по иску Сысертского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Сысертского городского округа о признании незаконным бездействия по неприятию мер на создание условий безопасного дорожного движения



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11.07.2012 Сысертский районный суд Свердловской области в составе председательствующего Мурашова А.С., с участием помощника Сысертского межрайонного прокурора Кадочниковой Е.Н., представителя ответчика Администрации Сысертского городского округа Шашмуриной Е.В., при секретаре Рыжове М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-566/2012 по исковому заявлению Сысертского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Сысертского городского округа о признании незаконным бездействия по неприятию мер на создание условий безопасного дорожного движения,

УСТАНОВИЛ:

Сысертский межрайонный прокурор обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Сысертского городского округа о признании незаконным бездействия по неприятию мер на создание условий безопасного дорожного движения, указав, что Сысертской межрайонной прокуратурой проводилась проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, в части надлежащего содержания улично-дорожной сети. Установлено, что в городе Сысерти имеют место многочисленные нарушения законодательства о безопасности дорожного движения, в части обеспечения безопасности пешеходов. Так, 09.02.2012 сотрудником ОГИБДД ММО МВД России «Сысертский» и представителем Администрации Сысертского городского округа проведено совместное обследование пешеходных переходов в г. Сысерти, которое показало следующее: отсутствует горизонтальная дорожная разметка на пешеходных переходах, а также обустроенная пешеходная дорожка на подходах к переходу по адресам: ул. Энгельса, 21, ул. Коммуны, 1, ул. Механизаторов-Трактористов, ул. Тимирязева, 81, ул. Красноармейская, 31, ул. Коммуны-Свердлова, ул. Карла Либкнехта-Коммуны, ул. Ленина-Свердлова, ул. Свердлова, 34, ул. Каменный цветок, 1, ул. Розы Люксембург, 56, ул. Орджоникидзе, 19 и 22. Помимо этого, не оборудованы дорожными знаками 5.19.1. «Пешеходный переход» пешеходные переходы по адресам: ул. Коммуны, 1, ул. Ленина-Свердлова. На пешеходном переходе ул. Механизаторов-Трактористов стойка дорожного знака загнута и не соответствует требованиям ГОСТа, а пешеходный переход по ул. Карла Либкнехта-Коммуны требует установки дорожного знака 5.19.1. «Пешеходный переход» на стойку светофора. По результатам обследования 24.02.2012 начальником ОГИБДД ММО МВД России «Сысертский» в адрес Главы Сысертского городского округа направлена информация о выявленных нарушениях, однако, до настоящего времени они не устранены. Исходя из требований действующего законодательства обязанность по содержанию автомобильных дорог местного значения, в том числе установке знаков дорожного движения и нанесению дорожной разметки, возлагается на органы местного самоуправления - Администрацию Сысертского городского округа. Таким образом, имеет место факт нарушения Администрацией Сысертского городского округа законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о безопасности дорожного движения, выразившийся в невыполнении своих полномочий по обустройству пешеходных переходов г. Сысерти дорожными знаками, разметкой и пешеходными дорожками на подходах к переходу. Между тем, отсутствие дорожных знаков, разметки и пешеходных дорожек на подходах к пешеходным переходам создают реальную угрозу безопасности дорожного движения на города Сысерти, ставят под угрозу здоровье и жизни пешеходов, а также опасность возникновения дорожно-транспортных происшествий. Нарушение прав неопределенного круга лиц на безопасность дорожного движения является следствием бездействия, то есть невыполнения требований действующего законодательства о местном самоуправлении и безопасности дорожного движения.

В судебном заседании помощник Сысертского межрайонного прокурора Кадочникова Е.Н. заявленные требования поддержала частично, с учетом установленных в судебном заседании принятых мер по ликвидации установленных нарушений, просила признать незаконным бездействие Администрации Сысертского городского округа по обустройству ряда пешеходных переходов г. Сысерти дорожными знаками, разметкой и дорожками на подходах к пешеходным переходам. Обязать ответчика в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить в соответствии с требованиями действующих технических регламентов и стандартов обустройство пешеходными дорожками на подходах к переходам на пешеходных переходах по адресам: ул. Энгельса, 21, ул. Механизаторов-Трактористов, ул. Тимирязева, 81, ул. Красноармейская, 31, ул. Коммуны-Свердлова, ул. Карла Либкнехта-Коммуны, ул. Ленина-Свердлова, ул. Розы Люксембург, 56, ул. Орджоникидзе, 19 и 22 города Сысерти. Также обязать ответчика в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить в соответствии с требованиями действующих технических регламентов и стандартов приведение на пешеходном переходе ул. Механизаторов-Трактористов стойки дорожного знака 5.19.1. «Пешеходный переход» в надлежащее состояние, и обеспечить установку дорожного знака 5.19.1. «Пешеходный переход» на стойку светофора на пешеходном переходе по ул. Карла Либкнехта-Коммуны г. Сысерти.

Представитель ответчика Администрации Сысертского городского округа Шашмурина Е.В., действующая на основании доверенности, заявленные требования не признала, указав, что большинство нарушений на сегодняшний день устранены. Просила суд в заявленных Сысертским межрайонным прокурором требованиях отказать.

Представитель третьего лица ОГИБДД по Сысертскому городскому округу, Арамильскому городскому округу в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения был извещен надлежащим образом, причины неявки не известны, об отложении слушания по делу ходатайств не заявлял.

Суд определил, рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав объяснения сторон, представителей третьих лиц, и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 132 Конституции Российской Федерации, органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

В силу статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения относится к вопросам местного значения.

Частью 2 ст. 12 Федерального закона Российской Федерации от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" установлено, что обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

В то же время, в пунктах 1, 3 статьи 13 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» закреплено, что к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности помимо прочего относятся, осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения.

Следовательно, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

Из материалов дела следует, 24.02.2012 начальник ОГИБДД ММО МВД России «Сысертский» Востриков Д.А. направил информацию о выявленных в ходе проверки обследования на пешеходных переходах недостатках 13 пешеходных переходов, расположенных в г. Сысерти главе Сысертского городского округа Старкову В.А. А именно:

-     ул. Свердлова - Трактовая (ТЦ Монетка) отсутствуют дорожные знаки 5.19.1, 5.19.2 ПДД РФ;

-     ул. Энгельса, 21 отсутствует горизонтальная дорожная разметка, отсутствует обустроенная пешеходная дорожка на подходах к переходу;

-     ул. Коммуны, 1 отсутствует горизонтальная дорожная разметка, отсутствует обустроенная пешеходная дорожка на подходах к переходу, отсутствуют дорожный знак 5.19.1 ПДД РФ;

- ул. Механизаторов-Трактористов отсутствует горизонтальная дорожная разметка, отсутствует обустроенная пешеходная дорожка на подходах к переходу, загнута стойка дорожных знаков;

- ул. Тимирязева, 81 отсутствует горизонтальная дорожная разметка, отсутствует обустроенная пешеходная дорожка на подходах к переходу;

- ул. Красноармейская, 31 отсутствует горизонтальная дорожная разметка, отсутствует обустроенная пешеходная дорожка на подходах к переходу;

- ул. Коммуны-Свердлова отсутствует горизонтальная дорожная разметка, отсутствует обустроенная пешеходная дорожка на подходах к переходу;

- ул. Карла Либкнехта - Коммуны отсутствует горизонтальная дорожная разметка, отсутствует обустроенная пешеходная дорожка на подходах к переходу, необходима установка дорожного знака на стойку светофора;

- ул. Ленина - Свердлова отсутствует горизонтальная дорожная разметка, отсутствует обустроенная пешеходная дорожка на подходах к переходу, отсутствует стойка с дорожными знаками 5.19.1, 5.19.2 ПДД РФ;

- ул. Свердлова, 34 отсутствует горизонтальная дорожная разметка, отсутствует обустроенная пешеходная дорожка на подходах к переходу;

-      ул. Каменный цветок, 1 отсутствует горизонтальная дорожная разметка, отсутствует обустроенная пешеходная дорожка на подходах к переходу;

-      ул. Р.Люксембург, 56 отсутствует горизонтальная дорожная разметка, отсутствует обустроенная пешеходная дорожка на подходах к переходу;

- ул. Орджоникидзе, 19, 22 отсутствует горизонтальная дорожная разметка, отсутствует обустроенная пешеходная дорожка на подходах к переходу;

Информацию о принятом решении по ликвидации выявленных недостатков, с данными об ответственном должностном лице просили направить в адрес ОГИБДД ММО МВД России «Сысертский». Однако предписание не было выполнено.

Данные нарушения подтверждаются актами выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения и фототаблицами к ним. (л.д. 13 – 41).

К моменту рассмотрения дела в суде ответчиком по некоторым пешеходным переходам приняты меры по ликвидации установленных нарушений.

Пунктом 4.1.1. ГОСТа Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденного Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 11.10.1993 № 221, предусмотрено, что автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов должны быть оборудованы дорожными знаками, изготовленными по ГОСТ 10807 и размещенными по ГОСТ 23457 в соответствии с утвержденной в установленном порядке дислокацией.

Как предусмотрено пунктом 4.5.1. "ГОСТ Р 52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования" (утв. Приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007 N 270-ст), тротуары или пешеходные дорожки устраивают на дорогах с твердым покрытием, проходящих через населенные пункты. На дорогах I - III категорий по ГОСТ Р 52398 тротуары обязательны на всех участках, проходящих через населенные пункты, независимо от интенсивности движения пешеходов, а также на подходах к населенным пунктам от зон отдыха при интенсивности движения пешеходов, превышающей 200 чел./сут. В населенных пунктах городского типа тротуары устраивают в соответствии с требованиями нормативных документов на планировку и застройку городских и сельских поселений. Тротуары располагают с обеих сторон дороги, а при односторонней застройке - с одной стороны. Пешеходные дорожки располагают за пределами земляного полотна.

В соответствии с п.4 ст.6 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации», органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.

Из статьи 11 вышеуказанного закона следует, что проектирование, строительство и реконструкция дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.

Статьей 13 Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, помимо прочего, отнесено осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

Согласно п. 6 статьи 3 Федерального закона под дорожной деятельностью, осуществляемой в отношении автомобильных дорог общего и не общего пользования, понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Кроме того, в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», задачами указанного закона являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

Согласно статье 12 указанного закона, ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

Из содержания п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При таких обстоятельствах неисполнение органом местного самоуправления данных требований создает угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц на безопасность дорожного движения и является следствием бездействия, то есть невыполнения требований действующего законодательства о местном самоуправлении и безопасности дорожного движения..

В связи с чем, суд приходит к выводу, что уточненные требования Сысертского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Сысертского городского округа о признании незаконным бездействия по неприятию мер на создание условий безопасного дорожного движения - подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, в соответствии со ст. ст. 197, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Иск Сысертского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Сысертского городского округа о признании незаконным бездействия по неприятию мер на создание условий безопасного дорожного движения, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации Сысертского городского округа по обустройству ряда пешеходных переходов г. Сысерти дорожными знаками, разметкой и дорожками на подходах к пешеходным переходам.

Обязать Администрацию Сысертского городского округа в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить в соответствии с требованиями действующих технических регламентов и стандартов обустройство пешеходными дорожками на подходах к переходам на пешеходных переходах по адресам: ул. Энгельса, 21, ул. Механизаторов - Трактористов, ул. Тимирязева, 81, ул. Красноармейская, 31, ул. Коммуны-Свердлова, ул. Карла Либкнехта-Коммуны, ул. Ленина - Свердлова, ул. Розы Люксембург, 56, ул. Орджоникидзе, 19 и 22 города Сысерти.

Обязать Администрацию Сысертского городского округа в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить в соответствии с требованиями действующих технических регламентов и стандартов приведение на пешеходном переходе ул. Механизаторов - Трактористов стойки дорожного знака 5.19.1. «Пешеходный переход» в надлежащее состояние, и обеспечить установку дорожного знака 5.19.1. «Пешеходный переход» на стойку светофора на пешеходном переходе по ул. Карла Либкнехта - Коммуны г. Сысерти.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Сысертский районный суд.

Судья: Мурашов А.С.

Решение изготовлено 16.07.2012