несанкционированные места складирования отходов производства и потребления:

1 участок - <адрес> загрязненного земельного участка 0,004 га, объем размещенных отходов 0.5 куб.м.;

2 участок - <адрес>. Площадь захламления примерно 0,5 га, объем размещенных отходов примерно 70 м3;

3 участок - <адрес>. Площадь захламления примерно 0,0005 га, объем размещенных отходов примерно 3 м3;

4 участок - <адрес>. Площадь захламления примерно 0,0008 га, объем размещенных отходов примерно 12 м3;

5 участок - <адрес>. Площадь захламления примерно 0,01 га, объем размещенных отходов примерно 15 м3;

6 участок - <адрес>. Площадь захламления примерно 0,004 га, объем размещенных отходов примерно 12 м3;

7 участок - <адрес>. Площадь захламления примерно 0,002 га, объем размещенных отходов примерно 16 м3;

8 участок - <адрес>, между строениями 11 и 13. Площадь захламления примерно 0,0006 га, объем размещенных отходов примерно 2,5 м3;

9 участок - в 400 метрах <адрес>, слева от автомобильной дороги на кладбище. Представляет из себя 6 разрозненных куч строительных отходов, отходов нерудных полезных ископаемых (мрамор, гранит). Площадь захламления примерно 0,01 га;

10 участок - в 1 км северо-восточнее <адрес>, сразу за забором кладбища, в 1,5 м от аэропорта Кольцово, в 1 км от реки Исеть. Площадь захламления примерно 11,02 га, ориентировочный объем (по данным на 2003 год) составляет 11,62 тыс. м3. Свалка официально эксплуатировалась до 2004 года МУП ЖКХ р.п.Большой Исток.

До судебного заседания в добровольном порядке ликвидированы свалки на следующих участках:

- <адрес>, площадь 0,004 га,

- <адрес>, площадь 0,004 га,

- <адрес>, между строениями 11 и 13, площадь 0,0006 га.

Наличие несанкционированных свалок способно повлечь загрязнение природной среды, распространение инфекционных заболеваний и иные тяжкие последствия, что нарушает конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду (ст. 42 Конституции РФ, п. 1 ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды»).

Статья 12 Гражданского кодекса РФ признает одним из способов защиты гражданских прав восстановление положения, существовавшего до нарушения права, пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, принуждение к исполнению обязанности в натуре.

Таким образом, заявленные требования о возложении на Администрацию Сысертского городского округа обязанности организовать ликвидацию и утилизацию в соответствии с требованиями действующего законодательства об отходах производства и потребления перечисленных несанкционированных свалок, о возложении на Администрацию Сысертского городского округа обязанности организовать сбор, вывоз, утилизацию и переработку отходов на территории <адрес> Сысертского городского округа являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В тоже время, в судебном заседании не нашло своего подтверждения бездействие администрации Сысертского городского округа, выражающееся в непринятии мер по надлежащей организации сбора, вывоза, утилизации и переработки промышленных и
бытовых отходов на территории <адрес>.

Представителями Администрации Сысертского городского округа, Большеистокской сельской администрации представлены заключенные в период в 2010, 2011 годах договоры подряда по выполнению работ по ликвидации свалок, договоры на уборку мусора и вывоз мусора в <адрес>, акты выполненных работ, локальные сметные расчеты, ведомости объемов работ, счета, счета-фактуры, платежные поручения, подтверждающие оплату выполненных работ, фотографии, на которых зафиксированы места свалок до и после ввоза мусор. Указанные документы подтверждают тот факт, что меры по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки промышленных и бытовых отходов на территории <адрес> ответчиком принимались.

Согласно ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования Свердловского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Сысертского городского округа о признании незаконным бездействия Администрации Сысертского городского округа, выразившегося в непринятии мер по надлежащей организации сбора, вывоза, утилизации и переработке промышленных и бытовых отходов на территории <адрес>, возложении обязанности ликвидировать и утилизировать в соответствии с требованиями действующего законодательства об отходах производства и потребления несанкционированные свалки, возложении обязанности организовать сбор, вывоз, утилизацию и переработку отходов на территории <адрес> удовлетворить в части.

Обязать Администрацию Сысертского городского округа организовать ликвидацию и утилизацию в соответствии с требованиями действующего законодательства об отходах производства и потребления несанкционированных свалок расположенных на следующих участках в <адрес>:

- <адрес>. Площадь захламления примерно 0,5 га, объем размещенных отходов примерно 70 м3;

- <адрес>. Площадь захламления примерно 0,0005 га, объем размещенных отходов примерно 3 м3;

- <адрес>. Площадь захламления примерно 0,0008 га, объем размещенных отходов примерно 12 м3;

- <адрес>. Площадь захламления примерно 0,01 га, объем размещенных отходов примерно 15 м3;

- <адрес>. Площадь захламления примерно 0,002 га, объем размещенных отходов примерно 16 м3;

- в 400 метрах <адрес>, слева от автомобильной дороги на кладбище. Представляет из себя 6 разрозненных куч строительных отходов, отходов нерудных полезных ископаемых (мрамор, гранит). Площадь захламления примерно 0,01 га;

- в 1 км северо-восточнее <адрес>, сразу за забором кладбища, в 1,5 м от аэропорта Кольцово, в 1 км от реки Исеть. Площадь захламления примерно 11,02 га, ориентировочный объем (по данным на 2003 год) составляет 11,62 тыс. м3. Свалка официально эксплуатировалась до 2004 года МУП ЖКХ р.п.Большой Исток.

Обязать Администрацию Сысертского городского округа организовать сбор, вывоз, утилизацию и переработку отходов на территории <адрес>.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течении десяти дней со дня его получения в окончательной форме путем подачи жалобы через Сысертский районный суд.

Судья Холоденко Н.Б.