по иску Сысертского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц о возложении на Администрацию Сысертского городского округа обязанности по принятию в муниципальную собственность здания общежития



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

04.07.2012 Сысертский районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Мурашова А.С., с участием помощника Сысертского межрайонного прокурора Шариповой О.Н., представителя ответчика Администрации Сысертского городского округа Бабаева Э.А., представителей третьих лиц: ЗАО «Энергомаш (Сысерть) - Уралгидромаш» Маминой С.А., и ОАО «Уралэлектротяжмаш-Уралгидромаш» Тихониной Н.Ф., при секретаре Рыжове М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-713/2012 по исковому заявлению Сысертского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц о возложении на Администрацию Сысертского городского округа обязанности по принятию в муниципальную собственность здания общежития,

УСТАНОВИЛ:

Сысертский межрайонный прокурор обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Сысертского городского округа о возложении обязанности по принятию в муниципальную собственность здания общежития по адресу: <адрес>, указав, что спорное помещение первоначально принадлежало государственному предприятию – заводу <адрес> В соответствии с Планом приватизации завода, данное здание не вошло в состав приватизируемого имущества ОАО «Уралгидромаш», то есть являлось объектом государственной собственности. ДД.ММ.ГГГГ Министерством по управлением имущества <адрес> (до 2004 <адрес> являлось уполномоченным органом по управлению областным и федеральным имуществом) заключило с ОАО «Уралгидромаш» договор №40817810604900317040 безвозмездного пользования государственным имуществом, не включенным в уставной капитал общежитие по адресу: <адрес> для проживания работников предприятии и командировочных. В настоящее время Общежитие не находится на каком-либо праве ни у ОАО «Уралэлектротяжмаш-Уралгидромаш», ни у ЗАО «Энергомаш (Сысерть) -Уралгидромаш».

В соответствии с уведомлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, права на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> не зарегистрированы.

Согласно данных МУГИСО здание, расположенное по адресу: <адрес> Сводной описи государственной собственности <адрес> запись о регистрации объекта недвижимости отсутствует.

Как следует из информации ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ здание общежития, расположенное по адресу: <адрес> базе данных реестра федерального имущества отсутствует.

До настоящего времени спорный объект в муниципальную собственность не принят, что влечет нарушение жилищных прав граждан, проживающих в общежитии. В указанном общежитии проживают граждане, которые являются малоимущими, длительное время проработавшие на предприятии, другого жилья не имеющие. Администрацией ЗАО «Энергомаш (Сысерть) - Уралгидромаш» им чинятся препятствия в пользовании жилыми помещениями путем запрета для проживания, регистрации по месту проживания.

Согласно пункту 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №40817810604900317040 –ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся обеспечение малоимущих граждан, проживающих в городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, в соответствии с жилищным законодательством организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда.

В судебном заседании помощник Сысертского межрайонного прокурора Шарипова О.Н. заявленные уточненные исковые требования поддержала, просила признать за Сысертским городским округом право собственности на здание общежития по адресу: <адрес>; Обязать Администрацию Сысертского городского округа принять здание общежития по адресу: <адрес> в муниципальную собственность.

Представитель ответчика Администрации Сысертского городского округа Бабаев Э.А., действующий на основании доверенности, заявленные требования признал в полном объеме.

Представители третьих лиц Министерства по управлению государственным имуществом <адрес> и Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие, против удовлетворения иска не возражают.

Представители третьих лиц ЗАО «Энергомаш (Сысерть) - Уралгидромаш» Мамина С.А., и ОАО «Уралэлектротяжмаш-Уралгидромаш» Тихонина Н.Ф., действующие на основании доверенности, исковые требования не признали, указав, что истцом не соблюден порядок, предусмотренный ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Выслушав объяснения сторон, представителей третьих лиц, и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ч. 4 ст. 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.

Суд принимает признание иска ответчиком, поскольку это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы иных лиц.

Согласно приложению N 3 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", жилищный фонд отнесен к муниципальной собственности.

В соответствии с пунктом 2 этого постановления объекты, указанные в приложении N 3, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов и районов. Оформление передачи этих объектов в муниципальную собственность осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ.

Согласно пункту 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 235 "О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность", утверждение плана приватизации предприятия является решением о передаче названных объектов федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность.

В соответствии со статьей 19 Жилищного кодекса Российской Федерации общежитие относится к специализированному жилищному фонду, представляющему собой совокупность жилых помещений в общежитиях.

К объектам жилищных прав относятся жилые помещения, то есть изолированные помещения, которые являются недвижимым имуществом и пригодны для постоянного проживания граждан, в том числе расположенные в специализированном жилищном фонде.

Данное имущество (общежитие) предназначено для решения вопросов местного значения и относится к муниципальному имуществу (статьи 14 и 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").

Следовательно, обязанность муниципальных образований по принятию в муниципальную собственность жилого фонда, не вошедшего в уставный капитал приватизируемого предприятия, прямо предусмотрена нормами законодательства о приватизации.

Согласно приложению №40817810604900317040 к утвержденному ДД.ММ.ГГГГ Плану приватизации Уральского завода гидравлических машин имени ФИО7 (правопредшественник ответчика ОАО "УЭТМ-УГМ"), здание общежития вошло в перечень объектов, не подлежащих приватизации.

Таким образом, общежитие, являясь объектом жилищно-коммунального хозяйства, не вошло в состав приватизируемого имущества и подлежало передаче в муниципальную собственность в силу закона.

В пункте 5 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1997 N 15 "Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий" разъяснено, что объекты, указанные в приложении N 3 к постановлению от 27.12.1991 N 3020-1, являются объектами муниципальной собственности в силу прямого указания закона.

Распоряжением Правительства РФ от 17.10.2002 N 1453-р, утратившим силу с 14.07.2006, передача объектов жилищно-коммунального хозяйства в муниципальную собственность должна была быть завершена до 31.12.2004.

В настоящее время вопросы передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность регулируются иными правовыми актами, в частности статьей 154 Закона N 122-ФЗ.

Следовательно, у администрации возникла обязанность принять передаваемое в муниципальную собственность спорное имущество, в связи с чем, заявленные требования подлежат удовлетворению.

Доводы представителей третьих лиц о том, что спорный объект является бесхозяйным и в случае признания права муниципальной собственности будет нарушен порядок, предусмотренный ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации суд находит ошибочными, поскольку до передачи в муниципальную собственность не вошедшее в уставный капитал акционерного общества здание общежития на основании пункта 2 статьи 30 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" являлось федеральной собственностью, а не бесхозяйным объектом.

Следовательно, препятствий для передачи помещения на основании распоряжения Администрации судом не установлено.

Принятие другого решения в отношении спорного имущества в порядке, предусмотренном пунктом 11 статьи 154 Федерального закона РФ от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" не требуется в силу прямого указания закона и действия в период спорных правоотношений порядка передачи имущества в муниципальную собственность, установленного постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 235.

Согласно статье 30 ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" жилищный фонд и объекты его инфраструктуры исключены из состава приватизируемого имущества в составе имущественного комплекса унитарного предприятия с указанием на их обязательную передачу в муниципальную собственность в установленном законодательством порядке.

Положения данной нормы права корреспондируют пункту 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ, предусматривающему передачу федерального имущества в муниципальную собственность в случае, если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается.

Кроме того, по смыслу статьи 7 ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в совокупном толковании со статьей 2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" передача в ведение органов местного самоуправления жилых помещений в жилых домах, ранее принадлежавших государственным предприятиям и использовавшихся в качестве общежитий, является необходимым условием обеспечения прав граждан на приватизацию этих помещений.

Обязанность по принятию в муниципальную собственность общежития, вытекает из пункта 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ и статьи 50 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Довод о невозможности принять данный объект в муниципальную собственность, судом отклоняется, поскольку Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ не предусматривает каких-либо ограничений при передаче имущества, которое не может находиться в федеральной собственности.

Таких ограничений не содержится и в постановлении Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области и автономных округов городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность".

Спорный является муниципальной собственностью непосредственно в силу прямого указания закона и в соответствии с вышеназванным Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ, а также правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 04.12.2007 N 828-О-П, орган местного самоуправления обязан принять передаваемое имущество в соответствии с передаточным актом.

Согласно статье 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также принимая во внимание положения статьи 7 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", в собственности муниципальных образований может находиться жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда.

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 16 названного Закона к вопросам местного значения городского округа относятся обеспечение малоимущих граждан, проживающих в городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства.

Спорный объект не относится ни к одной из указанных в пункте 11 статьи 154 Закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ категорий имущества, которое может находиться в федеральной собственности, поскольку относится к жилищному фонду социального использования, предназначенному для решения вопросов местного значения и подлежащего безвозмездной передаче в муниципальную собственность в силу пункта 3 части 7 статьи 85 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Таким образом, довод Сысертского межрайонного прокурора о наличии у администрации обязанности по принятию спорных объектов в муниципальную собственность соответствует закону.

В связи с чем, суд приходит к выводу, что иск Сысертского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Сысертского городского округа подлежит удовлетворению, исходя из того, что совокупность законодательных и подзаконных нормативных актов, принимавшихся по данному вопросу, начиная с <данные изъяты> года, предусматривала передачу при приватизации предприятий принадлежащего им ранее жилого фонда и коммунальной инфраструктуры в ведение местных органов власти в целях разграничения полномочий публичных органов в отношении государственной собственности.

Поскольку спорный объект должен находиться в муниципальной собственности, расположен на территории муниципального образования и его содержание относится к вопросам местного значения, заявленные требования о признании права собственности за Сысертским городским округом также подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, в соответствии со ст. ст. 197, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

признать за Сысертским городским округом право собственности на здание общежития по адресу: <адрес>; Обязать Администрацию Сысертского городского округа принять здание общежития по адресу: <адрес> городского округа.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца с момента получения путём подачи жалобы через Сысертский районный суд.

Судья: Мурашов А.С.

Решение изготовлено 09.07.2012