Гражданское дело по иску Сысертского межрайонного прокурора в интересах Котовых, Дурыгиных о предоставлении жилого помещения по договору социального найма



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(заочное)

12.01.2012 Сысертский районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Мурашова А.С., с участием прокурора Кушманцева А.В., при секретаре Рыжове М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-67 по иску Сысертского межрайонного прокурора в интересах Котовой ФИО15, Котовой ФИО16, Котова ФИО17, Котова ФИО18, Дурягиной ФИО19, Дурягина ФИО20 к Администрации Сысертского городского округа и Двуреченской сельской администрации о предоставлении жилого помещения по договору социального найма и заключения договора социального найма на предоставленное жилое помещение,

УСТАНОВИЛ:

Сысертский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах граждан к Администрации Сысертского городского округа о предоставлении жилого помещения по договору социального найма и заключения договора социального найма на предоставленное жилое помещение. В обоснование своих исковых требований указал, что Котова Л.А., Котова Н.Н., Котов С.Н., Котов А.Н., Дурягина Е.Н., Дурягин В.Д. проживали по адресу: <адрес> на условиях договора социального найма жилого помещения №40817810604900317040 от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с главой Двуреченской поселковой администрации ФИО9 Занимали двухкомнатную квартиру общей площадью <данные изъяты> кв.м.

ДД.ММ.ГГГГ произошел пожар в жилом доме, в результате чего дом сгорел полностью, восстановлению не подлежит. Семья указанных граждан остались без жилья, без имущества и вынуждены с малолетними детьми снимать квартиры. Другого жилья не имеют.

На все обращения в Администрацию Сысертского городскою округа о предоставлении жилого помещения им отказывают, ссылаясь на отсутствие свободного жилья и денежных средств в бюджете городского округа. В ответ на обращение по вопросу оказания помощи в приобретении жилья для жителей сгоревшего дома, Министерство финансов Свердловской области сообщило, что в Сысертском городском округе имеется возможность финансирования из местного бюджета расходов, связанных с решением вопроса первоочередного обеспечения жильем граждан, проживавших в сгоревшем доме.

В судебном заседании помощник Сысертского межрайонного прокурора Кушманцев А.В. и истцы заявленные исковые требования поддержали в полном объеме, просили: Обязать Администрацию Сысертского городского округа предоставить Котовой ФИО15, Котовой ФИО16, Котову ФИО17, Котову ФИО18, Дурягиной ФИО19, Дурягину ФИО20 изолированное жилое помещение, пригодное для постоянного проживания граждан, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам в размере нормы предоставления жилого помещения, установленной в Сысертском городском округе. А также обязать Двуреченскую сельскую администрацию заключить с истцами договор социального найма на предоставленное жилое помещение.

Представители ответчиков Администрации Сысертского городского округа и Двуреченской сельской администрации в судебное заседание не явились, отзыв не направили, о времени и месте судебного заседания были извещены надлежащим образом.

Суд определил рассмотреть дело в порядке заочного судопроизводства.

Выслушав стороны и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Статья 40 Конституции Российской Федерации провозглашает право граждан на жилище.

Как следует из материалов дела, истцы Котова Л.А., Котова Н.Н., Котов С.Н., Котов А.Н., Дурягина Е.Н., Дурягин В.Д. проживали в жилом доме по адресу: <адрес> на основании договора социального найма.

В судебном заседании установлено, что в результате пожара, произошедшего ДД.ММ.ГГГГ, указанное жилое помещение полностью уничтожено, что подтверждается справками Отдела государственного пожарного надзора, постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела от ДД.ММ.ГГГГ и протоколом осмотра места происшествия от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что при пожаре уничтожены кровля и потолочное перекрытие второго этажа. В первом подъезде полностью уничтожены квартиры 1,2,3, 4. межэтажное перекрытие уничтожено и обрушилось внутрь первого этажа. Стены обуглены изнутри и снаружи. Во втором подъезде полностью уничтожены квартиры 5, 6, 7, 8. Данные квартиры выгорели полностью, стены обрушились.

Материалами дела подтверждено, что истцы другого жилья не имеют, обращались с заявлениями о предоставлении им жилого помещения в Администрации Сысертского городского округа, однако безрезультатно.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 1, часть 1; статья 7, часть 1; статья 18; статья 19, части 1 и 2).

Провозглашенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования. В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества.

Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило в том числе международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах).

Закрепляя в соответствии с этим право каждого на жилище и предполагая, прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40).

Из данных конституционных предписаний, реализуемых во взаимосвязи с конституционными принципами справедливости и уважения достоинства личности (преамбула; статья 2; статья 21, часть 1, Конституции Российской Федерации) и с учетом юридически значимых для Российской Федерации норм международного права, вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся единственного жилища в результате наступления таких, в частности, находящихся вне сферы их контроля обстоятельств, как пожар, и не имеющим возможности преодолеть сложившуюся трудную жизненную ситуацию самостоятельно.

Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель предусмотрел для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

При этом федеральный законодатель не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а потому нуждающимся, по смыслу приведенных законоположений, может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения.

При этом не имеет правового значения то, по чьей вине домовладение, в котором проживают семьи истцов, пришло в состояние непригодное для проживания, а также время получения истцами свидетельства о регистрации права собственности на жилое помещение ("Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2009 года" (утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 10.03.2010) (ред. от 29.12.2010); Определение Верховного Суда РФ от 27.10.2009 N 44-В09-41).

При этом ни из статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, ни из каких-либо других его положений не следует, что обязательным условием внеочередного предоставления жилья гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания, является нахождение гражданина на учете в момент возникновения обстоятельств, обусловивших непригодность жилого помещения для проживания. Закрепление такого условия применительно к ситуациям непредвиденной утраты пригодного для проживания жилого помещения противоречило бы принципам равенства и справедливости как конституционным критериям правомерного регулирования прав и свобод человека и гражданина, поскольку означало бы предъявление гражданам, относящимся к данной категории нуждающихся в жилье, объективно невыполнимых требований для целей реализации их права на жилище и тем самым ставило бы их в положение объекта государственно-властной деятельности.

Таким образом, согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, высказанной в Определении от 5 марта 2009 года N 376-О-П, по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации не исключает возможность предоставления жилых помещений малоимущим гражданам, лишившимся жилища в результате пожара, по договорам социального найма во внеочередном порядке, если на момент утраты жилища они не состояли на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении.

В силу пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

Вместе с тем, данная норма закона не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более - от времени включения в список внеочередников. Нет в ней и указаний на предоставления жилья в порядке очередности лиц равной категории.

Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников) (Определение ВС РФ от 3 мая 2011 г. № 85-В11-2).

Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 часть 2 Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных нрав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

Иное толкование приведенных выше положений ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации противоречит прямо установленному данной нормой исключению из общего порядка очередности предоставления жилых помещений для лиц, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и не подлежащими ремонту или реконструкции.

С учетом изложенного, Истцы, утратив жилье в результате пожара, в соответствии с приведенными нормами Жилищного кодекса Российской Федерации имеют право на внеочередное предоставление жилого помещения. Другого жилого помещения для постоянного проживания истцы не имеют.

При предоставлении жилого помещения, в силу ч. 5 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, им должно быть предоставлено жилое помещение по месту жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Решением Сысертского районного Совета от ДД.ММ.ГГГГ №40817810604900317040 в Сысертском городском округе установлен минимальный размер площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма (норма предоставления) 15 квадратных метров общей площади на одного члена семьи.

В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства.

В силу п. 3 ч. 2 ст. 50 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в собственности поселений может находиться жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда.

Ответчиком по исковым требованиям в части предоставления жилого помещения истцу по договору социального найма является Администрация Сысертского городского округа, так как в соответствии с Положением о Территориальном органе Администрации Сысертского городского округа, утвержденным Решением Сысертского районного Совета от 27.12.2005 № 132, а также на основании статьи 333 Устава Сысертского городского округа, утвержденного Решением Сысертского районного Совета от 16.06.2005 N 81, Двуреченская сельская администрация является территориальным структурным органом Администрации Сысертского городского округа, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции в пределах, установленных настоящим Положением.

При этом в обязанности Двуреченской сельской администрации не входит формирование бюджета муниципального образования, она не является главным распорядителем денежных средств.

В тоже время обеспечение малоимущих граждан, проживающих в городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, - отнесено Уставом Сысертского городского округа к вопросам местного значения, осуществляемым Администрацией Сысертского городского округа.

Указанным выше Положением о Территориальном органе Администрации Сысертского городского округа, утвержденным Решением Сысертского районного Совета от 27.12.2005 № 132 Двуреченская сельская администрация наделена полномочиями заключать договоры социального найма жилого помещения с нанимателями в муниципальном жилищном фонде.

Согласно ч. 3 ст. 196 Гражданского процессуального кодекса РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

В силу ст. 210 Гражданского процессуального кодекса РФ решение должно быть исполнимым.

В соответствии со ст. 8 Конвенции "О защите прав человека и основных свобод" каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни, его жилища и его корреспонденции.

Каждый, чьи права и свободы, признанные в данной Конвенции, нарушены, имеет право на эффективное средство правовой защиты в государственном органе, даже если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве (ст. 13).

Постановлением Пленума Верховного Суда РФ "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ" от 10 октября 2003 года судам Российской Федерации определено действовать таким образом, чтобы обеспечить выполнение обязательств государства, вытекающих из участия РФ в Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Однако орган местного самоуправления в лице ответчика не выполнил на себя принятые обязательства по обеспечению жильем истцов, жилое помещение которых приведено в непригодное для проживание жилье в результате пожара, что привело к нарушению прав истцов.

Поэтому, несмотря на доводы ответчика, суд, исходя из вышеизложенного, считает необходимым принять решение о возложении обязанности на ответчика о предоставлении жилого помещения истцам, т.к. ответчиком не принято мер к предоставлению жилого помещения в результате пожара дома, где они ранее проживали, в разумный срок и нарушенное их право подлежит защите в виде возложения обязанности по предоставлению жилого помещения, поскольку приоритетное значение имеет защита права гражданина, нарушение которого допущено органом муниципального образования.

На основании изложенного руководствуясь ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

исковые требования Сысертского межрайонного прокурора в интересах Котовой ФИО15, Котовой ФИО16, Котова ФИО17, Котова ФИО18, Дурягиной ФИО19, Дурягина ФИО20 к Администрации Сысертского городского округа и Двуреченской сельской администрации о предоставлении жилого помещения по договору социального найма и заключения договора социального найма на предоставленное жилое помещение удовлетворить.

Обязать Администрацию Сысертского городского округа предоставить Котовой ФИО15, Котовой ФИО16, Котову ФИО17, Котову ФИО18, Дурягиной ФИО19, Дурягину ФИО20 изолированное жилое помещение, пригодное для постоянного проживания граждан, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам в размере нормы предоставления жилого помещения, установленной в Сысертском городском округе.

Обязать Двуреченскую сельскую администрацию заключить с Котовой ФИО15, Котовой ФИО16, Котовым ФИО17, Котовым ФИО18, Дурягиной ФИО19, Дурягиным ФИО20 договор социального найма на предоставленное Администрацией Сысертского городского округа жилое помещение.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья: Мурашов А.С.