гражданское дело по иску Сысертского межрайонного прокурора в интер неопред. круга лиц к Двуреченской сель. админ. и Администрации СГО о признании незаконным бездействия ответчиков по необеспечению беспрепят. доступа инвалидов в здание



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15.03.2012 Сысертский районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Мурашова А.С., с участием помощника Сысертского межрайонного прокурора Кашкаровой М.В., представителя Администрации Сысертского городского округа Ивиной Е.П., при секретаре Рыжове М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 328/2012 по иску Сысертского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Двуреченской сельской администрации и Администрации Сысертского городского округа о признании незаконным бездействия ответчиков по необеспечению беспрепятственного доступа инвалидов в здание и обязывании оборудовать вход в здание кнопками вызова,

УСТАНОВИЛ:

Сысертский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Двуреченской сельской администрации и Администрации Сысертского городского округа о признании незаконным бездействия ответчиков по необеспечению беспрепятственного доступа инвалидов в здание и обязывании оборудовать вход в здание пандусом и кнопками вызова, указав, что Сысертской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения Федерального закона № 181-ФЗ от 24.11.1995 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, выделения мест для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов.

В ходе проверки было установлено, что Администрацией Сысертского городского округа и Двуреченской сельской администрацией игнорируются требования законодательства, направленного на создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, в частности, в административное здание Двуреченской сельской администрации.

Согласно статьи 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В статье 1 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» дается понятие инвалида: «инвалид» - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Данный закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидов равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

В соответствии со статьей 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры / жилым, общественным и производственным зданиям, строениям, сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям/.

В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

Строительные нормы и правила 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденные постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 16 июля 2001 г. № 73, в части требований к зданиям, сооружениям и их участкам предусматривают, что в здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения с поверхности земли и из каждого доступного для маломобильных групп населения поземного или наземного перехода, соединенного с этим зданием. Лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости – другими средствами подъема. Минимальная высота одного подъема / марша/ пандуса не должна превышать 0,8 м. при уклоне не более 8%. При перепаде высот пола на путях движения 0,2 м и менее допускается увеличивать уклон пандуса до 10%. В исключительных случаях допускается предусматривать винтовые пандусы. Ширина пандуса при исключительно одностороннем движении должна быть не менее 1,0 м. Площадка на горизонтальном участке пандуса при прямом пути движения или на повороте должна быть глубиной не менее 1,5 м. Несущие конструкции пандусов следует выполнять из негорючих материалов с пределом огнестойкости не менее R60, а ограждающих конструкций помещений пандусов – не менее R120. Вдоль обеих сторон всех лестниц и пандусов, а также у всех перепадов высот более 0,45 м. необходимо устанавливать ограждения с поручнями. Поручни пандусов следует, как правило, располагать на высоте 0,7 и 0,9 м., у лестниц – на высоте 0,9 м. Поручень перил с внутренней стороны лестницы должен быть непрерывным по всей ее высоте. Завершающие части поручня должны быть длиннее марша или наклонной части пандуса на 0,3 м.

Однако, в нарушении требований указанного законодательства Администрация Сысертского городского округа и Двуреченская сельская администрация не обеспечили условия для беспрепятственного доступа инвалидов, маломобильных групп населения, а именно при входе в здание лестницы не оборудованы специальными средствами –пандусами, рельсами, не установлена кнопка вызова работников Двуреченской сельской администрации / кабинеты главы и работников администрации находятся на втором этаже здания/.

Согласно пункта 3 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности, указанный объект является объектом муниципальной собственности.

Органы местного самоуправления в силу конституционного предназначения местного самоуправления как наиболее приближенного к населению уровня власти / статьи 12, 130 – 133 Конституции Российской Федерации/ в пределах своих полномочий участвуют в деятельности по обеспечению инвалидам, проживающим на территории соответствующих муниципальных образований, равно с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации / статьи 2,7,18,19/.

Одним из средств конкретизации статьи 15 Федерального закона «О социальной защите прав инвалидов в Российской Федерации» является нормативное закрепление требований доступности зданий и сооружений –объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, в том числе заключающееся в оборудовании в указанных зданиях и сооружениях пандусов, поручней или другие приспособления для удобства инвалидов, а также специальные указатели мест для бесплатной парковки специальных автотранспортных средств инвалидов на автостоянках и в местах парковки транспортных средств. Необходимость установления таких требований вытекает из Градостроительного кодекса РФ / статьи 2, 24, 48/ и Федерального закона от 30.12.2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» / статьи 3, 8, 12, 30 /.

В результате бездействий Администрации Сысертского городского округа и Двуреченской сельской администрации ущемляются гарантированные государством права инвалидов на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры, на необходимые условия для преодоления ограничений жизнедеятельности, на равные с другими гражданами возможности участия в жизни общества.

Постановлением Правительства РФ от 17 марта 2011 г. № 175 утверждена Государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 -2015 годы, основной целью которой является создание на государственном уровне системы комплексной реабилитации инвалидов, развитие реабилитационной индустрии, реализацию комплекса мероприятий, позволяющих обеспечить беспрепятственный доступ к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения.

Контроль за соблюдением требований, обеспечивающих доступность объектов и услуг для инвалидов и других маломобильных групп населения, должен быть обеспечен федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальными образованиями в пределах их компетенции.

В Свердловской области также утверждена Постановлением Правительства Свердловской области от 11 октября 2010 г. № 1469-ПП Областная целевая программа «Социальная защита населения и социальная поддержка инвалидов в Свердловской области» на 2011-2015 годы.

Принимая во внимание, что Двуреченскую сельскую администрацию посещает неопределенный круг лиц, престарелые граждане и инвалиды, администрация является общедоступным местом, указанные обстоятельства позволяют прокурору обратиться в суд с заявлением в защиту прав инвалидов, так как в соответствии со ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и интересов общества и государства.

В судебном заседании помощник Сысертского межрайонного прокурора Кашкарова М.В. поддержала и уточнила, в связи с отсутствием реальной возможности оборудовать пандус на второй этаж здания, просила признать незаконными бездействия Администрации Сысертского городского округа и Двуреченской сельской администрации, выразившиеся в несоблюдении требований законодательства в части обеспечения инвалидам и маломобильным группам населения беспрепятственного доступа в здание Двуреченской сельской администрации; Обязать Администрацию Сысертского городского округа и Двуреченскую сельскую администрацию в срок до 1 мая 2012 года оборудовать входную группу в здание Двуреченской сельской администрации, расположенной по адресу: <адрес>, специальными приспособлениями для беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных групп населения – кнопкой вызова работников Двуреченской сельской администрации в соответствии с требованиями СНиП 35-01-2001.

Представитель ответчика Администрации Сысертского городского округа Ивина Е.П., действующая на основании доверенности, исковые требования признала.

Представитель ответчика Двуреченской сельской администрации в судебное заседание не явился, о дне слушания извещены надлежащим образом.

Представитель третьего лица ТОИОГВ Свердловской области Управление социальной защиты населения Сысертского района в судебное заседание не явился, направили в суд отзыв, из которого следует, что требования прокурора поддерживают. В 2008 году Российская Федерация подписала Конвенцию о правах инвалидов от 13 декабря 2006 г., что является показателем готовности страны к формированию условий, направленных на соблюдение международных стандартов экономических, социальных, юридических и других прав инвалидов.

Подписание Конвенции фактически утвердило принципы, на которых должна строиться политика государства в отношении инвалидов.

Согласно Конвенции государства-участники должны принимать надлежащие меры для обеспечения инвалидам наравне с другими гражданами доступа к физическому окружению (здания и сооружения, окружающие человека в повседневной жизни) транспорту, информации и связи, а также другим объектам и услугам, открытым и предоставленным для населения.

Постановлением Правительства РФ от 17.03.2011 утверждена государственная программа Российской Федерации программа «Доступная среда» на 2011-2015 годы, которая призвана комплексно решить важнейшие социальные задачи по созданию равных возможностей для инвалидов, а также иных маломобилъных групп населения (лиц преклонного возраста, временно нетрудоспособных, беременных, людей с детскими колясками, детей дошкольного возраста) во всех сферах жизни общества путем обеспечения доступности физического, социального, экономического и культурного окружения.

В Свердловской области также принята и утверждена целевая программа "Социальная защита населения и социальная поддержка инвалидов в Свердловской области" на 2011 - 2015 годы" (Постановление Правительства Свердловской области от 11.10.2010 N 1469-ПП (ред. от 27.05.2011).

Статьей 15 Закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации на Правительство Российской Федерации, на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм возложены обязанности по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).

Постановлением Правительства Свердловской области от 15.09.2008 N 981-ПП (ред. от 15.10.2009) "О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности в Свердловской области" органам местного самоуправления рекомендовано разработать планы мероприятий по обеспечению доступности для инвалидов среды жизнедеятельности; предусматривать средства при подготовке проектов бюджетов на создание условий доступности для инвалидов среды жизнедеятельности.

Органы местного самоуправления в силу конституционного предназначения местного самоуправления как наиболее приближенного к населению уровня власти в пределах своих полномочий участвуют в деятельности по обеспечению инвалидам и иным маломобильным группам населения, проживающим на территории соответствующих муниципальных образований, равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством. Вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, на собственников зданий и сооружений. Применительно к зданиям и сооружениям, находящимся в муниципальной собственности, данная обязанность возлагается на муниципальные образования в лице органов местного самоуправления

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1); в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (часть 2).

Социальная защита инвалидов относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 72, пункт "ж" части 1, Конституции Российской Федерации). Органы местного самоуправления в силу конституционного предназначения местного самоуправления как наиболее приближенного к населению уровня власти (статьи 12, 130 - 133 Конституции Российской Федерации) в пределах своих полномочий участвуют в деятельности по обеспечению инвалидам, проживающим на территории соответствующих муниципальных образований, равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации (статьи 2, 7, 18 и 19).

Согласно положениями Конституции Российской Федерации, положениям статьи 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", органы местного самоуправления создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, а государственные и муниципальные расходы для создания условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней.

Судом установлено, что ответчиком не выполнена обязанность по обеспечению доступа инвалидов в помещение администрации.

Одним из средств конкретизации положения части первой статьи 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" является нормативное закрепление требования доступности зданий и сооружений - объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, в том числе заключающееся в оборудовании в указанных зданиях и сооружениях пандусов.

Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в строительных нормах и правилах (например, СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения"), вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений. Применительно к зданиям и сооружениям, находящимся в муниципальной собственности, данная обязанность возлагается, если нормативно не установлено иное, на муниципальные образования в лице органов местного самоуправления; по своей природе она не является государственным полномочием.

Предусмотренный законодателем перечень объектов социальной инфраструктуры, к которым должен быть обеспечен беспрепятственный доступ инвалидов, носит открытый характер, в связи с чем, суд считает, что требования Сысертского межрайонного прокурора подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 197-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

иск Сысертского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Двуреченской сельской администрации и Администрации Сысертского городского округа о признании незаконным бездействия ответчиков по необеспечению беспрепятственного доступа инвалидов в здание и обязывании оборудовать вход в здание кнопками вызова удовлетворить.

Признать незаконными бездействия Администрации Сысертского городского округа и Двуреченской сельской администрации, выразившиеся в несоблюдении требований законодательства в части обеспечения инвалидам и маломобильным группам населения беспрепятственного доступа в здание Двуреченской сельской администрации; Обязать Администрацию Сысертского городского округа и Двуреченскую сельскую администрацию в срок до 1 мая 2012 года оборудовать входную группу в здание Двуреченской сельской администрации, расположенной по адресу: <адрес>, специальными приспособлениями для беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных групп населения – кнопкой вызова работников Двуреченской сельской администрации в соответствии с требованиями СНиП 35-01-2001.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца с момента изготовления путём подачи жалобы через Сысертский районный суд.

Судья: Мурашов А.С.

Решение изготовлено 20.03.2012.